Психология успеха: анализ идеологического фантома

А.Ф. БОНДАРЕНКО

Выступление на конференции по проблемам обучения и воспитания студенчества в Национальном педагогическом университете им. М.П. Драгоманова 15 апреля 2010 г. (г. Киев)

Последние социологические исследования, результатами которых поделились со мной коллеги из Института политической и социальной психологии, свидетельствуют: двумя инстанциями, которым еще доверяют граждане Украины, являются церковь и высшая школа. Недавно среди этих авторитетных инстанций была еще армия, но на сегодня нет соответствующих данных.

Таким образом, церковь и высшая школа – вот духовный и ментальный оплот нашей культуры. Отсюда вытекает наш долг, наша миссия – смочь сделать все возможное и невозможное, чтобы суметь привить нашим студентам любовь к родной культуре и к родной земле. Чем же обусловлена сложность этой действительно насущной проблемы?

Как известно, не все мысли, которые мы думаем, являются нашими собственными. Как раз наоборот. Подавляющая масса мыслей, крутящихся у нас в головах, навязаны нам извне. Пропагандой, или, как теперь выражаются, PR’ом, рекламой подбором или отбором новостей и способом их подачи, а главное – массивом пропаганды не открытой, а распыленной среди средств массовой информации в виде определенной семантики и образного ряда. Не знаю, известно ли вам, что большинство гламурных, т.е. глянцевых полноформатных изданий, которые красуются во всех киосках – суть издания, владельцы которых не являются гражданами Украины. Эти издания – имя ил легион – от журналов «Форбс», «Публичные люди», «Деньги», «Семейный уют», «Лиза», «Эгоист», «Maxim», «Cosmopolitan», «Psychologies» и до десятков подобных, принадлежат в подавляющей большинстве гражданам и корпорациям США или Западной Европы.

Я уже не говорю о телеканалах, среди которых нет ни одного общественного, а на едином государственном – УТ-1 – почти 90% времени закуплено частными компаниями.

Иными словами, мы живем в стране, население которой лишено не прав, нет, - прав у нас, как зимой снега, - возможности опираться на ценностные смыслы собственного народа, собственной культуры и в координатах родных ценностей воспитывать собственных детей. Все равно им покажут американские мультики, а в кинотеатрах американские отношения, американские деньги и храбрых американских солдат. А если и демонстрируют что-то украинское, то это зачастую нечто такое, от которого тошнит: антиинтеллектуальное, шароварное, агрессивное. А иногда и вообще не украинское, но с большой претензией на этнографическую доминанту. Наши журналисты не берут интервью у главного конструктора самого мощного грузового самолета в мире Ан-225 Балабуева Петра Васильевича и не показывают его по ТВ. Нигде не найти беседы с киевским профессором , автором знаменитейшего учебника по кардиохирургии Михаилом Францовичем Зиньковским. Не уверен, что наши студенты знают, что в 1951 году именно в Киеве была создана первая в Советском Союзе ЭВМ. Что Сергей Павлович Королев родился в семье учителей в Житомире. Что до революции 1917-го года в Киеве было 60 театров, был первый в России Институт ребенка, которым руководил проф. А.И. Сикорский, а во Фребелевском педагогическом сообществе, из которого потом выделился нынешний педуниверситет и. М.П. Драгоманова, трудилась дочь Михаила Старицкого. Кстати, мать Михаила Афанасьевича Булгакова, варвара Михайловна, работала казначеем в этом самом Фребелевском обществе.

Итак, в чем главный секрет, главный подвох, современной массовой идеологизации и населения в целом, и молодежи в частности? В том, что национальная по форме (язык, индивидуализированный взгляд на мир, вид, что речь идет об интересах страны) информационными средствами массового воздействия на самом деле прикрывается тотальная пропаганда ценностей других государств и культур, в частности протестантски-католических Соединенных Штатов Америки и протестантски-католической Западной Европы. Причем, я это подчеркиваю, современная пропаганда носит не пафосный, а тотальный обыденный характер. Прежде всего рад формирования установок в сознании и подсознании о преимуществах мира богачей, ненужности высшего образования, безусловной ценности денежных знаков, принадлежащих частным банкам (по существу, наднациональным структурам) других стран и культур без анализа того, какими средствами это богатство достигнуто, и отчего ты, он и другие граждане нашей страны должны интересоваться не ее благосостоянием, а стоимостью бумажных денег совсем других государств.

Рассмотрим в деталях, как это делается.

