Алгоритм помощи при приступе панкреатита 17 страница

АМЕША СПЕНТА (бессмертные святые) - в иранской мифологии шесть или семь божеств, сопутствующих Ахурамазде. Различные качества последнего олицетворяют святость, истину, благочестие, благомыслие и т.д. Два божества из Амеша Спента - Аша Вахита и Воху Мана. (Шахревар, Хаурват, Спента Армаити, Амиртат) вместе с Ахурамаздой составяли верховную триаду иранских богов. Амеша Спента являются покровителями священных стихий и животных. Они не однократно представали перед основателем древнеиранской религии зороастризма Заратуштрой, чтобы передать ему священное знание.

АМИДА, Амйда-буцу, Ами- да-нёрай, одно из главных божеств японской буддийской мифологии, буд­да (соответствует Амитабхе), влады­ка обетованной «чистой земли», куда попадают праведники. В «чистой зем­ле» растут благоуханные ароматные деревья и цветы, а в реках со сладко благоухающими водами резвятся ку­пальщики, по желанию которых вода делается горячей или холодной. Во­круг А. сложилась японская разно­видность буддизма — «амидаизм». Культ А. проник в Японию сравни­тельно рано. Уже в 717 А. поклонялся один из деятелей раннего буддизма Гёги (668 — 749). В эпоху Хакухо-На- ра (646—794) А. почитался как один из дхьяни-будд. В учении японской секты Тэндай (9 в.) большое значение придавалось многократному повторению имени А., т. н. «нэмбуцу». На тэндайскую тра­дицию культа А. опирались при своём возникновении чисто амидаистиче- ские японские секты 10—11 вв. — Дзёдо-сю (секта чистой земли) и Дзёдо Син-сю (истинная секта чистой земли). Обе названные секты практи­чески считают А. главным божеством буддийского пантеона. В японских легендах А. упоминается чаще всего в жизнеописаниях правед­ников, посвятивших себя восхвале­нию А. Эти легенды составили целый жанр средневековой японской лите­ратуры — «одзёдэн», крупнейшим про­изведением которого является памят­ник «Нихон одзё гокураку ки» («Японские записи о свершивших воз­рождение в Стране крайней радости», 983 — 984). В комическом сюжете (запись 12 в.) мифический персонаж чёртик-«тэнгу», выдавая себя за А., без труда обманывает старого мона- ха-амидаиста.

АМИДАИЗМ –одно из течений японского буддизма, возникшее в Х11 в. Название восходит к одному из главных богов японского пантеона будде Амида (соответствует санскр. Амитабха) – владыке обетованной «чистой земли», где живут боги и перерождающиеся праведники. Основные школы (или секты) А. – Дзедо (чистая земля) и дзедо-син (истинно чистая земля). Канонические различия между ними невелики. Главная причина возникновения А. – потребность в отходе от сложностей и аристократизма предшествовавших школ, поиски форм буддизма доступных восприятию крестьянских масс. На смену философским тонкостям раннего буддизма в А. пришел культ одного только будды Амиды, подробно и красочно расписанные картины рая и ада и легкий путь спасения, к-рый требует от мирян только с искренней верой непрестанно повторять вслух или в душе мантру, прославляющую Амиду. А. стремился уменьшить разрыв в нормах поведения между духовенством и мирянами, в частности впервые разрешил буддийским священникам вступать в брак.

АМИК, в греческой мифо­логии великан, сын Посейдона, царь племени бебриков в Вифинии (Малая Азия). А. нападал на иноземцев, по­сещавших Вифинию, и убивал их уда­рами кулака. Когда в его страну при­плыли аргонавты, А. предложил любому из них сразиться с ним в кулачном бою. Вызов принял Поли­девк — один из Диоскуров, и, не­смотря на страшную силу А., убил его. Согласно варианту мифа, Полидевк пощадил А. и, одержав победу, взял с него обещание впредь не нарушать законов гостеприимства и не оби­жать иноземцев.

