Алгоритм помощи при приступе панкреатита 17 страница
АМЕША СПЕНТА (бессмертные святые) - в иранской мифологии шесть или семь божеств, сопутствующих Ахурамазде. Различные качества последнего олицетворяют святость, истину, благочестие, благомыслие и т.д. Два божества из Амеша Спента - Аша Вахита и Воху Мана. (Шахревар, Хаурват, Спента Армаити, Амиртат) вместе с Ахурамаздой составяли верховную триаду иранских богов. Амеша Спента являются покровителями священных стихий и животных. Они не однократно представали перед основателем древнеиранской религии зороастризма Заратуштрой, чтобы передать ему священное знание.
АМИДА, Амйда-буцу, Ами- да-нёрай, одно из главных божеств японской буддийской мифологии, будда (соответствует Амитабхе), владыка обетованной «чистой земли», куда попадают праведники. В «чистой земле» растут благоуханные ароматные деревья и цветы, а в реках со сладко благоухающими водами резвятся купальщики, по желанию которых вода делается горячей или холодной. Вокруг А. сложилась японская разновидность буддизма — «амидаизм». Культ А. проник в Японию сравнительно рано. Уже в 717 А. поклонялся один из деятелей раннего буддизма Гёги (668 — 749). В эпоху Хакухо-На- ра (646—794) А. почитался как один из дхьяни-будд. В учении японской секты Тэндай (9 в.) большое значение придавалось многократному повторению имени А., т. н. «нэмбуцу». На тэндайскую традицию культа А. опирались при своём возникновении чисто амидаистиче- ские японские секты 10—11 вв. — Дзёдо-сю (секта чистой земли) и Дзёдо Син-сю (истинная секта чистой земли). Обе названные секты практически считают А. главным божеством буддийского пантеона. В японских легендах А. упоминается чаще всего в жизнеописаниях праведников, посвятивших себя восхвалению А. Эти легенды составили целый жанр средневековой японской литературы — «одзёдэн», крупнейшим произведением которого является памятник «Нихон одзё гокураку ки» («Японские записи о свершивших возрождение в Стране крайней радости», 983 — 984). В комическом сюжете (запись 12 в.) мифический персонаж чёртик-«тэнгу», выдавая себя за А., без труда обманывает старого мона- ха-амидаиста.
АМИДАИЗМ –одно из течений японского буддизма, возникшее в Х11 в. Название восходит к одному из главных богов японского пантеона будде Амида (соответствует санскр. Амитабха) – владыке обетованной «чистой земли», где живут боги и перерождающиеся праведники. Основные школы (или секты) А. – Дзедо (чистая земля) и дзедо-син (истинно чистая земля). Канонические различия между ними невелики. Главная причина возникновения А. – потребность в отходе от сложностей и аристократизма предшествовавших школ, поиски форм буддизма доступных восприятию крестьянских масс. На смену философским тонкостям раннего буддизма в А. пришел культ одного только будды Амиды, подробно и красочно расписанные картины рая и ада и легкий путь спасения, к-рый требует от мирян только с искренней верой непрестанно повторять вслух или в душе мантру, прославляющую Амиду. А. стремился уменьшить разрыв в нормах поведения между духовенством и мирянами, в частности впервые разрешил буддийским священникам вступать в брак.
АМИК, в греческой мифологии великан, сын Посейдона, царь племени бебриков в Вифинии (Малая Азия). А. нападал на иноземцев, посещавших Вифинию, и убивал их ударами кулака. Когда в его страну приплыли аргонавты, А. предложил любому из них сразиться с ним в кулачном бою. Вызов принял Полидевк — один из Диоскуров, и, несмотря на страшную силу А., убил его. Согласно варианту мифа, Полидевк пощадил А. и, одержав победу, взял с него обещание впредь не нарушать законов гостеприимства и не обижать иноземцев.
