Quot;NONCLASSIC" PSYCHOLOGY OF A. N. LEONTIEV AND HIS SCIENTIFIC SCHOOL 5 страница
В связи со сказанным психологический портрет человека по голосу носит не абсолютно адекватный (как, например, фотопортрет), а вероятностный характер (как, впрочем, и психологический портрет, построенный по традиционным тестам-опросникам). Тем не менее, психологическая сущность портрета по голосу представляется весьма значимой. Стереотипы восприятия человека по голосу склоняют слушателей наделять высокими достоинствами людей с более правильной в лексическом и экстралингвистическом отношении речью по сравнению с теми, чья речь несовершенна. Эта закономерность восприятия неслучайна, так как основывается на множестве ассоциативных связей голоса человека с его внешней (физической) и внутренней (психологической) сущностью. Поэтому психологический портрет по голосу, т.е. психофизический образ говорящего, возникающий у слушателя, хотя и носит вероятностный характер, тем не менее, имеет большое значение в формировании межличностных отношений. В определенном смысле он имеет значение самодостаточной психологической характеристики человека, т.е. представляет собой нечто вроде визитной карточки, причем со множеством личностных характеристик, которые говорящий, сам того, быть может, не желая, дарит слушателям.
5. О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОРТРЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОВОРЯЩЕГО И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО РЕЧИ ПО ОЦЕНКАМ СУБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ
Указанная взаимосвязь исследовалась на примере сравнительных психологических портретов коммерсантов, артистов, а также политиков [34]. В табл. 1 приведены результаты обобщенных портретных характеристик коммерсантов и артистов. Как можно видеть, данные характеристики были оценены аудиторами существенно выше у артистов по сравнению с коммерсантами.
Выборочная компьютерная оценка коэффициентов взаимной корреляции между различными качествами обследованных показала сильные статистические связи основного качества - располагающий - с такими свойствами, как доброжелательность (R = 0.6318), искренность (R = 0.9617), заинтересованность (R = 0.8354), чувство собственного достоинства {R = 0.8347), и в то же время не обнаружила достоверных связей с чувством собственного превосходства (R = 0.2273).
Результаты показывают, что повышение уровня общей оценки свойств человека сопряжено с пропорциональным ростом оценок аудитора-
стр. 54
ми невербальных характеристик его речи (тембр голоса, интонация, дикция, орфоэпия, отсутствие недостатков и т.п.). Таким образом, человек (по совокупности многих психологических свойств) оценивается в целом тем более высоко, чем совершеннее его речь (по оценкам тех же аудиторов). И наоборот, чем больше речь и голос того или иного субъекта набирают отрицательных баллов (увеличиваются "минус-качества" речи), тем ниже его общая психологическая оценка (рис. 5). Анализ этой важной закономерности показал, что "плюс-качества" человека положительно коррелируют с "плюс-качествами" его речи с вероятностью R = 0.98 (р = 0.0006). В то же время "плюс-качества" человека сопряжены с "минус- качествами" его речи с отрицательным коэффициентом корреляции R = -0.94 (р = 0.0057), что еще раз подчеркивает обнаруженную закономерность [33, 34].
С полученными данными согласуются результаты работы, проведенной аспиранткой нашей лаборатории Е.А. Разореновой по теме ее кандидатской диссертации. Эксперимент был направлен на проверку гипотезы о том, что восприятие образа (имиджа) политического деятеля в значительной мере зависит от степени совершенства невербальных особенностей его речи и может определяться психологическими особенностями субъекта восприятия. В работе использовался описанный выше метод построения психологического портрета говорящего по невербальным особенностям его речи [28, 33, 34]. В результате показано, что имидж политика оценивается тем выше, чем выше оценка невербальных характеристик его речи (коэффициент корреляции R = =0.81 при уровне значимости р = 0.0001). Кроме того, была установлена зависимость портретных характеристик политиков от интенционалъных особенностей ораторов как субъектов поведения.