АМИМОНА, в греческой мифологии одна из пятидесяти доче­рей аргосского царя Даная. Посей­дон, разгневавшись на аргоссцев, объявивших свою землю принадлежа­щей не ему, а Гере, лишил страну воды. А. с сёстрами были посланы отцом на поиски источника. Во время поисков А., метнув дротик в оленя, попала в спящего сатира, который после этого попытался овладеть ею. Спас А. неожиданно появившийся Посейдон, с которым она разделила ложе (сыном А. и Посейдона был Навплий—эпоним города Навплия). Посейдон открыл А. источники в Лерне. По другой версии, Посейдон спас А. от сатира по её мольбе, затем ударом своего трезубца выбил из скалы ключ, называвшийся сначала её именем, а затем Лернейским

АМИНОКИСЛОТЫ – базисные составляющие живой материи; сотни, или тысячи аминокислотных молекул комбинируются для создания каждой молекулы белка. Существует 20 основных типов аминокислот, используемых кодом ДНК; однако, они могут быть организованы в почти бесконечно разнообразном порядке для производства сложного множества белков, необходимого для построения биохимической оболочки тела.

АМИНОН, в осетинской мифологии страж ворот страны мёртвых, суще­ство женского пола. Согласно мифам, А. по распоряжению властителя стра­ны мёртвых Барастыра открывает железные ворота в страну мёртвых, куда можно попасть только до заката солнца, после этого ворота закрыва­ются. По другим вариантам, А. стоит на дороге в загробный мир около мо­ста и спрашивает людей, что они сде­лали хорошего и что дурного, и соответственно указывает им путь в рай или ад. (Ср. сохранившуюся у осетин традицию хоронить умерших до заката солнца.)

АМИНЬ( от древ. евр. «Да будет истинно верно») – слово, к-рым завершеются христианские молитвы, проповеди, святые тексты (евангелия, послания и др.). Заимствовано из богослужения древ. евр.; по происхождению – колдовское заклятие.

АМИРАНИ, в грузинской мифологии герой; главный персонаж эпоса «Ами- раниани». Сказания об А. зафикси­рованы в Грузии повсеместно, на всех диалектах грузинского языка, что свидетельствует о формировании образа на ранней стадии этногенеза грузинского народа (варианты записа­ны также и у родственных грузинам народов Кавказа). Образ А. просле­живается в археологических памят­никах, которые датируются 3-м тыс. до н. э. (бронзовый пояс из Мцхеты, Казбегский клад, Триалетский сереб­ряный кубок). А. рождён богиней охо­ты Дали от смертного безымянного охотника (абхазский вариант рожде­ния А. в результате непорочного за­чатия, вероятно, восходит к эпохе матриархата; в некоторых более позд­них вариантах отцом А. называется кузнец или крестьянин). Преждевре­менно рождённый А. дозревал в же­лудке быка (тёлки). Божественное происхождение А. отмечено изображе­нием луны и солнца на его плечах, а также тем, что некоторые части его тела были золотыми. А. огромного роста, глаза у него с сито, он похож на чёрную тучу, готовую разразиться ливнем. А. наделён неутомимостью волка, силой двенадцати пар быков и буйволов, стремительностью, с какой летит вниз с горы бревно; он настолько могуч, что земля с трудом выдержива­ет его (хотя он и не может тягаться си­лой и ростом с Амбри). Чаще всего сила А. приписывается магическому благословению крёстного отца (не­сомненно, мотив крещения уже после распространения христианства вы­теснил более древний мотив инициа­ции), но иногда связывается с омо­вением А. в воде волшебного родника, владыкой которого является Игри-батони. В подвигах А. (борьба с дэвами, вешапи), которые он совершает вместе со своими «побратимами» Бадри и Усипи, отчётливо видна связь с кос­могоническими мотивами. Вешапи проглатывает А., но последний, раз­резав его чрево, выходит вовне об­новлённым. При этом А. вставляет в разрез рёбер вешапи плетёнку, чтобы поглощённое драконом солнце могло сжечь её и освободиться из чре­ва. А. похищает небесную деву Ка­лгари, вероятно, олицетворяющую не­бесный огонь и живущую в заморской стране или башне, висящей над пу­чиной моря, одолев в битве отца Камари, бога-повелителя погоды и грозовых туч. А. обучает людей куз­нечному делу; он сам первоклассный кузнец, умеющий ковать мечи (тяжё­лый меч — непременный атрибут А.). В образе А. проявляются и другие черты культурного героя. В западно-грузинском и абхазском вариантах он уничтожает вредные растения.

