Возможна ли нормативная социальная психология?
В 1967 г. меня попросили написать предисловие к японскому изданию моей книги Eupsychian Management, которая была написана в 1962 и издана в 1965 г. Я понял, что в первой версии я отчасти пытался навести тень на плетень и что сейчас я полностью уверен в возможности социальной психологии и уже не боюсь об этом говорить.
Эта книга, вне всякого сомнения, представляет собой нормативную социальную психологию. То есть она провозглашает поиск ценностей одной из вполне реальных и фундаментальных задач общественных наук. Таким образом, она полностью противоречит той ортодоксальной точке зрения, которая исключает нравственные ценности из сферы интересов науки, утверждая, что ценности не могут быть открыты или обнаружены, а могут только быть установлены «декретом» людей, не имеющих отношения к науке.
Это не значит, что данная книга находится в антагонистическом противоречии с классической свободной от ценностей наукой или с исключительно описательными общественными науками. Она, скорее, представляет собой попытку включить их в более широкую, более объемную концепцию гуманистической науки и технологии, концепцию, опирающуюся исключительно на признание того факта, что наука есть побочный продукт человеческой природы и что она может способствовать осуществлению человеческой природы. С этой точки зрения, общество или любой его институт могут характеризоваться либо как способствующие, либо как мешающие самоактуализации индивидов (259).
В этой книге ставится один основной вопрос: какие условия работы, какие виды деятельности, какой тип управления и какого рода вознаграждение или плата способствуют здоровому развитию человеческой природы в направлении обретения полноценности? Но мы можем задать и другой вопрос: предположим, общество процветает и состоит из вполне здоровых, или нормальных людей, фундаментальные потребности которых (в пище, крове, одежде) можно считать удовлетворенными. Как именно захотят помогать такие люди, с учетом собственных интересов, достижению целей и ценностей организации? Как лучше всего вести себя с ними? При каких условиях они будут работать лучше всего? Какое вознаграждение, как монетарное, так и не связанное с деньгами, будет заставлять их работать в полную силу? Когда они почувствуют, что эта организация является их организацией?
Многие люди будут потрясены узнав, что все большее количество исследований ясно указывает на то, что при условии определенной «синергии», два типа интересов интересы индивида и общественные интересы — могут настолько сблизиться, что перестанут быть противоположностями и станут синонимами. Эупсихологически заданные условия работы зачастую полезны не только для самоосуществления личности, но и для здоровья и процветания организации (фабрики, больницы, колледжа и т. п.), а также для качества и количества товаров или услуг, производимых этой организацией.
Стало быть, к проблеме управления (в любой организации и любом обществе) можно подойти по-новому: нужно создать в этой организации такие условия, чтобы цели индивида совпали с целью организации. В каком случае это возможно? В каком случае это невозможно? Или же вредно? Какие силы способствуют синергии общества и индивида? А какие силы обостряют антагонизм между обществом и индивидом?
Такие вопросы явно относятся к самим глубинам жизни личности и общества, общественной, политической и экономической теории, и даже философии в целом. Например, недавно вышедшая моя работа "Психология науки" доказывает необходимость и возможность выхода гуманитарной науки за навязанные ей рамки свободной от ценностей механицистской науки.
Можно также предположить, что в классической экономической теории, основанной на неадекватной теории человеческой мотивации, также можно совершить революцию, признав биологическую реальность высших человеческих потребностей, в том числе таких, как импульс к самоактуализации и любовь к высшим ценностям. Я уверен, что приблизительно то же самое можно совершить и в политических науках, в социологии и во всех общественных науках и профессиях.
Тем самым, я хочу подчеркнуть, что эта книга посвящена не новым ухищрениям в управлении, не каким-то «фокусам» или внешней технике, благодаря которым можно более эффективно манипулировать человеческими существами во имя достижения чуждых им целей. Эта книга'- не пособие по эксплуатации.
Нет, эта книга представляет собой лобовое столкновение одной системы ортодоксальных ценностей с другой, новой системой ценностей, которая представляется мне не только более эффективной, но и более истинной. В этой книге делаются некоторые поистине революционные выводы из того открытия, что человеческая природа недооценивалась, что человек обладает высшей природой, которая так же «инстинктивна», как и его низшая природа, и что эта высшая природа включает в себя потребность в значимой деятельности, в ответственности, в творчестве, в том, чтобы быть честным и справедливым, в стоящем деле и в том, чтобы делать это дело хорошо.
Убеждение, что вознаграждение можно измерить только деньгами, явно устарело. Действительно, удовлетворение низших потребностей можно купить за деньги; но когда они уже удовлетворены, тогда людей можно стимулировать только высшим «вознаграждением» — сопричастием, привязанностью, достоинством, уважением, одобрением, почетом — а также созданием возможности для самоактуализации и утверждения высших ценностей — истины, красоты, эффективности, совершенства, справедливости, порядка, справедливости и т. п.
Здесь явно есть о чем подумать, и не только поклонникам Маркса или Фрейда, но и сторонникам военно-приказного, «начальственного» или «либерального» методов управления.
Литература
1. ALLPORT, G. The Nature of Personality. Addison-Wesley, 1950.
2. —— Becoming. Yale Univ., 1955.
3. —— Normative compatibility in the light of social science, in Maslow, A.H. (ed.). New Knowledge in Human Values. Harper, 1959.
4. —— Personality and Social Encounter. Beacon, 1960.
5. ANDERSON, H.H. (ed.) Creativity and Its Cultivation. Harper, 1959.
6. ANGYAL, A. Foundations for a Science of Personality. Commonwealth Fund, 1941.
7. Anonymous, Finding the real self. A letter with a foreword by Karen Horney, Amer. J. Psychoanal., 1949, 9, 3.
8. ANSBACHER, H. and R. The Individual Psychology of Alfred Adler. Basic Books, 1956.
9. ARNOLD, M. and GASSON, J. The Human Person. Ronald, 1954.
10. ASCH, S.E. Social Psychology. Prentice-Hall, 1952.
11. ASSAGIOLI, R. Self-Realization and Psychological Disturbances. Psychosynthesis Research Foundation, 1961.
12. BANHAM, К.М. The development of affectionate behavior in infancy, J. General Psychol, 1950, 76, 283–289.
13. BARRETT, W. Irrational Man. Doubleday, 1958.
14. BARTLETT, F.C. Remembering. Cambridge Univ., 1932.
15. BEGBIE, T. Twice Born Men. Revell, 1909.
16. BETTELHEIM, B. The Informed Heart. Free Press, 1960.
16a. BOSSOM, J., and MASLOW, A.H. Security of judges as a factor in impressions of warmth in others, J. Abn. Soc. Psychol., 1957, 55, 147–148.