В частности, группа кандидатов в депутаты как максимально заинтересованных в результатах выборов (табл. 2, гр. 2), а также парламентарии, дающие интервью корреспондентам ТВ (табл. 2, гр. 3), сознающие масштабность слушательской аудитории и также заинтересованные в максимальной эффективности своих речей, характеризуются более высокими оценками по сравнению с уже избранными депутатами Думы
Рис. 5. Соотношение балльных оценок аудиторами свойств человека (левые столбики) и его речи (правые столбики) для двух коммерсантов (портреты N 1 и 2) и нар. арт. СССР В.И. Качалова (портрет N 3). Верхние столбики - "плюс-качества" семантически противоположных пар портретных характеристик. Нижние столбики - "минус-качества".
Таблица 2. Средние оценки (в баллах) аудиторами разных групп респондентов* по основным портретным характеристикам (средние данные+/-стандартное отклонение)
Основные категории портретных характеристик | Гр.1 | Гр.2 | Гр.З |
Общая характеристика | 3.007 +/- 0.2458 | 3.187 +/-0.2418 | 3.319 +/-0.2486 |
Отношение к слушателю | 3.093 +/-0.4369 | 3.162 +/-0.1523 | 3.251 +/-0.1609 |
Отношение к себе | 3.034 +/- 0.2502 | 3.051 +/-0.3187 | 3.273 +/- 0.2579 |
Отношение к делу | 3.108 +/-0.2846 | 3.143 +/-0.3130 | 3.289 +/- 0.2092 |
Эмоц.-эстетич. характеристики | 2.666 +/- 0.3703 | 2.836 +/-0.1137 | 2.894 +/-0.2615 |
*Гр. 1 - депутаты Думы, выступающие с трибуны Парламента, гр. 2 - кандидаты в депутаты, гр. 3 - депутаты Думы, выступающие в кулуарах (интервью корреспондентам ТВ). Разница в баллах между средними значениями: в гр. 2 и 1 - М2-М1 = 0.1797 прир = 0.05; в гр. 3 и 2 - МЗ-М2 = 0.1316 прир == 0.01; в гр. 3 и 1 - МЗ-М1 = 0.3113 прир = 0.002.
стр. 55
(табл. 2, гр. 1), речи которых носят будничный, "рабочий" характер.
Обнаружены также существенные зависимости оценок политиков от индивидуально-психологических особенностей субъектов восприятия. Чем выше эмпатия аудитора (по Меграбяну), тем более он чувствителен к эмоциональной экспрессивности политика: гневу (R = 0.52, р = 0.045), печали (R = 0.52, р = 0.04) и др. Балл нейротизма или конфликтности слушателя (по Айзенку) отрицательно коррелирует с вышеуказанными качествами. Несомненный интерес представляет выяснение типологических особенностей восприятия политиков по невербальным особенностям их речи различными социальными категориями субъектов восприятия (профессиональными, возрастными), что составит предмет дальнейших исследований [41, 51].
Установленная весьма значимая статистическая связь между свойствами речи и голоса человека и характеристиками его портрета обусловливает реальную возможность для людей, желающих улучшить свой психологический портрет, достигнуть этого путем совершенствования речи и голоса, их эмоционально-эстетических характеристик. Опыт артистов - мастеров художественного слова -является примером такого рода возможности.
6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ИЗВЕСТНЫХ ПОЛИТИКОВ И ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ИХ ИНВЕРТИРОВАННОЙ РЕЧИ
Как уже упоминалось, немаловажной проблемой в работах, цель которых - получение психологических портретов по невербальным особенностям речи, является минимизация влияния вербального канала на результаты эксперимента. Чтобы исключить возможность такого влияния, были проведены обследования с применением инвертированной во времени речи, что достигалось компьютерными преобразованиями нормальной речи участников эксперимента. Предыдущие исследования показали, что инвертированная речь, утрачивая смысловое содержание, сохраняет для слушателя невербальные особенности, а следовательно, и возможность оценки по ним психологических качеств респондентов [30]. Так были получены психологические портреты известных политиков (Путин, Зюганов, Явлинский, Жириновский, Ельцин, Скуратов, Памфилова, Примаков) в сравнении с психологическими особенностями представителей художественных профессий (кинорежиссер Рязанов, дирижер Гергиев, певцы Нестеренко, Петров, актриса Яковлева, писатель Успенский, диктор Прудовский). Исследования показали существенные типологические и индивидуальные различия портретов политиков и художников.
