Методология личностно-ориентированного взаимодействия

Личностно-ориентированное воздействие осуществляется психологом-специалистом с целью развития, помощи и формирования личности обратившегося человека, ориентировка его на позицию субъекта. Личностно-ориентированное воздействие – это не любое воздействие, а грамотное воздействие профессионала, которое является носителем воли, сознания, отношений. Из этого следует, что человек должен осознать связи своего «Я» с другими «Я» и с окружающим миром в целом. Подобное предвосхищение будущего развития личности в рамках подхода, формируется у психолога на основе знаний природы личности, закономерностей развития. Такое воздействие на формирование личности, наполнено социальным смыслом в связи с тем, что психолог выступает от имени социума и его интересов. Личностно-ориентированный подход, также может применяться к детям, однако здесь на место психолога приходит педагог. Он помогает ребенку определиться со многими своими стремлениями, что в процессе работы формирует его личность [13]. Если такое воздействие будет оказываться на ребенка, то в таком случае специалист должен транслировать ему мир на уровне высоких достижений культуры, которые были наработаны человечеством в течении всего существования, излагать только грамотные и взвешенные мысли. В целом личностно-ориентированный подход, направленный на ребенка – это особый вид деятельности психолога-педагога, его тонкое прикосновение к индивидуальным особенностям, которое направлено непосредственно на раскрытие его скрытых возможностей. Воздействие на ребенка такого характера должно помогать ему стать полноценным субъектом деятельности и своей жизни.

При личностно-ориентированном подходе воздействие, осуществляемое педагогом, должно осуществляться как раскрытие, затем – демонстрация и после – передача собственного ценностного отношения педагога к окружающему миру. В таком сотрудничестве прослеживается взаимообратная связь. Насколько ярко профессионалу удастся выразить себя, свою позицию и отношение к ценностям, зависит обратная реакция участника подхода, переживающего внутри себя это отношение. Проявление переживания внешне, может выражаться в мимике, словах, поступках и др. Психологически и педагогически верно осуществляемое воздействие, способно обеспечить адекватное и часто доверительное взаимодействие специалиста с одним человеком, группой людей и даже большим коллективом. Педагогическое и психологическое воздействие это совершенно разные подходы. Педагогическое взаимодействие – это особая форма связи между участниками создаваемого процесса, в ходе которого происходит эмоциональный обмен, обогащение интеллектуальной и деятельностной сфер задействованных участников, и носит социально значимый характер [5]. Поскольку взаимодействие играет главную роль в процессе социализации, оно делится на несколько видов. Первое – прямое: непосредственное, когда контакт происходит напрямую между субъектами. Второе – косвенное: опосредованное, оно происходит через различные действия, предметы, обмен информацией и при помощи других людей.

Поскольку важные личностные качества закладываются в детстве, то сегодня свою актуальность набирает личностно-ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник», предполагающее признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, а в дальнейшем деятельности. Ребенок фактически становится партнером в образовательно-воспитательном процессе. Так мы приходим к выводу, что ученик, воспитанник, является основным субъект образовательно-воспитательного процесса.

Важнейшей целью личностно-ориентированного взаимодействия специалиста с заинтересованным в помощи лицом – это создание максимально благоприятных условий, содействие в его личностном росте и развитии и формирование нравственных ориентаций в его дальнейшем, и дальше жизненном самоопределении. Самый важнейший компонент, база, а вместе с тем и условие для формирования способностей к самоопределению, саморазвитию, самоорганизации, самореабилитации, самореализации личности остается психическое и физическое здоровье. По значимости за ним следует нравственность и способности, именно они определяют содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися. Наиболее ярко специфику личностно-ориентированного подхода можно рассмотреть на примере педагог-воспитанник. Личностному росту ребенка (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия. Определяющим фактором взаимодействия является позиция педагога [13]. Эта позиция исходит из интересов развития личности ребенка: признание, понимание, оказание ему помощи, принятие его как полноправного партнера.

Самым эффективным для развития личности и коллектива, по мнению российских ученых и практиков, остается сотрудническое взаимодействие. Характерными чертами являются их знания, доброжелательность, опора на положительные качества в личности, опора на положительные качества в личности, доверительность, активность обеих сторон, объективность, диалог.

Наиболее значимым воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно способно обеспечить равенство позиций партнеров, демонстрирует уважительное и доверительное отношение друг к другу, принятие подлинной сущности партнера, открытость, искренний обмен мнениями, отсутствие предвзятости [7]. Недопустимы подавления, равнодушие друг к другу (индифферентность), формальные отношения. Главный путь перехода к другим, наиболее плодотворным способам взаимодействия – создание условий для совместных переживаний, вклад каждого в общий результат, включение в совместную коллективную творческую деятельность, создание условий ответственной зависимости.