17. BOWLBY, J. Maternal Care and Mental Health. Geneva: World Health Organization, 1952.
18. BRONOWSKI, J. The values of science, in: Maslow, A.H. (ed.) New Knowledge in Human Values. Harper, 1959,
19. BROWN, N. Life Against Death. Random House, 1959.
20. BUBER, M. I and Thou. Edinburgh: T. and T. Clark, 1937.
21. BUCKE, R. Cosmic Consciousness. Dutton, 1923.
22. BUHLER, C. Maturation and motivation, Dialectica, 1951, 5, 312–361.
23. —— The reality principle, Amer. J. Psychother., 1954, 8, 626–647.
24. BUHLER, K. Die geistige Entwickling des Kindes, 4th ed. Jena: Fischer, 1924.
25. BURTT, E.A. (ed.) The Teachings of the Compassionate Buddha. Mentor Books, 1955.
26. BYRD, B. Cognitive needs and human motivation. Unpublished.
27. CANNON, W.B. Wisdom of the Body. Norton, 1932.
28. CANTRIL, H. The «Why» of Man's Experience. Macmillan, 1950.
29. CANTRIL, H., and BUMSTEAD, C. Reflections on the Human Venture. N. Y. Univ., 1960.
30. CLUTTON-BROCK, A. The Ultimate Belief. Dutton, 1916.
31. COHEN, S. A growth theory of neurotic resistance to psycho-therapy, J. Humanistic Psychol., 1961, 1, 48–63.
32. —— Neurotic ambiguity and neurotic hiatus between knowledge and action, J. Existential Psychiatry, 1962, 3, 75–96.
33. COLEMAN, J. Personality Dynamics and Effective Behavior. Scott, Foresman, 1960.
34. COMBS, A. and SNYGG, D. Individual Behavior. Harper, 1959.
35. COMBS, A. (ed.) Perceiving, Behaving, Becoming: A New Focus for Education. Association for Supervision and Curriculum Development, Washington, D.C., 1962.
36. D'ARCY, M.C. The Mind and Heart of Love. Holt, 1947.
37. —— The Meeting of Love and Knowledge. Harper, 1957.
38. DEUTSCH, F. and MURPHY, W. The Clinical Interview (2 vols.). Int. Univs. Press, 1955.
38a. DEWEY, J. Theory of Valuation. Vol. II, No. 4 of International Encyclopedia of Unified Science, Univ. of Chicago (undated).
38b. DOVE, W.F. A study of individuality in the nutritive instincts, Amer. Naturalist, 1935, 69, 469–544.
39. EHRENZWEIG, A. The Psychoanalysis of Artistic Vision and Hearing. Routledge, 1953.
40. ERIKSON, E.H. Childhood and Society. Norton, 1950.
41. ERIKSON, E.H. Identity and the Life Cycle. (Selected papers.) Psychol. Issues, 1, Monograph 1, 1959. Int. Univs. Press.
42. FESTINGER, L.A. Theory of Cognitive Dissonance. Peterson, 1957.
43. FEUER, L. Psychoanalysis and Ethics. Thomas, 1955.
FIELD, J. (pseudonym), see: MILNER, M.
44. FRANKL, V.E. The Doctor and the Soul. Knopf, 1955.
45. —— From Death-Camp to Existentialism. Beacon, 1959.
46. FREUD, S. Beyond the Pleasure Principle. Int. Psychoan. Press, 1922.
47. —— The Interpretation of Dreams, in The Basic Writings of Freud. Modern Lib., 1938.
48. —— Collected Papers, London, Hogarth, 1956. Vol. III, Vol. IV.
49. —— An Outline of Psychoanalysis. Norton, 1949.
50. FROMM, E. Man For Himself. Rinehart, 1947.
51. —— Psychoanalysis and Religion. Yale Univ., 1950.
52. —— The Forgotten Language. Rinehart, 1951.
53. —— The Sane Society. Rinehart, 1955.
54. ——, SUZUKI, D.Т., and DE MARTINO, R. Zen Buddhism and Psychoanalysis. Harper, 1960.
54a. GHISELIN, B. The Creative Process. Univ. of Calif., 1952.
55. GOLDSTEIN, K. The Organism. Am. Bk. Co., 1939.
56. —— Human Nature from the Point of View of Psychopathology. Harvard Univ., 1940.
57. —— Health as value, in Maslow, A.H. (ed.) New Knowledge in Human Values. Harper, 1959, 178–188.
58. HALMOS, P. Towards a Measure of Man. London: Kegan Paul, 1957.
59. HARTMAN, R. The science of value, in Maslow, A.H. (ed.) New Knowledge in Human Values. Harper, 1959.
60. HARTMANN, H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation. Int. Univs. Press, 1958.
61. —— Psychoanalysis and Moral Values. Int. Univs. Press, 1960.
62. HAYAKAWA, S.I. Language in Action. Harcourt, 1942.
63. —— The fully functioning personality, ETC. 1956, 13, 164–181.
64. HEBB, D.O., and THOMPSON, W.R. The social significance of animal studies, in: Lindzey G. (ed.) Handbook of Social Psychology, Vol. 1. Addison-Wesley, 1954, 532–561.
65. HILL, W.E. Activity as an autonomous drive. J. Comp. & Physiological Psychol., 1956, 49, 15–19.
66. HORA, T. Existential group psychotherapy, Amer. J. of Psychotherapy, 1959, 13, 83–92.
67. HORNEY, K. Neurosis and Human Growth. Norton, 1950.
68. HUIZINGA, J. Homo Ludens. Beacon, 1950.
68a. HUXLEY, A. The Perennial Philosophy. Harper, 1944.
69. —— Heaven & Hell. Harper, 1955.
70. JAHODA, M. Current Conceptions of Positive Mental Health. Basic Books, 1958.
70a. JAMES, W. The Varieties of Religious Experience. Modern Lib., 1942.
71. JESSNER, L. and KAPLAN, S. «Discipline» as a problem in psychotherapy with children, The Nervous Child, 1951, 9, 147–155.
72. JOURARD, S.M. Personal Adjustment, 2nd ed. Macmillan, 1963.
73. JUNG, C.G. Modern Man in Search of a Soul. Harcourt, 1933.
74. —— Psychological Reflections (Jacobi, J., ed.). Pantheon Books, 1953.
75. —— The Undiscovered Self. London: Kegan Paul, 1958.
76. KARPF, F.B. The Psychology & Psychotherapy of Otto Rank. Philosophical Library, 1953.
77. KAUFMAN, W. Existentialism from Dostoevsky to Sartre. Meridian, 1956.
78. —— Nietzsche. Meridian, 1956.
