Тема № 6-7-8: Подходы фармацевта к пациенту в зависимости от качеств его индивидуальности, возраста и характера заболевания.
2. Цель:овладеть подходами, которыми фармацевт пользуется при общении «фармацевт-пациент», в зависимости от возраста, характера заболевания и индивидуальности пациента.
3. Задачи обучения:
- Дать студентам понятие о I уровне общения «фармацевт-пациент»;
- сформировать понятие о менталитете фармацевта и пациента;
- научить студентов общению с пациентами в зависимости от их возраста;
- научить студентов общению с пациентами а зависимости от их характера заболевания.
4. Основные вопросы темы:
1. Три уровней общения в аптечном коллективе. Охарактеризовать I уровень.
2. Охарактеризуйте 6 этапов профессиональных фармацевтических подходов к пациенту аптеки.
3. Что такое менталитет?
4. Дайте характеристику следующим менталитетам пациентов аптек: «среднестатистический», «потребитель фармацевтических услуг», рациональный пациент, многословный пациент.
5. Дайте характеристику следующим менталитетам пациентов аптек: обеспокоенный пациент, напористый пациент, негативно настроенный пациент, неуверенный пациент.
6. Что такое «техника заинтересованного слушания»?
7. Взаимоотношения фармацевта с родными больного.
8. Что такое врачебная тайна?
9. Подходы к пациенту в зависимости от возраста.
10. Подходы фармацевта при общении с беременными женщинами.
11. Подходы фармацевта при общении с больными с психическими отклонениями.
5. Методы обучения и преподавания:
Практическое занятие: семинар, презентация.
6. Литература:
На русском языке:
Основная:
1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.
2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.
Дополнительная:
1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.
2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.
На английском языке:
Основная:
1. Kurtz, Silverman, Drapes. Teaching and Learning Communication skills in Medicine.- 2 – Edition,2004
Дополнительная:
1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine- Edinburgh London N- Y Oxford, 2004
7. Контроль (тесты):
1. I уровень общения в аптечном коллективе – это … .
а) фармацевт – врач
б) фармацевт – пациент
в) фармацевт – фармацевт
2. 6 этапов профессиональных фармацевтических подходов к пациенту аптеки – это … .
а) знание препарата пациента, установление контакта, сбор и анализ информации о
потребностях пациента; аргументация и демонстрация ЛС, правильные ответы,
завершение контакта
б) знание портрета пациента, начало контакта, дружеские связи, официальная
структура, отношение пациента с администрацией аптеки, завершение контакта
в) знание портрета пациента, начало контакта, реклама ЛС, сегментация рынка,
выбор канала связи, завершение контакта
3. Менталитет – это … .
а) внимание, вежливость, уверенность в своих знаниях, традиции и обычаи;
б) качественное своеобразие интеллектуальной переработки человеком
информации о себе и окружающей действительности;
в) качественное своеобразие интеллектуальной переработки человеком
информации об окружающей действительности.
4. Менталитет «среднестатистического» пациента можно описать словами:
а) человек «не с мира сего»
б) человек «на конвейере»
в) человек «не с того теста»
5. Менталитет «потребителя фармацевтических услуг», выражается фразой.
а) «за свои деньги я хочу получить, то что хочу»
б) «иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»
в) «за свои деньги я не хочу получать то, что мне предлагают»
6. Рациональный пациент задает вопросы.
а) с раздражительностью
б) в лаконичной форме
в) пространственно
7. Многословный пациент формирует заказ:
а) в лаконичной форме
б) раздражительно
в) пространственно
8. Обеспокоенный пациент выражает заостренный интерес по поводу:
а) какого-либо личного обстоятельства
б) какого-либо общего обстоятельства
в) не выражает интереса
9. Напористый пациент заявляет о себе:
а) с осторожностью
б) пространственно, без желания
в) с активностью и торопливостью
10. Скептически настроенный пациент, отличается:
а) ироническим тоном
б) безразличным тоном
в) доброжелательным тоном
11. Негативно настроенный пациент проявляет:
а) хладнокровие
б) агрессивность
в) доброжелательность
12. Неуверенный пациент говорить:
а) доброжелательным тоном
б) извиняющимся тоном
в) агрессивным тоном
13. Прием «эхо» - это … .
а) обобщенное повторение основных высказываний пациента
б) уточнение отдельных высказываний пациента
в) дословное повторение основных высказываний пациента
14. Прием «резюме» - это … .
а) воспроизводство сути высказывания пациента в сжатом и обобщенном виде
б) воспроизводство основных высказываний пациента в обобщенном виде
в) воспроизводство дословного повторения основных высказываний пациента
15. Прием «уточнения» - это … .
