Психодиагностическая и профилактическая работа
Все виды психодиагностической работы направлены на то, чтобы помочь ученику поверить в свои возможности, стимулировать у него стремление к самовоспитанию и преодолению негативных проявлений характера. В нашей школе проводится диагностика личностного развития и классных коллективов с целью профилактики при решении конкретных задач:
- определение уровня развития детей;
- выявление причин школьной дезадаптации первоклассников, пятиклассников, учащихся профильных классов, подготовка педконсилиумов, классно-обобщающего контроля;
- комплектование классов с углубленным изучением предметов, профильных классов;
- выявление психологических причин нарушения общения;
- изучение личностных особенностей учащихся;
- диагностика профессиональной направленности;
- выявление психологических перегрузок связанных с УВП;
Консультативная работа – проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, жизненного и профессионального самоопределения, вопросам взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителями, самовоспитания и саморазвития.
Самое большое внимание уделяется коррекционно- развивающей деятельности.
Психологи школы помогают учащимся в развитии их способностей, склонностей, организуют работу по преодолению отклонений в развитии, нарушение в поведении и обучении детей, способствуют их личностному росту и профессиональному самоопределению. Ключевыми вопросами в работе с учащимися является работа с одаренными детьми, детьми с девиантным поведением, профориентационная деятельность.
Работа с одаренными. Психодиагностика одаренных учащихся направлена на выявление интеллектуальной одаренности, креативности, профиля мышления и интеллектуального потенциала учащихся.
Профилактическая деятельность с одаренными детьми заключалась в коррекции тревожных состояний, утомления учащихся; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность осуществлялась через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые консультации учителей, просвещение учителей по проблемам обучения одаренных детей, создание ситуации успеха на уроке, использование технологий личностно-ориентированного обучения, учет типа мышления учащихся при выборе методов обучения.
С учащимися проводились тренинги уверенности в себе и тренинги развития лидерских качеств, компьютерный тренажер на развитие процессов мышления.
Работа с детьми девиантного поведения реализует все направления деятельности службы. Психодиагностика заключается в изучение эмоционально – волевой и мотивационной сферы (тест Люшера, Бааса – Дарки на агрессивность), личностно – типологических особенностей (тест MMPI, акцентуации характера по Шмишеку, тест Кеттела), выявление группы риска по предрасположенности к наркозависимости.
Психологическая коррекция детей с отклоняющимся поведением традиционно включает: « Час общения», телефон доверия, консультации; индивидуальную коррекционную работу: «Куда пойти учится?», «Обуздай свой гнев», «Мой характер», экспресс-тренинги «Владей собой», «Самопознание», тренинг снижения агрессии. Тренинги на базе психологических реабилитационных центров.