За богоборчество А. прикован к скале в пещере Кавказского хребта. Ему постоянно клюёт печень орёл, а преданная А. собака лижет цепь, стараясь истончить её. Однако еже­годно в четверг страстной недели (в тушетском варианте — в ночь под Рождество) приставленные богом куз­нецы обновляют цепь. По древним поверьям, раз в семь лет пещера раз­верзается, и можно увидеть А.

С распространением христианства А. приобретает характер героя-муче­ника и в этом качестве соперничает с Иисусом Христом, Георгием, Илиёй и др.

Сказания об А. получили отраже­ние и развитие в средневековой гру­зинской литературе, в частности в поэме Ш. Руставели «Витязь в тиг­ровой шкуре».

А. типологически близок Проме­тею и Абрскилу.

АМИРТАТ- в древнеиранской мифологии - Один из 6огов Амеша-Спента. "Бессмертие". Покровитель Растений. Божественный брат-близнец Хаурвата. Связан с "живой", горячей водой, пробуждающей жизнь и силы, с управлением временем, достижением бессмертия, с любовью, экстазом, с достижением высшего блаженства, с радостью и очищающим смехом. Символ - золотая чаша с "живой" водой. Защищает жизнь всего того, что должно родиться: людей, животных, растений. Как покровитель Любви, охраняет детей в первые семь лет их жизни.

АМИСАН, в корейской мифологии го­ра. Согласно легенде, у подножия А. жили вместе с матерью брат и сестра, великаны. Однажды они решили со­стязаться в силе и выносливости. Про­игравшему грозила смерть. Брат должен был в тяжёлых башмаках на железной подошве пройти за день путь в 150 вёрст до столицы и обратно, а сестра — воздвигнуть каменную стену вокруг А. Когда к вечеру стена была почти сооружена (кроме ворот), мать позвала дочь поесть. Брат тем време­нем вернулся и, выиграв, отрубил се­стре голову. Вскоре мать сообщила ему, что она виновата в том, что его сестра не закончила стену. Тогда он решил лучше погибнуть, чем жить бесчестным. Он вонзил себе в грудь меч, который, отлетев, ударился о гребень горы А. и сделал на нём впа­дину, как у двугорбого верблюда. Гора А. находится в провинции Чхун- чхон-Пукто.