На первый взгляд, существующая реальность открывает перед каждым из нас, в частности, перед молодыми людьми, довольно широкий спектр возможностей. И не только открывает, но и своеобразным образом поощряет эти возможности такими, на первый взгляд, соблазнительными лозунгами: «Стань успешным!», «Будь толерантным!», «Будь современным!», «Развлекайся!» «Будь настоящим европейцем»…

Меня как психолога очень беспокоит и мнимость широких возможностей, и нищета побуждений. Достаточно напомнить, что именно под лозунгами европеизации Украины и России с Белоруссией, «освобождения Кавказа», от России Гитлер начал и вел тотальную войну против нашего народа. Нацистские плакаты «Победа Германии – свобода Европы», «Европейская миссия Германии», «Кавказ будет свободным» и сейчас легко найти в сети Интернет. Примечательно, что давно нет ни Гитлера, ни его сообщников, ни нацистского государства. Но остались те же лозунги. Это означает лишь одно: политика, породившая данные лозунги, не была придумана гитлеровцами. Она была вменена им, сформулирована как крупно оплаченный заказ совсем другими людьми, которых не только не судили в Нюрнберге, которые и сегодня пытаются отравить мир своим залежалым токсичным идеологическим наркотиком.

В этом докладе я хотел бы поделиться с вами, уважаемые коллеги, некоторыми соображениями по поводу современной психологической ситуации, в которой оказалась и наша молодежь, и мы все.

Тему доклада мне подсказали диссертации последних лет по психологии, которые мне приходилось читать как эксперту ВАК и просто как человеку, который интересуется последними новинками по своей специальности. Что поражает, так это неприкрытая конъюнктурность названий. О вариациях на тему пресловутой «психологии толерантности» просто промолчу виду явной бессмыслицы самого термина. Ведь данная идеологическая лексема фактически обслуживает пресловутый «плюрализм мнений» - идеологему, согласно которой отрицается такой важнейший атрибут мысли или действия как «истинность-неистинность», «этичность-неэтичность», «красота-уродство», «норма-аномалия». Иными словами, заведомо допустимым объявляется любое твое проявление, которое тем приемлемее чем сильнее противоречит здравому смыслу или норме т.е. чем твоя мысль или поступок абсурднее, аномальнее, тем ты «свободнее», а другие, естественно, не свободнее, т.к. обязаны терпеть («терпимость») аномальное, гадкое, анэтичное , абсурдное, глупое, наконец.

Так вот, меня огорчает количество работ, название которых имеет примерно такой вид: «Психология успешного… (идет перечисление различных социальных ролей): руководителя, менеджера, специалиста по продажам и т.п.». Подобная же ситуация наблюдается и в России. Но среди всех таких опусов выделяется диссертация «Психолого-акмеологический анализ успешного предпринимателя». Видимо, с этой диссертации, кстати, весьма интересной, и начну. Автор ее, Селиванова Любовь Васильевна, наша российская коллега. Сущность работы: установить, есть ли связь между успешностью предпринимателя и и личностными качествами? Любовь Васильевна Селиванова выделила три категории предпринимателей по параметру успешности: неуспевающие, стабильные, успешные. А теперь, как говорит Михаил Задорнов, готовьтесь. Готовы?

Неуспешные: порядочные, волевые, ответственные, честные.

Стабильные:акцентуированные по параметрам: педантичность, экзальтированность, гипертимность.

Так вот успешныеакцентуированы по таким чертам: экзальтированность, демонстративность, возбудимость, властолюбие, хитрость, эгоистичность.

Несколько слов о терминах: «акцентуированные» - политкорректная формулировка для понятия «психопатизированный» Психопат, как известно, это человек, который своими патологическими чертами характера создает для других людей неблагоприятные или ухудшающие жизненную ситуацию обстоятельства. Еще в тридцатые-сороковые годы, когда политкорректным был термин «психопат», врачи тогдашних акцентуантов, т.е. психопатов, именовали в соответствии с автором понятия французским психиатром Бенедиктом Морелем термином «дегенерат».

Каков же вывод?

«Успешные», т.е. те, кто наживается за счет других, являются по своей сути дегенератами. Иными словами, людьми, атавизм психической структуры которых, преодоленный более развитым интеллектом и этикой в других, позволяет первым, в силу своей этической примитивности, наносить вред тем, другим, благодаря обману которых они стали «успешными».