АМИМОНА, в греческой мифологии одна из пятидесяти дочерей аргосского царя Даная. Посейдон, разгневавшись на аргоссцев, объявивших свою землю принадлежащей не ему, а Гере, лишил страну воды. А. с сёстрами были посланы отцом на поиски источника. Во время поисков А., метнув дротик в оленя, попала в спящего сатира, который после этого попытался овладеть ею. Спас А. неожиданно появившийся Посейдон, с которым она разделила ложе (сыном А. и Посейдона был Навплий—эпоним города Навплия). Посейдон открыл А. источники в Лерне. По другой версии, Посейдон спас А. от сатира по её мольбе, затем ударом своего трезубца выбил из скалы ключ, называвшийся сначала её именем, а затем Лернейским
АМИНОКИСЛОТЫ – базисные составляющие живой материи; сотни, или тысячи аминокислотных молекул комбинируются для создания каждой молекулы белка. Существует 20 основных типов аминокислот, используемых кодом ДНК; однако, они могут быть организованы в почти бесконечно разнообразном порядке для производства сложного множества белков, необходимого для построения биохимической оболочки тела.
АМИНОН, в осетинской мифологии страж ворот страны мёртвых, существо женского пола. Согласно мифам, А. по распоряжению властителя страны мёртвых Барастыра открывает железные ворота в страну мёртвых, куда можно попасть только до заката солнца, после этого ворота закрываются. По другим вариантам, А. стоит на дороге в загробный мир около моста и спрашивает людей, что они сделали хорошего и что дурного, и соответственно указывает им путь в рай или ад. (Ср. сохранившуюся у осетин традицию хоронить умерших до заката солнца.)
АМИНЬ( от древ. евр. «Да будет истинно верно») – слово, к-рым завершеются христианские молитвы, проповеди, святые тексты (евангелия, послания и др.). Заимствовано из богослужения древ. евр.; по происхождению – колдовское заклятие.
АМИРАНИ, в грузинской мифологии герой; главный персонаж эпоса «Ами- раниани». Сказания об А. зафиксированы в Грузии повсеместно, на всех диалектах грузинского языка, что свидетельствует о формировании образа на ранней стадии этногенеза грузинского народа (варианты записаны также и у родственных грузинам народов Кавказа). Образ А. прослеживается в археологических памятниках, которые датируются 3-м тыс. до н. э. (бронзовый пояс из Мцхеты, Казбегский клад, Триалетский серебряный кубок). А. рождён богиней охоты Дали от смертного безымянного охотника (абхазский вариант рождения А. в результате непорочного зачатия, вероятно, восходит к эпохе матриархата; в некоторых более поздних вариантах отцом А. называется кузнец или крестьянин). Преждевременно рождённый А. дозревал в желудке быка (тёлки). Божественное происхождение А. отмечено изображением луны и солнца на его плечах, а также тем, что некоторые части его тела были золотыми. А. огромного роста, глаза у него с сито, он похож на чёрную тучу, готовую разразиться ливнем. А. наделён неутомимостью волка, силой двенадцати пар быков и буйволов, стремительностью, с какой летит вниз с горы бревно; он настолько могуч, что земля с трудом выдерживает его (хотя он и не может тягаться силой и ростом с Амбри). Чаще всего сила А. приписывается магическому благословению крёстного отца (несомненно, мотив крещения уже после распространения христианства вытеснил более древний мотив инициации), но иногда связывается с омовением А. в воде волшебного родника, владыкой которого является Игри-батони. В подвигах А. (борьба с дэвами, вешапи), которые он совершает вместе со своими «побратимами» Бадри и Усипи, отчётливо видна связь с космогоническими мотивами. Вешапи проглатывает А., но последний, разрезав его чрево, выходит вовне обновлённым. При этом А. вставляет в разрез рёбер вешапи плетёнку, чтобы поглощённое драконом солнце могло сжечь её и освободиться из чрева. А. похищает небесную деву Калгари, вероятно, олицетворяющую небесный огонь и живущую в заморской стране или башне, висящей над пучиной моря, одолев в битве отца Камари, бога-повелителя погоды и грозовых туч. А. обучает людей кузнечному делу; он сам первоклассный кузнец, умеющий ковать мечи (тяжёлый меч — непременный атрибут А.). В образе А. проявляются и другие черты культурного героя. В западно-грузинском и абхазском вариантах он уничтожает вредные растения.
За богоборчество А. прикован к скале в пещере Кавказского хребта. Ему постоянно клюёт печень орёл, а преданная А. собака лижет цепь, стараясь истончить её. Однако ежегодно в четверг страстной недели (в тушетском варианте — в ночь под Рождество) приставленные богом кузнецы обновляют цепь. По древним поверьям, раз в семь лет пещера разверзается, и можно увидеть А.
