Конец шестого столбца в бланке для ответов 5 страница
решеток — расширить возможности исследования индивидуальных систем значений, сообразуясь с теми, которыми мы живем. Даже наиболее общепринятые конструкты (например, применяемые в математике или в естествознании) индивидуальны в том плане, что каждый из нас наделяет их смыслом и делает частью собственной системы конструктов. «Общепринятые» конструкты признаны всеми, они дают возможность лучше предугадывать определенные события и обладают более или менее фиксированным значением, как это подчеркнуто в следствии общности Д. Келли. Таким образом, ни теория конструктов, ни решетки не нацелены исключительно на исследование тех расплывчатых конструктов (из области чувств и отношений), которые обычно называют личными.
Следствие общности
В той степени, в которой система конструктов одного человека похожа на систему конструктов другого, его психология сходна с психологией этого другого человека. Следствие общности — противоположный полюс следствия индивидуальности, в контексте же целостной теории это следствие напоминает нам о том, что решетки эффективны тогда, когда они позволяют проследить все линии связей данного конструкта (все способы его импликации). На уровне точных взаимосвязей между конструктами процессы какой-либо области опыта у 2 людей могут оказаться весьма сходными, однако, если принять во внимание способы импликаций этих конструктов, обнаружатся радикальные различия. Они видны и на групповом уровне.
Следствие социальности
Оно гласит: «В той степени, в которой человек способен воссоздавать способы конструирования, используемые другим человеком, он способен участвовать в социальном процессе, включающем другого». Важное следствие этого положения заключается в том, что воссоздание способов конструирования другого человека означает не просто понимание этих способов или подражание им. Если я утверждаю, что способы, при помощи которых вы интерпретируе-
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
те события, противоречат друг другу, я не просто копирую ваш метод конструирования, но сам воссоздаю его. К сожалению, это один из малоизученных аспектов теории конструктов.
Следствие организации
Оно гласит: «Каждый человек для большей эффективности прогнозирования событий создает иерархическую систему конструктов, включающую порядковые отношения между ними». Этим Д. Кел-ли подчеркивал, что конструкты бывают суборди-натными (подчиненными) и суперординатными (превосходящими по классу). Это можно проиллюстрировать следующим образом: транспортные средства включают суда, суда включают лодки, лодки — шлюпки и т. д. В обыденной речи это называют важными мыслями, главной идеей, основными чертами в противоположность деталям и мелочам. При использовании стандартных способов применения решеток может создаваться впечатление, что конструкты надо рассматривать и описывать в терминах евклидовой геометрии, т. е. расположенными на одной плоскости, а не в виде пирамиды.
Типы конструктов
Теория конструктов предлагает следующую их классификацию: предопределяющие ( если это ложь, то это ложь и ничего больше), констеллятивные (если это ложь, тогда это нечестно, наказуемо, явный признак морального разложения и т. п.) и пропозициональные (можно предположить, что это, помимо всего прочего, ложь). Если бы метод решеток использовался главным образом в рамках теории конструктов, можно было бы без труда проследить развитие форм решеток, разработанных специально для исследования различных способов использования конструктов. Однако вследствие того, что решетки широко применялись вне их прямой связи с теорией, этот аспект остался малоизученным.
Конструкты в движении
Исследователи не только часто прибегали к использованию решеток вне контекста теории кон-
структов, но применяли их также в контексте других теорий. Теоретические допущения, лежащие в основе большинства применяемых психологами тестов, сводятся к признанию существования неизменных и постоянных черт личности, которые и представляют первостепенный интерес для исследователей. Д. Келли же утверждал, что «человек — это форма движения», и предложил несколько способов описания конструктов в движении. Активно исследовались такие представления, которые противоречат некоторым принципам теории конструктов (например, представление о когнитивной сложности — простоте). Исходя из этих представлений, можно прийти к выводу, что система конструктов в целом обладает одним-единственным структурным качеством, в то время как теория конструктов допускает структурное разнообразие различных подсистем. Если бы решетки разрабатывались только в рамках теории конструктов, было бы легче модифицировать существующие методы диагностики и коррекции подвижных конструктов.
В заключение отметим, что решетки — это метод, а не тест, и их использование предполагает решение всех тех же проблем, что и при планировании эксперимента. Какой бы вопрос ни решался на экспериментальном уровне, использование решетки неизбежно поставит перед исследователем ряд таких проблем, как природа используемых элементов, способы выявления конструктов, тип оценочных операций испытуемого (например, ранжирование, классификация или отнесение к одному из полюсов биполярного конструкта). Кроме того, существует множество методов анализа данных, полученных с помощью решетки, а также множество допустимых способов интерпретации.
