Тема № 6-7-8: Подходы фармацевта к пациенту в зависимости от качеств его индивидуальности, возраста и характера заболевания.

2. Цель:овладеть подходами, которыми фармацевт пользуется при общении «фармацевт-пациент», в зависимости от возраста, характера заболевания и индивидуальности пациента.

3. Задачи обучения:

- Дать студентам понятие о I уровне общения «фармацевт-пациент»;

- сформировать понятие о менталитете фармацевта и пациента;

- научить студентов общению с пациентами в зависимости от их возраста;

- научить студентов общению с пациентами а зависимости от их характера заболевания.

4. Основные вопросы темы:

1. Три уровней общения в аптечном коллективе. Охарактеризовать I уровень.

2. Охарактеризуйте 6 этапов профессиональных фармацевтических подходов к пациенту аптеки.

3. Что такое менталитет?

4. Дайте характеристику следующим менталитетам пациентов аптек: «среднестатистический», «потребитель фармацевтических услуг», рациональный пациент, многословный пациент.

5. Дайте характеристику следующим менталитетам пациентов аптек: обеспокоенный пациент, напористый пациент, негативно настроенный пациент, неуверенный пациент.

6. Что такое «техника заинтересованного слушания»?

7. Взаимоотношения фармацевта с родными больного.

8. Что такое врачебная тайна?

9. Подходы к пациенту в зависимости от возраста.

10. Подходы фармацевта при общении с беременными женщинами.

11. Подходы фармацевта при общении с больными с психическими отклонениями.

5. Методы обучения и преподавания:

Практическое занятие: семинар, презентация.

6. Литература:

На русском языке:

Основная:

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.

2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

Дополнительная:

1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.

2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.

На английском языке:

Основная:

1. Kurtz, Silverman, Drapes. Teaching and Learning Communication skills in Medicine.- 2 – Edition,2004

Дополнительная:

1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine- Edinburgh London N- Y Oxford, 2004

7. Контроль (тесты):

1. I уровень общения в аптечном коллективе – это … .

а) фармацевт – врач

б) фармацевт – пациент

в) фармацевт – фармацевт

2. 6 этапов профессиональных фармацевтических подходов к пациенту аптеки – это … .

а) знание препарата пациента, установление контакта, сбор и анализ информации о

потребностях пациента; аргументация и демонстрация ЛС, правильные ответы,

завершение контакта

б) знание портрета пациента, начало контакта, дружеские связи, официальная

структура, отношение пациента с администрацией аптеки, завершение контакта

в) знание портрета пациента, начало контакта, реклама ЛС, сегментация рынка,

выбор канала связи, завершение контакта

3. Менталитет – это … .

а) внимание, вежливость, уверенность в своих знаниях, традиции и обычаи;

б) качественное своеобразие интеллектуальной переработки человеком

информации о себе и окружающей действительности;

в) качественное своеобразие интеллектуальной переработки человеком

информации об окружающей действительности.

4. Менталитет «среднестатистического» пациента можно описать словами:

а) человек «не с мира сего»

б) человек «на конвейере»

в) человек «не с того теста»

5. Менталитет «потребителя фармацевтических услуг», выражается фразой.

а) «за свои деньги я хочу получить, то что хочу»

б) «иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»

в) «за свои деньги я не хочу получать то, что мне предлагают»

6. Рациональный пациент задает вопросы.

а) с раздражительностью

б) в лаконичной форме

в) пространственно

7. Многословный пациент формирует заказ:

а) в лаконичной форме

б) раздражительно

в) пространственно

8. Обеспокоенный пациент выражает заостренный интерес по поводу:

а) какого-либо личного обстоятельства

б) какого-либо общего обстоятельства

в) не выражает интереса

9. Напористый пациент заявляет о себе:

а) с осторожностью

б) пространственно, без желания

в) с активностью и торопливостью

10. Скептически настроенный пациент, отличается:

а) ироническим тоном

б) безразличным тоном

в) доброжелательным тоном

11. Негативно настроенный пациент проявляет:

а) хладнокровие

б) агрессивность

в) доброжелательность

12. Неуверенный пациент говорить:

а) доброжелательным тоном

б) извиняющимся тоном

в) агрессивным тоном

13. Прием «эхо» - это … .

а) обобщенное повторение основных высказываний пациента

б) уточнение отдельных высказываний пациента

в) дословное повторение основных высказываний пациента

14. Прием «резюме» - это … .

а) воспроизводство сути высказывания пациента в сжатом и обобщенном виде

б) воспроизводство основных высказываний пациента в обобщенном виде

в) воспроизводство дословного повторения основных высказываний пациента

15. Прием «уточнения» - это … .

