Практика сказкотерапии с детьми дошкольного

Содержание

Введение...........................................................................15

Практика сказкотерапии с детьми дошкольного

и младшего школьного возраста........................................17

Первые шаги в сказочном мире.........................................17

Игры для сказочного путешествия ................................20

«Волчьи игры»...........................................................20

«Стойкий оловянный солдатик»................................21

«Водный карнавал»...................................................21

«Тень».......................................................................21

«Волшебники»...........................................................22

Сказочные задачи .........................................................22

«Спаслание»

(по сказке А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»).......23

«Лиса и тетерев»

(по одноименной русской народной сказке).............23

«Сказка без конца» (по мотивам восточных сказок).....23

«Семимильные сапоги» (М. Мэнделл).......................24

«В лесу» (М. Мэнделл)...............................................24

«Четверо братьев» (М. Мэнделл)...............................25

«Кормушки» (М. Мэнделл).........................................25

«Друг или враг?» (М. Мэнделл)..................................25

Работа с куклами...........................................................26

Кукла из коробочки...................................................26

Кукла из поролоновой губки.....................................26

Веерная кукла...........................................................27

Медитации....................................................................27

Статическая медитация «Путешествие на облаке»

(К. Фопель) ...............................................................28

Психодинамическая медитация «Заколдованная

фигура» (Н. Сакович).................................................28

Добро пожаловать в сказочный мир (Ю. С. Шиманович).....29

Занятие 1. «Волшебная поляна»....................................29

Занятие 2. «Язык прикосновений».................................32

Занятие 3. «Игры с Изюминкой»....................................35

Процесс изготовления пальчиковой куклы...............36

Занятие 4. «За Репкой»..................................................37

Занятие 5. «Чудо-остров»..............................................39

Занятие 6. «Злостики, Боязливики и Грустишки»...........40

Занятие 7. «В стране Чувств».........................................43

Я — единственный на планете (Е. В. Белинская) Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,

имеющих негативное самоотношение...............................45

Занятие 1. «Я — единственный на планете»...................46

«Снежный ком» (игра)...............................................47

Занятие 2. «Ассоциации»...............................................48

«Ассоциации» (игра) ................................................. 50

Занятие 3. «Наши имена— 1»........................................51

Занятие 4. «Наши имена— 2»........................................56

Занятие 5. «Волшебная страна Чувств».........................57

Занятие 6. «Волшебные маски».....................................58

Занятие 7. «Мальчик, который не умел играть»..............59

Занятие 8. «Слоненок с шариками»...............................62

Занятие 9. «Ссора»........................................................64

День за днем в стране Фантазия (Н. А. Сакович)