Однако психологи порой слишком увлекаются использованием решеток как при исследовании индивидуальных случаев в процессе психотерапии, так и при изучении больших выборок испытуемых. В результате они часто оказываются не в состоянии справиться с огромным объемом полученных данных.
Огромное преимущество решеток заключается в том, что к данным, полученным от одного конкретного испытуемого, можно применить весь арсенал статистических методов, традиционно используемых для анализа групповых данных. Таковы, например, методы кластерного анализа, Т-крите-
Глава 2. Психодиагностика: практика
рии различий, меры оценки консистентности и значимости корреляций, коэффициент согласия (иногда в статистической литературе этот коэффициент называют коэффициентом конкордации) и ряд других статистических мер. Они могут выявить скрытую структуру и содержание конструктов, которые обусловили тот или иной ответ при заполнении решетки. Использование групповых статистических методов при обработке результатов отдельного испытуемого позволяет выявлять значимые связи и устанавливать, что конкретная решетка заполняется не случайным образом. Однако возможность выявления структуры значимых взаимосвязей между ответами (в статистическом смысле слова «значимый») не уменьшает трудностей, которые могут возникнуть при интерпретации их психологической значимости.
Хотя метод решеток логически вытекает из теории конструктов, неверно было бы утверждать, что их надо использовать только в рамках этой теории. Единственно, на чем можно настаивать, — это, чтобы каждый психолог, применяющий метод решеток, ясно осознавал теоретические посылки, лежащие в его основе, и доводил их до сведения своих коллег. Таким образом, ученый сможет еще раз перепроверить теорию личных конструктов.
РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕСТ РОЛЕВЫХ КОНСТРУКТОВ Д. КЕЛЛИ
Репертуарная решетка есть производная репертуарного теста ролевых конструктов (РТРК), разработанного Д. Келли для «познания того, что стоит за словами».
Теперь мы коснемся основных положений методологии Д. Келли, предложенной им для обоснования математического описания личного психологического пространства человека. Основное предположение Д. Келли было следующим: математические зависимости между суждениями человека отражают психологические процессы, лежащие в основе этих суждений.
Существует множество разновидностей конкретных форм репертуарного теста ролевых конструктов. Некоторые из них мы рассмотрим подробно. Опишем тот тип решетки, который предложил Д. Келли.
Репертуар ролей
Первое, что должен сделать человек, заполняющий эту форму решетки, — подставить имена своих знакомых в ролевой список, приведенный в таблице.
Испытуемого инструктируют следующим образом: «Начиная с самого себя, напишите имена всех описанных мною лиц. Затем запишите их имена в соответствующие графы. Если вы не можете вспомнить имя данного человека, напишите его фамилию или что-нибудь такое, что позволит вам сразу его вспомнить».
Испытуемому сообщается, что имена сами по себе не представляют интереса для экспериментатора. Решетка предъявляется испытуемому в том виде, в котором она представлена в таблицах.
Д. Келли логично обосновал выбор 3 триад, с которыми работает испытуемый. Эти триады (или классы) разбиты на 7 групп:
Я
1. Я сам.
Семья
2. Мать.
3. Отец.
4. Брат.
5. Сестра.
Близкие
6. Муж (жена).
7. Бывший возлюбленный (возлюбленная).
8. Друг (подруга).
9. Бывший друг (подруга).
Ситуативные персонажи
10. Министр.
11. Врач.
12. Сосед.
Отношения
13. Человек, который вас отвергает.
14. Человек, который вас жалеет.
15. Человек, который представляет для вас угрозу.
16. Человек, который вас привлекает.
Авторитет
17. Принимаемый учитель.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
18. Отвергаемый учитель.
19. Начальник.
Ценности
20. Преуспевающий человек.
21. Счастливый человек.
22. Высоконравственный человек.
Основания для выбора каждой триады:
Класс ценностей.
Испытуемого просят сравнить между собой людей, олицетворяющих успех, счастье и нравственность, и назвать соответствующие полюсы конструктов.
Класс авторитетов.
Испытуемого просят сравнить между собой следующих людей человека, чьи идеи он принимал, человека, чьи идеи от отвергал, хотя от него ждали, что он их примет, и человека, в чьей поддержке он сильно нуждался в какой-то период жизни.