79. KEPES, G. The New Landscape in Art and Science. Theobald, 1957.
80. The Journals of Kierkegaard, 1834–1854. (Dru, Alexander, ed. and translator). Fontana Books, 1958.
81. KLEE, J.B. The Absolute and the Relative. Unpublished.
82. KLUCKHOHN, C. Mirror for Man. McGraw-Hill, 1949.
83. KORZYBSKI, A. Science and Sanity: An Introduction to Non-Aristotelian Systems and General Semantics (1933). Lakeville, Conn.: International Non-Aristotelian Lib. Pub. Co., 3rd ed., 1948.
84. KRIS, E. Psychoanalytic Explorations in Art. Int. Univs. Press, 1952.
85. KRISHNAMURTI, J. The First and Last Freedom. Harper, 1954.
86. KUBIE, L.S. Neurotic Distortion of the Creative Process. Univ. of Kans., 1958.
87. KUENZLI, A.E. (ed.) The Phenomenological Problem. Harper, 1959.
88. LEE, D. Freedom & Culture. A Spectrum Book, Prentice-Hall, 1959.
89. —— Autonomous motivation, J. Humanistic Psychol., 1962, 1, 12–22.
90. LEVY, D.M. Personal communication.
91. —— Maternal Overprotection. Columbia Univ., 1943.
91a. LEWIS, C.S. Surprised by Joy. Harcourt, 1956.
92. LYND, H.M. On Shame and the Search for Identity. Harcourt, 1958.
93. MARCUSE, H. Eros and Civilization. Beacon, 1955.
94. MASLOW, A.H. and MITTELMANN, B. Principles of Abnormal Psychology. Harper, 1941.
95. MASLOW, A.H. Experimentalizing the clinical method, J. Clinical Psychol., 1945, 1, 241–243.
96. —— Resistance to acculturation, J. Soc. Issues, 1951, 7, 26–29.
96a. —— Comments on Dr. Old's paper, in: Jones, M.R.(ed.) Nebraska Symposium on Motivation, 1955. Univ. of Neb., 1955.
97. —— Motivation and Personality. Harper, 1954.
98. —— A philosophy of psychology, in: Fairchild, J. (ed.) Personal Problems and Psychological Frontiers. Sheridan, 1957.
99. —— Power relationships and patterns of personal development, in: Kornhauser, A. (ed.) Problems of Power in American Democracy. Wayne Univ., 1957.
100. —— Two kinds of cognition. General Semantics Bulletin, 1957, Nos. 20 and 21, 17–22.
101. —— Emotional blocks to creativity, J. Individ. Psychol., 1958, 14, 51–56.
102. —— (ed.) New Knowledge in Human Values. Harper, 1959.
103. ——, RAND, H. and NEWMAN, S. Some parallels between the dominance and sexual behavior of monkeys and the fantasies of psychoanalytic patients, J. of Nervous and Mental Disease, 1960, 131, 202–212.
104. —— Lessons from the peak-experiences, J. Humanistic Psychol., 1962, 2, 9-18.
105. ——, and DIAZ-GUERRERO, R. Juvenile delinquency as a value disturbance, in: Peatman, J., and Hartley, E. (eds.). Festschrift for Gardner Murphy. Harper, 1960.
106. —— Peak-experiences as completions. (To be published.)
107. —— Eupsychia — the good society, J. Humanistic Psychol., 1961, 1, 1-11.
108. ——, and MINTZ, N. L. Effects of esthetic surroundings: I. Initial short-term effects of three esthetic conditions upon perceiving «energy» and «well-being» in faces, J. Psychol., 1956, 41 247–254.
109. MASSERMAN, J. (ed.) Psychoanalysis and Human Values. Grane and Stratton, 1960.
110. MAY, R., et al. (eds.) Existence. Basic Books, 1958.
111. —— (ed.) Existential Psychology. Random House, 1961.
112. MILNER, M. (Joanna Field, pseudonym). A Life of One's Own. Pelican Books, 1952.
113. MILNER, M. On Not Being Able to Paint. Int. Univs. Press, 1957
114. MINTZ, N.L. Effects of esthetic surroundings: II. Prolonged and repeated experiences in a «beautiful» and an «ugly» room, J. Psychol, 1956, 41, 459–466.
115. MONTAGU, ASHLEY, M.F. The Direction of Human Development. Harper, 1955.
115a. MORENO, J. (ed.) Sociometry Reader. Free Press, 1960.
116. MORRIS, C. Varieties of Human Value. Univ. of Chicago, 1956.
117. MOUSTAKAS, C. The Teacher and the Child. McGraw-Hill, 1956.
118. —— (ed.) The Self. Harper, 1956.
119. MOWRER, О.Н. The Crisis in Psychiatry and Religion. Van Nostrand, 1961.
120. MUMFORD, L. The Transformations of Man. Harper, 1956.
121. MUNROE, R.L. Schools of Psychoanalytic Thought. Dryden, 1955.
122. MURPHY, G. Personality. Harper, 1947.
123. MURPHY, G., and HOCHBERG, J. Perceptual development: some tentative hypotheses, Psychol Rev., 1951, 58, 332–349.
124. MURPHY, G. Human Potentialities. Basic Books, 1958.
125. MURRAY, H.A, Vicissitudes of Creativity, in: Anderson H.H., (ed.) Creativity and Its Cultivation. Harper, 1959.
126. NAMECHE, G. Two pictures of man, J. Humanistic Psychol., 1961 1, 70–88.
127. NIEBUHR, R. The Nature and Destiny of Man. Scribner's, 1947.
127a. NORTHROP, F.C.S. The Meeting of East and West. Macmillan, 1946.
128. NUTTIN, J. Psychoanalysis and Personality. Sheed and Ward, 1953.
129. O'CONNELL, V. On brain washing by psychotherapists: The effect of cognition in the relationship in psychotherapy. Mimeographed, 1960.
129a. OLDS, J. Physiological mechanisms of reward, in: Jones, M.R. (ed.) Nebraska Symposium on Motivation, 1955. Univ. of Nebr., 1955.
130. OPPENHEIMER, O. Toward a new instinct theory, J. Social Psychol., 1958, 47, 21–31.
131. OVERSTREET, H.A. The Mature Mind. Norton, 1949.
132. OWENS, С.М. Awakening to the Good. Christopher, 1958.
133. PERLS, F., HEFFERLINE, R. and GOODMAN, P. Gestalt Therapy. Julian, 1951
134. PETERS, R.S. "Mental health" as an educational aim. Paper read before Philosophy of Education Society, Harvard University, March, 1961.
135. PROGOFF, I. Jung's Psychology and Its Social Meaning. Grove, 1953.
136. PROGOFF, I. Depth Psychology and Modem Man. Julian, 1959.
137. RAPAPORT, D. Organization and Pathology of Thought. Columbia Univ., 1951
138. REICH, W. Character Analysis. Orgone Inst., 1949.
139. REIK, T. Of Love and Lust. Farrar, Straus, 1957.
140. RIESMAN, D. The Lonely Crowd. Yale Univ., 1950.
141. RITCHIE, B.F. Comments on Professor Farber's paper, in: Jones, M.R. (ed.) Nebraska Symposium on Motivation. Univ. of Nebr., 1954, 46–50.