С распространением христианства А. приобретает характер героя-мученика и в этом качестве соперничает с Иисусом Христом, Георгием, Илиёй и др.
Сказания об А. получили отражение и развитие в средневековой грузинской литературе, в частности в поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
А. типологически близок Прометею и Абрскилу.
АМИРТАТ- в древнеиранской мифологии - Один из 6огов Амеша-Спента. "Бессмертие". Покровитель Растений. Божественный брат-близнец Хаурвата. Связан с "живой", горячей водой, пробуждающей жизнь и силы, с управлением временем, достижением бессмертия, с любовью, экстазом, с достижением высшего блаженства, с радостью и очищающим смехом. Символ - золотая чаша с "живой" водой. Защищает жизнь всего того, что должно родиться: людей, животных, растений. Как покровитель Любви, охраняет детей в первые семь лет их жизни.
АМИСАН, в корейской мифологии гора. Согласно легенде, у подножия А. жили вместе с матерью брат и сестра, великаны. Однажды они решили состязаться в силе и выносливости. Проигравшему грозила смерть. Брат должен был в тяжёлых башмаках на железной подошве пройти за день путь в 150 вёрст до столицы и обратно, а сестра — воздвигнуть каменную стену вокруг А. Когда к вечеру стена была почти сооружена (кроме ворот), мать позвала дочь поесть. Брат тем временем вернулся и, выиграв, отрубил сестре голову. Вскоре мать сообщила ему, что она виновата в том, что его сестра не закончила стену. Тогда он решил лучше погибнуть, чем жить бесчестным. Он вонзил себе в грудь меч, который, отлетев, ударился о гребень горы А. и сделал на нём впадину, как у двугорбого верблюда. Гора А. находится в провинции Чхун- чхон-Пукто.
АМИТАБХА (санскр. «неизмеримый свет»), в некоторых текстах «Амитак»с (санскр. «неизмеримая жизнь»), один из будд в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны. Упоминания об А. отсутствуют в литературе хинаяны. Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об А., является сутра «Сукхавативьюха». До достижения состояния будды А. был бодхисатвой по имени Дхармакара. Много кальп назад он принял решение создать особое поле будды, обладающее всеми совершенствами, где могли бы возрождаться все страдающие существа, уверовавшие в А. После достижения состояния будды А. создал это поле — рай сукхавати и стал им управлять. В «Амитаюрдхьяна-сутре» приводятся способы созерцания (в общей сложности шестнадцать), при помощи которых можно достичь сукхавати. Культ А. возник, по всей вероятности, в Индии в начале нашей эры, о чём свидетельствуют известия китайских путешественников и сочинения таких авторов, как Нагарджуна и Асанга. Особенно широкое распространение культ А. получил в Японии, где А. известен как Амида. В вадж- раяне А. — один из пяти т. н. дхьяни-будд (см. в ст. Будда), глава семьи лотоса. мандаледхьяни-будд А. находится на западе, он красного цвета, сидит на павлиньем троне в позе созерцания, держа чашу подаяния в руках. Его праджней (женским соответствием) считается Пандаравасини, и из неё эманирует бодхисатва Авалокитешвара. Земным соответствием А. считают Шакьямуни. Ваджраянский А. широко почитается в Тибете и в других странах распространения тибетского буддизма. Его земным проявлением считают панчен-ламу. Иконография А. популярна у буддистов Центральной Азии и Южной Сибири (Тибет, Монголия, Бурятия). В поздней ваджраяне А. и Амита- юс чётко различаются и имеют каждый свою иконографию. В Китае при династии Тан (618—907) повсеместно были распространены стенные росписи и иконы с изображением сукхавати в центре с А., окружённым сонмом святых, перед которыми возле лотосового пруда играют музыканты и пляшут танцоры. Композиции с сукхавати во множестве есть в пещерных храмах Дуньхуана (провинция Гань- су). Молитвенные обращения к Ами- табхе — «Амито-фо!» (кит. транскрипция санскр. имени) обычны среди масс китайских буддистов. В Корее А. известен как Амитха.