АМИТАБХА (санскр. «не­измеримый свет»), в некоторых тек­стах «Амитак»с (санскр. «неизмеримая жизнь»), один из будд в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны. Упоминания об А. отсут­ствуют в литературе хинаяны. Основ­ным каноническим текстом, связанным с представлениями об А., является сутра «Сукхавативьюха». До дости­жения состояния будды А. был бодхисатвой по имени Дхармакара. Мно­го кальп назад он принял решение соз­дать особое поле будды, обладающее всеми совер­шенствами, где могли бы возрождать­ся все страдающие существа, уверо­вавшие в А. После достижения состояния будды А. создал это поле — рай сукхавати и стал им управлять. В «Амитаюрдхьяна-сутре» приводятся способы созерцания (в общей сложности шестнадцать), при помощи которых можно достичь сукха­вати. Культ А. возник, по всей веро­ятности, в Индии в начале нашей эры, о чём свидетельствуют известия китайских путешественников и сочи­нения таких авторов, как Нагарджуна и Асанга. Особенно широкое распро­странение культ А. получил в Японии, где А. известен как Амида. В вадж- раяне А. — один из пяти т. н. дхьяни-будд (см. в ст. Будда), глава семьи лотоса. мандаледхьяни-будд А. на­ходится на западе, он красного цвета, сидит на павлиньем тро­не в позе созерцания, держа чашу подаяния в руках. Его праджней (женским соответствием) считается Пандаравасини, и из неё эманирует бодхисатва Авалокитешвара. Зем­ным соответствием А. считают Шакьямуни. Ваджраянский А. широко почи­тается в Тибете и в других странах распространения тибетского буддизма. Его земным проявлением считают панчен-ламу. Иконография А. по­пулярна у буддистов Центральной Азии и Южной Сибири (Тибет, Мон­голия, Бурятия). В поздней ваджраяне А. и Амита- юс чётко различаются и имеют каж­дый свою иконографию. В Китае при династии Тан (618—907) повсеместно были распространены стенные росписи и иконы с изображением сукхавати в центре с А., окружённым сонмом святых, перед которыми возле лото­сового пруда играют музыканты и пляшут танцоры. Композиции с сукха­вати во множестве есть в пещерных храмах Дуньхуана (провинция Гань- су). Молитвенные обращения к Ами- табхе — «Амито-фо!» (кит. транскрип­ция санскр. имени) обычны среди масс китайских буддистов. В Корее А. известен как Амитха.

АМИША СПЕНТА (авест., «бессмерт­ные святые»), Амшаспанд, в иранской мифологии шесть или семь божеств, ближайшее окру­жение верховного божества Ахура­мазды. Ранние тексты изображают их существами нейтрального рода, другие — мужского и женского, третьи — только мужского. В период раннего средневековья А. С. часто восприни­мались как единый персонаж. Многие исследователи, отрицая самостоя­тельность каждого из А. С., склонны были видеть в них аспекты, аллегории благих качеств Ахурамазды, его эма­нации. Однако имена пяти А. С. имеют точные соответствия в ведийской мифологии, что указывает на индо­иранские истоки их образов как са­мостоятельных божеств, а их система в целом повторяет древнюю индо­иранскую и индоевропейскую схему пантеона. В со­став А. С. входили: Спента Майнью («святой дух»), творческая ипостась Ахурамазды; Воху Мана («благая мысль»); Аша Вахишта («истина»); Хшатра Вайрья («власть», с оттен­ком значения «царство божие»); Армайти (Арматай, «благочестие»); Аурват (Хаурватат, «целостность», как полнота физического существо­вания, противоположность болезни, смерти, старости); Амертат («обес­смертив»). До сложения маздеизма, а впослед­ствии вне её ортодоксальной систе­матики Армайти считалась богиней земли, иногда женой либо сестрой Аху­рамазды, пребывающей с ним в кров­нородственном браке. В поздних тек­стах имеют противников из сил тьмы (судя по сообщениям Плутарха, эта дуалистическая оппозиция была из­вестна уже греческому автору 4 в. до н. э. Феопомпу). А. С. считали также покровителями священных стихий и животных: Воху Мана — покровитель скота, Аша Вахишта — огня, Хшатра Вайрья — металлов, Армайти — зем­ли, Аурват — воды, Амертат — ра­стений. Известен миф о поочерёдном общении Заратуштры с каждым из А. С. в различных географических пунктах западного Ирана. Эти семь явлений А. С. пророку послужили на­чалом утверждению на земле зороастрийской веры. Каждый из А. С. в качестве отличительного символа имел свой цветок, например Воху Мана — белый или жёлтый жасмин, Армай­ти — ползучую мускусную розу, Аур­ват— лилию и т. д.