Программа развития самосознания детей 6-9 лет............68

Занятие 1. «Путешествие начинается»...........................68

Ритуал входа в сказку...............................................68

«Страна Фантазия» (групповой коллаж)....................69

«Болото» (игра).........................................................70

«Встреча с Морлой»..................................................71

«Волшебный Лес» (разминка)...................................71

Ритуал выхода из сказки............................................72

Занятие 2. «Свет мой, зеркальце, скажи...»...................72

Ритуал входа в сказку ...............................................72

Повторение материала.............................................72

«Встреча с Зеркальным Оракулом» (упражнение).....73

«Рисование в зеркалах» (упражнение) ......................73

«Зеркала»(игра) ....................................................... 74

«Улыбка» (релаксация)..............................................74

Ритуал выхода из сказки...........................................75

Занятие 3. «Свет и тень»................................................75

Ритуал входа в сказку ..............'.................................75

Повторение материала.............................................75

«Мои свет и тень» (упражнение)................................76

«Паутина» (упражнение)............................................76

«Четыре стихии» (разминка) .....................................77

Ритуал выхода из сказки...........................................77

Занятие 4. «Навстречу везению»...................................77

Ритуал входа в сказку ...............................................77

Повторение материала.............................................77

«Значимый человек» (упражнение) ...........................77

«Поймай хвост дракона» (игра).................................79

«Подарок» (упражнение)...........................................79

Ритуал выхода из сказки...........................................79

Занятие 5. «Голос тишины»............................................80

Ритуал входа в сказку...............................................80

Повторение материала.............................................80

«Тишина» (игра) ........................................................80

«Драконьи прятки» (игра)..........................................81

Импровизации с музыкальными инструментами

и другими материалами............................................81

Ритуал выхода из сказки...........................................82

Занятие 6. «Ворота сфинксов» ......................................82

Ритуал входа в сказку...............................................83

Повторение материала.............................................83

«Мои достижения» (упражнение) ..............................83

«Сказочные загадки» (игра) ......................................84

«Счастливый танец» (упражнение)............................84

Ритуал выхода из сказки...........................................85

Занятие 7. «Рудник сновидений»...................................85

Ритуал входа в сказку ...............................................85

Повторение материала.............................................85

«Лабиринт» (игра).....................................................85

«Рудник сновидений» (групповая инсталляция) ........86

Ритуал выхода из сказки...........................................87

Занятие 8. «Ворота Без Ключа» .....................................87

Ритуал входа в сказку ...............................................87

Повторение материала.............................................87

«Ключи» (упражнение)...............................................87

«Волшебная Река» (игра) ..........................................88

«Говорящие вещи» (упражнение)..............................88

Ритуал выхода из сказки...........................................89

Занятие 9. «Многоликая королева»................................89

Ритуал входа в сказку ...............................................89

Повторение материала.............................................89

«Сказочный бал» (упражнение).................................90

«Имя королевы» (упражнение)..................................90

Ритуал выхода из сказки...........................................91

Занятие 10. «Бесконечная Фантазия»............................91

Ритуал входа в сказку ...............................................91

Повторение материала.............................................91

«Измени Фантазию» (групповой коллаж) ..................92

«Мелодия группы» (упражнение)...............................92

Изготовление амулетов............................................93

«Спасибо за прекрасное путешествие»

(упражнение)............................................................93

Ритуал выхода из сказки...........................................94

Мой друг— мультик (Т. В. Кунигель)..................................94

Занятие 1. Мультфильм «Ореховый прутик»..................96

«Закончи предложение» (упражнение)......................96

«Расскажи!» (упражнение).........................................97

«Кто больше соберет?» (игра)...................................97

«Позовем потерявшегося» (упражнение)..................97

«Возвращение силы» (этюд) .....................................98

«Превращения» (упражнение)...................................98

«Страшный замок» (рисование)................................98

Занятие 2. Мультфильм «Ореховый прутик»

(окончание)...................................................................98

«Сердитый— радостный» (этюд)..............................99

«Доброта» (беседа)...................................................99

«Найди самое маленькое» (игра) ..............................99

«Кот и мыши» (игра)..................................................99

Игры на внимание, память, мышление....................100

«Угадай по запаху» (игра)........................................100

«Великаны и колдуньи» (игра).................................100

Заключительная беседа.......................................... 100

«Замок для великана» (рисование) .........................101

Занятие 3. Мультфильм «Варежка»..............................101

«Изобрази чувство» (упражнение)..........................101

«На поводке» (этюд)................................................ 101

«Дразнилка» (игра)..................................................102

«Необыкновенный хор» (упражнение).....................102

«Придумаем клички собакам» (упражнение)...........102

«Придумай продолжение» (упражнение)................. 103

«Картинка к мультфильму» (рисование)..................103

Занятие 4. Мультфильм «Приключения Хомы».............103

«Угадай, как выглядит хозяин домика»

