Архетип отца в Ветхом завете.
Архетип отца в Ветхом и Новом завете
Авторы работы:
Власова Яна Андреевна,
Нехорошева Елена Максимовна
обучающиеся 9 «В» класса
МАОУ СОШ №93
Руководитель:
Бондаренко Татьяна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №93
Кемерово – 2016 год
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………… | |
2. Основная часть…………………………………………………………. | |
2.1 Понятие архетипа…………………………………………………. 2.2 Архетип отца в Ветхом завете……………………………..……... 2.3 Архетип отца в Новом завете …………………………………….. 2.4 Модель архетипа отца……… …………………………………….. | |
3. Заключение……………………………………………………………… | |
4. Список использованной литературы………………………………….. |
I Введение
Актуальность темы.
Известный литературовед Г.Л. Абрамович писал: "...Человек является главным предметом литературы не только и даже не столько потому, что он занял в количественном отношении преобладающее место в ее творениях, но главным образом потому, что и все остальное изображаемое в ней — природа, животные, вещи — получает свой идейно-художественный смысл исключительно в соотнесении с жизнью и характерами людей, с той или иной философией жизни, с человеческими мыслями, чувствами, переживаниями". Следовательно, изучать литературу как искусство, главным предметом которого является человек, необходимо через призму общечеловеческих ценностей. Знакомясь с литературными произведениями в течение многих лет, мы не могли не заметить, что в разных произведениях возникают похожие образы, например образ отца («Дубровский», «Капитанская дочка», «Тарас Бульба» и т.д.) Это наблюдение заставило задуматься о том, почему разные писатели в разное время использовали и используют одинаковые образы, почему эти образы понятны всем и что дает произведению такой образ, в частности – образ отца.
Цели и задачи исследования:
· рассмотреть понятие архетипа как повторяющегося образа,
· определить основные черты архетипа отца на материале Библии,
· создать универсальную модель архетипа отца для анализа литературных произведений.
Аспектыисследования:
1. Анализ контекстов Ветхого и Нового заветов, содержащих слово «отец».
2. Выявление и анализ функций отца у Бога.
3. Анализ формирования образа «Отца небесного»
II Основная часть
Понятие архетипа
Понятие архетип впервые появилось в психологии в трудах К.Г. Юнга, который определял архетип как первичный образ, оригинал; образы коллективного бессознательного, т. е. древнейшие общечеловеческие символы, прообразы, лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение. Затем это понятие стало использоваться в искусстве. Литературный архетип — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. По определению Большаковой А. Ю., литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро. Проблема художественного преломления архетипов в литературном произведении привлекала внимание исследователей XX века. Архетипические первообразы, или праформы, как их определял К. Г. Юнг, являясь проявлением «коллективного бессознательного», сопровождают человека на протяжении веков и отражаются в мифологии, религии, искусстве. Множество литературно-художественных образов и мотивов вырастает из определенного архетипического ядра. Исследователи приходят к выводу, что термин «архетип» обозначает наиболее общие, фундаментальные и общечеловеческие мифологические мотивы, которые лежат в основе любых художественных и мифологических структур. Источником архетипических образов прежде всего являются мифологии.
Архетип отца в Ветхом завете.
Библия как собрание текстов, которое является священным в иудаизме и христианстве, оказала большое влияние не только на духовно-нравственную жизнь человеческого общества, формирование определенной системы ценностей, но и на развитие искусства. Многие библейские образы, сюжеты были положены в основу художественных произведений. Использование библейских мотивов обогащает любое произведение, включает его в контекст мировой культуры. Одним из важнейших библейских образов является образ отца.
Слово «отец» в русском языке – это слово многозначное. В толковом словаре В.И. Даля зафиксированы значения: Отец - тот, у кого есть дети; родитель; Бог; создатель; творец; предок; прародитель; отец отечества; благодушный государь… Другими словами, одно из значений слова «отец» в нашем языке – Бог, но в Ветхом завете Бог, сотворивший мир, первых людей по своему образу и подобию, отцом не называется («Бытие глава 1» строка 26 - И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Строка - 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.)
Бог – создатель человека в Библии, но между первыми людьми и Богом не устанавливаются отцовско-сыновние отношения, Бог относится к людям как к объекту творчества.
