Классификация методов психологии
Методы, используемые в психологии, зависят от характера решаемых задач и от исходных теоретических позиций исследователя. Выделяются 4 группы методов психологии ( по Б. Г. Ананьеву):
1 Группа. Организационные методы - группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования. К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ (метод «поперечных срезов») организации исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого явления. (Б.Г. Ананьев).
2 группа. Эмпирические методы - группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому эмпирические методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относятся наблюдение и эксперимент, которые часто признаются основными эмпирическими методами, а также психодиагностические методы, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод и др.
3 группа. Методы обработки данных - подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т. д.).
4 группа. Интерпретационные методы - различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.) И структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).
Ввиду того что часто психологам приходится оказывать влияние на развитие личности, на оптимальное формирование ее познавательной сферы и т. д., помимо методов, указанных Б. Г. Ананьевым, целесообразно выделить еще одну группу.
5 группа. Методы психологического воздействия - специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.
Особое значение в психологии отводится эмпирическим методам. Основными методами «Добывания» научных знаний являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях. Наблюдение, которым мы пользуемся каждый день, отличается от научного наблюдения. Житейское наблюдение, в отличие от научного, случайно, не организованно и не имеет четкого плана. Кроме того, научное наблюдение направлено не только на регистрацию фактов, но и на выявление существенных причин исследуемого явления, что не характерно для житейского наблюдения. Предположение о том, что данные факторы являются существенными причинами того или иного явления, называется гипотезой. В процессе наблюдения производится проверка гипотезы с целью ее подтверждения или опровержения.
Для проведения научного наблюдения нужны гипотеза, план наблюдения и фиксирование полученных данных в специальной форме (протоколе или дневнике). Для составления программы наблюдения необходимо ответить на следующие вопросы:
1. С какой целью наблюдать? (Определение цели и задач наблюдения.)
2. Что наблюдать? (Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.)
3. Как наблюдать? (Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации.)
4. Как регистрировать результаты? (Выбор способов регистрации наблюдаемых объектов.)
5. Как анализировать полученные результаты? (Обработка и интерпретация полученной информации.)
Существует несколько видов наблюдения по разным основаниям.
В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым, наблюдение может быть включенным и невключённым.
Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в деятельность группы, за которой ведется наблюдение на правах ее участника.
Невключённое (или внешнее) наблюдение проводится без контактов наблюдателя с объектами. Невключённое наблюдение, в свою очередь, подразделяется на скрытое (если исследуемые не знают о проводимом наблюдении) и открытое наблюдение. Скрытое наблюдение нарушает права личности, поэтому его используют в исключительных случаях.
В зависимости от того когда происходит регистрация результатов, наблюдение может быть сплошным и констатирующим.
Сплошное наблюдение характеризуется тем, что ход событий фиксируется постоянно.
Выборочное наблюдение заключается в том, что изучаемые процессы фиксируются в определенные промежутки времени.
Наблюдение также может быть констатирующим (когда происходит непосредственное описание происходящих событий) и оценивающим (в случае, если в процессе наблюдения к описанию добавляется оценка исследуемого явления по заранее заданной шкале). Когда в ходе наблюдения четко выделяются единицы наблюдаемого и происходит фиксация только их, говорят о формализованном наблюдении.
В обратном случае (если четкие объекты фиксации не выделяются) речь
|