(упражнение) .......................................................... 103

«Начало дня» (упражнение).....................................104

«Два образа» (этюд)................................................104

«Поход за горохом» (упражнение)........................... 105

Заключительная беседа.......................................... 105

«Придумай продолжение» (упражнение)................. 105

«Мои друзья» (рисование)....................................... 105

Занятие 5, Мультфильм «Он попался»......................... 105

«Белочка» (этюд)..................................................... 106

«Закончи фразу» (упражнение)............................... 106

«Перетягивание каната» (игра)................................ 107

«Рыболов» (игра)..................................................... 107

«Построимся» (игра)............................................... 107

Заключительная беседа..........................................108

«Все вместе» (игра).................................................108

Практика сказкотерапии с подростками......................... 110

Общие принципы сказкотерапии подростков.................. 110

Особенности подросткового возраста........................ 110

Игры и упражнения...................................................... 111

«Сказочная поляна» (упражнение)...........................112

«Свиток правил» (игра) ........................................... 112

Упражнения с зеркалами: общие принципы............ 113

«Зеркальный Оракул» (упражнение)........................114

«Волшебные зеркала троллей» (упражнение) .........114

«Замок героя» (игра)............................................... 115

«Ослиная шкура» (упражнение)............................... 116

«Сон героя» (упражнение)....................................... 117

Лабиринты Я (Н. А. Сакович) Коррекционно-развивающая программа

для подростков................................................................ 118

Занятие 1. «Встреча со сказкой детства» .................... 119

«Имя» (игра)............................................................ 119

Принятие групповых норм ...................................... 119

«Ассоциации» (разогрев)........................................120

«Рисунок на сказочную тему» (основное задание) ..120

«Первое впечатление» (завершение работы).......... 121

Занятие 2. «Удивительные существа».......................... 121

«Воздушные шарики» (разогрев)............................121

«Существа из шариков» (основное задание)...........122

«Первое впечатление— 2» (завершение работы) ... 122

Занятие 3. «За маской»................................................ 123

«Общий признак» (разогрев)...................................123

«Создай маску» (основное задание).......................123

«Сильные стороны» (завершение работы).............. 124

Занятие 4. «Театр масок»............................................. 124

«Путаница» (разогрев)............................................ 124

«Драматизация с масками» (основное задание)..... 124

«Покажи пальцем» (завершение работы)................125

Занятие 5. «Многогранное „Я"»................................... 125

«Шеренга» (разогрев).............................................125

Коллаж «Грани моего „Я"» (основное задание) .......126

«Комплименты» (завершение работы).................... 126

Занятие 6. «Люди и куклы»........................................... 127

«Атомы» (разогрев)................................................. 127

Изготовление марионетки (основное задание)......127

«Представление марионеток» (завершение работы) 129

Занятие 7. «Весь мир — театр».................................... 129

«Стул» (разогрев)....................................................129

Импровизация с марионеткой (основное задание) 130 «Комплименты— 2» (завершение работы) .............130

Занятие 8. «Цвета жизни»............................................131

«Броуновское движение» (разогрев)....................... 131

«Волшебные краски» (основное задание)...............131

«Прощание» (завершение работы)..........................132

Занятие 9. «Ярмарка идей»..........................................132

«Невербальное приветствие» (разогрев)................132

«Создание групповой композиции»

(основное задание).................................................132

«Подарок» (завершение работы).............................133

Занятие 10. «Окна в будущее».....................................133

«Лабиринт» (разогрев)............................................ 133

Подростковый триптих «Окно» (основное задание)..... 134

«Ожерелье пожеланий» (завершение работы)........134

Подведение итогов................................................. 135

Мои сильные и слабые стороны (Т. В. Кунигель) Коррекционно-развивающие занятия для подростков .... 135

Занятие 1. «Знакомство».............................................137

Знакомство с ведущим........................................... 137

Знакомство друг с другом ...................................... 137

«Каракули» (упражнение)........................................ 137

«Ритмическое эхо» (разминка)................................ 137

«Круг воли»(упражнение) ....................................... 138

«Окно» (завершающее упражнение) ....................... 138

Занятие 2. «Начало путешествия»........................... 138

«Ритмическое эхо» (разминка)................................ 138

Продолжение знакомства....................................... 138

«Как мозг воспринимает то, что мы видим?»