АМИША СПЕНТА (авест., «бессмертные святые»), Амшаспанд, в иранской мифологии шесть или семь божеств, ближайшее окружение верховного божества Ахурамазды. Ранние тексты изображают их существами нейтрального рода, другие — мужского и женского, третьи — только мужского. В период раннего средневековья А. С. часто воспринимались как единый персонаж. Многие исследователи, отрицая самостоятельность каждого из А. С., склонны были видеть в них аспекты, аллегории благих качеств Ахурамазды, его эманации. Однако имена пяти А. С. имеют точные соответствия в ведийской мифологии, что указывает на индоиранские истоки их образов как самостоятельных божеств, а их система в целом повторяет древнюю индоиранскую и индоевропейскую схему пантеона. В состав А. С. входили: Спента Майнью («святой дух»), творческая ипостась Ахурамазды; Воху Мана («благая мысль»); Аша Вахишта («истина»); Хшатра Вайрья («власть», с оттенком значения «царство божие»); Армайти (Арматай, «благочестие»); Аурват (Хаурватат, «целостность», как полнота физического существования, противоположность болезни, смерти, старости); Амертат («обессмертив»). До сложения маздеизма, а впоследствии вне её ортодоксальной систематики Армайти считалась богиней земли, иногда женой либо сестрой Ахурамазды, пребывающей с ним в кровнородственном браке. В поздних текстах имеют противников из сил тьмы (судя по сообщениям Плутарха, эта дуалистическая оппозиция была известна уже греческому автору 4 в. до н. э. Феопомпу). А. С. считали также покровителями священных стихий и животных: Воху Мана — покровитель скота, Аша Вахишта — огня, Хшатра Вайрья — металлов, Армайти — земли, Аурват — воды, Амертат — растений. Известен миф о поочерёдном общении Заратуштры с каждым из А. С. в различных географических пунктах западного Ирана. Эти семь явлений А. С. пророку послужили началом утверждению на земле зороастрийской веры. Каждый из А. С. в качестве отличительного символа имел свой цветок, например Воху Мана — белый или жёлтый жасмин, Армайти — ползучую мускусную розу, Аурват— лилию и т. д.
АМИТАЮС (санскр., тиб. «цхе дпаг мед»; кит. «у лян шоу», «неизмеримая жизнь»), божество долголетия в буддизме, особая форма будды Амитабхи. Наиболее ранние упоминания об А. содержатся в «Сукхавативьюхе» (1 в. н. э.), где он фигурирует в качестве одного из эпитетов будды Амитабхи, обладающего «неизмеримой жизнью». Постепенно эта особенность Амитабхи начинает выделяться из ряда других его свойств, и в «Амитаюрдхьяна-сутре» (7 в.?) А. является уже одним из основных названий Амитабхи. Представления об А. как особой форме Амитабхи возникло, по-видимому, вследствие характерной для ваджраяны персонификации различных свойств и признаков главных божеств пантеона. Вопрос о времени возникновения кулэтнической среде, в которой он появился, решается на основании того, что в ваджраянских текстах 11 —12 вв. («Садханамала» и «Нишпанайогавали») упоминаний об А. нет. Его изображения не обнаружены в числе известных памятников буддийского искусства Непала, Кашмира и восточной части Центральной Азии (Дуньхуан — 6 —10 вв., и Ха- ра-Хото — 10—12 вв.). С другой стороны, самый ранний из известных текстов, в которых А. выступает как самостоятельное божество, — молитва, приписываемая Цзонкабе (1357 —1419). Это позволяет предположить, что культ А. возник в Тибете в 13 —14 вв. Наибольшего распространения поклонение А. достигло в 16—18 вв. в Тибете и в Монголии, а также в Китае, где А. вошёл в состав смешанного буддийско-даосского пантеона. В молитвах, обращённых к нему, содержатся просьбы о даровании не только долгой жизни, но и здоровья и богатства.
АММ, в йеменской мифологии божество, почитавшееся в государстве Катабан; бог луны, бог-предок, покровитель и владыка страны. Обладал также чертами бога земледелия. Возможно, ипостась Илу, слово «А.» [«дядя (со стороны отца)»], вероятно, являлось первоначально прозвищем, заменявшим запретное имя бога. В катабанском пантеоне А. занимал второе место, вслед за Астаром, третье место — сын А. и его супруги Асират — Анбай. Государство обозначалось «А. и Анбай и... (имя правителя) и Катабан»; катабанцы именовались «дети А.»; законы страны принимались в храме А. Хатабум (находившемся в столице Катабана Тимна) «по решению» А. Его священным животным был бык, символами — молния и серп луны (ср. Алмаках). А. почитался во многих ипостасях, которые назывались по соответствующему храму, местности или функции ипостаси. А., видимо, родствен западносемитский бог луны Амму, очевидно, тождественный Иариху.