Подводя итог нашей курсовой работы, можно сделать вывод о том, что личностно-ориентированный подход в психологии играет важную роль в становлении личности. Вместе с тем он требует много ответственности и компетентности от специалиста-психолога. Он должен максимально грамотно подбирать инструменты и способы взаимодействия с каждым конкретным человеком. Психолог-педагог, который будет направлять процесс развития личности ребенка, берет на себя огромную ответственность, только обладая высоким профессионализмом, он сможет оказать нужную поддержку и помощь. Личностно-ориентированный подход изучался многими мастерами психологии в разных контекстах. Каждый специалист сделал свой неоценимый вклад в исследование и развитие данного направления. В данной работе мы ознакомились с взглядами и некоторыми принципиальными позициями отечественных и зарубежных авторов. Детально рассмотрели сущность личностного подхода, используемого в психологии. Охвачены подходы принимаемые при этом подходе и методология личностно-ориентированного взаимодействия

Заключение

В данной курсовой работе был изучен личностно-ориентированный подход в психологии. Личностно-ориентированный подход представляет собой не формирование полноценной личности с определенными свойствами, а возможность создания условий для полноценного развития и проявления личностный функций субъектов. Такой подход выражается в учете психологических, возрастных особенностей, профессиональных интересов, индивидуальных возможностей и потребностей каждого отдельного субъекта.

Формирование личности – необходимая предпосылка для овладения и контроля поведения, а от этого всегда зависит развитие той или иной функции. Этот процесс в целом всегда производен от развития личности и обусловлен им. Главнейшее связующее звено между жизнью личности и органической жизнью заложено в культурном развитии эмоций и влечений человека. Термин «личность» российскими психологами трактуется как определенная характеристика или некоторый уровень развития человека. Основная часть таких авторов как: В. В. Давыдов, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Н. И. Рейнвальд, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и другие, делают акцент на социальное качество личности как на одно из самых основных свойств. На рубеже 50-60-х годов прошлого века особое внимание было уделено проблеме исследования индивидуальных психических различий. К области таких специалистов относились: Теплов Б. М. и представители его психологической школы Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын и др. В своих трудах касающихся индивидуально-психологических различий они развивали важнейшую идею психологии личности – о направленности личности, которая определяет себя в склонностях к конкретной деятельности.

Поскольку важные личностные качества закладываются в детстве, то сегодня свою актуальность набирает личностно-ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник», предполагающее признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, а в дальнейшем деятельности. Ребенок фактически становится партнером в образовательно-воспитательном процессе. Так мы приходим к выводу, что ученик, воспитанник, является основным субъект образовательно-воспитательного процесса.

В ходе курсовой работы для достижения поставленной цели, мы решили следующие задачи:

· рассмотрели понятие и сущность личностно-ориентированного подхода в современной психологии;

· проанализировали различные подходы к исследованию личностно-ориентированного подхода в отечественной и зарубежной психологии;

· изучили методология личностно-ориентированного взаимодействия.

В заключении нашей курсовой работы, можно сделать вывод о том, что личностно-ориентированный подход в психологии играет важную роль в становлении личности. Вместе с тем он требует много ответственности и компетентности от специалиста-психолога. Он должен максимально грамотно подбирать инструменты и способы взаимодействия с каждым конкретным человеком. Психолог-педагог, который будет направлять процесс развития личности ребенка, берет на себя огромную ответственность, только обладая высоким профессионализмом, он сможет оказать нужную помощь и поддержку.

Список литературы

1) Бегалиева, С.Б. О личностно-ориентированном подходе как о сложном многомерном процессе / С.Б. Бегалиева, // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8–3. С. 83–85.

2) Бодня, М.С. Использование личностно-ориентированного подхода в системе образования высшей школы / М.С. Бодня // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 3. С. 83–84.

3) Бороздина, Л.В. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 2. С. 11–25.

4) Бостанджиева, Т.М. Проблема освоения профессиональными педагогами психологического содержания в личностно-ориентированном подходе / Т.М. Бостанджиева // Инновации в образовании. 2003. № 4. С. 49–56.

5) Воробьёва, А.А. Подходы к исследованию личностных черт в зарубежной и отечественной психологии / А.А. Воробьёва // В сборнике: Личность в Природе и Обществе Научные труды молодых ученых. Сер: "Психология и педагогика": составитель и научный редактор Е.Н. Полянская. Москва, 2011. С. 26–31.

6) Голубова, В.М. Исследование природы креативного мышления и креативности личности / В.М. Голубова // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-5. С. 1067–1071.

7) Гребенкина, Л.К. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в современной гуманистической педагогике / Л.К. Гребенкина // В сборнике: Концептуальные основы и технологии гуманизации образования и воспитания Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Л.К. Гребенкиной. 1997. С. 72–75.

8) Гульянц, С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций / С.М. Гульянц // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 2. С. 40–52.

9) Дежнева, В.В. Развитие мотивации при личностно-ориентированном подходе к обучению / В.В. Дежнева // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 2. С. 56–58.

10) Косарев, В.Н. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении и образовании / В.Н. Косарев, М.Ю. Рыков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2007. № 10. С. 89–94.

11) Лобанова, Н.Г. Личностно-ориентированное обучение как один из подходов профессионального воспитания / Н.Г. Лобанова // Научные исследования в образовании. 2007. № 1. С. 78–82.

12) Лобастов, Г.В. Личность и ее определения (к 90-летию Э.В. Ильенкова) / Г.В. Лобастов // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2014. № 20. С. 9–24.

13) Миронова, Г.В. Категории развития личности в традиционном подходе отечественной и зарубежной психологии / Г.В. Миронова // Перспективы науки. 2011. № 10 (25). С. 379–381.

14) Мишина, Е.И. Интегративный подход к исследованию личностной рефлексии / Е.И. Мишина // Акмеология. 2014. № S1-2. С. 159–161.

15) Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб.: "Питер", 2000. 712 с.

Наши рекомендации