АМИТАЮС (санскр., тиб. «цхе дпаг мед»; кит. «у лян шоу», «неизмеримая жизнь»), божество долголетия в буддизме, особая форма будды Амитабхи. Наиболее ранние упоминания об А. содержатся в «Сукхавативьюхе» (1 в. н. э.), где он фигурирует в качестве одного из эпитетов будды Амитабхи, обладаю­щего «неизмеримой жизнью». По­степенно эта особенность Амитабхи начинает выделяться из ряда других его свойств, и в «Амитаюрдхьяна-сут­ре» (7 в.?) А. является уже одним из основных названий Амитабхи. Пред­ставления об А. как особой форме Амитабхи возникло, по-видимому, вследствие характерной для вадж­раяны персонификации различных свойств и признаков главных божеств пантеона. Вопрос о времени возник­новения кулэтнической среде, в которой он появился, решается на основании того, что в ваджраянских текстах 11 —12 вв. («Садханамала» и «Нишпанайогавали») упоминаний об А. нет. Его изображения не обнаруже­ны в числе известных памятников буддийского искусства Непала, Каш­мира и восточной части Центральной Азии (Дуньхуан — 6 —10 вв., и Ха- ра-Хото — 10—12 вв.). С другой сто­роны, самый ранний из известных текстов, в которых А. выступает как самостоятельное божество, — мо­литва, приписываемая Цзонкабе (1357 —1419). Это позволяет пред­положить, что культ А. возник в Тибете в 13 —14 вв. Наибольшего рас­пространения поклонение А. достигло в 16—18 вв. в Тибете и в Монголии, а также в Китае, где А. вошёл в со­став смешанного буддийско-даосского пантеона. В молитвах, обращённых к нему, содержатся просьбы о даро­вании не только долгой жизни, но и здоровья и богатства.

АММ, в йеменской мифоло­гии божество, почитавшееся в госу­дарстве Катабан; бог луны, бог-пре­док, покровитель и владыка страны. Обладал также чертами бога земле­делия. Возможно, ипостась Илу, слово «А.» [«дядя (со стороны отца)»], ве­роятно, являлось первоначально проз­вищем, заменявшим запретное имя бо­га. В катабанском пантеоне А. зани­мал второе место, вслед за Астаром, третье место — сын А. и его супруги Асират — Анбай. Государство обозна­чалось «А. и Анбай и... (имя пра­вителя) и Катабан»; катабанцы име­новались «дети А.»; законы страны принимались в храме А. Хатабум (на­ходившемся в столице Катабана Тимна) «по решению» А. Его священным животным был бык, символами — молния и серп луны (ср. Алмаках). А. почитался во многих ипостасях, которые назывались по соответствую­щему храму, местности или функции ипостаси. А., видимо, родствен западносемитский бог луны Амму, очевидно, тождественный Иариху.

АММА, в мифологии догонов верхов­ное божество, демиург. Согласно од­ному из вариантов мифа о сотворении, вначале А., подобно гончару, создал солнце и луну. Солнце раскалено до­бела, его окружает спираль из восьми витков красной меди, а луну — такая же спираль из белой ме­ди. Звёзды — это глиня­ные шарики, которые А. бросил в пространство. Землёй стал сжатый А. и пущенный им в прост­ранство ком глины, ко­торый принял форму женского тела. Будучи одинок, А. сделал землю своей суп­ругой. Первому совокуп­лению А. с землёй помешал термитник, который ему при­шлось срезать (эксцизия). Это приве­ло к аномалии — рождению непарного существа — шакала Иуругу (при бла­гоприятных обстоятельствах должны были родиться близнецы). Во второй приход А. к своей супруге дождь, бо­жественное семя, оплодотворил землю, и родились близнецы Номмо. После то­го как Йуругу совершил инцест, соеди­нившись со своей матерью и таким об­разом осквернив землю, А. решил со­здавать живые существа без её уча­стия. Он сделал из сырой глины пер­вую человеческую пару (мужчину и женщину). Номмо, предвидевшие, что первоначальному правилу рожде­ния близнецов грозит исчезновение, а это может вызвать отрицательные последствия, начертили на земле два контура — мужской и женский, один поверх другого. Благодаря этому каждое человеческое существо наде­лено двумя душами разных полов. Женская душа мужчины устраняется при обрезании, мужская душа жен­щины — при эксцизии. Человеческая пара, созданная А., породила восемь первопредков, из которых четыре стар­ших были мужчинами, а четыре млад­ших — женщинами. Все они были андрогинами (двуполыми) и могли самооплодотворяться. От них произо­шли восемь родов догонов.