АММА, в мифологии догонов верховное божество, демиург. Согласно одному из вариантов мифа о сотворении, вначале А., подобно гончару, создал солнце и луну. Солнце раскалено добела, его окружает спираль из восьми витков красной меди, а луну — такая же спираль из белой меди. Звёзды — это глиняные шарики, которые А. бросил в пространство. Землёй стал сжатый А. и пущенный им в пространство ком глины, который принял форму женского тела. Будучи одинок, А. сделал землю своей супругой. Первому совокуплению А. с землёй помешал термитник, который ему пришлось срезать (эксцизия). Это привело к аномалии — рождению непарного существа — шакала Иуругу (при благоприятных обстоятельствах должны были родиться близнецы). Во второй приход А. к своей супруге дождь, божественное семя, оплодотворил землю, и родились близнецы Номмо. После того как Йуругу совершил инцест, соединившись со своей матерью и таким образом осквернив землю, А. решил создавать живые существа без её участия. Он сделал из сырой глины первую человеческую пару (мужчину и женщину). Номмо, предвидевшие, что первоначальному правилу рождения близнецов грозит исчезновение, а это может вызвать отрицательные последствия, начертили на земле два контура — мужской и женский, один поверх другого. Благодаря этому каждое человеческое существо наделено двумя душами разных полов. Женская душа мужчины устраняется при обрезании, мужская душа женщины — при эксцизии. Человеческая пара, созданная А., породила восемь первопредков, из которых четыре старших были мужчинами, а четыре младших — женщинами. Все они были андрогинами (двуполыми) и могли самооплодотворяться. От них произошли восемь родов догонов.
АММА(сир.) – матерь духовная, т.е., к-рая принимает новоначальную инокию под свое смотрение.
АММОН(художник, искусный мастер)—а) (Вт 2.19; Пс 82.8; Ис 11.14; Иер 9.26; 25.21; 27.3; 49.1,2,6; Иез 25.2,3,5,10; Дан 11.41; Соф 2.9)—сын Лота от его младшей дочери (в Быт 19.38 назван Бен-Амми), родоначальник аммонитян и собирательное имя этого народа;
б) (4Ц 21.18,19,23-25)—сын и преемник Манассии, царь иудейский. Один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа (в 1Пар 3.14; 2Пар 33.22; Иер 1.2; 25.3; Мф 1.10 назван Амон);
в) (Иер 46.25)—египетское божество в Но (Фивах), почитавшееся у египтян также высоко, как у греков Зевс (см. Но).
АММОНИТЯНЕ—народ, родственный евреям, потомки Аммона (см. Аммон,а). Они занимали пространство у реки Иавок (Чис 21.24; Вт 2.37) с главным городом Равва (см.), и вначале Моисею было запрещено Богом трогать этот народ (Вт 2.19), но позже за их враждебность им был вынесен Божий суд (Вт 23.3-4). Они были несколько раз поражены (см. Суд 11; 1Ц 11; 1Пар 19; 20) и платили дань (2Пар 26.8; 27.5). Однако они не оставили своей враждебности к евреям и уже после возвращения иудеев из плена всячески мешали им восстанавливать город и храм (Неем 4.3,7). Пророки много раз изрекали суровые пророчества на этот народ (Иер 49.1-6; Иез 21.28-32; 25.1-10; Ам 1.13-15; Соф 2.8-11) и пророчества эти не остались неисполненными. (См. народы древней Палестины)
АМНЕЗИЯ( от греч. – а – отрицательная частица и mneme – память) – нарушение памяти при различных локальных поражениях мозга. Различают две основные формы А. – ретроградная и антероградная. Ретроградная А. проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующее заболеванию (напр. травме), когда забываются события, происходившие в течении нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания. Антероградная А. – нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания. Она может охватывать различные по длительности периоды. Наиболее грубые формы А. были описаны русским психиатром С.С. Корсаковым и получила название «Корсаковский синдром». Выделяются так же формы А. соответствующие функциональным нарушением памяти (напр. постгипнотическая А. – забывание событий, происходящих во время гипнотического сеанса; защитная А, - забывание (вытеснение) неприятного, травмирующего прошлого опыта.
