Групповая психотерапия в клинике

Стационарная психотерапия всегда охватывает аспекты групповой психо­терапии, так как пациенты проводят большую часть своего времени с другими пациентами и в это время многократно обсуждают свои переживания и опыт в рамках и вне терапии. В зависимости от клиники и концепции оценка этих факторов различна: они приветствуются или применяются или же рассматри­ваются как вредящие и ограничиваются правилами.

Групповая терапия в рамках клиники оказывает влияние и на то, как паци­енты обращаются друг с другом в неформальных группах в свое свободное вре­мя. На фоне этого были разработаны две модели стационарной психотерапии, которые могут быть восприняты как полюса одного континуума (König, 1995): биполярная модель с различением «терапевтического пространства» и «реального пространства» (Enke, 1965, 1988) и модель, интегрирующая обе области (Janssen, 1987).

Для биполярной модели необходимо «терапевтическое пространство», где действуют «терапевтические» нормы, которые отличаются от норм повсед­невности. Так, например, в малой терапевтической группе желательным яв­ляется открытое выражение собственных переживаний, и терапевт способ­ствует этому.

– 601 –

В «реальном пространстве» клиники пациенты вместе со своими коллега­ми, сестрами и санитарами, посредством соблюдения правил внутреннего рас­порядка, получают опыт, который больше соответствует реальности, чем их повседневная жизнь. Так у них появляется возможность наблюдать за наруше­ниями межличностных отношений в рамках будней в клинике и в рамках ма­лой группы. Знания из «реального пространства», например, последствия от­крытого выражения чувств в малой группе, затем могут быть проработаны снова в защищенном пространстве терапии. Это способствует проработке и облегча­ет перенос новых выработанных навыков на социальное окружение, семью и профессиональную сферу.

Интегрирующая модель соединяет терапевтическое пространство и реаль­ное пространство. Цель вмешательства - сделать видимыми и проработать ча­сто наблюдаемые у пациентов со структурными нарушениями эффекты рас­щепления и переноса. Этого можно достигнуть (Janssen, 1987, с. 74) «только с помощью включения в терапию всех групп профессий». Применение этой мо­дели требует поэтому обучения и супервизорства со стороны опытных коллег. Конечно, существует опасность, что потребности пациентов в интимности и отграничении не будут приниматься во внимание в достаточной степени и они не будут чувствовать заинтересованности в себе («терапевтическое окружение» по Trimborn, 1983).

Интегрирующую модель не следует смешивать с концепцией «терапевти­ческой общности», которая представляется, судя по существующей литерату­ре, практически неосуществимой.

Описанные в предыдущих главах групповые методы могут комбинироваться друг с другом стационарно в рамках общего плана лечения, например вербаль­ная групповая психотерапия с группой арт-терапии и телесно ориентирован­ными групповыми методами.

В Германии, как и в других странах, стационарная психотерапия широко распространена. Большая часть терапий проходит в реабилитационных и ку­рортных клиниках, где пациенты, которые сначала не рассматривали возможность психотерапевтического разрешения своих трудностей, могут быть мотивированы к такому решению. Вплоть до 80-х годов существовало важное пока­зание для стационарной психотерапии: во многих областях попросту не было квалифицированных психотерапевтов. В этих условиях пациенты лечились от 6 до 8 недель стационарно, и затем после интервала в 1-2 года принимались на лечение снова. Показания к такой «интервальной терапии» стали реже в связи с улучшением амбулаторной ситуации. Сегодня пациенты чаще лечатся стаци­онарно или частично стационарно, когда амбулаторное излечение представля­ется невозможным или маловероятным из-за особенностей их жизненной си­туации или вида заболевания. Спектр показаний для психотерапевтического лечения в условиях стационара расширяется.

– 602 –

Отличительной чертой стационарной психотерапии является временное ограничение. При стационарной центрированной на конфликтах терапии зачастую через год после окончания терапии наблюдается дальнейшее уси­ление симптоматики и возврат нарушенных отношений (Schmidt et al., 1989; Strauss und Hess, 1993). Нередко обнаруживается также регрессивное раз­витие, после того как в условиях стационара было достигнуто достаточно значительное улучшение. Чтобы предотвратить такое развитие, была выра­ботана модель после-лечения, основным элементом которой является даль­нейшее проведение групповой психотерапии в тех же группах, что и в ста­ционаре. Значение этой модели лечения подчеркивается еще и тем, что она была разработана независимо в различных областях приблизительно одно­временно (Quint, 1972; Bräutigam, 1974, v. Rad und Rüppel, v. Rad und Werner, 1981; Janssen und Quint, 1977; Rüger, 1980, 1981). Эта модель лечения была также тщательно проверена в отношении эффективности посредством до­полнительных исследований (v. Rad und Werner, 1981; Rüger, 1981, 1986; Senf, 1995).

Наши рекомендации