АММА(сир.) – матерь духовная, т.е., к-рая принимает новоначальную инокию под свое смотрение.

АММОН(художник, искусный мастер)—а) (Вт 2.19; Пс 82.8; Ис 11.14; Иер 9.26; 25.21; 27.3; 49.1,2,6; Иез 25.2,3,5,10; Дан 11.41; Соф 2.9)—сын Лота от его младшей дочери (в Быт 19.38 назван Бен-Амми), родоначальник аммонитян и собирательное имя этого народа;

б) (4Ц 21.18,19,23-25)—сын и преемник Манассии, царь иудейский. Один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа (в 1Пар 3.14; 2Пар 33.22; Иер 1.2; 25.3; Мф 1.10 назван Амон);

в) (Иер 46.25)—египетское божество в Но (Фивах), почитавшееся у египтян также высоко, как у греков Зевс (см. Но).

АММОНИТЯНЕ—народ, родственный евреям, потомки Аммона (см. Аммон,а). Они занимали пространство у реки Иавок (Чис 21.24; Вт 2.37) с главным городом Равва (см.), и вначале Моисею было запрещено Богом трогать этот народ (Вт 2.19), но позже за их враждебность им был вынесен Божий суд (Вт 23.3-4). Они были несколько раз поражены (см. Суд 11; 1Ц 11; 1Пар 19; 20) и платили дань (2Пар 26.8; 27.5). Однако они не оставили своей враждебности к евреям и уже после возвращения иудеев из плена всячески мешали им восстанавливать город и храм (Неем 4.3,7). Пророки много раз изрекали суровые пророчества на этот народ (Иер 49.1-6; Иез 21.28-32; 25.1-10; Ам 1.13-15; Соф 2.8-11) и пророчества эти не остались неисполненными. (См. народы древней Палестины)

АМНЕЗИЯ( от греч. – а – отрицательная частица и mneme – память) – нарушение памяти при различных локальных поражениях мозга. Различают две основные формы А. – ретроградная и антероградная. Ретроградная А. проявляется в виде нарушения памяти на события, предшествующее заболеванию (напр. травме), когда забываются события, происходившие в течении нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания. Антероградная А. – нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания. Она может охватывать различные по длительности периоды. Наиболее грубые формы А. были описаны русским психиатром С.С. Корсаковым и получила название «Корсаковский синдром». Выделяются так же формы А. соответствующие функциональным нарушением памяти (напр. постгипнотическая А. – забывание событий, происходящих во время гипнотического сеанса; защитная А, - забывание (вытеснение) неприятного, травмирующего прошлого опыта.

АМНОН (верный)—а) (2Ц 3.2; 13.2-3,6,8-10,15,20,22,26,28-29,32-33; 1Пар 3.1)—первенец Давида, родившийся в Хевроне от Ахиноамы и убитый Авессаломом за то, что он обесчестил его сестру, свою сводную сестру Фамарь;

б) (1Пар 4.20)—один из сыновей (потомков) Симеона из колена Иудина.

АМОГХАСЙДДХИ (санскр. букв, «безошибочно удачли­вый»), в буддийской мифологии один из будд. В текстах хинаяны и махаяны А. не упоминается, в ваджраяне А. — один из пяти т. н. дхьяни-будд, глава семьи кармы (см. Будда). В мандале дхьяни-будд А. находится на севере, он зелёного цвета, его поднятая до уровня груди правая рука символизирует бесстрашие (т. н. абхая-мудра). Его праджней (жен­ским соответствием) является Тара и из неё эманирует бодхисатва Вишвапани. Земным проявлением А. счи­тают будду грядущего мирового по­рядка Майтрею.