АМНОН (верный)—а) (2Ц 3.2; 13.2-3,6,8-10,15,20,22,26,28-29,32-33; 1Пар 3.1)—первенец Давида, родившийся в Хевроне от Ахиноамы и убитый Авессаломом за то, что он обесчестил его сестру, свою сводную сестру Фамарь;
б) (1Пар 4.20)—один из сыновей (потомков) Симеона из колена Иудина.
АМОГХАСЙДДХИ (санскр. букв, «безошибочно удачливый»), в буддийской мифологии один из будд. В текстах хинаяны и махаяны А. не упоминается, в ваджраяне А. — один из пяти т. н. дхьяни-будд, глава семьи кармы (см. Будда). В мандале дхьяни-будд А. находится на севере, он зелёного цвета, его поднятая до уровня груди правая рука символизирует бесстрашие (т. н. абхая-мудра). Его праджней (женским соответствием) является Тара и из неё эманирует бодхисатва Вишвапани. Земным проявлением А. считают будду грядущего мирового порядка Майтрею.
АМОН ( букв, «сокрытый», «потаённый»), в египетской мифологии бог солнца. Центр культа А. — Фивы, покровителем которых он считался. Священное животное А.— баран. Обычно А. изображали в виде человека (иногда с головой барана) в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Почитание А. зародилось в Верхнем Египте, в частности в Фивах, а затем распространилось на север и по всему Египту. Жена А. — богиня неба Мут, сын — бог луны Хонсу, составлявшие вместе с ним т. н. фиванскую триаду. Иногда его женой называли богиню Амаунет. Первоначально А. был близок фиванскому богу войны Монту, считавшемуся при фараонах XI династии Среднего царства (21 в. до н. э.) одним из главных божеств пантеона. С возвышением XII династии (20—18 вв. до н. э.) А. отождествляется с ним (Амон-Ра-Монту) и вскоре вытесняет его культ. В период Среднего царства с А. отождествляется также бог плодородия Мин. В эпоху XVIII (Фиванской) династии Нового царства (16 —14 вв. до н. э.) А. становится всеегипетским богом, его культ приобретает государственный характер. А. отождествляют с богом солнца Ра (Амон-Ра, впервые это имя встречается в «Текстах пирамид»), он почитается как «царь всех богов» (греч. — Амон-Ра-Сонтер, егип. — Амон-Ра-несут-нечер), считается богом-творцом, создавшим всё сущее (и в частности, его ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов). В гимнах А. говорится: «Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст»; «ты один обладаешь множеством рук, ты простираешь их к любящим тебя». А. — «владыка мира, он владеет всей землёй, в его руках списки угодий и верёвка для обмера полей». В А. невидимо (что следует из самого его имени) существуют все боги, люди, предметы. А. отождествляется с Гором (Амон-Ра-Гарахути), Хапи (Амон-Хапи), Нуном, Птахом, Хепри, Себеком, Хнумом и др. С А. связано обожествление фараона, почитавшегося как его сын во плоти (считалось, что фараон рождается от брака А. и царицы-матери, к которой бог является в образе её мужа). А. играет ведущую роль в коронационных мистериях. Рамсес II был провозглашён фараоном от имени А.: «Это истинный сын мой по плоти моей, защитник на моём престоле, владыка Египта». А. дарует победы войску фараона. В тексте, представляющем собой речь А., обращённую к фараону-завоевателю Тутмосу III, говорится: «Я даю тебе мощь и победы над всеми чужеземными странами... Я ниспровергаю твоих врагов под твои сандалии...». А. и фараон едины: оба они владыки мира, его заботливые правители. Эти представления служили укреплению существующего порядка, как установленного самим А., и власти фараона. А. почитается и как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетённых. Его называли «везир для бедных», в обращённых к нему молитвах говорится: «большие взывают к тебе, маленькие ищут тебя», «Амон, обрати ухо твоё к тому, кто беден в суде... Амон может стать везиром, чтобы освободить бедняка».
Крупнейший и наиболее древний храм А. — Карнакский (в Фивах), во время праздника А. («прекрасного праздника долины») из него при огромном стечении народа выносили на барке статую А. Воплощённое в ней божество изрекало в этот день свою волю, вещало оракулы, решало спорные дела.