Спустя несколько поколений появляется важный герой священного писания Авраам. Господь возлюбил его и сделал своим последователем. Авраам становится продолжателем человечества. Он выполняет все, что говорит ему Всевышний, передает его послания другим. Его называют отцом, как и всех тех, кто рождает детей. Возникает противоречие: акт божественного создания не причисляет Бога к отцам, а акт деторождения (причем в результате грехопадения) позволяет назвать мужчин отцами. Можно предположить, акт создания не является ключевым в понятии «отец».
Таким образом в Ветхом Завете архетип отца изначально формируется из образов мужчин-отцов. Ной известен как тот, кто спасся во время потопа сам и спас жизнь на земле. А как отец он показан в эпизоде, когда, над ним, по незнанию опьяненным вином, насмехался один из сыновей. Отец показан как слабый, беспомощный человек, попавший в неловкую ситуацию и нуждающийся в снисхождении и помощи детей. Авраам, ставший отцом в преклонном возрасте сначала сыну рабыни Агарь, а потом сыну своей жены Сарры, показан как старый человек, во всем полагающийся на Бога (изгоняет Агарь с сыном, готов принести единственного законного сына в жертву). Его племянник Лот готов отдать дочерей на растерзание развратным жителям Содома и Гоморры, чтобы спасти посланников Бога, сам потом, хоть и невольно, вступает в преступную связь с дочерями… В его образе отец может быть и греховен. В Ветхом завете образ отца среди людей неоднозначен: богобоязнен, но при этом греховен, рад рождению сына, но изгоняет его, спас мир, но, упившись вином, слаб и беспомощен… Следует рассмотреть образ Бога-отца.
Первое упоминание о Боге, как об отце, появляется в «книге пророка Исаии глава 64» (строка 6 - Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.
Строка 7 - И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших.
Строка 8 - Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей.
Строка 9 - Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой.)
Люди, наконец, спустя столько времени воззвали к истинному отцу своему, просили прощения перед ним за грехи свои, за то, что не взывали к нему раньше. Это уже не отношения, основанные на позиции «творец – творение», а отношения, перешедшие на духовный уровень. Люди признали свои грехи и просят помощи и прощения.
Всевышний же отвечал детям своим («Глава 65», строка 1 - Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим.) С тех пор Бог стал называться отцом всего на Земле.
Далее в «книге Иерамии в главе 2», Господь как отец судит детей своих, говорит им, что они не ценят его, путают с другими своими отцами, и что он потерял в их глазах свое могущество (строка 31- О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе»?
Строка 32 - Забывает ли девица украшение свое и невеста – наряд свой? а народ Мой забыл Меня, – нет числа дням.)
Предположительно можно сделать вывод, что не акт создания приблизил Бога к образу отца, а просьбы и мольбы людей, обращенные к нему. Образ Бога приобрел черты человека внимающего. Заметно, что движение вектора «Бог – люди» встречное: и люди взывают к Богу, называя его Отцом, и Бог сетует на людей, что они его забыли. Итак, на первое место в образе отца выступает то, что он носитель нравственного идеала, который противостоит «нашим беззакониям», его способность оказать влияние (Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей), способность помочь в духовном поиске, способность понять, оценить поступки, а акт деторождения уже не считается главным.
Поскольку люди приняли Бога за Отца, то ряд функций Господа перешли в архетип отца на основании смежности.
Таблица 1. Функции Бога.
1. Созидание | 1. Бог сотворил целый мир, дал начало всему роду человеческому |
2. Испытание | 2. Бог не дает Аврааму выполнить Его указ приношения в жертву сына (говорит ему, что он увидел как Авраам верен ему) |
3. Забота | 3. Бог заботится о рабыне Агарь и её сыне, который погибает в пустыне от жажды. |
4. Наказание/ помилование | 4. Бог уничтожает города Содом и Гоморра, когда видит, что все люди в них нечестивы, грешны и поддались разврату(“Бытие глава 18” строка 20 - И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма.) Но он готов был помиловать, если бы нашлось десять праведников. |
Таким образом, можно сделать вывод, что в Ветхом завете Бог называется отцом, когда люди осознали свою греховность, попытались раскаяться и обратились за помощью и мудростью. Соответственно в архетип отца перешли и основные функции Бога: созидание, забота, испытание, наказание и помилование.