142. ROGERS, C. Psychotherapy and Personality Change. Univ. of Chicago, 1954.
143. —— A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client-centered framework, in: Koch, S. (ed.) Psychology: A Study of a Science, Vol. III. McGraw-Hill, 1959.
144. —— Therapist's View of Personal Goals. Pendle Hill, 1960.
145. —— On Becoming a Person. Houghton Mifflin, 1961.
146. ROKEACH, M. The Open and Closed Mind. Basic Books, 1960.
147. SCHACHTEL, E. Metamorphosis. Basic Books, 1959.
148. SCHILDER, P. Goals and Desires of Man. Columbia Univ., 1942.
149. —— Mind, Perception and Thought in Their Constructive Aspects. Columbia Univ., 1942.
150. SCHEINFELD, A. The New You and Heredity. Lippincott, 1950.
151. SCHWARZ, O. The Psychology of Sex. Pelican Books, 1951.
152. SHAW, F.J. The problem of acting and the problem of becoming, J. Humanistic Psychol., 1961, 1, 64–69.
153. SHELDON, W.H. The Varieties of Temperament. Harper, 1942.
154. SHLIEN, J.M. Creativity and Psychological Health. Counseling Center Discussion Paper, 1956, 11, 1–6.
155. —— A criterion of psychological health, Group Psychotherapy 1956, 9, 1-18.
156. SINNOTT, E.W. Matter, Mind and Man. Harper, 1957.
157. SMILLIE, D. Truth and reality from two points of view, in: Moustakas, C. (ed.) The Self. Harper, 1956.
157a. SMITH, M.B. "Mental health" reconsidered: A special case of the problem of values in psychology, Amer. Psychol., 1961. 16, 299–306.
158. SOROKIN, P.A. (ed.) Explorations in Altruistic Love and Behavior. Beacon, 1950.
159. SHITZ, R. Anaclitic depression, P.S.O., 1946, 2, 313–342.
160. SUTTIE, I. Origins of Love and Hate. London: Kegan Paul, 1935.
160a. SZASZ, T.S. The myth of mental illness, Amer. Psychol., 1960, 15, 113–118.
161. TAYLOR, C. (ed.) Research Conference on the Identification of Creative Scientific Talent. Univ. of Utah, 1956.
162. TLAD, O. Toward the knowledge of man, Main Currents in Modern Thought, Nov. 1955.
163. TILLICH, P. The Courage To Be. Yale Univ. 1952.
164. THOMPSON, C. Psychoanalysis: Evolution & Development. Grove, 1957.
165. VAN KAAM, A.L. The Third Force in European Psychology — Its Expression in a Theory of Psychotherapy. Psychosynthesis Research Foundation, 1960.
166. —— Phenomenal analysis: Exemplified by a study of the experience of "really feeling understood," J. Individ. Psychol., 1959, 15, 66–72.
167. —— Humanistic psychology and culture, J. Humanistic Psychol., 1961, 1, 94-100.
168. WATTS, A.W. Nature, Man and Woman. Pantheon, 1958.
169. —— This is IT. Pantheon, 1960.
170. WEISSKOPF, W. Existence and values, in: Maslow, A.H. (ed.) New Knowledge of Human Values. Harper, 1958.
171. WERNER, H. Comparative Psychology of Mental Development. Harper, 1940.
172. WERTHEIMER, M. Unpublished lectures at the New School for Social Research, 1935-6.
173. —— Productive Thinking. Harper, 1959.
174. WHEELIS, A. The Quest for Identity. Norton, 1958.
175. —— The Seeker. Random, I960.
176. WHITE, M. (ed.) The Age of Analysis. Mentor Books, 1957.
177. WHITE, R. Motivation reconsidered: the concept of competence, Psychol. Rev., 1959, 66, 297–333.
178. WILSON, C. The Stature of Man. Houghton, 1959.
179. WILSON, F. Human nature and esthetic growth, in: Moustakas, C. (ed.) The Self. Harper, 1956.
180. —— Unpublished manuscripts on Art Education.
181. WINTHROP, H. Some neglected considerations concerning the problems of value in psychology, J. General Psychol., 1961, 64, 37–59.
182. —— Some aspects of value in psychology and psychiatry, Psychological Record, 1961, 11, 119–132.
183. WOODGER, J. Biological Principles. Harcourt, 1929.
184. WOODWORTH, R. Dynamics of Behavior. Holt, 1958.
185. YOUNG, P.T. Motivation and Emotion. Wiley, 1961.
186. ZUGER, B. Growth of the individuals concept of self. A.M.A. Amer. J. Diseased Children, 1952, 83, 719.
187. —— The states of being and awareness in neurosis and their redirection in therapy, J. Nervous and Mental Disease, 1955, 121, 573.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
188. ADLER, A. Superiority and Social Interests: A Collection of Later Writings (Ansbacher, H.L. and R.R. eds.) Northwestern University Press, 1964.
189. ALLPORT, G. Pattern and Growth in Personality. Holt, Rinehart & Winston, 1961.
190. ANGYAL, A. Neurosis and Treatment. Wiley, 1965.
191. ARONOFF, J. Psychological Needs and Cultural Systems. Van Nostrand, 1967.
192. ASSAGIOLI, R. Psychosynthesis: A Manual of Principles and Techniques. Hobbs, Dorman, 1965.
193. AXLINE, V. Dibs: in Search of Self. Houghton Mifflin, 1966.
194. BAILEY, J.C. Clues for success in the president's job, Harvard Business Review, 1967, 45, 97-104.
195. BARRON, F. Creativity and Psychological Health, Van Nostrand, 1963.
196. BENDA, C. The Image of Love. Free Press, 1961.
197. BENNIS, W., SCHEIN, E., BERLEW, D. and STEELE, F. (eds.) Interpersonal Dynamics. Dorsey, 1964.
198. —— Changing Organizations. McGraw-Hill, 1966.
199. BERNE, E. Games People Play. Grove Press, 1964.
200. BERTOCCI, P. and MILLARD, R. Personality and the Good. McKay 1963.
201. BLYTH, R.H. Zen in English Literature and Oriental Classics. Tokyo: Hokuseido Press, 1942.
202. BODKIN, M. Archetypal Patterns in Poetry. Vintage Books, 1958
203. BOIS, J.S. The Art of Awareness. Wm. C. Brown, 1966
204. BONNER, H. Psychology of Personality. Ronald, 1961.
205. —— On Being Mindful of Man. Houghton Mifflin, 1965.