(эксперимент)......................................................... 139

«Путешествие на планету Творчества» (игра).......... 139

«Окно» (завершающее упражнение) ....................... 140

Занятие 3. «Такой неповторимый мир»........................ 140

«Ритмическое эхо» (разминка)................................ 140

«Китайская рулетка» (шуточный тест)..................... 140

«Путешествие в страну Превращений. Полянка»

(игра)......................................................................141

Разминка рук перед рисованием............................ 141

«Самореклама» (рисование)................................... 141

«Окно» (завершающее упражнение)....................... 141

«Таким я хочу быть» (домашнее задание)................ 142

Занятие 4. «Путешествуем вместе»............................. 142

«Ритмическое эхо» (разминка)................................ 142

«Зачем нужны вопросы?» (эксперимент)................ 142

«Групповой рисунок» (рисование)........................... 143

«Окно» (завершающее упражнение) ....................... 143

«Письмо инопланетянину» (домашнее задание)..... 144

Занятие 5. «Могущество»............................................144

«Ритмическое эхо» (разминка)................................ 144

«Могущество» (упражнение)...................................144

«Таким я хочу быть»

(обсуждение домашнего задания).......................... 145

«Моя Вселенная» (упражнение)............................... 145

«Мандала» (рисование)........................................... 145

«Окно» (завершающее упражнение) ....................... 145

«Ода Лени» (домашнее задание)............................. 145

Занятие 6. «Перекрестки»............................................146

«Ритмическое эхо» (разминка)................................ 146

«Письма к инопланетянину»

(обсуждение домашнего задания).......................... 146

«Можно ли влиять на чужое поведение?» (эксперимент)......................................................... 146

«Я на перекрестке дорог» (рисование).................... 147

«Части моего „Я"» (рисование) ............................... 147

«Окно» (завершающее упражнение) ....................... 147

«Четыре моих „Я"» (домашнее задание) ................. 147

Занятие 7. «Эмоции и чувства».................................... 147

«Ритмическое эхо» (разминка)................................ 148

«Четыре моих „Я"» (обсуждение домашнего задания) 148

«Имена чувств» (упражнение) .................................148

«Зеркало» (упражнение).......................................... 148

«Ощущения» (рисование)........................................ 149

«Окно» (завершающее упражнение) ....................... 150

«Раннее эмоциональное воспоминание»

(домашнее задание)............................................... 150

Занятие 8. «Мои проблемы»........................................ 150

«Ритмическое эхо» (разминка)................................ 150

«Ода Лени» (обсуждение домашнего задания)........ 150

«Преодоление»(упражнение) ................................. 150

«Мой дракон» (рисование)...................................... 151

«Победа над драконом» (сочинение сказки)...........152

«Окно» (завершающее упражнение) ....................... 152

«Мой герб» (домашнее задание).............................152

Занятие 9. «Дом моей души».......................................152

«Ритмическое эхо» (разминка)................................152

«Ранние воспоминания»

(обсуждение домашнего задания).......................... 152

«Дом моей души» (рисование)................................153

«Оптимисты и пессимисты» (упражнение)..............153

«Цепочка хороших и плохих следствий» (игра)........153

«Дерево» (коллективное рисование).......................154

«Окно» (завершающее упражнение) .......................154

«Отлично» (домашнее задание)..............................154

Занятие 10. «Творческая личность».............................155

«Ритмическое эхо» (разминка)................................ 155

«Мой герб» (обсуждение домашнего задания)........ 155

«Пиктограмма» (развивающая методика)............... 155

«Закончи предложение» (упражнение).................... 155

«Четыре стихии» (коллективное рисование)........... 155

«Окно» (завершающее упражнение) ....................... 156

«Рисунок левой рукой» (домашнее задание)........... 156

Занятие 11. «Тайны времени»...................................... 156

«Ритмическое эхо» (разминка)................................ 157

«Рисунок левой рукой»