Возвращаясь к тематике диссертаций. Если Л.В. Селиванова не в восторге от полученных данных, то более приземленные диссертанты с энтузиазмом неофитов пытаются раскрыть психологическую сущность так называемой успешности менеджеров по продажам. Или знаменитую воздейственность рекламы.

А ведь на самом деле исследовательскую проблему следовало бы рассматривать совсем в другом ракурсе, а именно: благодаря чему менеджеры банков, агентств и других коммерческих учреждений способны таки обманывать людей? И в ином смысле: как противостоять рекламе и этим «успешным менеджерам»?

Что это вообще за «идеология успешности», которая насаждается в нашем обществе? Каковы ее мировоззренческие и психосоциальные истоки? В чем психологическая сущность этой идеологии и как нам ней относиться? Приведу простые примеры. Сочетаемы ли для нас слова и выражения, скажем, такого порядка: Тарас Шевченко – успешный поэт? Можем ли мы назвать Владимира Маяковского, Марину Цветаеву, Сергея Есенина «успешными поэтами»? Язык не поворачивается, не так ли? Они – великие поэты. Великие, а не успешные. Так же как Марк Цукерберг именно успешный, но вовсе не великий предприниматель. В чем же здесь дело? В чем разница между успешным и великим? И вообще, каков результат в сего этого для нашей молодежи?

На нынешний день таким результатом является идеологическое производство хипстеров. Это молодые люди, которые не одеваются в черное как готы. Не плачут, как эмо. Этим людям ничего не нужно, кроме одного определенного отношения к жизни, а именно: снобистско-потребительского. Они желают сидеть в кофейнях, обсуждать одежду, гламурные журналы и поездки в Лондон, их Мекку, вернее, их Вавилон. Их мечта – стать журналистом, дизайнером, фотографом, галеристом, диджеем. В крайнем случае – официантом в «престижном» кафе или продавцом в дорогом магазине.

Так производится идеология, которая порождает поколение, полностью зависящее от чужих ценностей и идей, поколение, готовое на все за модный аксессуар. Поколение, неспособное к производительным самостоятельным усилиям в принципе.

С другой стороны, возможен и противоположный продукт – это люди – жертвы самообмана, успех которых в том, что они начинают всей душой служить своим богатым хозяевам, отдаваясь во власть психологии лакея и становясь поклонниками чужебесия.

Как и почему так происходит?

В основе этих процессов лежат определенные ментальные механизмы. В частности, процесс идентификации, которы заставляет человека присоединиться к чему-то более мощному, чем он сам, ради чувства защищенности и ощущения силы, к которой теперь ты принадлежишь. Плюс, конечно, денежное вознаграждение. Для граждан Украины оно, в среднем, вдвое ниже, чем для таких же специалистов-компатриотов. Но на фоне наших заработков это составляет заметную разницу. Если, скажем, бельгиец получает 5000 евро в месяц, а ты – две тысячи евро, то невольно забываешь о бельгийце и думаешь о том, что твои ровесники зарабатывают по две тысячи гривен.

Вот почему для многих молодых граждан Украины гораздо приятнее чувствовать себя сотрудником транснациональной американской компании, чем низкооплачиваемым научным сотрудником какого-то там украинского института.

Подобное бывало у нас и раньше, когда сельские ребята приезжали в города, получали специальность, диплом. А потом стеснялись своих родителей, ибо, видите ли, то – деревенщина. А они уже горожане. Правда, тогда общественное мнение осуждало таких сироток при бедных родителях за отречение от родных отца и матери. А теперь наоборот – поддерживает.

Но – я хочу это подчеркнуть особо – наша миссия в государственном высшем учебном заведении состоит-то в том, чтобы способствовать формированию не психологии продажного наемника, а совсем другой психологии. Даже если это сегодня не модно. Не психологию успешного манкурта, обслуживающего чужого богатого дядю, не задаваясь высокими смыслами жизни, а психологию сына родной земли. Психологию служения Отчизне. Несмотря ни на что.

Один из моих хороших знакомых, известный в Киеве и на Украине человек из тех, кто живет в Конче-Заспе в небольшом замке и имеет прямое отношение к образованию, недавно был в Болонском университете. Расспрашивал из первых рук о Болонской декларации. Там никто не знает, что это такое и даже не слышал такого слова. Это еще раз свидетельствует о том, что политика и жизнь не имеют ничего общего. О том, что итальянцы вообще-то не собираются готовить учителей для украинского села. А почему мы так озабочены подготовкой учителей для итальянских и немецких сел? И раздуваем во все щеки пыль о том, что мы готовим специалистов, которые будут востребованы в Западной Европе? Это не просто миф. Это сознательная, хотя и бессмысленная ложь. Общеизвестны цифры о массовой безработице в Италии, в Испании, в Германии, Греции и в других западноевропейских странах.