Рис. 6. Сравнительные значения социально- психологических характеристик "политиков" и "художников" по их инвертированной речи (средние значения в % по отношению к максимальному баллу выраженности). Характеристики "художников" расположены в порядке убывания степени их выраженности. Соответствующие качества "политиков", как оказалось, возрастают. У "художников" доминируют плюс-характеристики (миролюбивый, располагающий, чувствительный, оптимистичный, спокойный), а у "политиков" в среднем - минус-характеристики (тревожный, жесткий, доминирующий, агрессивный, нерасполагающий).
стр. 56
Статистическая обработка выявила существенные среднегрупповые различия между "политиками" и "художниками" по 16 портретным характеристикам: миролюбие - 7.8 и 37.8%, агрессивность - 42.6 и 7.0%, тревожность - 46.7 и 25.4%, пессимизм - 28.3 и 15.6%, оптимизм - 11.7 и 29.4%, доминантностъ - 41.7 и 18.9%, зависимость - 14.3 и 23.7%, жесткость - 37.4 и 12.0%, чувствительность - 15.2 и 30.4%, нерасполагающий - 44.4 и 15.0%, располагающий - 11.3 и 35.9% (см. рис. 6).
Различия средних значений аналогичных показателей политиков и художников по критерию Стьюдента имеют высокую степень достоверности (вероятности нуль-гипотезы р < 0.05).
Указанные типологические особенности социально- психологических характеристик у данной группы известных политиков (преобладание "жестких" структур по сравнению с "мягкими" психологическими характеристиками "художников") детерминированы во многом условиями их профессиональной деятельности, связанной с высоким накалом предвыборной борьбы и неменьшей напряженностью работы на постах политических лидеров. Нерадостная тематика большинства современных политических речей, вызванная бесконечными трудностями нашей социальной и экономической жизни, а также межличностными конфронтациями, подогреваемыми и нагнетаемыми средствами массовой информации, невольно вызывает у многих ораторов негативные интонации и тембровые краски голоса. Надо иметь огромное самообладание и чувство самоконтроля, чтобы не поддаться в речах чувствам гнева и возмущения.
Тем не менее, индивидуальные различия среди политических лидеров, как и у "художников", оказываются весьма значительными. Так, президент Путин обладает, по нашим показателям, далеко не самыми жесткими характеристиками, а скорее, наоборот - входит в число наиболее миролюбивых, располагающих, чувствительных, оптимистичных (13.3%) и наименее жестких (15%) и агрессивных (14.0%) из числа обследованных политиков (по оценкам студенческой молодежи).
Объяснением наиболее высоких баллов агрессивности В.В. Жириновского и соответственно низких баллов его плюс- характеристик служит, вероятно, особенность речевого фрагмента, выделенного из его весьма эмоционально- экспрессивного разговора с корреспондентом ТВ по поводу известного инцидента с квартирой депутата. Впрочем, в данном качестве речи Владимиру Вульфовичу трудно отказать и в других его выступлениях.
Отличительную черту "художников" - преобладание положительных оценок их психологических характеристик - можно объяснить доминирующим в их профессиональной деятельности положительным эмоциональным фоном, самой содержательной стороной художественного творчества музыкантов, актеров, режиссеров и др. Это, безусловно, оказывает влияние и на невербальные особенности их речи, прежде всего - психики.
Вместе с тем, выбор человеком самого направления профессиональной деятельности в значительной мере продиктован его природными склонностями и психологическими особенностями личности [9, 13].