АМОН ( букв, «сокрытый», «по­таённый»), в египетской мифологии бог солнца. Центр культа А. — Фивы, покровителем которых он считался. Священное животное А.— баран. Обычно А. изображали в виде чело­века (иногда с головой барана) в ко­роне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Почитание А. зародилось в Верхнем Египте, в част­ности в Фивах, а затем распространи­лось на север и по всему Египту. Жена А. — богиня неба Мут, сын — бог луны Хонсу, составлявшие вме­сте с ним т. н. фиванскую триаду. Иногда его женой называли богиню Амаунет. Первоначально А. был бли­зок фиванскому богу войны Монту, считавшемуся при фараонах XI ди­настии Среднего царства (21 в. до н. э.) одним из главных божеств пан­теона. С возвышением XII династии (20—18 вв. до н. э.) А. отождествля­ется с ним (Амон-Ра-Монту) и вскоре вытесняет его культ. В период Сред­него царства с А. отождествляется также бог плодородия Мин. В эпоху XVIII (Фиванской) династии Ново­го царства (16 —14 вв. до н. э.) А. становится всеегипетским богом, его культ приобретает государственный характер. А. отождествляют с богом солнца Ра (Амон-Ра, впервые это имя встречается в «Текстах пира­мид»), он почитается как «царь всех богов» (греч. — Амон-Ра-Сонтер, егип. — Амон-Ра-несут-нечер), счи­тается богом-творцом, создавшим всё сущее (и в частности, его ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов). В гимнах А. говорится: «Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст»; «ты один обладаешь множеством рук, ты простираешь их к любящим тебя». А. — «владыка мира, он владеет всей землёй, в его руках списки угодий и верёвка для обмера полей». В А. не­видимо (что следует из самого его имени) существуют все боги, люди, предметы. А. отождествляется с Гором (Амон-Ра-Гарахути), Хапи (Амон-Хапи), Нуном, Птахом, Хепри, Себеком, Хнумом и др. С А. свя­зано обожествление фараона, по­читавшегося как его сын во плоти (считалось, что фараон рождается от брака А. и царицы-матери, к которой бог является в образе её мужа). А. играет ведущую роль в коронацион­ных мистериях. Рамсес II был про­возглашён фараоном от имени А.: «Это истинный сын мой по плоти моей, защитник на моём престоле, владыка Египта». А. дарует победы войску фараона. В тексте, представ­ляющем собой речь А., обращённую к фараону-завоевателю Тутмосу III, говорится: «Я даю тебе мощь и по­беды над всеми чужеземными стра­нами... Я ниспровергаю твоих врагов под твои сандалии...». А. и фараон едины: оба они владыки мира, его заботливые правители. Эти представ­ления служили укреплению сущест­вующего порядка, как установленного самим А., и власти фараона. А. почитается и как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетённых. Его называли «везир для бедных», в обращённых к нему молитвах говорится: «большие взы­вают к тебе, маленькие ищут тебя», «Амон, обрати ухо твоё к тому, кто беден в суде... Амон может стать везиром, чтобы освободить бедняка».

Крупнейший и наиболее древний храм А. — Карнакский (в Фивах), во время праздника А. («прекрасно­го праздника долины») из него при ог­ромном стечении народа выносили на барке статую А. Воплощённое в ней божество изрекало в этот день свою волю, вещало оракулы, решало спорные дела.

Культ А. получил распространение в Куше (Древней Нубии), где также принял государственный характер. Среди многочисленных местных ипо­стасей А. главная роль принадле­жала А. храма Напаты. Оракулы этого храма избирали царя, который после коронации, совершавшейся в храме, посещал святилища А. в Гемпатоне и Пнубсе, где подтверждалось его избрание.