Понимаете, о чем идет речь в современном мире?

Речь идет о том, что под лозунгами успешности, толерантности, свободы, общечеловеческих ценностей, формирования компетенций смешиваются ценности добра и зла, истины и лжи, верха и низа, нормы и патологии. Скрываются законы научные и распространяются по видом законов идеологизированные нормы, которые в действительности являются враждебными для нас, и для человечества. И на нынешний день и на перспективу. Как, например, произвольные, но замаскированные цифрами идеологические фантазии Милтона Фридмана, лауреата Нобелевской премии, о преимуществах тотальной приватизации. Или как, скажем, лживы насквозь идеологические положение о том, что свободный рынок (где и кто его когда-нибудь лицезрел?) обеспечивает экономическое процветание. На самом деле, тот тип хозяйствования, который навязан современными мальтузианцами – Милтоном Фридманом, Джорджем Соросом и их последователями – от Маргарет Тэтчер и Аугусто Пиночета до Бориса Ельцина с присными типа Егора Гайдара, Анатолия Чубайса и им подобными – обеспечивает процветание одних лишь за счет других, поскольку ориентирован не на производство, а на ростовщичество, стыдливо именуемое монетаризмом, а также на феодальную, средневековую ренту. Кстати, представители этих идеологических извращений как раз вовсе не отличаются толерантностью. Они на удивление бескомпромиссны и не толерантны. Позиция их лицемерна и крайне агрессивна *(Меня могут упрекнуть в том, что я говорю о России и Украине как о единой стране. На этот упрек я мог бы ответить, что государства -то разные, но решения Переяславской Рады от 1654 года, отчеканенном в двух выстраданных словах «Навеки вместе!», никто не отменял. Мазепа потому и предатель дважды, что не только пошел против воли своего народа, но и нарушил личную клятву в верности Петру I).

Именно архаизация сегодняшних экономических отношений воспроизводит архаичную психологию феодально-рабовладельческого типа. Воспроизводит, будто динозавров, отмершие было у нас профессии: ростовщика, пирата, проститутки, гадалки, знахаря.

По выражению И.Н. Панарина , ренессансный проект эмансипации человека незаметно был подменен фрейдовско-бентамовским проектом эмансипации примитивных инстинктов удовольствия. Стимулирование, возбуждение этих инстинктов предназначено для маскировки настоящих проблем современной жизни: проблем этических оснований тотального присвоения общенационального богатства, проблем принадлежности общегосударственных ресурсов, проблем всеобщего качества жизни и образования, проблем гармоничного развития личности и т.д.

А поскольку универсальным ключом к получению примитивных удовольствий в архаизированной системе хозяйствования есть деньги, идеология успеха означает не что иное как побуждение к зарабатыванию денежных знаков, и что хуже всего, именно тех знаков, которые принадлежат группе частных банков под названием Федеральная резервная система. Иными словами, новые и новые поколения людей принуждаются обслуживать частные интересы, воспроизводящие атавистический и порочный образ жизни.

В одном из магистерских исследований, проведенных на нашей кафедре, было проанализировано более 60 интервью с так называемыми «успешными личностями» *(Магистерское исследование О.С Коваль на тему «Психологический портрет современника», КНЛУ, 2010 г.) . Интервью из глянцевых изданий. Вы думаете, из этих 60 персонажей был хотя бы один учитель? Ученый? Инженер? Врач? Рабочий? Конечно, нет. Коммерсанты, бизнесмены, работники сферы рекламы и развлечений: продюсеры, креативщики, дизайнеры, фигуранты зрелищного и ресторанного бизнеса, а также непременные спортсмены и актеры, которые сегодня из произносителей написанных другими текстов стали стремительно преподноситься как авторы собственных.

Иными словами, люди, которые никакого реального продукта не создают. Они создают продукт ирреальный, или, как его называют теперь, виртуальный.

А теперь давайте обратимся к людям, которые создают продукт реальный. Сомнительного удовольствия, но – реальный.