Невербальные особенности речи - это эволюционно более древние и непроизвольные свойства голосовой функции человека по сравнению с его вербальной речью. Они и основываются в нашем мозгу на более древних подкорковых структурах [3, 58]. Вербальная речь произвольна и управляема. "Слова даны нам, чтобы скрывать наши мысли" - считал Талейран, и не только он. Однако говорящий выдает себя невербальными свойствами речи и поведения. Будучи непроизвольными по своему происхождению, невербальные особенности речи воспринимаются слушателем в значительной степени подсознательно, так как адресованы к тем же древним подкорковым структурам нашего мозга.
Инвертирование речи, лишая ее смыслового содержания, вместе с тем обнажает для слушателя, делая более явными, те особенности личности говорящего, которые в обычной, нормальной прямой речи замаскированы ее смысловым вербальным содержанием и нередко ускользают от восприятия слушателя. Поэтому применение метода инвертирования позволяет с большей вероятностью определить характерные для говорящего эмоционально- экспрессивные состояния, например скрытую тревожность, агрессивность или, наоборот, расположенность по отношению к слушателю и т.п. [30].
7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГОВОРЯЩЕГО ПО КОМПЛЕКСУ СЛУХОВЫХ И ЗРИТЕЛЬНЫХ ОЦЕНОК ЕГО НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Проведены сравнительные исследования ряда психологических характеристик политиков по невербальным особенностям речи при восприятии их по аудио- и видеоканалам [35, 38].
На предварительном этапе анализировали выступления по ТВ группы депутатов Государственной Думы. Субъекты восприятия (студенты-психологи III курса РГЦО при Институте психологии РАН) оценивали ряд эмоционально- психологических особенностей говорящих (радость, печаль, гнев, страх, спокойствие, располагающий, общительный, доброжелательный). Оценка выраженности указанных качеств респондентов производилась методом психологического шкалирования (по 5-балльной системе).
стр. 57
Рис. 7. Примеры индивидуальных различий респондентов (N 7,8,21,12,9,4) по коэффициентам корреляции между балльными оценками их психологических свойств при восприятии: по голосу и внешнему виду. Респонденты: политики - б чел. Субъекты восприятия: стунденты-психологи - 12 чел. Свойства говорящего: радость, печаль, гнев, страх, спокойствие, располагающий, общительный, доброжелательный. Двенадцать вертикальных масштабов в пределах каждой из шести групп - значения коэффициентов корреляции по данным каждого из 12 субъектов восприятия для каждого из 6 респондентов.
В первой серии эксперимента субъектам восприятия предъявлялись фрагменты аудиозаписей речей политиков, а во второй - их изображения в процессе данного выступления (фото с экрана ТВ). Критерием соответствия оценок психологических свойств политиков по аудио- и видеоканалам служил коэффициент корреляции их балльных значений по Пирсону.
Полученные данные свидетельствуют о преобладании в основном положительных коэффициентов корреляции аудио- и видеооценок, т.е. об однонаправленности оценок психологических свойств говорящих, полученных по звуковому и зрительному каналам их восприятия (см. рис. 7).
Поскольку в данной работе визуальные оценки говорящих производились по их фотографиям, не отражающим динамику невербального поведения, было проведено новое исследование с использованием для зрительных оценок говорящих видеофрагментов их выступлений по ТВ (В.П. Морозов, П.В. Морозов, 2001). Авторы получили портреты смешанной группы респондентов (11 чел.) на основе оценки их психологических свойств как по слуховому восприятию речи (первая серия эксперимента), так и путем зрительной оценки невербального поведения (вторая серия - видеофрагменты с отключенным звуком). Результаты показали в целом хорошее соответствие портретов по слуховым и визуальным оценкам говорящих (коэффициенты ранговой корреляции соответствующих элементов психологических портретов у большинства обследованных R = 0.486-0.904). Это говорит об однонаправленной значимости звуковых и зрительных форм невербального поведения участников эксперимента, которые характеризовались высокими баллами качеств искренности, открытости, убедительности. У меньшей их части обнаружены низкие и даже отрицательные коэффициенты соответствия аудио- и видеооценок психологических портретов (R = -0.686-0.315), а также низкие баллы искренности, открытости, убедительности, полученные при восприятии их экспертами в нормальных условиях (озвученные видеофрагменты). У такого рода обследованных интонация голоса как бы противоречит тому, о чем говорят их жесты, поза и мимика. Даны объяснения полученным фактам с позиций "психологического детектора лжи" [19, 34, 66].
8. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ ПО КРИТЕРИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИМПРЕССИВНОСГИ (ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА - ЭС)
К числу важнейших психологических особенности говорящего, входящих в состав психологического портрета, следует отнести его эмоциональную экспрессивность, проявляющуюся в эмоциональной насыщенности, выразительности речи.
В этой связи возникает весьма важная проблема оценки эмоциональной импрессивности экспертов-аудиторов, т.е. способности их к адекватной оценке эмоционально- экспрессивных свойств речи говорящего, от которых в конечном итоге зависят многие штрихи портрета, определяемого по голосу. Рассмотрим для примера проведенные нами с этой целью сравнительные исследования эмоциональной импрессивности у людей, принадлежащих к двум различным категориям (по критерию художественный - мыслительный типы): а) абиту-
Таблица 3. Сравнительные уровни эмоционального слуха (%) "художников" и "мыслителей" при восприятии разных эмоций
Категория обследованных | Среднее М, % | ЭС к восприятию разных эмоций, % | |||||
радость | печаль | гнев | страх | нейтр. | коэфф. вар., % | ||
Абитуриенты МГК | 73.4 | 83.3 | 63. 9 | 69.2 | 68.9 | 73.3 | 7.2 |
Студенты МГСУ | 67.8 | 79.5 | 64.5 | 53.8 | 62.4 | 75.2 | 13.6 |
Разница | 5.6 | 4.4 | -0.6 | 15.4 | 6.5 | 4.1 | - |
стр. 58
риентов Московской государственной консерватории (МГК) 1997 г. (91 чел. "художники") и б) студентов Московского государственного социального университета (МГСУ) (39 чел. - "мыслители").
Исследование проводилось с применением разработанного автором теста на ЭС [27,29, 31,32,34].
В результате было установлено:
- Представители художественного типа личности - абитуриенты МГК - имеют в целом более высокий ЭС (73.4 +/- 3.85) по сравнению с мыслительным - студентами МГСУ (66.1 +/- 4.28). Различие статистически достоверно при вероятности нуль-гипотезы по критерию Стьюдента р < 0.04.
- Гистограмма распределения числа обследованных как функция степени выраженности ЭС у "художников" существенно сдвинута в сторону более высоких его уровней (см. рис. 8). Анализ гистограммы показывает, что общее количество "художников" с высоким ЭС (более 80%) составляет 39.6% от численности всего коллектива, а этот же показатель у "мыслителей" равен всего лишь 12.8%, т.е. на 26.8% меньше, чем у представителей художественного типа. Вместе с тем в коллективе "мыслителей" число лиц с низким ЭС (ниже 60%) составляет 17.9%, а у "художников" - всего 5.5%.
Существенные различия между "художниками" и "мыслителями" обнаруживаются и при сопоставлении профилей ЭС, т.е. особенностей восприятия различных эмоциональных контекстов речи (см. табл. 3). Как показал анализ, у представителей художественного типа наблюдаются более высокие уровни восприятия отдельных эмоций (радость, печаль, гнев, страх, нейтраль) и в целом меньшая неравномерность профилей ЭС (коэффициент вариативности 7.2%), т.е. почти в два раза меньше, чем у "мыслителей" (13.6%). У представителей мыслительного типа оказывается сильно заниженной чувствительность к восприятию "гнева" (53.8%) по сравнению с "художниками" (6.2%): на 15.4% ниже, что и приводит к значительному увеличению коэффициента вариантивности восприятия разных эмоциональных красок (13.6%).
Рис. 8. Сравнительные гистограммы распределения числа обследованных (в %) "художников" и "мыслителей" по уровням ЭС (%).
Таким образом, в целом представители художественного типа личности отличаются от мыслительного более высокой эмоциональной импрессивностью (высоким уровнем ЭС) и большей адекватностью восприятия разных эмоциональных контекстов речи.