(обсуждение домашнего задания).......................... 157

«Ассоциации к понятию „время"» (упражнение)...... 157

«Рисунки Времени» (дискуссия).............................. 157

«Настоящее— это будущее» (упражнение)............. 157

«Психологический портрет» (рисование в парах).... 158

«Окно» (завершающее упражнение) ....................... 159

«Я хочу вам подарить» (домашнее задание)............ 159

Занятие 12. «Король умер. Да здравствует король!»..... 159

«Ритмическое эхо» (разминка)................................ 159

«Жить — это значит расти и меняться»

(упражнение).......................................................... 159

«Клумба, луг, лес, роща» (рисование)..................... 160

«Круг воли» (упражнение) .......................................160

Прощание............................................................... 160

Практика психологического театра в школе

(А. В. Ганьшина)............................................................... 161

Цель и задачи психологического театра......................161

Учебно-тематический план

школьного психологического театра...........................164

Содержание программы школьного психологического

театра.......................................................................... 164

Примерный учебный план (1-я ступень обучения)....... 166

Организация работы над спектаклем

(2-я ступень обучения)................................................ 173

Этапы работы над пьесой.......................................173

Требования к психологу,

работающему в психологическом театре............... 175

Практика сказкотерапии с педагогами и родителями..... 176

Сказочный калейдоскоп

(Е. В. Белинская, Ю. С. Шиманович)

Тренинговая программа для педагогов и воспитателей...... 177

Занятие 1. «Галерея чуда» ...........................................178

Знакомство (представление по визиткам)..............178

«Первое знакомство со Сказочной Страной» (игра) 179

«Корсажная лента» (упражнение)............................180

«Волшебные краски» (игра) .................................... 180

Занятие 2. «Ло-шарики»..............................................181

«Сказочные существа» (игра)..................................182

Сочинение сказки...................................................182

«Сказочный дождик» (игра)..................................... 183

«Поляна» (игра)....................................................... 183

Деролинг................................................................ 183

Занятие 3. «Общая сказка».......................................... 183

Приветствие........................................................... 184

«Путешествие» (медитация).................................... 184

«Создание Сказочной Страны» (коллаж)................. 184

Занятие 4. «Творение героя» ....................................... 185

Приветствие........................................................... 186

Изготовление марионеток......................................186

Занятие 5. «Театр марионеток»...................................187

Приветствие........................................................... 187

Сочинение сказки................................................... 188

Занятие 6. «Сказочный педсовет» ...............................188

Приветствие........................................................... 188

«Королевский Двор» (игра)..................................... 189

Деролинг................................................................ 189

Занятие 7. «Обыкновенное чудо»................................. 189

«Сказка о Волшебнике» (медитация)......................190

«Стихии» (игра)....................................................... 191

«Анонимный подарок» (рисование).........................192

Сказочные зачины для педагогов

и родителей (Н. А. Сакович).............................................192

Приложения........................................................................ 196

Приложение 1.

Психологические сказки..................................................196

Сказки для дошкольников

и младших школьников................................................196

Сказка о нежных Теплышках (К. Штайнер)..............196

Котенок (И. Стишенок)............................................198

Услышать свой день (О. Чеснокова)........................200

Сказки для работы

с подростками и взрослыми........................................202

Драгоценность (Н. Сакович) ...................................202

Сон (Н. Сакович).....................................................203

Колючка (И. Стишенок)...........................................204

Человек, который помнил о смерти (И. Шах)..........206

Вспыльчивый человек (И. Шах)...............................207

Птица и яйцо (И. Шах).............................................207

Приложение 2.

Графическая беседа «Круг воли»

(К программе «Мои сильные и слабые стороны»).............208

Приложение 3.