АМОРАЛИЗМ (от греч. а – отрицательная частица и лат. moralis – нравственный), принцип практ. Или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общественных норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным нормам и принципам. На практике А. может быть связан с нравственной неразвитостью того или иного индивида или порождается социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории А. обычно подменяет моральные критерии улитарно-прагматическими, коньюктурно-политическими, эстетическими или же индивидуалистическими соображениями свободы, самоутверждения, наслаждения выгоды личности. Как сознательная жизненная позиция А. возник в результате изменения обычаев, традиций, норм поведения и возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В антич. обществе когда резко ускоряется ломка традиций родовых

устоев и учащается столкновение между различными обычаями и сословными нормами, А. выражается в признании полной относительности, условности и прагматичности, в отриц. Отношении к ценностям общественной культуры (киники, нек-рые софисты). В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антогонистического общества, где господствующая мораль нередко сопровождается практическим А., а оппозиция к ней зачастую переходит в неприятие нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у неко-рых идеологов молодой буржуазии и феодальной церквы (Микаавелли, Лайола) имел тот смысл, что мораль должна быть подчинена политическом задачам («цель оправдывает средства»). В наиболее циничной и человеконенавистнической форме А. проявился в идеологии и практике фашизма. В наши дни А. нередко проявляется в действиях некоторых политиков, которые используют национализм в своих политических программах (попытки фальсифицировать историю, ущемление прав других национальностей и т.д.).

АМОРРЕИ—потомки Аморрея, сына Ханаана. Они были одним из народов, населявших Палестину до прихода евреев (см. народы древней Палестины) и жили во многих ее частях—на юге (Быт 14.7), в районе Хеврона (Быт 14.13), в центральной гористой части (Чис 13.30; Нав 10.5,6), но главным образом—на восток от Иордана, от потока Арнон до горы Ермон (Вт 3.8; 4.46-48). Их главных царей—Сигона, занимавшего земли от Арнона и вдоль Иордана до самого Геннисаретского озера (Чис 21.21-26; Нав 12.2-3), и Ога, занимавшего земли далее на север (Чис 21.33-35; Нав 12.4-5), Моисей разбил, и их земли отдал коленам Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина. Но окончательно они не были истреблены и остались жить среди израильского народа (2Ц 21.2; 3Ц 9.20-21). (См. Евеи, Филистимляне)

АМОСОВНиколай Михайлович известный советский украинский кардиохирург, ученый, медик, литератор. Закончил Архангельский мед. институт и параллельно заочно инженерный институт, и тот и другой с отличием. Во время Великой Отечественной войны был полевым хирургом и прооперировал более 4000 раненых. В 1953 году защитил докторскую диссертацию и возглавил кафедру в Киевском гос. мед. институте. В 1960 г. возглавил отдел биоэнергетики института кибернетики при Академии Наук Украины. С 1983 г. директор института сердечно-сосудистой хирургии. За огромные заслуги перед Украиной признан «Человеком века» ХХ столетия, подобно Богдану Хмельницкому и Тарасу Шевченко. А. добивался успеха в любого рода деятельности, но особенно в деятельности, связанной со здоровьем. Несмотря на то, что А. по профессии был медик, его взгляды на здоровье во многом отличались от традиционно медицинских. Он считал, что современная медицина, занятая лечением болезней, практически ничего не делает в отношении здоровья человека. Она даже не может дать ему соответствующего определения. Определение здоровья как «комплекса нормальных показателей», по мнению А. не говорит ни о чем. Он заявляет, что научный подход к понятию здоровья должен быть количественным. А количество здоровья «можно определить как сумму резервных мощностей основных функциональных систем». Чем больше у человека этих «резервных мощностей» тем больше у него здоровья. Увеличить же эти мощности можно при помощи тренировки. Главная тренировка – это физические нагрузки. Они особенно полезны для сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Тренировки, связанные с физическими нагрузками должны соответствовать

Наши рекомендации