Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению
Секуляризация идеологии в XVIII в. привела к развитию самостоятельной общественной мысли, светской науки, тогда как церковное сознание «уходит в более напряженное искание чисто церковной правды, освобождается от соблазнов церковно-политической идеологии»75.
Отказ от теологического понимания дела общественного призрения приходится на период правления Петра I. Процесс помощи, институты помощи, субъект и объект помощи начинают рассматриваться в рамках государственных указов и постановлений, которые выступают официальными нормативными критериями жизнедеятельности, ценностями, «правилами общественного поведения».
Таким образом, в понимании государством помощи начинают доминировать понятия и смыслы иного порядка. Богословские подходы к личности клиента заменяются социетальными, а индивидуальная судьба начинает рассматриваться не в контексте вечности, а в контексте зримых нужд и проблем общества, в контексте его жизнедеятельности, норм и ценностей. Все это выдвигает определенные принципы идентификации социально необходимого поведения, связанного с нормой общественных отношений, ценностей, принципов жизни, которые сопряжены с оценкой жизненного сценария личности. На основе данных подходов в этот период строится познавательная модель помощи нуждающимся. Однако познавательная и практическая модель помощи не ограничивается только «вспомоществованием», материальным обеспечением нуждающихся, оно затрагивает и такие сферы общественной жизни и научной практики, как образование, медицина, деятельность по профилактике социальных патологий78.
В связи с этим условно можно выделить следующие основные тенденции в области социальной помощи: социально-административные, или реформистские, социально-философские, социально-медицинские, социально-педагогические. Все они в той или иной степени присутствуют в работах мыслителей и общественных деятелей XVIII—XIX вв. Эти труды послужат той содержательной базой, на которой в конце XIX в. разовьются самостоятельные отечественные теоретические и практические направления общественного призрения, а также окажут влияние на становление различных областей познания — от психологии и педагогики до социологии и медицины.
Социально-административное, или реформистское, направление мысли в области общественного призрения на первых этапах включало в себя вопросы организации не только институтов поддержки и контроля, но и институтов воспитания. Это нашло отражение в проектах Ф.Салтыкова, А.Курбатова, в законодательной деятельности Петра I, Екатерины II и других общественных и политических деятелей.
Несколько иные подходы к вопросам общественного призрения намечаются в его социально-философском осмыслении. Основные проблемы, которые поднимают мыслители XVIII в., связаны с ролью личности в деле помощи. На фоне социальных проблем рассматриваются такие этические категории, как добродетель и порочность, формируются первые социально-политические подходы к вопросу социального восприятия материального достатка (такие подходы были реализованы в работах Я.Козельского, А.Радищева, П.Пестеля, Н.Рождественского и др.).
На рубеже веков основные тенденции научного осмысления процесса помощи получают свое новое развитие. Характерной особенностью этого процесса является то, что одновременно с дифференциацией знания осуществляется складывание его в единую парадигму. Расширение понятийного пространства достигается за счет интеграции различных подходов, существовавших самостоятельно в культурно-исторической перспективе. Оформившиеся в XIV—XVII вв. основные направления общественной мысли о помощи и поддержке ближнему как со стороны государства, так и со стороны Церкви на рубеже XIX— XX вв. постепенно оформляются в единый научный комплекс о частном и общественном призрении.
Подходы конфессионального направления данного периода характеризуются тем, что, с одной стороны, оно защищает догматы милосердия и благотворительности Церкви с ее традиционалистскими принципами, с другой — намечаются тенденции конфессионального осмысления сущности проблем государственной благотворительности, социальной справедливости, социального христианского служения в обществе согласно новым историческим тенденциям.
Общественная благотворительность рассматривалась в комплексе проблем, среди которых важнейшими являлись вопросы обязательного и необязательного общественного призрения;
роли государства, частных лиц и общественных организаций в деле общественной и частной благотворительности; нищенства и его крайней формы, пауперизма, и проблемы их локализации и профилактики (исследования Н.Бунге, И.Тарасова). В начале XX в. общественное призрение осмысляется как система мер правительства, направленная на социальное страхование индивида от различных социальных рисков (работы М.Оленова, Н.Вигдорчика, Б.Кистяковского).
Постепенно формируются подходы к обоснованию необходимости благотворительности и общественного призрения, рассмотрения его в контексте государственных программ и решений. Выделение данного вопроса дало толчок обоснованию необходимости рассмотрения его как самостоятельной предметной области.
Одним из первых поставил в отечественной науке вопрос о теории общественного призрения как специфической области познания, имеющей свою предметную определенность, В.И.Герье. Описывая способы оказания помощи в других государствах, он делал такой вывод: «Указанное здесь фактическое положение дела вполне соответствует целесообразной теоретической постановке его и потому может содействовать выяснению правильной теории общественного призрения и разрешению входящих в эту теорию вопросов о роли в этом деле государства, общин, частных лиц, о самом понятии общественного призрения, об обязательности или необязательности его и т.д.»77. В своих трудах Герье уделял внимание многим вопросам помощи нуждающимся — от способов регулирования безработицы до устроения домов трудолюбия.
В начале XX в. тема государственного призрения и его соотношения с частной благотворительностью получает новый импульс. Это связано не только с историческими событиями того времени, но и с внутренними противоречиями в деле общественного призрения. Самое важное противоречие содержала законодательная система, регламентировавшая деятельность общественной помощи частными и государственными организациями. Она безнадежно устарела. Архаический подход к общественному призрению, присущий законодательным актам Екатерины II, служившим основой Устава общественного призрения, не соответствовал новым условиям. В начале XX в. изменилась структура общественной помощи, появились новые клиенты, требующие поддержки и защиты, новые формы попечения. Многие прежние виды помощи, включенные в разряд общественного призрения, получили самостоятельную область существования, например медицина и образование. Комиссия К.К.Грота, сформированная в конце XIX в. для пересмотра действующего законодательства, не смогла решить поставленные задачи. Они стали предметом дискуссий и в XX в., вплоть до созыва I съезда деятелей общественной благотворительности в 1910г.