Сценарий психологического спектакля «Мой мир и я».....213

Сцена 1........................................................................213

Сцена 2........................................................................213

Сцена 3........................................................................213

Сцена 4........................................................................214

Сцена 5........................................................................214

Сцена 6........................................................................215

Сцена 7........................................................................215

Сцена 8........................................................................216

Сцена 9........................................................................216

Сцена 10. Финальная...................................................217

Литература ......................................................................218

ВВЕДЕНИЕ

Сказкотерапия переживает настоящий бум популярности. Появляются многочисленные статьи в газетах и журналах. Се­мейные теле- и радиоканалы включают в свои передачи сюже­ты о значении сказок в развитии ребенка. Большинство специ­алистов системы образования, будь то учитель информатики, иностранного языка или педагог-психолог, стараются исполь­зовать в своей работе метафорический язык сказки. И если учитель географии начинает курс истории древнего мира, пе­реодевшись в древнего человека, разыгрывает сцену его жиз­ни, выходя из обычной классной кладовки-пещеры, привлекая учеников к охоте на мамонта и рисуя первую карту на куске кожи, то можно не сомневаться — успех его предмета в тече­ние года обеспечен.

Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:

Сказка информативна. Через анализ придуманной клиен­том сказки психолог получает информацию о его жизни, акту­альном состоянии, способах преодоления трудностей и миро­воззренческих позициях.

Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драмати­ческой реальности, как клиент, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиента к терапевтическому процессу.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополня­ет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, кос­тюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевти-ческих сессиях клиент накапливает положительный эмоциональ­ный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

16

Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Еще одним большим достоинством сказки является отсут­ствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых яв­ляется «родным языком», но и с подростками «группы риска». Последние, как правило, характеризуются противоречивостью Я-концепции, в связи с чем им довольно сложно выстраивать отношения с миром. Используя богатый ресурс сказкотерапии, психолог способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я-концепции подростка.

Педагоги и родители также с интересом участвуют в сказ­котерапевтических занятиях. Их внутренний ребенок пробуж­дается и активно вступает в игру, позволяющую не только рас­слабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассмат­риваться как значимый психопрофилактический фактор. Исполь­зование сказкотерапевтических технологий дает психологу воз­можность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадап­тацию, способствовать интеллектуальному развитию.

ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО

И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки...

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

ПЕРВЫЕ ШАГИ В СКАЗОЧНОМ МИРЕ

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется фор­мированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действитель­ности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой си­стемы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.

Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм — стремление

18

приписать неодушевленным предметам или животным челове­ческие черты [22]. Он исчезает в процессе умственного и эмо­ционального развития детей: к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более реалистичес­кими, хотя и не исчезают совсем.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно ак­тивизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять вы­ражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, для ребенка, который чего-то боится, подби­рается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллю­страции к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой рабо­ты ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три есте­ственные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается спо­собным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя мо­жет терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, нахо­дится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убе­гает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является ак­тивным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

19

1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание парт­неров, стимулировать их коммуникативность, управлять про­цессом общения, эмоционально откликаться на состояние парт­неров;

3) социальная компетентность, которая состоит из несколь­ких компонентов;

а) мотивационного, включающего отношение к другому че­ловеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопережи­вания и содействия);

б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные си­туации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмо­циональный опыт.

Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошколь­ного и младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе число участников состав­ляет от трех до двенадцати человек.

В начальной школе сказкотерапевтическая группа может быть организована на базе группы продленного дня, в которой один или два раза в неделю на протяжении всего года психолог будет проводить занятия, направленные на развитие и коррек­цию аффективной и познавательной сфер («В гостях у сказки»). Дети очень любят такие занятия. Они сплачивают группу, позво­ляют детям научиться способам снятия напряжения, новым эф­фективным моделям поведения и др.

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая про­грамма для детей старшего дошкольного и младшего школьно­го возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в ска­зочный мир», включающее в себя любое необходимое количе­ство сказочных образов и сюжетов.

20

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обя­зательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из дра­матической реальности в обыденную. Для детей младшего воз­раста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебны­ми предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чте­ние волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводни­ка. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудив­шая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль про­водника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено игра­ми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

ИГРЫ ДЛЯ СКАЗОЧНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

«Волчьи игры»

Наши рекомендации