206. BRADFORD, L.P., GIBB, J.R. and BENNE, K.D. (eds.). T-Group Theory and Laboratory Method, Wiley, 1964.
207. BRONOWSKI, J. The Identity of Man. Natural History Press. 1965
208. —— The Face of Violence. World, 1967.
209. BUGENTAL, J. The Search for Authenticity. Holt, Rinehart & Winston, 1965.
210. —— (ed.) Challenges of Humanistic Psychology. McGraw-Hill, 1967
211. BUHLER, C. Values in Psychotherapy. Free Press, 1962.
212. ——, and BASSARIK, F. (eds.). Humanism and the Course of Life: Studies in Goal-Determination. Springer, 1967.
213. BURROW, T. Preconscious Foundations of Human Experience (Gait W.E., ed.). Free Press, 1964.
214. CAMPBELL, J. The Hero with a Thousand Faces. Meridian Books, 1956.
215. CANTRIL, H. The human design, J. Individ. Psychol., 1964, 20, 129–136.
216. CARSON, R. The Sense of Wonder. Harper & Row, 1965.
217. CLARK, J.V. Motivation in workgroups: A tentative view, Human Organization, 1960, 19, 199–208.
218. ——, Education for the Use of Behavioral Science. Univ. Calif. L.A., Institute of Industrial Relations, 1962.
219. CRAIG, R. Trait lists and creativity, Psychologia, 1966, 9, 107–110.
220. DABROWSKI, K. Positive Disintegration. Little, Brown, 1964.
221. DAVIES, J.C. Human Nature in Politics. Wiley, 1963.
222. DEIKMAN, A. Implications of experimentally induced contemplation meditation, J. of Nervous and Mental Disease, 1966, 142, 101–116.
223. DE MARTINO, M. (ed.) Sexual Behavior and Personality Characteristics. Grove Press, 1963.
224. ELIADE, M. The Sacred and the Profane. Harper & Row, 1961.
225. FARROW, E. Psychoanalyze Yourself. International Universities Press, 1942.
226. PARSON, R.E. (ed.) Science and Human Affairs. Science and Behavior Books, 1965.
227. Esalen Institute. Residential program brochure. Big Sur, Calif., 1966.
228. FRANKL, V. Psychotherapy and Existentialism. Washington Square Press, 1967.
229. FROMM, E. The Heart of Man. Harper & Row, 1964.
230. GARDNER, J. Self-Renewal. Harper & Row, 1963.
231. GIBB, J.R. and L.M. The Emergent Group: A Study of Trust and Freedom. (To be published.)
232. GLASSER, W. Reality Therapy. Harper & Row, 1965.
233. GREENING, Т. and COFFEY, H. Working with an «impersonial» T-Group, Journal of Applied Behavioral Science, 1966, 2, 401–411.
234. GROSS, B. The Managing of Organizations (2 vols.). Free Press, 1964.
235. HALMOS, P. The Faith of the Counsellors. London: Constable, 1965.
236. HARPER, RALPH. Human Love: Existential and Mystical. Johns Hopkins Press, 1966.
237. HARTMAN, R.S. The Structure of Value: Foundations of Scientific Axiology. South Illinois University Press, 1967.
238. HAUSER, R. and H. The Fraternal Society. Random House, 1963.
239. HERZBERG, F. Work and the Nature of Man. World, 1966.
240. HORA, T. On meeting a Zen-master socially, Psychologia, 1961 4, 73–75.
241. HORNEY, K. Self-Analysis. Norton, 1942.
242. HUGHES, PERCY. An Introduction to Psychology. Lehigh University Supply Bureau, 1928.
243. HUXLEY, A. Grey Eminence. Meridian Books, 1959.
244. —— Island. Bantam Books, 1963.
245. HUXLEY, L. You Are Not the Target. Farrar, Straus & Giroux, 1963.
246. ISHERWOOD, M. Faith Without Dogma. G. Alien Unwin, 1964.
247. JOHNSON, R.C. Watcher on the Hills. Harper & Row, 1959.
248. JONES, R. (ed.) Contemporary Educational Psychology: Selected Essays. Harper Torchbooks, 1966.
249. JOURARD, S.M. The Transparent Self: Self-Disclosure and Well-Being. Van Nostrand, 1964.
250. KAUFMAN, W. (ed.) The Portable Nietzsche. Viking, 1954.
251. KOESTLER, A. The Lotus and the Robot. London: Hutchinson, 1960.
252. KURILOFF, R. Reality in Management. McGraw-Hill, 1966.
253. LAING, R. The Divided Self. Penguin Books, 1965.
254. LAO TSU. The Way of Life. Mentor Books, 1955.
255. LASKI, M. Ecstasy. Indiana University Press, 1962.
256. LOWEN, A. Love and Orgasm. Macmillan, 1965.
257. MALAMUD, D. and MACHOVER, S. Toward Self-Understanding. Thomas, 1965.
258. MANUEL, F. Shapes of Philosophical History. Stanford University Press, 1965.
259. MASLOW, A.H. Synergy in the society and in the individual, J. Individ. Psychol., 1964, 20, 153–164.
260. —— Religions, Values and Peak-Experiences. Ohio State University Press, 1964.
261. —— Eupsychian Management: A Journal. Irwin-Dorsey, 1965.
262. —— The Psychology of Science: A Reconnaissance. Harper & Row, 1966.
263. MATSON, F. The Broken Image. Braziller, 1964.
264. MAY, R. On Will. (To be published.)
265. McCURDY, H.G. The Personal World. Harcourt: Brace &; World, 1961.
266. McGREGOR, D. The Human Side of Enterprise. McGraw-Hill, 1960.
267. —— The Professional Manager (Bennis, W.G., and McGregor, C., eds.) McGraw-Hill, 1967.
268. MORGAN, A.E. Search For Purpose. Yellow Springs, Ohio: Community Service, Inc., 1957.
269. MOUSTAKAS, C. Creativity and Conformity. Van Nostrand, 1967.
270. —— The Authentic Teacher. Doyle, 1966.
271. MOWRER, О.Н. The New Croup Therapy. Van Nostrand, 1964.
272. MUMFORD, L. The Conduct of Life. Harcourt: Brace, 1951.
273. MURRAY, H.A. Prospect for psychology, Science, May 11, 1962, 483–488.
274. NEILL, A.S. Summerhill. Hart, 1960.
275. OTTO, H. (ed.) Explorations in Human Potentialities. С. С. Thomas, 1966.
276. —— Guide to Developing Your Potential. Scribner's, 1967.
277. OWENS, С.М. Discovery of the Self. Christopher, 1963.
278. POLANYI, M. Science, Faith and Society. University of Chicago Press, 1964.
279. —— Personal Knowledge. University of Chicago Press, 1958.
280. —— The Tacit Dimension. Doubleday, 1966.