Теоретические проблемы общественного призрения оставались в центре внимания отечественных ученых. Можно сказать, что в развитии теоретической мысли намечался качественный сдвиг. Прежде всего это связано с тем, что формируется устойчивый интерес к понятийному аппарату, исследователи стремятся определить понятия в контексте мировой общественной мысли. Научные подходы строятся с учетом мировых тенденций в области познания социальных проблем, а не только на основе отечественной практики и имплицитных представлений. Работы А.Горовцева, В.Гагена, Е.Максимова, С.Гогеля наглядно иллюстрируют исследовательскую культуру этого времени. Ведутся исследования в области истории зарубежной социальной помощи, проблем ее становления и специфики (работы К.Безменова78, П.Ганзена79, А.Кудрявцева80 и др.). История развития социальной помощи в России осмысляется в контексте зарубежного опыта, позволяя ученым увидеть национальное и культурное своеобразие отечественного общественного призрения.
Процесс помощи в его культурно-исторической перспективе предстает как сложная система, которая охватывает различные сферы общественной жизни: воспитание, здравоохранение, превентивные мероприятия, репрессивные меры в области борьбы с нищенством. В этой связи интересны подходы П.Кропоткина.
Дискуссии, возникшие на рубеже веков о роли государства и его месте в системе общественной благотворительности, о генезисе общественной помощи, подняли целый ряд дополнительных проблем о субъекте и объекте помощи, об обязательности и необязательности призрения, вопросы оперативного и превентивного вмешательства, которые постепенно выделились и оформились в самостоятельные кластеры познания общественного призрения. Этому способствовала и общественная практика, которая на рубеже веков разделилась на отдельные «отрасли попечения», со своими системами знаний и технологиями помощи. Они представляли самостоятельные области познания и практики: трудовая помощь, технология патронажа, детское призрение, работа с инвалидами, под готовка специалистов, теория и история социальной помощи, помощь в кризисных ситуациях.
Первые работы в области теории и практики «трудовой помощи» появляются в конце XIX в.81. В начале XX в. этой проблеме уделяют внимание А.Горовцев82, А.Вирениус83, А.Раевский84, Г.Швиттау и др.
Проблемы личности в контексте общественного призрения начинают определяться тогда, когда актуализируются подходы к личности благотворителя и личности нуждающегося на основе их деятельности, запросов, сценариев помощи и жизненных стратегий. И этот подход характерен не только для «концепции трудовой помощи», но и для проблем инвалидности и социальной патологии: нищенства, проституции, социальной патологии детства, которые образовывали свои кластеры познания.
Профессиональное нищенство как антиобщественное явление находит отражение в достаточно большом количестве монографий. Так, можно отметить работы Д.Дриля, Я.Харламова, А.Левенстима, Е.Максимова, П.Чистякова85. В них рассматривается генезис этого явления, дается классификация и типология профессиональных нищих, предлагаются законодательные меры, а также меры репрессивного характера по искоренению данного социального недуга: изоляция, высылка, помещение в трудовые учреждения.
Проституция в качестве определенного вида «социального недуга» рассматривается в работах В.Тарновского, Д.Ашхарумова, А.Баранова, П.Безобразова, И.Приклонского, Б.Бентовина и других отечественных ученых86.
Пьянство и алкоголизм — проблема не менее драматичная для русского общества тоже находит отражение в работах этих лет. Алкоголизм как социальная проблема рассматривается в контексте других проблем, таких, как самоубийство, проституция, преступность. Исследуются социально-исторические корни отечественного алкоголизма, его особенности в городах и деревнях, а также формы и методы борьбы с этим социальным недугом. Надо отметить, что исследовательская работа и практическая деятельность в этом направлении составляли единую научно-практическую область. Это достаточно хорошо видно из практической и теоретической деятельности таких исследователей, как Н.Григорьев, Я.Михайловский, А.Коровин, Д.Бородин, С.Первушин, Д.Воронов и др.87
Историческая практика общественного призрения детства органически включала в свои «технологии» и виды помощи, поддержки. Поэтому осмысление социально-патологических проявлений института детства в общественных отношениях находит свое отражение в работах ученых. В исследованиях уделяется большое внимание не только объяснению причин возникновения патогенных форм и их проявлений, но и предлагаются законодательные, социально-педагогические формы и методы борьбы с этим явлением. Данной проблеме посвящены работы Д.Дриля, М.Шимановского, С.Гогеля, М. Гернета и других исследователей.88
Таким образом, в этот период можно наблюдать следующие основные направления общественной и научной мысли о сущности общественной помощи: теологическое, конфессиональное; правовое направление, теория законодательства в социальных вопросах; общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс; «общественная и профессиональная гигиена»; воспитание и «исправительное воспитание»; система организаций помощи; теория страхования; теоретические проблемы помощи инвалидам; обучение специалистов; «призрение нравственно падших и патронат над выпущенными из тюрем».
Каждое направление имело свою научную традицию, свой подход к пониманию сущности частного и общественного призрения, но оно являлось и логическим продолжением развития общественной мысли в данном кластере познания, основывающимся на предшествующих познавательных тенденциях.