Взаимосвязь эмоциональной импрессивности субъектов восприятия с другими их психологическими свойствамиявляется весьма важным аспектом наших исследований. Субъектами восприятия были студенты-психологи (53 чел. Ш курса МГСУ). Эмоциональная импрессивность оценивалась с помощью теста на ЭС В. Морозова. Параллельно с этим у всех аудиторов определялись: эмпатия по тесту-опроснику Меграбяна и баллы экстраверсии-интроверсии, нейротизма- психотизма по Айзенку.
Исследования выявили существенные различия аудиторов по степени чувствительности к восприятию эмоциональной экспрессивности речи - от 43.3 до 86.7%. Значительно варьировали и другие обследованные показатели (эмпатия, экстраверсия, психотизм и т.п.). Для наглядного представления взаимозависимости между всеми психологическими свойствами субъектов восприятия они были ранжированы по степени эмоциональной импрессивности, т.е. по ЭС (%), и разделены на 4 группы: 1-я - высокий ЭС (более 80%), 2-я повышенный ЭС (70-80%), 3-я - средний ЭС
Таблица 4. Среднегрупповые значения психологических характеристик в зависимости от уровней ЭС
Психологические характеристики | Гр. 1 ЭС > 80% | Гр. 2 ЭС < 80% ЭС > 70% | Гр. 3 ЭС > 60% ЭС < 70% | Гр. 4 ЭС < 60% |
ЭС общий, % | 84.7 +/- 3.00 | 74.8 +/-1.89 | 67.2 +/- 2.62 | 51.4 +/-5.05 |
Чувствительность к гневу | 73.3 +/-9.17 | 66.7 +/- 14.43 | 48.0 +/-17.5 | 42.8 +/-8.91 |
Эмпатия, балл | 47.2 +/-15.61 | 38.4 +/-11.98 | 34.3 +/-11.34 | 30.3 +/-11.00 |
Психотизм, балл | 4.0 +/-1.41 | 5.0 +/-2.14 | 6.0 +/-3.12 | 9.1 +/-3.67 |
Экстраверсия, балл | 15.8 +/-1.48 | 15.1 +/-3.98 | 12.9 +/-3.91 | 13.3 +/-4.96 |
Нейтротизм, балл | 10.6 +/-5.50 | 13.4 +/-6.07 | 13.8 +/-3.81 | 10.0 +/-6.43 |
стр. 59
(60-70%), 4-я - пониженный ЭС (менее 60%); см. табл.4.
Можно видеть, что для группы 1 с наиболее высоким значением эмоционального слуха (ЭС = 84.7%) характерны: наиболее высокая чувствительность к гневу (73.3%), наиболее высокие значения эмпатии по Меграбяну (47.2 балла) и в то же время наиболее низкие баллы психотизма (4 балла по Айзенку), а также небольшое преобладание экстраверсии (15.8 балла) по сравнению с другими группами.
Межгрупповые коэффициенты взаимной корреляции (по Спирмену) по этим показателям выявили высокие положительные связи эмоциональной импрессивности аудиторов, прежде всего, с таким важнейшим психологическим качеством, как эмпатия (R = 0.9518, р = 0.048), чувствительность к гневу (R = 0.9365, р = 0.064), и столь же высокие, но отрицательные связи с психотизмом по Айзенку (R = -0.9868, р = 0.013).
Таким образом, данное исследование показало, что способность к адекватной оценке эмоциональной экспрессивности говорящего (т.е. его ЭС) положительно связана у субъекта восприятия с эмпатией как чувством сопереживания (по Меграбяну и Сирсу) и отрицательно - с психотизмом как мерой конфликтности личности (по Айзенку). Просматривается также тенденция к положительной связи с экстраверсией.
Вышеприведенные результаты подтверждают, что эмоциональная импрессивность является значимым психологическим свойством субъектов восприятия, связанным со многими другими его психологическими качествами и оказывающим большое влияние на формирование психологического портрета человека по его голосу. Поэтому весьма важно при формировании группы экспертов-аудиторов обследовать у них и степень развитости ЭС.
