Дальнейшая разработка темы. Теория: перцептивный мир - один из слоев образа мира субъекта.

Теория: перцептивный мир - один из слоев образа мира субъекта.

Психосемантика профессиональной деятельности. Значение понятия перцептивный мир для характеристики образа мира: перцептивный мир - это один из слоев образа мира субъекта.

Мир за пределами воспринимаемого. Психологическая характеристика его особенностей. В чем они? Ожидание и предвидение. Эмоциональные и когнитивные характеристики. Схемы знаемого и неопределенность реального.

Симультанное восприятие в труде. Эмоционально-смысловые характеристики перцептивных миров новичка и мастера. Источники дифференциации. Значение понятия «перцептивный мир» для понимания процессов решения сложных задач специалистом. Перцептивный мир и окружающий мир. Пространство действия. Восприятие пространственного контекста деятельности.

Объект труда в перцептивном мире.

Характеристика перцептивного мира оператора: водителя, диспетчера, машиниста. Перцептивный мир психолога, педагога, врача, руководителя. Определение понятия «перцептивный мир» в концепции локального пространства и времени Дж.Гибсона -экологический подход к зрительному восприятию. Перцептивный мир в этой концепции определяется конфигурацией отражающих плоскостей и положением источников света. Перцептивный мир в нашем представлении - совокупность движущихся и неподвижных предметов, непосредственно данных субъекту в их пространственной и временной формах. В чем особенность такого понимания?

Множественность перцептивных миров оператора: внутрикабинный мир и внекабинный. Стресс перехода от внутрикабинного мира к внекабинному. Проектирование перцептивного пространства: обзор, возможности коммуникации. Методика. Расположение точки отсчета.

Перцептивный мир, память и действие субъекта. Какую роль играет переживание дления процесса при выполнении действия?

Почему необходимо особое определение понятия «перцептивный мир», помимо понятий действия и субъекта? Соотнести понятия.

Полноценное профессиональное действие возможно при условии, если перцептивный мир остается тем же, т.е. знаком субъекту. Опознание обеспечивается памятью и восприятием.

Перцептивный мир и накопление опыта.

Действие субъекта изменяется по мере накопления опыта.

Психосемантика профессиональной деятельности. Значение понятия «перцептивный мир» для характеристики образа мира: это один из слоев образа мира субъекта. Необходимость построения понятий пространства и времени и раскрытия их связи со смыслами и значениями.

Перцептивный мир меняется в процессе профессионального становления (что это - формирование или спонтанное изменение?).

Степень симультанности служит показателем профессионального уровня специалиста. Не просто высвобождение определенной доли процессора или пропускной способности перерабатывающего канала, а степень симультанности или объем симультанного схватывания.

Почему этот принцип важен для анализа профессиональной деятельности?

Эмоционально-смысловые характеристики перцептивных миров новичка и мастера различны. Это обнаруживается в плоскости приборной доски и всех предметов кабины и в восприятии внекабинного мира. Дифференциации возникают под влиянием опасности и стремления к профессиональному продвижению, к успеху при выполнении задачи; роль поощрения и наказания, самооценки, отношения ближайшего социального окружения и др.

Значение понятия «перцептивный мир» для понимания процессов решения сложных задач специалистом. Перцептивный мир и смысловые структуры профессионального опыта.

Движение предметов в перцептивном мире и пространство-время профессионального опыта. Переживание движения и скорости.

Принцип анализа: труд предполагает не только действия и переработку информации, но и содержит необходимый элемент симультанного перцептивного схватывания, созерцания.

Почему этот принцип важен для анализа профессиональной деятельности?

Концепции восприятия в профессиональной деятельности.

Оперативный образ. Образ полета. Информационная и концептуальная модели. Определение. Сопоставление понятий.

Концепция оперативного образа. Свойства оперативного образа: прагматичность, адекватность задаче управления, специфичность, функциональная деформация, лаконичность. Область применения.

Информационная и концептуальная модели. Определение. Требования к информационным моделям. Этапы проектирования. Специфика психологической и эргономической работы на разных этапах проектирования. Как может психолог повлиять на проектирование?

Понятие образа полета. Образ полета: составляющие и примеры применения. Инструментальная и неинструментальная информация, концептуальная модель. Иллюзии крена и перевернутого полета. Устройство авиагоризонта: «вид с самолета», «вид с земли на самолет» - проблема перехода от одного к другому. Эксперименты в полете и на тренажере. Метод. Результаты.

План семинарского занятия

Занятие 8. Перцептивный мир

1. Теория: концепции восприятия в профессиональной деятельности.

2. Перцептивный мир и накопление опыта.

3. Перцептивный мир группового субъекта.

4. Множественность перцептивных миров профессионала.

5. Сопоставление понятий оперативного образа, образа полета, информационной и концептуальной моделей и перцептивного мира.

6. Проблема создания интеллектуального интерфейса.

7. Практика: проектирование и оценка рабочего пространства. Требования к информационным моделям и рабочему пространству.

Методики

1. Эксперименты в полете и на тренажере. Метод. Результаты.

2. Этапы проектирования кабины.

3. Моделирование. Эксперименты на макетах. Опрос испытателей.

4. Проектирование трудового пространства: обзор и условия коммуникации.

5. Оценка информационной модели. Процедура, приборы, результаты.

Темы для размышления

1. Характеристики мира за пределами воспринимаемого. Ожидание и предчувствие. Схемы знаемого и неопределенность реального.

2. Психосемантика профессиональной деятельности и перцептивный мир. Социально-психологические аспекты понятия «перцептивный мир».

3. Перцептивный мир меняется в процессе профессионального становления (что это - формирование или спонтанное изменение?).

4. Принцип «Я-здесь-теперь» задает особую ориентацию рассмотрения операторского труда.

5. Узнавание предметов и людей. Опознание и сознание.

6. Перцептивный мир, память и действие субъекта. Действие в полузнакомом мире; какую роль играет переживание дления процесса при выполнении действия?

Рекомендуемая литература

О с н о в н а я

Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В. А.Образ в системе психической регуляции деятельности. - М., 1986. - С. 35-43.

Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. - М., 1979. - С. 243-290.

Ошанин Д. А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии // Инженерная психология. - М., 1977. - С. 134-148.

Наши рекомендации