281. REICH, W. The Function of the Orgasm. Noonday Press, 1942.
282. RITTER, P. and J. The Free Family. London: Gollancz, 1959.
283. ROGERS, C. Actualizing tendency in relation to motives and to consciousness, in: Jones, M. R. (ed.), Nebraska Symposium on Motivation, 1963. University of Nebraska Press, 1963.
284. ROSENTHAL, R. Experimenter Effects in Behavioral Research. Appleton-Century, 1966.
285. SANDS, B. The Seventh Step. New American Library, 1967.
286. SCHUMACHER, E.F. Economic development and poverty, Manas, Feb. 15, 1967, 20, 1–8.
287. SCHUTZ, W. Joy. Grove Press, 1967.
288. SEGUIN, C.A. Love and Psychotherapy. Libra, 1965.
289. SEVERIN, F. (ed.) Humanistic Viewpoints in Psychology. McGraw-Hill, 1965.
290. SHELDON, W.H. Psychology and the Promethean Will. Harper &; Row, 1936.
291. SHOSTROM, E. Personal Orientation Inventory (POI): A Test of Self-Actualization. San Diego, Calif.: Educational and Industrial Testing Service, 1963.
292. STEINBERG, S. The Labyrinth. Harper & Row, 1960.
293. STEINZOR, B. The Healing Partnership. Harper & Row, 1967.
294. SUTICH, A. The growth-experience and the growth-centered attitude, J. Psychol., 1949, 28, 293–301.
295. SYKES, G. The Hidden Remnant. Harper & Row, 1962.
296. TANZER, D. The Psychology of Pregnancy and Childbirth: An Investigation of Natural Childbirth. Ph. D. Thesis, Brandeis University, 1967.
297. THORNE, F.C. Personality. Journal of Clinical Psychology Publishers, 1961.
298. TILLICH, P. Love, Power and Justice. Oxford University Press, 1960.
299. TORRANCE, E.P. Constructive Behavior. Wadsworth, 1965.
300. VAN KAAM, А. The Art of Existential Counseling. Dimension Books, 1966.
301. WEISSKOPF, W. Economic growth and human well-being, Manas, Aug. 21, 1963, 16, 1–8.
302. WHITE, R. (ed.) The Study of Lives. Atherton Press, 1964.
303. WHITEHEAD, A.N. The Aims of Education. Mentor Bros., 1949.
304. —— Adventures of ideas. Macrnillan, 1933.
305. WIENPAHL, P. The Matter of Zen. New York University Press, 1964.
306. WILSON, C. Beyond the Outsider. London: Arthur Barker Ltd., 1965.
307. —— Introduction to the New Existentialism. Houghton Mifflin, 1967.
308. WOLFF, W. The Expression of Personality. Harper & Row, 1943.
309. WOOTTON, G. Workers, Unions and the State. Schocken, 1967.
310. YABLONSKY, L. The Tunnel Back: Synanons. Macrnillan, 1965.
311. ZINKER, J. Rosa Lee: Motivation and the Crisis of Dying. Lake Erie College Studies, 1966.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1]Идеальное общество, построенное на сновании принципов психологии здоровья, или "эупсихологии".
[2]Более подробно на ту же тему см. мою работу Eupsychian Management. Irvin-Dorsey, 1965, p. 194–201
[3]"Но вот парадокс — переживание искусства не может быть эффективно использовано ни с этой, ни с какой-либо другой целью. Это должна быть бесцельная деятельность, в том смысле, в каком мы понимаем «цель». Оно может быть только переживанием бытия: бытия человеческим организмом, делающим то, что он должен и вправе делать, — остро и полнокровно ощущающим жизнь, затрачивающим энергию и создающим красоту по своему усмотрению, — а обострение чувств, цельность, получение результата и хорошее самоощущение являются лишь побочными продуктами" (179 с. 213).
[4] С того момента, как коробка попадает к нему в руки, он чувствует, что волен сделать с ней все, что захочет. Он открывает ее, размышляет над ее содержимым, выражает удовольствие или разочарование, замечает расположение содержимого, находит руководство, касается стальной поверхности, взвешивает в руке различные части, пересчитывает их и т. д. Все это он делает прежде, чем попытаться совершить что-то со всем конструктором. Затем приходит жгучее желание что-то с ним сделать. Это может быть только подгонка одной части к другой. Одно это дает ему ощущение того, что он что-то делает, и что он может справиться с этим конкретным предметом. Что бы ему ни захотелось делать дальше полностью собрать конструктор и, соответственно, получить удовлетворение от своего достижения или же разбросать в разные стороны все детали — его контакт с игрушкой имеет смысл.
Результаты активного ощущения могут быть приблизительно суммированы следующим образом. Физическое, эмоциональное и интеллектуальное погружение в себя; признание и дальнейшее изучение своих способностей; начало деятельности или творчества; определение своего темпа и ритма, и выбор задачи, которую можно решить в это конкретное время, что включает в себя умение не брать на себя слишком много; овладение навыками, которые можно применить в других затеях, и каждый раз — возможность принятия активного участия в каком-нибудь, пусть даже самом незначительном событии, чтобы точнее определить сферу своих интересов.
Вышеописанной ситуации можно противопоставить другую, в которой человек, принесший в дом конструктор, говорит ребенку: "Вот конструктор, давай я тебе его открою". Он так и поступает, а затем показывает ребенку все, что лежит в коробке: руководство, различные детали и т. д., а в довершение всего принимается сооружать одну из сложных моделей, например, подъемный кран. Ребенку может быть очень интересно то, что происходит у него на глазах. но давайте сосредоточимся на одном аспекте происходящего. Ребенку не дают возможности самому заняться конструктором, используя свое тело, разум или чувства, ему не дают возможности испытать свои силы в новом для него деле, посмотреть, на что он способен или придать новое направление своим интересам. Сооружение для него подъемного крана может привести в действие и другой фактор. Ребенку может захотеться сделать то же самое, хотя у него не было возможности подготовиться к решению столь сложной задачи. Целью мероприятия становится объект, а не ощущение причастности к процессу создания объекта. Кроме того, что бы он потом ни сделал самостоятельно, все будет казаться ему ничтожным по сравнению с тем, что кто-то уже сделал для него и за него. Он не приобрел никакого опыта, который поможет ему, когда он в следующий раз столкнется с чем-то новым. Иными словами, он внутренне "не вырос", его «опыт» был навязан ему извне. Для человека любое активное ощущение — это возможность понять, что он любит или не любит и кем он хочет стать. Это существенная часть его продвижения к зрелости и самостоятельности" (186, с. 179).