Не так давно в одном из гламурных изданий (толстый дорогой журнал для успешных, конечно, людей, этический уровень которых не создает для них диссонанса совести) мне случилось просматривать репортаж о том, как изготавливают знаменитые сигары в Гондурасе. Преподносимая изюминка состояла в том, что работницы скручивают табачные листья на бедрах. Там были фотографии молодых работниц, бедер, но я обратил внимание не на то, что красочно иллюстрировалось, а на коротенькую фразу в одном из абзацев. Суть фразы заключается в том, что преуспевающий делец, который улыбался очень дружелюбно с фотографии, рассказал: одна сигара стоит от 50 до 100 долларов. За смену одна девушка (не работница, обратите внимание, - это слово не вызывает сексуальных ассоциаций, - а девушка!) скручивает около сотни сигар. Юная, ловкая! Я быстро подсчитал: за смену = 100 сигар. Шесть дней в неделю = 600 сигар. 600 сигар за 4 недели – 2400 сигар. 2400 сигар я умножил не на сто, а лишь на 50 долларов. Получилось, что одна, только одна работница создает продукта на 120 тысяч долларов за один месяц. Не буде считать чужие деньги успешного дельца. Зададимся простым вопросом: а сколько же эта работница получает за месяц своего труда? Естественно, никто этой коммерческой тайной в интервью делиться не собирался. Но не составляет никакого труда умозаключить, учитывая, что среднемесячная зарплата учителя в Гондурасе около 700 долларов США: размер заработной платы работницы табачной фабрики не составит и одной сотой доли произведенной работницей стоимости.

В свое время Лев Толстой, 100-летию со дня смерти которого отмечается в этом году, сказал о текстах К. Маркса: не понимаю, почему о таких простых вещах нужно так сложно писать.

Уточню в двух словах смысл открытия прибавочной стоимости: людям недоплачивают, вот и все!

Итак, экономический фундамент идеологии успеха – прибыль любой ценой. Этический – ложь, недоплата. Мировоззренческий – философия прагматизма, в которой понятие и стремление к истине были подменены понятием и стремлением к выгоде. Сущность прагматизма, согласно позиции его основателей - Ч. Пирса, У. Джемса, Д. Дьюи и Дж. Сантаяны заключается в том, что «понимание объекта равно совокупности наших знаний о его практическом применении». Это ложное положение я бы счел возможным опровергнуть простым примером из жизни аборигенов Южной Африки. Они из глины, которая отличается одним из наиболее высоких уровней содержания урана на планете Земля, успешно изготавливали кувшины. Можно сказать и так: успех шайки грабителей вовсе не является аргументом в поддержку воровства и грабежей.

В современном конкурентом мире, такова уж реальность, важнейшей задачей обучения является распространение деструктивных для культуры противника, конкурента ориентирующих его основ. Распространение деструктивных когнитивных и нравственных ориентиров. Неспособность этноса распознать навязанную ему деструктивную когнитивно-этическую ориентировочную основу является признаком культурной болезни этноса. Культ коммерческого успеха, безразличие к формированию враждебных отечественной культуре этических норм и идеалов, насаждению презрения и ненависти к собственной земле и культуре, отказ от рефлексии относительно терминов «свобода», «свободный рынок», «сексуальные меньшинства», «Болонская декларация» и «курс в Европу» - все это признаки интеллектуальной деградации, результата деструктивной дезориентации в пространстве этических, культурных и социальных норм нашего социума. И это не просто ментальная конструкция. Это ценностно-смысловой вектор поведения представителей целого социального слоя. Оффшорный счет в оффшорной компании, где ты владелец 100% акций – вот идеал и мотив действия этих акцентуированных смоковниц, какими бы словами и действиями они ни прикрывались. На самом деле, идеология успеха – это идеология проедания мира, а не идеология его сотворения. Их яд, который они подсовывают нашей молодежи под лозунгами «Умей продать себя! Докажи, что ты стоишь больше» - культурный вирус, поражающий достоинство и честь личности. Нам же сегодня нужны не те, кто продается. Напротив, нужны те, кто не продается. Кого не ослепляет обманный блеск денег. Мы не эмигранты на своей земле. Мы живем на родину, за которую на протяжении тысячелетий боролись наши предки, не жалея живота своего. Наша этика –э то не этика торговли и обмана. Это этика доблести, этика совести, этика истины, правды и красоты. В этом же контексте я утверждаю: нам не нужна и Западная Европа – территория, страдающая от отсутствия воды, полезных ископаемых с престарелым населением и декадентской культурой. Это мы ей нужны. Наша земля, наша вода, наши женщины и наши ресурсы. Не мы нападали на Западную Европу. Это они пытались нас покорить: и Швеция в 1708 году, и Франция в 1812, и Великобритания в 1851-53 годах, и Германия в 1941 с целым набором своих сателлитов: от Румынии, Хорватии и Италии до Словакии, Финляндии и Венгрии. Это если не считать тех двух с половиной миллионов военнослужащих из Голландии, Дании, Бельгии, Швеции, Швейцарии, Франции и Норвегии, которые воевали на стороне Германии, хотя официально правительства этих государств и не объявляли войну Советскому Союзу. Надо понять простую вещь: если против нас ведётся тотальная пропаганда, значит, с нами воюют до сих пор. Попытка привить нашим детям культ успеха и самоуничижение вместо идеалов познания и гармоничного развития, любви к Родине и отечественной культуре – позорная страница нынешней эпохи, которая, я верю, будет нами изжита.

