Четвертый тур — формулировка рационального оргпроекта в соответ­ствии с концепцией развития банка

Были рассмотрены все варианты проекта организационной структуры, но ни один из них в конечном счете не был внедрен. Однако из соедине­ния нескольких идей получился гибридный оргпроект, который начал «обкатываться» в банке постепенно. Окончательная доводка таких оргпро-ектов возможна на основе отработки маркетинговой системы организаци­онного управления. Это позволяет скорректировать поведение сотрудни­ков банка в соответствии с новыми организационными целями и задачами исходя из определения его миссии.

Главными критериями разработки банковской организационной структуры являются прежде всего те, которые ориентированы на кли­ентов. Организационная структура должна быть выстроена таким обра­зом, чтобы им было удобно решать свои собственные задачи, а сотруд­никам банка — быстро интегрироваться для наилучшего удовлетворе­ния их потребностей в тех или иных ситуациях.

Игровая концепция в данном случае может разрабатываться как реализация трех основных функций игры: демаскировочной, инверси­онной и смыслообразующей.

Демаскированная функция — исходная в организации игровых фено­менов, так как формирует образное видение ситуаций каждым участни­ком игры. Тем самым она помогает прояснить управленческие отноше­ния, сделать их «прозрачными». В игре каждый проявляет себя на виду у всех. Происходит наглядное «очеловечивание» организационных структур управления, которые в реальной практике оказываются неяс­ными, замаскированными. Многим работникам не всегда понятно, по­чему возникают те или иные конфликтные отношения между подразде­лениями. «Размытыми» оказываются и зоны управляемости подразде­лений.

В игре происходит «стыковка» подразделений, прояснение их мес­та и роли в общем фронте работ. Она дает возможность просмотреть всем участникам такие сценарии, в которых они одновременно ока­зываются и зрителями и играющими. Потому-то в игровую концеп­цию очень важно заложить такие ситуационные конструктивные эле­менты, «проигрывание» которых дает возможность расшифровать экономические фетиши и распознать психологические стереотипы ра­ботников. В реализации этой функции деловая игра помогает ответить на следующие вопросы: почему так происходит, что необходимо изме­нить, чтобы это больше так не происходило, что можно изменить, что­бы все происходило по-другому? Для ответа на них мысленных экспе­риментов недостаточно: необходим эксперимент, формирующий опре­деленное поведение.

Инверсионная функция и является способом переакцентировки при­вычного поведения в такое, которое можно осуществить в других усло­виях — экономической заинтересованности и экономической ответст­венности. При этом моделируемое поведение может оказаться желатель-

ным для участников игры, а привычное — нежелательным. Если возник такой феномен, то тогда можно считать, что налицо именно инверсион­ная функция игры. Она проявляется тем интенсивнее, чем полнее и многограннее закрепляются для всех участников новые формы поведе­ния именно в качестве желательных. Игра должна переориентировать их с того, что было ранее, на то, что есть теперь и что может быть потом. Поэтому в деловую игру важно заложить такие психолого-экономические стимулы, которые помогут убедить всех на их собственном примере в преимуществах новых форм поведения.

В реализации этой функции деловая игра поможет поставить и пе­ред ее разработчиками, и перед самими играющими следующие вопро­сы: в какой мере игровые процессы убеждают в преимуществах моде­лируемого поведения, каким образом изменяется деловое поведение играющих, какие новые проблемы возникают в игровой проработке иных, чем прежде, управленческих отношений? Ответы на них в прак­тике игровых процессов дают возможность командам острее прочувст­вовать и переосмыслить позитивные и негативные стороны новых мо­делей делового поведения.

Смыслообразующая функция становится завершающей в осознании места и роли команд. Именно разработка системы делового сотрудни­чества дает возможность командам не только глубоко понять ее значе­ние в инновационной политике предприятия, но и найти смысл своей собственной обновленческой деятельности. Мотивы разработки систе­мы делового сотрудничества как осмысленные стимулы профессио­нальной деятельности и профессионального общения становятся регуля­торами заинтересованности команд в организации партнерского делово­го сотрудничества. Поэтому в деловой игре важно отрабатывать перевод стимулов в осмысленные мотивы, проигрывая различные варианты.

В реализации смыслообразующей функции деловая игра ставит перед ее участниками следующие вопросы: в чем смысл такой игровой проработки, во имя чего мы должны затрачивать столько усилий на достижение новых целей деятельности, зачем нам нужна организаци­онно-экономическая перестройка управленческих отношений? Если ответы на них будут убедительными и в игровых этапах, и в оценке самой игры, то тогда можно предположить, что концепция оказалась психологически содержательной.

Ансамблевая деловая игра основывается прежде всего на вовлеченно­сти ее участников в социальную организацию игровых процессов, кото­рые помогают командам так или иначе раскрыться в их собственном поведении. Социальная организация предполагает большой спектр от­крытых игровых форм сотрудничества-соперничества. При этом важно выработать организационно-психологический механизм, где мог бы пол­ностью раскрыться профессионально-творческий потенциал всех участ­ников. В таком раскрытии и проявляется динамическая сила деловой игрыименно как ансамблевой, отражающей переход от парадоксов в управле­нии текущими задачами к эффектам стратегического управления.

Оглавление

Наши рекомендации