Общие требования и рекомендации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет»
К а ф е д р а п р а к т и ч е с к о й п с и х о л о г и и
П С И Х О Л О Г И Я И П Е Д А Г О Г И К А
Методические указания к выполнению курсовой работы
для студентов первого курса всех специальностей
Санкт-Петербург
Рецензент – доктор психологических наук, профессор Л.А.Рудкевич
Психология и педагогика: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов первого курса всех специальностей / СПбГАСУ; сост.: О.Б.Годлиник, Е.А.Соловьева. - СПб.
Даны указания и рекомендации к выполнению курсовой работы по разделу «Психология и педагогика; изложены требования к оформлению курсовой работы и содержанию основных разделов; даны рекомендации по составлению психологического портрета; сформулированы «опорные вопросы».
Библиогр.: 15 назв.
ВВЕДЕНИЕ
Реализуемый в настоящее время в педагогике высшего образования компетентностный подход к подготовке специалистов высшей технической квалификации предполагает способность готовность и необходимость использовать полученные знания умения и навыки в различных ситуациях профессиональной деятельности. В связи с этим возрастает роль самостоятельной работы студентов и индивидуальных консультаций с преподавателем самого начала обучения в вузе.
Выполнение курсовой работы обеспечивает закрепление и творческое освоение полученных на занятиях знаний. В процессе подготовки курсовой работы под руководством преподавателя студент осмысливает, переживает, «пропускает через себя» новые сведения, новый опыт, получает возможность проверить их эффективность в практике повседневной жизни. Такая работа способствует формированию собственной внутренней позиции по отношению к самому себе и окружающему миру, что повышает качество освоения и других учебных дисциплин как теоретических, так и практических.
Курсовая работа по разделу «Психология индивидуальности» учебной дисциплины «Психология и педагогика» выполняется на первом курсе.
Первый год обучения в вузе нередко сопровождается повышенным нервным и эмоциональным напряжением, вызванным новыми, непривычными организацией и режимом учебы, большим потоком информации (в вузе за пять лет изучается примерно в пять раз больше учебных дисциплин, чем в школе за 10-11 лет), двумя зачетными и экзаменационными сессиями в году (по сути, концентрированная отчетность раз в полгода). Это непривычно и для тех, кто пришел в вуз прямо из школы, и для тех, кто успел поработать или отслужить в армии. В результате значительное количество отчислений после первых сессий происходит из-за неумения студентов адаптироваться к условиям обучения в вузе.
Изучение своей индивидуальности помогает первокурсникам адаптироваться к новым условиям, самостоятельно планировать свою работу с учетом психологических особенностей, глубже и с наименьшими затратами овладевать знаниями и навыками, целенаправленно формируя индивидуальный стиль познавательной деятельности, способствует выработке качеств, необходимых специалисту высшей квалификации.
Очевидно, что для того, чтобы разобраться в своих индивидуальных особенностях, понять свои специфические возможности и ограничения, осознать собственную уникальность, надо иметь представление об общих закономерностях функционирования психики и ее биологических основах. Необходимо понимать, из чего исходят психологи, давая свои рекомендации, какие методы позволяют психологам получать достоверную информацию о внутреннем мире человека и т.д.
Овладевая психологической культурой, приобретая психологическую компетентность, студенты получают возможность рационально организовывать учебную деятельность, более эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Цель выполнения курсовой работы развитие психологической культуры и психологической компетентности студента.
Основные задачи:
Закрепление и систематизация полученных на аудиторных занятиях знаний.
Формирование умений анализировать психологические явления с использованием научных понятий.
Развитие навыков самопознания и самоанализа.
Расширение психологического кругозора.
Повышение уровня общей и психологической культуры.
Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.
Изучение психологии, выполнение курсовой работы – это первые реальные шаги на пути гуманизации процесса и результатов труда современного специалиста высшей технической квалификации любого профиля – архитектора, строителя, механика, организатора производства, менеджера и др.
Общие требования и рекомендации
Курсовая работа должна состоять из трех основных разделов:
1. Что такое психология.
2. Психологический портрет.
3.Возможности применения психологических знаний в профессиональной деятельности и обыденной жизни.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
По желанию студента в работу могут быть включены дополнительные разделы.
Курсовая работа должна включать ответы на сформулированные в данных методических указаниях вопросы. Описание и анализ примеров обязательны.
Старайтесь излагать прочитанное и понятое своими собственными словами. Приводя сведения из литературных источников, указывайте в скобках номер того источника, из которого заимствована информация.
Если необходимо привести цитату, заключайте ее в кавычки, а рядом в скобках указывайте номер литературного источника по Списку литературы и страницу.
Пожалуйста, не переписывайте дословно текст (фрагменты текста) учебных и методических пособий и других литературных источников. Это напрасная трата времени.
Предпочтительно изложение содержания разделов в форме связного текста.
Исходными материалами для выполнения курсовой работы являются:
конспекты, которые студенты ведут на аудиторных занятиях;
результаты психодиагностических исследований, выполненных на практических занятиях;
информация, полученная студентами на индивидуальных психологических консультациях, проводимых преподавателями;
учебные и методические пособия, разработанные на кафедре практической психологии СПбГАСУ;
учебная, научная и научно-популярная литература по психологии.
В соответствии с учебным планом на подготовку курсовой работы отводятся специальные часы, количество которых указывается в приложении к диплому.
Публичная защита курсовой работы не предусмотрена, т.к. ее разделы могут содержать конфиденциальную информацию.
Работать над курсовой следует в течение всего семестра, целенаправленно, вдумчиво, творчески и с удовольствием!