Информационная война против россии
Информационная операция, связанная с событиями в Южной Осетии, готовилась американцами не менее года, использовались американские и европейские СМИ - сложилась глобальная система воздействия на информационные потоки, которая курируется из одного центра. «Информационную войну с Россией вел не Саакашвили, он был лишь инструментом этой войны», - говорит Игорь Панарин, - «Был создан трехзвенный штаб, который вел информационную войну: Совет Национальной безопасности США - Тбилиси (Саакашвили и его окружение) - Медиа-центр в Гори, созданный американцами по схеме, применявшейся при вторжении в Ирак».
На самом деле, информационная война против России началась задолго до военной агрессии Грузии. Скандал с перехваченной на границе, якобы российской ракетой, сбитый, якобы российский беспилотник, задержание российских миротворцев с якобы запрещенным грузом - все это была заблаговременная информационная подготовка - «Происходило формирование негативного образа России как агрессора. На такую удобренную почву потом упали информационные зерна с обвинениями России в нападении на Грузию. Россия же в ответ на все эти сбитые ракеты и беспилотные самолеты отвечала лишь оправданиями. То есть тактически мы отбивали информационные нападения, но стратегически упустили инициативу», - отмечает журналист, доктор технических наук Сергей Гриняев. Тем временем Саакашвили активно занимался заготовкой информационных образов: «Россия - агрессор» (сбиваем ракеты, шпионы-беспилотники и задерживаем запрещенные грузы), «Грузия - член цивилизованного мира» (флаг ЕС у Саакашвили всегда за спиной, интервью на чистом английском языке), «НАТО - миротворец» (Тбилиси обращается чуть что за помощью не в ООН, а в НАТО как «гарант справедливости и безопасности»). Параллельно в Европе и Америке шло формирование групп сочувствующих из представителей диаспор и правозащитно-либеральных центров.
Сергей Гриняев описывает подробно методику подготовки Тбилиси к информ-войне: «На базе канала «Триалети» был открыт информационный центр в Гори, который обслуживал грузинских и зарубежных журналистов. Российские СМИ и Интернет в Грузии были блокированы, телемосты с Европой и Америкой велись регулярно и на английском языке. Рустави-2, Имеди, Грузия-онлайн и прочие грузинские информ-ресурсы всех видов действовали в тесной спайке, единым информационным кулаком». В свою очередь Россия не сделала: «Не был создан оперативный пресс-центр в Южной Осетии. Не использовались домашние заготовки - их просто не было. МИД и Минобороны действовали нескоординировано, давали противоречивую и недостоверную информацию, которая легко опровергалась. Не были ни предварительно, ни оперативно «задушены» антироссийские интонации в комментариях ряда отечественных СМИ и отдельных журналистов», - констатирует Сергей Гриняев.
«Информационная война - реальность, а мы без штаба. Победив в вооруженном конфликте, мы проиграли информационную войну. У всех силовых и внешнеполитических ведомств есть информационные структуры, но они не сработали. Действовали нескоординировано и неэффективно», - резюмирует Леонид Шершнев, президент Фонда национальной и международной безопасности, генерал-майор в отставке, - «Герой информационной войны Виталий Чуркин - спецпредставитель России в ООН, он активно работал, доносил позицию Россию и реально происходящие факты до широкой мировой общественности». Так же эксперты отмечают активную информационную работу представителя России в НАТО Дмитрия Рогозина. Если Чуркин работал в ООН на Американском континенте, то Рогозин был российским информационным центром России на Европейском континенте. Игорь Панарин так же отметил, что от полного информационного разгрома Россию спасли отдельные удачные действия талантливых журналистов и политиков: «Эффективно действовали Шаманов и Багапш, которые в информационной среде действовали активно, профессионально, современно».
В ходе освещения пятидневной войны западные СМИ не гнушались ни фальсификаций, ни подлогов, ни затыкания рта неугодным лицам. Достаточно вспомнить как кадры горящего Цхинвала и обстрел города грузинскими «Градами», снятый каналом «Russia Today» подавались по CNN как горящий Гори и российский обстрел грузинской территории. В то же время любые попытки рассказать о событиях с точки зрения России и Южной Осетии жестко пресекались. Характерный пример - нашумевшее интервью двух осетинок на телеканале Fox, где им просто заткнули рот и убрали из эфира, когда стало ясно, что они хотят поблагодарить Россию за своё спасение.