а) воспроизводство сути высказывания пациента в сжатом и обобщенном виде
б) уточнение отдельных положений высказываний пациента
в) дословное повторение основных высказываний пациента
16. При общении фармацевта с больным большое значение имеет.
а) возраст
б) сарказм
в) чуткость
17. Врачебная тайна – это … .
а) сведения о ЛПУ и его врачах
б) сведения о лекарственных препаратах, имеющих в аптеке
в) сведения о больном, не подлежащие разглашению
18. В общении «фармацевт - ребенок» необходимы определенные знания в области:
а) физики, химии, математике
б) психологии детских игры
в) психологии брачных отношений
19. В общении «фармацевт - пожилой человек» необходимо учитывать, такие заболевания, как:
а) простудные заболевания
б) гиперактивность и депрессию
в) старческие психозы
20. При общении «фармацевт – лицо с отклоняющимся поведением» фармацевту приходится сталкиваться с вопросами, относящимся к компетенции:
а) правоведа
б) психиатра
в) лор врача
1. Тема №9: «Профессиональные знания и умения фармацевта. Умение задавать вопросы – открытого и закрытого типа».
2. Цель: Раскрыть роль профессиональных знаний и умений фармацевтов в фармацевтической деятельности. Научить студентов задавать вопросы пациентам аптек – открытого и закрытого типа.
3. Задачи обучения:
- Дать студентам представление о том, в качестве кого, выступает фармацевт в своей профессиональной деятельности;
- раскрыть суть главного умения фармацевта – его искуссного психологического взаимодействия с пациентами, врачами и коллегами;
- научить студентов задавать вопросы – открытого и закрытого типа.
4. Основные вопросы темы:
1. Фармацевт – в качестве средства общения;
2. Фармацевт – в качестве поставщика качественных медикаментов, в качестве «ученика» и «учителя»;
3. Фармацевт – в качестве сотрудничающего лица, в качестве пропагандиста здоровья;
4. Что такое «главное умение фармацевта»?
5. Умение задавать вопросы. Как задавать вопросы открытого типа?
6. Как задавать вопросы закрытого типа?
5. Методы обучения и преподавания:
Практическое занятие: семинар.
6. Литература:
На русском языке:
Основная:
1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.
2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.
Дополнительная:
1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.
2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.
На английском языке:
Основная:
1. Kurtz, Silverman, Drapes. Teaching and Learning Communication skills in Medicine.- 2 – Edition,2004
Дополнительная:
1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine- Edinburgh London N- Y Oxford, 2004
Контроль: тесты
1. В качестве средства общения:
а) фармацевт должен обеспечивать правильное хранение медикаментов
б) фармацевт должен предоставлять объективную информацию о ЛС
в) участвовать в программах по оценке (скринингу) здоровья населения
2. В качестве поставщика качественных медикаментов:
а) фармацевт должен инициировать диалог с пациентом
б) фармацевт должен обеспечивать правильное хранение медикаментов
в) фармацевт должен постоянно повышать свою квалификацию
3. В качестве «ученика» и «учителя»:
а) фармацевт должен постоянно повышать свою квалификацию
б) фармацевт должен инициировать диалог с пациентом
в) фармацевт должен обеспечивать правильное хранение медикаментов
4. В качестве сотрудничающего лица:
а) фармацевт должен постоянно повышать свою квалификацию
б) фармацевт должен инициировать диалог с пациентом
в) фармацевт должен сотрудничать с другими работниками здравоохранения и т.д.
5. В качестве пропагандиста здоровья:
а) фармацевт должен обеспечивать правильное хранение медикаментов
б) фармацевт должен участвовать в программах по оценке (скринингу) здоровья
населения
в) фармацевт должен сотрудничать с другими работниками здравоохранения и т.д.
6. Необходимый элемент профессиональных знаний и умений фармацевта:
а) знание номенклатуры ЛС, торговых наименований, аналогов, списков ЖНЛВС
б) отсутствие культуры коммуникативных навыков, ориентация систем
вознаграждений на поощрение индивидуальных результатов
в) сарказм, чуткость, депрессия, доброжелательность
7. Главное умение фармацевта – это:
а) его умение воспроизводить суть высказываний пациента
б) его искусное психологическое взаимодействие с пациентами, врачами и
коллегами
в) его искусное психологическое взаимодействие с администрацией аптеки
8. Открытые вопросы:
а) это вопросы, на которые нет ответа;
б) это вопросы, на которые можно ответить однозначно: «Да» или «Нет»
в) это вопросы, на которые трудно ответить однозначно
9. Закрытые вопросы:
а) это вопросы, на которые можно ответить однозначно: «Да» или «Нет»
б) это вопросы, на которые нет ответа
в) это вопросы, на которые трудно ответить однозначно