Классификация методов психологии

Методы, используемые в психологии, зависят от характера решаемых задач и от исходных теоретических позиций исследователя. Выделяются 4 группы методов психологии ( по Б. Г. Ананьеву):

1 Группа. Организационные методы - группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования. К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ (метод «поперечных срезов») организации исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого явления. (Б.Г. Ананьев).

2 группа. Эмпирические методы - группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому эмпирические методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относятся наблюдение и эксперимент, которые часто признаются основными эмпирическими методами, а также психодиагностические методы, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод и др.

3 группа. Методы обработки данных - подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т. д.).

4 группа. Интерпретационные методы - различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.) И структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).

Ввиду того что часто психологам приходится оказывать влияние на развитие личности, на оптимальное формирование ее познавательной сферы и т. д., помимо методов, указанных Б. Г. Ананьевым, целесообразно выделить еще одну группу.

5 группа. Методы психологического воздействия - специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.

Особое значение в психологии отводится эмпирическим методам. Основными методами «Добывания» научных знаний являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях. Наблюдение, которым мы пользуемся каждый день, отличается от научного наблюдения. Житейское наблюдение, в отличие от научного, случайно, не организованно и не имеет четкого плана. Кроме того, научное наблюдение направлено не только на регистрацию фактов, но и на выявление существенных причин исследуемого явления, что не характерно для житейского наблюдения. Предположение о том, что данные факторы являются существенными причинами того или иного явления, называется гипотезой. В процессе наблюдения производится проверка гипотезы с целью ее подтверждения или опровержения.

Для проведения научного наблюдения нужны гипотеза, план наблюдения и фиксирование полученных данных в специальной форме (протоколе или дневнике). Для составления программы наблюдения необходимо ответить на следующие вопросы:

1. С какой целью наблюдать? (Определение цели и задач наблюдения.)

2. Что наблюдать? (Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.)

3. Как наблюдать? (Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации.)

4. Как регистрировать результаты? (Выбор способов регистрации наблюдаемых объектов.)

5. Как анализировать полученные результаты? (Обработка и интерпретация полученной информации.)

Существует несколько видов наблюдения по разным основаниям.

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым, наблюдение может быть включенным и невключённым.

Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в деятельность группы, за которой ведется наблюдение на правах ее участника.

Невключённое (или внешнее) наблюдение проводится без контактов наблюдателя с объектами. Невключённое наблюдение, в свою очередь, подразделяется на скрытое (если исследуемые не знают о проводимом наблюдении) и открытое наблюдение. Скрытое наблюдение нарушает права личности, поэтому его используют в исключительных случаях.

В зависимости от того когда происходит регистрация результатов, наблюдение может быть сплошным и констатирующим.

Сплошное наблюдение характеризуется тем, что ход событий фиксируется постоянно.

Выборочное наблюдение заключается в том, что изучаемые процессы фиксируются в определенные промежутки времени.

Наблюдение также может быть констатирующим (когда происходит непосредственное описание происходящих событий) и оценивающим (в случае, если в процессе наблюдения к описанию добавляется оценка исследуемого явления по заранее заданной шкале). Когда в ходе наблюдения четко выделяются единицы наблюдаемого и происходит фиксация только их, говорят о формализованном наблюдении.

В обратном случае (если четкие объекты фиксации не выделяются) речь

       
 
 
   
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ Всегда будь предельно собран, ясно выражай свои мыслить и четко ставь перед собой и други­ми цели и задачи
ПРАВИЛО ВТОРОЕ Быть доброжелательным, не оскорбляй чувства других людей, другого человека. Помни, что если большинство людей тебя не понимают и не при­емлют твои взгляды, то надо искать причину прежде в себе и лишь затем в окружающих тебя людях
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ Не перебивай собеседника и дай ему выговорит­ся. Помни, неясный ответ это следствие неясного вопроса
ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ Адекватно реагируй на все проявления поступков окружающих тебя людей. Помни, что твоя про­фессиональная задача состоит в умении вступать в коммуникативное взаимодействие и межлично­стное общение с людьми в стандартной и нестан­дартной ситуации
ПРАВИЛО ПЯТОЕ Помни, что показателем внимательного, береж­ного и уважительного отношения к тебе со сто­роны окружающих тебя людей может быть толь­ко твоя активная позиция к ним
ПРАВИЛО ШЕСТОЕ Предъявляемые требования к поведению других людей должны быть объективными, а не субъек­тивными
ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ Всегда помни, что успешная педагогическая деятельность и уважение к учителю строиться на трех доминантах: это твои знания и умения; твои эмоции и поступки; твоя коммуникабельность

Наши рекомендации