Однако это лишь частности, которые дополняют картину. Информационное превосходство США обусловлено созданной ими глобальной медиа-средой. «В США три мощных идеологических центра - RAND Corporation, Массачусетский университет и Стэнфордский университет, формирующих идеологические клише», - говорит Игорь Панарин, - «Они разрабатывают программы, спецоперации, мероприятия, доктрины, стратегию и тактику американского продвижения, все это потом через американскую пиар-машину тиражируются по всему свету, принимается на вооружение политиками».
Телеканал CNN не случайно называют «информационным чудом XX века». Этот канал по степени влияния на аудиторию не имеет себе равных в области мировых масс-медиа, CNN также занимает лидирующие позиции по охвату зрительской аудитории. Этот американский и международный спутниковый канал, первым в мире начавший круглосуточную трансляцию новостей практически в режиме реального времени. Второй глобальный теле-гигант английский BBC так же находится под контролем американской пропаганды.
Помимо телеэфира американцы активно ведут "войну идей" и во Всемирной паутине. Работает специальная информационная программа госдепартамента под названием "Команда по цифровым внешним контактам" (Digital Outreach Team) для противодействия антиамериканской дезинформации в интернете за рубежом.
На фоне всего вышесказанного американской и западной печатной прессе отводится лишь вспомогательная - закрепляющая функция того дискурса, который формируют телевидение и Интернет.
Американская методика работы с масс-медиа во всем мире складывается из двух компонентов: «выдача денег на прямой подкуп журналистов, редакций, то есть их ангажирование и размещение материалов в нужном ключе на платной основе», - поясняет Игорь Панарин, - «и методики специальных служб - вербовка, оказание давление на руководителей СМИ или широкого спектра услуг для них». Действительно, все гениальное просто![13]
Заключение
Любое оружие обладает определенной точностью попадания в цель. Точность информационного оружия - это "расстояние" между тем, что происходит на самом деле, и тем, о чем мечталось применяющей оружие системе. При чем здесь речь идет не только о дне сегодняшнем, но в первую очередь о дне завтрашнем.
Применяя информационное оружие по противнику, агрессор тем самым применяет его и по самому себе. И кто из них раньше разрушится - это не простой вопрос, не всегда имеющий однозначный ответ. Ответ во многом определяется базовой устойчивостью системы и ее способностью вовремя и адекватно реагировать на те или иные входные данные.
Структура любой системы отражает в себе знания этой системы. Информационные воздействия изменяют знания, а значит неизбежно приводят к структурным преобразованиям пораженного информацией объекта.
Критерий возможности прогнозирования повеления информационной системы должен включать в себя знания: о целях системы (желаемое будущее), ее опыте (прошлое, как набор известных системе приемов) и текущем состоянии.
В настоящее время мир поворачивается к высоко заряженному полю битвы идей. Это уже не тот мир, в котором материальная база являлась предметом ожесточенного соперничества. В этом формирующемся мире ключ к успеху будет в умелом управлении информационными возможностями и ресурсами, т.е. стратегическом планировании и управлении.
Список литературы
1. Изотов В.П., Изотова И.В. Связи с общественностью: Основные понятия и определения. – Орел, 2006.
2. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000.
3. Фролов Д.Б. // Социология власти.-2007. – №5.
4. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. Учеб. пособие (2 изд.). – М.: Дело, 2004.
5. http://www.infwar.ru/inf_tr.php
6. http://lib.ru/SECURITY/kvn/corner.txt
7. http://www.allbest.ru/
8. http://www.grandars.ru/student/marketing/pr.html
9. http://www.be5.biz/ekonomika/m009/01.htm
10. http://evartist.narod.ru/text10/29.htm
11. http://topwar.ru/17455-voyna-v-yuzhnoy-osetii-informacionnaya-sostavlyayuschaya-konflikta.html
12. http://www.panarin.com/comment/1015
[1] http://www.infwar.ru/inf_tr.php
[2] http://lib.ru/SECURITY/kvn/corner.txt
[3] http://www.allbest.ru/
[4] Д.Б. Фролов // Социология власти.-2007. – №5. С.121-143.
[5] http://www.grandars.ru/student/marketing/pr.html
[6] http://www.be5.biz/ekonomika/m009/01.htm
[7] Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. – 176 с.
[8] Изотов В.П., Изотова И.В. Связи с общественностью: Основные понятия и определения. – Орел, 2006. – 13 с.
[9] http://evartist.narod.ru/text10/29.htm
[10] Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. – 182 с.
[11] Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. Учеб. пособие (2 изд.). – М.: Дело, 2004. – 44 с.
[12] http://topwar.ru/17455-voyna-v-yuzhnoy-osetii-informacionnaya-sostavlyayuschaya-konflikta.html
[13] http://www.panarin.com/comment/1015