Кстати, существуют психологические маркеры, позволяющие распознать людей, отравленных вирусом деструктивной для нас культуры. Это, во-первых, специфическое американофильство. Оно специфическое потому, что это вовсе не любовь к Америке Джека Лондона и Уильяма Фолкнера. Это не любовь к Америке Авраама Линкольна, Томаса Эдисона и Генри Форда. Это даже не любовь к Америке Поля Робсона и Дина Рида, о которых, я думаю, наша молодежь и понятия не имеет. Это любовь к Америке голливудских блокбастеров, к Америке пресловутой «Кока-Колы» и попсовой субкультуры – от поп-корна до трансового музыкального шума. Это словесные маркеры типа «yes», «ОК», «вау», и «эта страна» словно произносящий упомянутый словесный сор человек здесь, у себя дома, эмигрант. Во-вторых, это не просто пренебрежительное отношение к христианской культуре, а неприкрытая война против христианских и, в особенности, против православных ценностей.

Разгадка этой непримиримости в том, что именно в православном христианстве сама жизнь понимается как свободная подвижническая жертва, в то время как принесение другого в жертву, даже высшим целям, недопустимо. Далее: в православном христианстве человек принимается и трактуется прежде всего как труженик. Сам Христос был плотником в земной жизни. Затем: православие в особенности утверждает этику милосердия и нестяжательства. Этику не законничества, а благодати, которая в нравственном отношении гораздо выше лицемерного западного фарисейства. Напомню вам, что в свое время, тысяче лет назад, когда в Киевской Руси, как и в наши дни, распространился индифферентизм (толерантность) и скептицизм (безверие, в частности, неверие в свои силы), дух междоусобиц, а русский народ, по словам летописца, «рассыпался розно» простой киевский священник Илларион обратился к русичам с потрясающим обращением «Слово о законе и благодати». И это слово, в котором закону, имеющему частное значение, противопоставлялась благодать как универсальный принцип всечеловеческого бытия, стало культурной доминантной последующий поколений русских людей. Доминантной, позволившей пережить и преодолеть монгольское нашествии, великую Смуту XVII в., создать могучую державу…

В заключение хотелось бы подчеркнуть. Подлинные научные истины не могут противоречить подлинным истинам этическим в силу универсальности тех и других. С появлением человека природа получила возможность осмыслить себя самое в своей целокупности, в логике развития своей жизни как жизни вечно воспроизводящей себя вопреки смерти и гибели. Наука в деятельности своих величайших представителей – от Эратосфена, Иоганна Кеплера, Бернгарда Римана, Николая Ивановича Лобачевского, Александра Гумбольдта, Дмитрия Ивановича Менделеева, Анри Пуанкаре, до Владимира Ивановича Вернадского Эрнста Резерфорда, Габриэля Крона, Линдона Ларуша и других доказала: Вселенная устроена таким образом, что законы Вселенной и законы человеческого познания совпадают. Это означает, что каждый новый человек, в пластике мозга и нервной системы которого будут воспроизведены высшие и истинные способы человеческих действий, открывает в себе безграничные возможности человеческого познания и переживания мира. И в этом смысле перспективы существования человечества зависят от того, атавистические или устремленные в будущее культурные образцы будем мы прививать новым поколениям землян.

Ориентации в подлинных целях и ценностях различных типов развития человека и общества, верность духу подлинной, а не конъюнктурной науки – вот наши идеалы и устремления, которые в первую очередь необходимо прививать молодежи.

Наши рекомендации