Замечания о психофизиологической природе ЭС и его связи с профессиональной деятельностью субъекта восприятия
Для характеристики эмоциональной импрессивности, т.е. способности человека к адекватному восприятию эмоциональной информации, предложено понятие "эмоциональный слух" [27, 29, 31, 32, 39]. Если фонетический речевой слух обеспечивает способность человека воспринимать вербальное смысловое содержание речи, то ЭС - способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. В музыкальном искусстве ЭС - это способность к адекватному восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков.
В теоретическом плане ЭС определен как сенсорно- перцептивная часть системы невербальной коммуникации, специализированная к адекватной оценке эмоциональной информации в звуковой форме. В отличие от речевого слуха, центр которого расположен в левой височной зоне мозга (центр Вернике), центр ЭС находится в правой височной области. Нарушение этой зоны (например, при инсульте и др.) приводит к неспособности адекватно воспринимать и узнавать знакомые мелодии, голоса, эмоциональную интонацию речи [1,2].
Для оценки индивидуальных и типологических различий людей по степени развитости у них ЭС разработаны специальные психоакустические тесты, представляющие собой наборы эмоционально окрашенных фрагментов звуковой речи, пения, музыки, полученные с участием профессиональных актеров, певцов, музыкантов [27, 29, 31, 32, 34, 40, 56, 57, 64, 73 и др.].
Наши многолетние исследования эмоциональной импрессивности показали закономерную связь ЭС с принадлежностью человека к художественному типу личности, в частности к категории музыкального творчества [32, 34, 35]. Высокий профессионализм в музыкальном творчестве немыслим без тонкоразвитого ЭС. Б.М. Те плов справедливо писал: "Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять как бы центр музыкальности" [61, с. 53-54]. Трудно представить себе выдающихся мастеров музыкального искусства - композиторов и исполнителей (Шаляпина, Чайковского, Рахманинова, Рихтера) со слаборазвитым эмоциональным слухом. Это нонсенс, если не сказать -абсурд. "Музыка должна говорить языком сердца", - писал С.В. Рахманинов [50], как бы вторя Теплову. Высокая эмоциональная импрессивность, как известно, необходимое условие эмоциональной экспрессивности [60]. Проведенные нами в последнее время специальные исследования эмоциональной импрессивности у ведущих музыкантов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского - профессоров и докторов наук - показали у многих из них стоили почти стопроцентный ЭС (по тесту В.П. Морозова).
Наш опыт подтверждает, что у ряда профессиональных музыкантов (даже со стажем) и тем более у поступающих в МГК молодых абитуриентов нередки случаи весьма скромно развитого ЭС: 60-50% и ниже 40%. Об этом свидетельствуют и гистограммы распределения абитуриентов МГК по уровню ЭС (рис. 8). Низкий ЭС мало изменяется при его повторных исследованиях у некоторых абитуриентов, поступающих в МГК по 3-4 раза. Это обладатели так называемой формальной музыкальности, т.е. способности к формальному перекодированию нотной записи музыкальных произведений в звуковую форму или к теоретическому анализу и описанию феномена музыки, чем они часто занимаются с большим интересом. Такой тип формальной музыкальности описан в литературе [17, 25, 70]. С подобного рода музыкантами, по всей видимости, имели дело и авторы недавно опубликованной статьи [47], хотя они и делают попытки объяснить свои результаты малоубедительными доводами, вплоть до парадоксального утверждения о нецелесообразности высокоразвитого ЭС для профессии музыканта. По этому поводу можно лишь сказать, что, несмотря на все многообразие художественно-эстетических вкусов и видов музыкального творчества, отсутствие у музыканта высокоразвитого ЭС как важнейшего компонента музыкальности (по Теплову) представляется явно ущербным. Высокий профессионализм в музыке несовместим с посредственной эмоциональной импрессивностью. "Ничто не должно быть только удовлетворительным. Удовлетворительно только совершенство", - писал Шаляпин. Думаю, под этим высказыванием величайшего из певцов подпишутся многие мастера музыкального искусства - обладатели абсолютного эмоционального слуха.