[5]"Каким образом можно потерять себя? Предательство, неведомое и немыслимое, начинается в детстве, с нашей тайной психической смерти — когда нас не любят и отсекают от наших спонтанных желаний. (Подумай: что остается?) Но погоди — жертва может даже «перерасти» это, но это идеальное двойное преступление, а не просто убийство psyche . Ее можно уже списывать, и маленькое «я» неуклонно и помимо воли занимает ее место. Человека не принимают таким, каким он есть на самом деле. О да, они любят его, но они ждут от него, чтобы он стал (или хотят заставить его стать) другим! Поэтому он должен стать таким, как положено . Он сам учится верить в это или, по крайней мере, принимает это как должное. Он по-настоящему отказался от самого себя. И уже не важно, подчиняется ли он им, бунтует ли, прячется ли — важно только его поведение. Его центр тяжести находится в «них», а не в нем и если он даже заметит это, то подумает, что это вполне нормально. И выглядит все это вполне благовидно; все происходит явно, непроизвольно и анонимно!
Это идеальный парадокс. Все кажется вполне нормальным; преступление не замышлялось; нет трупа, нет виновного. Мы видим только солнце, которое восходит и заходит, как ему и положено. Что же случилось? Он был отвергнут, причем не только другими, но и самим собой. (В сущности, он остался без "я".) Что он потерял? Всего лишь одну истинную и жизненно важную часть себя: чувство уверенности в себе, которое есть не что иное, как его способность к развитию, его корневая система. Но он, увы, жив. «Жизнь» продолжается, он тоже должен жить. С того момента, как он отказался от самого себя, он, сам того не ведая, принялся за создание и поддержание псевдо-"я" в той мере, в какой он отказался от «я» подлинного. Но это очень удобная вещь — «я» без желаний. Его будут любить (или бояться) тогда, когда его следует презирать, оно будет сильным в том, в чем на самом деле оно слабо; оно будет совершать поступки (хотя они будут лишь пародией поступков) не ради удовольствия, а ради выживания: не просто потому, что оно хочет совершить поступок, а потому, что оно должно подчиняться. Такая необходимость — это не жизнь (не его жизнь), а защитный механизм против смерти. Но это также механизм смерти. Отныне его будут разрывать на части навязчивые (бессознательные) желания или парализовать (бессознательные) конфликты, каждый поступок ежесекундно будет перечеркивать его бытие, его целостность; и все это время он будет носить маску нормального человека, и от него будут ожидать соответствующего поведения!
Короче говоря, я вижу, что мы становимся невротиками, в поисках или в попытках защитить псевдо-"я", "я"-систему; мы и есть невротики в той мере, в которой мы лишены своего "я"" (7, с. 3).
[6]Я думаю, что этот общий принцип можно применить к Фрейдовой теории последовательности фаз либидо. На "оральной стадии" ребенок получает удовольствие преимущественно посредством рта. В особенности тот, которому на этой стадии развития не уделяется достаточно внимания. Мы должны помнить, что хорошо и эффективно младенец может делать только одно — сосать. Ко всему остальному он не способен, и если, как я думаю, это ощущение дает нам самый первый прототип самоуважения (чувства "мастерства"), то этот процесс — единственный способ, каким младенец может ощутить удовольствие от своего мастерства (здесь присутствует все — достижение результата, контроль, самовыражение, воля). Но вскоре он и в других способностях достигает «мастерства» и обретает «контроль». Здесь я имею в виду не только "анальный контроль", значение которого, с моей точки зрения, было сильно преувеличено, хотя сама мысль, в общем-то, верна. Двигательные способности также развиваются во время так называемой «анальной» стадии, доставляя удовольствие и вселяя чувство уверенности. Но в данном случае для нас важно то, что «оральному» ребенку свойственно пресыщаться своим "оральным мастерством", которое начинает ему надоедать, как, скажем, ему надоедает питаться одним только молоком. В ситуации свободного выбора он склонен отказываться от груди и молока в пользу других, более сложных, видов деятельности и вкусовых ощущений или, по крайней мере, «прибавлять» их к груди. При достаточном удовлетворении потребностей возможности свободного выбора и отсутствии опасности, ребенок «вырастает» из оральной стадии и сам ее отвергает. Его не нужно, как думают многие, "гнать пинками вперед" или заставлять взрослеть. Он сам решает дорасти до более высоких удовольствий и сам решает охладеть к удовольствиям более низким. Он регрессирует или останавливается только при возникновении опасности и угрозы, при неудаче, разочаровании или стрессе: только тогда он предпочитает безопасность развитию. Разумеется, самоотречение, способность отложить удовлетворение потребности и пережить разочарование также являются обязательными составляющими силы (в оригинале перевода сноска здесь заканчивается — В.Д. )
[7]Очень распространены случаи псевдо-развития, когда человек пытается (с помощью подавления, отрицания, формирования жесткой реакции и т. д.) убедить самого себя, что неудовлетворенная фундаментальная потребность на самом деле удовлетворена или вовсе не существует. Тогда он позволяет себе дорасти до потребностей более высокого уровня, но это здание вечно зиждется на очень шатком фундаменте. Я называю это "псевдо-развитием посредством уклонения от неудовлетворенной потребности". Такая потребность неизменно присутствует — как бессознательная сила (повторяющаяся навязчивая идея).
[8]Я не стал изучать то, что может быть названо "ощущением дна" (и никто из моих респондентов не стал говорить об этом), скажем, болезненное и «разрушительное» (для некоторых) осознание неизбежности старения и смерти, абсолютного одиночества и ответственности индивида, безличности природы вообще и природы бессознательного и т. д.
[9]Сравните с рассуждениями Коулриджа: "Если бы человек мог во сне пройтись по Раю и получить цветок в знак того, что его душа действительно была там, и если бы он, проснувшись, увидел этот цветок у себя в руке — ну и что с того?" (Е.Schneider (ed.) Samuel Taytor Coleridge: Selected Poetry & Prose. Rinehart, 1951, p. 477).
[10]Это представляет особый интерес для терапевтов не только потому, что интеграция личности является одной из основных задач всей терапии, но также в связи с проблемой так называемой "терапевтической диссоциации". Для того чтобы из озарения родилась терапия, необходимо ощущать и наблюдать одновременно. Например, психотика, который испытывает переживание в полной мере, но недостаточно «отстранен», чтобы наблюдать за переживанием, это переживание никак не улучшает, даже несмотря на то, что оно может относиться к самым глубинам бессознательного, которые недоступны невротикам. Но верно и то, что терапевт тоже должен «раздвоиться» таким же парадоксальным образом, поскольку он должен одновременно принимать и не принимать пациента таким, каков он есть; то есть, с одной стороны, он должен уделить пациенту "беспристрастное положительное внимание" (143), он должен отождествиться с пациентом, чтобы понять его, он должен отбросить критический подход и все оценки, он должен ощутить мировоззрение пациента, он должен сказать пациенту: "Я — это ты", он должен полюбить пациента братской любовью и т. д. Но, с другой стороны, он должен также безоговорочно "не принимать" пациента, не отождествлять себя с ним и т. д., потому что он пытается сделать пациента лучше, то есть другим, чем тот является на данный момент. Подобная терапевтическая «раздвоенность», несомненно, лежит в основе терапии по Дойчу и Мэрфи (38).