а) воспроизводство сути высказывания пациента в сжатом и обобщенном виде

б) уточнение отдельных положений высказываний пациента

в) дословное повторение основных высказываний пациента

16. При общении фармацевта с больным большое значение имеет.

а) возраст

б) сарказм

в) чуткость

17. Врачебная тайна – это … .

а) сведения о ЛПУ и его врачах

б) сведения о лекарственных препаратах, имеющих в аптеке

в) сведения о больном, не подлежащие разглашению

18. В общении «фармацевт - ребенок» необходимы определенные знания в области:

а) физики, химии, математике

б) психологии детских игры

в) психологии брачных отношений

19. В общении «фармацевт - пожилой человек» необходимо учитывать, такие заболевания, как:

а) простудные заболевания

б) гиперактивность и депрессию

в) старческие психозы

20. При общении «фармацевт – лицо с отклоняющимся поведением» фармацевту приходится сталкиваться с вопросами, относящимся к компетенции:

а) правоведа

б) психиатра

в) лор врача

1. Тема №9: «Профессиональные знания и умения фармацевта. Умение задавать вопросы – открытого и закрытого типа».

2. Цель: Раскрыть роль профессиональных знаний и умений фармацевтов в фармацевтической деятельности. Научить студентов задавать вопросы пациентам аптек – открытого и закрытого типа.

3. Задачи обучения:

- Дать студентам представление о том, в качестве кого, выступает фармацевт в своей профессиональной деятельности;

- раскрыть суть главного умения фармацевта – его искуссного психологического взаимодействия с пациентами, врачами и коллегами;

- научить студентов задавать вопросы – открытого и закрытого типа.

4. Основные вопросы темы:

1. Фармацевт – в качестве средства общения;

2. Фармацевт – в качестве поставщика качественных медикаментов, в качестве «ученика» и «учителя»;

3. Фармацевт – в качестве сотрудничающего лица, в качестве пропагандиста здоровья;

4. Что такое «главное умение фармацевта»?

5. Умение задавать вопросы. Как задавать вопросы открытого типа?

6. Как задавать вопросы закрытого типа?

5. Методы обучения и преподавания:

Практическое занятие: семинар.

6. Литература:

На русском языке:

Основная:

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.

2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.

Дополнительная:

1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности. М., 1997.

2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.

На английском языке:

Основная:

1. Kurtz, Silverman, Drapes. Teaching and Learning Communication skills in Medicine.- 2 – Edition,2004

Дополнительная:

1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine- Edinburgh London N- Y Oxford, 2004

Контроль: тесты

1. В качестве средства общения:

а) фармацевт должен обеспечивать правильное хранение медикаментов

б) фармацевт должен предоставлять объективную информацию о ЛС

в) участвовать в программах по оценке (скринингу) здоровья населения

2. В качестве поставщика качественных медикаментов:

а) фармацевт должен инициировать диалог с пациентом

б) фармацевт должен обеспечивать правильное хранение медикаментов

в) фармацевт должен постоянно повышать свою квалификацию

3. В качестве «ученика» и «учителя»:

а) фармацевт должен постоянно повышать свою квалификацию

б) фармацевт должен инициировать диалог с пациентом

в) фармацевт должен обеспечивать правильное хранение медикаментов

4. В качестве сотрудничающего лица:

а) фармацевт должен постоянно повышать свою квалификацию

б) фармацевт должен инициировать диалог с пациентом

в) фармацевт должен сотрудничать с другими работниками здравоохранения и т.д.

5. В качестве пропагандиста здоровья:

а) фармацевт должен обеспечивать правильное хранение медикаментов

б) фармацевт должен участвовать в программах по оценке (скринингу) здоровья

населения

в) фармацевт должен сотрудничать с другими работниками здравоохранения и т.д.

6. Необходимый элемент профессиональных знаний и умений фармацевта:

а) знание номенклатуры ЛС, торговых наименований, аналогов, списков ЖНЛВС

б) отсутствие культуры коммуникативных навыков, ориентация систем

вознаграждений на поощрение индивидуальных результатов

в) сарказм, чуткость, депрессия, доброжелательность

7. Главное умение фармацевта – это:

а) его умение воспроизводить суть высказываний пациента

б) его искусное психологическое взаимодействие с пациентами, врачами и

коллегами

в) его искусное психологическое взаимодействие с администрацией аптеки

8. Открытые вопросы:

а) это вопросы, на которые нет ответа;

б) это вопросы, на которые можно ответить однозначно: «Да» или «Нет»

в) это вопросы, на которые трудно ответить однозначно

9. Закрытые вопросы:

а) это вопросы, на которые можно ответить однозначно: «Да» или «Нет»

б) это вопросы, на которые нет ответа

в) это вопросы, на которые трудно ответить однозначно

Наши рекомендации