Значимость тренера. С кого делать жизнь
Мое исследование показывает, что полезные и преображающие занятия спортом отличаются от плохих и деструктивных отношениями между людьми, с которыми мальчик играет, и тем, как к нему относятся в зависимости от побед или поражений в игре, и ключевую роль в обоих этих факторах играет тренер. Тренер и та эмоциональная атмосфера, которую он создает в команде, принципиально важны для развития самооценки мальчиков и их отношения друг к другу. Это задача тренера - учить мальчиков сотрудничеству и удерживать их от поведения, которое может сделать их эгоистичными, излишне агрессивными и безответственными.
Тренером может быть школьный учитель, кто-то из родителей, организовавший занятия после школы, или чей-то старший брат, который играет в спортивные игры с детьми помладше. Когда я говорю о тренерах, я имею в виду людей, которые присматривают за спортивными играми мальчиков. Многое в спортивной жизни мальчика зависит от тренера: насколько он опытен и чуток, как он учит мальчика, как работает с сильными и слабыми сторонами мальчика, в ситуациях успеха и неудачи.
Тренер - это очень важная фигура в эмоциональной жизни мальчика. Когда он или она поощряет мальчиков с любыми данными, является гарантом справедливости и излучает энергию безудержной, веселой и справедливой игры, которая стоит выше побед или поражений, тренер делает спорт для мальчиков чрезвычайно полезным преображающим опытом, о котором я говорил. С грамотным тренером, мальчик превратится из участника-одиночки в члена сплоченной команды, из того, кто просто хочет побить другого парня, в человека, который старается достичь своего личного максимума.
Тренер, который считает, что спорт - это объединяющее занятие, который с радостью принимает мальчиков с любыми навыками (и который убедится, что другие ребята тоже их Принимают) - может помочь каждому мальчику почувствовать, что он способный, умелый, что он на самом деле важен для команды. Под такого рода руководством мальчик не только сможет преодолеть свое одиночество и изоляцию, заменяя привязанностью свою давнюю автономность, но также укрепит свою самооценку. И наоборот, тренер, который высмеивает или унижает мальчиков за ошибки, который требует от мальчиков Непосильных для них результатов или который находит для них слова поддержки только тогда, когда они выигрывают, может стать для наших сыновей еще одним поводом для стыда и отчуждения, как мы их уже обсуждали, и они спрячутся под маской фальшивой самоуверенности.
Точно так же тренер, который учит ценить сбалансированную, дисциплинированную игру и личностные достижения, а не напряженную и яростную борьбу или победу как единственную цель игры, может сыграть жизненно важную роль и поможет мальчикам увидеть в спорте не тест на мужественность, а способ самосовершенствоваться физически и эмоционально.
"Мистер Хэнке - отличный тренер,- сказал о своем тренере по футболу один пятнадцатилетний школьник. - Перед тем, как мы начнем играть, он целый час занимается с нами гимнастикой. Мы делаем сотню приседаний, отжиманий, глубоких сгибаний колена, прыжков и кучу других упражнений. Думаете, тренер Хэнке просто выкрикивает приказы? Нет, он кричит, что делать, и сам одновременно это тоже делает! Он по-настоящему требовательный, но он и сам выполняет с нами все, чего ждет от нас".
Другой мальчик того же возраста похоже высказался о мистере Хэнксе: "Он классный, потому что он заставляет тебя работать, но при этом хорошо относится. Как он однажды сказал нам, что если мы не в состоянии тренироваться, нам надо просто показать это, и мы можем сказать ему, что устали, и в этот день он выберет для нас упражнения полегче. Некоторые тренеры просто орут и заставляют трудиться. Мистер Хэнке реалист. Он никогда не издевается и не унижает тебя, если что-то не получается. Он просто хочет помочь нам добиться того, на что мы способны".
Тренер может транслировать свои моральные установки без жесткости, наказаний или крика, а путем установления привязанности с мальчиками и, таким образом, становясь для них важной ролевой моделью. Как сказал мне один мальчик о своем тренере по футболу, "его золотое правило - не говорить другим, что они могут или не могут, а лишь улыбнуться и показать им, что ты сам можешь. Никто не совершенен, и единственное, что ты можешь,- это вести свою собственную игру. Наш тренер всегда приветливый и дружелюбный, что-то вроде вожатого в лагере. Он говорит нам, что если мы будем делать все хорошо, это вдохновит других людей, и они тоже будут делать хорошо".
"Чем хорош мистер Шредер,- сказал другой мальчик о том же самом тренере,- так это тем, что когда мы выигрываем матч, мы идем есть пончики и праздновать. А если мы проигрываем игру, мы все равно идем есть пончики, но уже не так оживленно".
Как наставник мальчика, тренер во многих отношениях заменяет мать и отца. Даже сын двух любящих родителей может проводить вечера в компании тренера, а не с родителями. В особенности для подростка, который порой чувствует себя оторванным и отчужденным от родителей, тренер может стать одним из немногих взрослых, к которому мальчик придет за советом, поддержкой или одобрением.
"Мистер Дженсен помог мне в трудную минуту,- говорит семнадцатилетний Гленн о своем тренере по баскетболу. - Мне пришлось сделать несколько операций для коррекции зрения. У меня были проблемы со зрением, и ребята смеялись надо мной, потому что один мой глаз выглядел потешно. Тренер Дженсен сказал им, что тех, кто будет смеяться, он выгонит из команды, и что у многих профессиональных игроков бывали проблемы со зрением. Он выпускал меня играть много раз и не кричал на меня, если я фолил. Все любят мистера Дженсена. Он классный".
У тренера есть уникальная возможность помочь мальчикам поверить в себя. Организуя занятия так, чтобы мальчики могли достигать своих личных высот, избегая стыдящих слов, внушая всем мальчикам, независимо от их умений, чувство, что они могут совершенствовать свои навыки и приносить пользу команде, тренеры помогают мальчикам понять, что спорт - это не культ соревновательности или эгоистического самовозвеличивания, а поле личностного роста.