Но задача терапевта заключается также и в том, чтобы слить множество «личностей» в неделимое гармоничное единство, как в пациенте, так и в терапевте. Это можно назвать превращением в исключительно переживающее эго при постоянно существующей, вероятно предсознательно, возможности самонаблюдения. Во время пиковых переживаний мы все больше уподобляемся исключительно переживающему эго.
[11]Я понимаю, что использую язык, который подразумевает опыт, то есть он должен быть понятен только тем, кто сами не подавили, не загнали вглубь, не отбросили свои пиковые переживания и не испугались их. Впрочем, я верю, что смысл моих слов можно донести и до тех, "кто не поднимался на вершины", но это очень трудное и долгое дело.
[12]Я думаю, что смысл последнего феномена достаточно легко объяснить, назвав его полной утратой самосознания или самосознавания, или самонаблюдения, которое в нашем нормальном состоянии присутствует в нас, но ослабевает или покидает нас при возникновении какого-нибудь увлечения, интереса, сосредоточенности на чем-то или отвлекающего фактора. На высшем уровне это происходит во время пиковых переживаний, а на низшем — в период такой увлеченности, скажем, кинофильмом, романом или футбольным матчем, которая заставляет нас забыть о себе и наших небольших страданиях, бедах, о том, как мы выгладим и т. п. Практически всегда такое состояние является приятным.
[13]Этот аспект подлинной самобытности настолько важен, имеет столько оттенков, и его настолько трудно описать и разъяснить, что я снабдил описание следующими приблизительными синонимами со слегка совпадающими значениями. "Непредумышленный, свободный, не продуманный изначально, не понукаемый, порывистый, распахнутый настежь, ничего не скрывающий, доверительный, бесстрашный, непридуманный, не симулирующий, не лицемерный" Здесь я не касаюсь вопроса "непроизвольного познания", интуиции, бытийного познания и т. д.
[14]"Поэзия — это летопись самых светлых и самых счастливых моментов в жизни самых светлых и самых счастливых умов" (Шелли).
[15]Нечто подобное можно обнаружить в известных экспериментах Олдса (129а). Когда "центр удовлетворения" в мозгу белой крысы подвергается стимуляции, то крыса полностью замирает, словно «наслаждаясь» этим переживанием. Такое же поведение наблюдается у человеческого существа, испытывающего приятное воздействие наркотика, рели вы хотите «ухватить» ускользающее воспоминание о сновидении, то в этот момент лучше не двигаться (69).
[16]Эта тенденция к классификации (вместо того, чтобы использовать конкретный, идеографический, сосредоточенный на пациенте, основывающийся на опыте подход) почти наверняка усиливается, даже у самых хороших терапевтов, когда они болеют, устали, слишком заняты, встревожены, не заинтересованы, не уважают пациента, торопятся и т. д. Это, стало быть, может помочь психоаналитику при текущем самоанализе в ситуации контрпереноса.
[17]Этот вывод можно считать вкладом в решение общей проблемы отношений между терапевтом и пациентом. Хороший терапевт справляется с задачей идеографического использования своих книжных знаний. Концептуальная структура, с которой он работает и которая имеет для него большое значение, для пациента в ее концептуальной форме бесполезна. Терапия инсайта заключается не только в обнаружении, изучении и классификации содержимого бессознательного. Ее задача в большей мере заключается в обобщении в едином понятии всевозможных осознаваемых, но безымянных, а потому «бессознательных» субъективных переживаний, или, если еще проще, в том, чтобы дать безымянному переживанию наименование. Пациента, в результате истинного инсайта, может посетить «ощущение» типа "Боже Мой! Да я на самом деле ненавидел свою мать и все время думал, что люблю ее!" Но оно может посетить его и без обращения к содержанию бессознательного, например: "Так вот, что вы понимаете под тревогой!" (говоря об определенных ощущениях в области желудка, горла, ног, сердца, которые он прекрасно осознавал, но никогда не называл). Эти рассуждения могут быть полезны также и при обучении терапевтов.
[18]Такой подход также является единственным способом прекратить "бег по кругу", свойственный теоретическим и семантическим дискуссиям на тему ценностей. В качестве примера могу привести такой вот «перл» — "Добро лучше зла, потому что оно добрее".
[19]Это название было предложено доктором Ричардом Фарсоном.
[20]Я употребляю выражение "подниматься над" за неимением лучшего. "Независимость от" подразумевает слишком простую дихотомизацию себя и окружения, а потому в данном случае не годится. К сожалению, "подниматься над" подразумевает существование чего-то «высшего», с презрением отвергающего нечто «низшее», то есть снова имеет место ложная дихотомия. В другом контексте, в качестве противоположности "дихотомическому образу мысли" я использовал "иерархически-интеграционный образ мысли", в соответствии с которым «низшее» является не только основой, на которой покоится «высшее», но также и частью высшего. В качестве примера иерархической интеграции можно привести центральную нервную систему, иерархию фундаментальных потребностей или армию. "Подниматься над" в данном случае используется мною в интеграционном, а не дихотомическом смысле.
[21]В качестве примера можно привести Уолта Уитмена или Уильяма Джемса, которые были настоящими, «стопроцентными» американцами, но при этом стояли над американской культурой, являясь представителями всего рода человеческого. Однако они стали "гражданами мира" не вопреки своему американскому происхождению, а именно благодаря тому, что были именно такими американцами. Так, Мартин Бубер, еврейский философ, был философом не только для евреев. Чисто японские картины Хокусая имеют всемирное значение. Вероятно, любое произведение искусства, имеющее всемирное значение, не может не иметь национальных корней. Сугубо региональное искусство — это не то же самое, что искусство, имеющее региональные корни, но вместе с тем — общечеловеческое значение. Здесь мы можем вспомнить о детях, описанных Пиаже, которые никак не могли понять, каким образом они могут одновременно быть женевцами и швейцарцами, пока они не доросли до способности объединить эти два понятия в рамках иерархии. Этот и другие примеры взяты из работы Олпорта (3)
[22]Например, мне кажется, что все, что я пытаюсь здесь высказать, гораздо лучше выражено Солом Штейнбергом в серии его великолепных рисунков в журнале New Yorker за прошлый год. В своих "экзистенциальных комиксах" этот прекрасный художник не использовал ни одного слова. Но подумайте, насколько уместны они были бы в библиографии «серьезной» статьи, напечатанной в «серьезном» журнале, или, кстати говоря, в программе этой конференции, поскольку они посвящены той же теме, а именно, самобытности и отчуждению .