Культ А. получил распространение в Куше (Древней Нубии), где также принял государственный характер. Среди многочисленных местных ипостасей А. главная роль принадлежала А. храма Напаты. Оракулы этого храма избирали царя, который после коронации, совершавшейся в храме, посещал святилища А. в Гемпатоне и Пнубсе, где подтверждалось его избрание.
АМОРАЛИЗМ (от греч. а – отрицательная частица и лат. moralis – нравственный), принцип практ. Или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общественных норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным нормам и принципам. На практике А. может быть связан с нравственной неразвитостью того или иного индивида или порождается социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории А. обычно подменяет моральные критерии улитарно-прагматическими, коньюктурно-политическими, эстетическими или же индивидуалистическими соображениями свободы, самоутверждения, наслаждения выгоды личности. Как сознательная жизненная позиция А. возник в результате изменения обычаев, традиций, норм поведения и возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В антич. обществе когда резко ускоряется ломка традиций родовых
устоев и учащается столкновение между различными обычаями и сословными нормами, А. выражается в признании полной относительности, условности и прагматичности, в отриц. Отношении к ценностям общественной культуры (киники, нек-рые софисты). В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антогонистического общества, где господствующая мораль нередко сопровождается практическим А., а оппозиция к ней зачастую переходит в неприятие нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у неко-рых идеологов молодой буржуазии и феодальной церквы (Микаавелли, Лайола) имел тот смысл, что мораль должна быть подчинена политическом задачам («цель оправдывает средства»). В наиболее циничной и человеконенавистнической форме А. проявился в идеологии и практике фашизма. В наши дни А. нередко проявляется в действиях некоторых политиков, которые используют национализм в своих политических программах (попытки фальсифицировать историю, ущемление прав других национальностей и т.д.).
АМОРРЕИ—потомки Аморрея, сына Ханаана. Они были одним из народов, населявших Палестину до прихода евреев (см. народы древней Палестины) и жили во многих ее частях—на юге (Быт 14.7), в районе Хеврона (Быт 14.13), в центральной гористой части (Чис 13.30; Нав 10.5,6), но главным образом—на восток от Иордана, от потока Арнон до горы Ермон (Вт 3.8; 4.46-48). Их главных царей—Сигона, занимавшего земли от Арнона и вдоль Иордана до самого Геннисаретского озера (Чис 21.21-26; Нав 12.2-3), и Ога, занимавшего земли далее на север (Чис 21.33-35; Нав 12.4-5), Моисей разбил, и их земли отдал коленам Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина. Но окончательно они не были истреблены и остались жить среди израильского народа (2Ц 21.2; 3Ц 9.20-21). (См. Евеи, Филистимляне)
АМОСОВНиколай Михайлович известный советский украинский кардиохирург, ученый, медик, литератор. Закончил Архангельский мед. институт и параллельно заочно инженерный институт, и тот и другой с отличием. Во время Великой Отечественной войны был полевым хирургом и прооперировал более 4000 раненых. В 1953 году защитил докторскую диссертацию и возглавил кафедру в Киевском гос. мед. институте. В 1960 г. возглавил отдел биоэнергетики института кибернетики при Академии Наук Украины. С 1983 г. директор института сердечно-сосудистой хирургии. За огромные заслуги перед Украиной признан «Человеком века» ХХ столетия, подобно Богдану Хмельницкому и Тарасу Шевченко. А. добивался успеха в любого рода деятельности, но особенно в деятельности, связанной со здоровьем. Несмотря на то, что А. по профессии был медик, его взгляды на здоровье во многом отличались от традиционно медицинских. Он считал, что современная медицина, занятая лечением болезней, практически ничего не делает в отношении здоровья человека. Она даже не может дать ему соответствующего определения. Определение здоровья как «комплекса нормальных показателей», по мнению А. не говорит ни о чем. Он заявляет, что научный подход к понятию здоровья должен быть количественным. А количество здоровья «можно определить как сумму резервных мощностей основных функциональных систем». Чем больше у человека этих «резервных мощностей» тем больше у него здоровья. Увеличить же эти мощности можно при помощи тренировки. Главная тренировка – это физические нагрузки. Они особенно полезны для сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Тренировки, связанные с физическими нагрузками должны соответствовать