Чясть 2. Уроки псинологии в срепнеО школе
Пятый класс
Мальчик подошел к Березке, обхватил ее ствол руками, прижался к ней всем телом и стал слушать. Ему показалось, что он слышит, как дышит береза, как бегут но ее каналам живительные соки... И еще ему показалось, что сила этих со-о ков, тепло дыхания Березки передаются ему. Мальчику стало ох хорошо и спокойно, душу наполнила необъяснимая радость. -о: Мальчик не знал, сколько он так простоял, словно в забытьи. Очнувшись, он обнаружил, что стоит, обнимая березку, вокруг щебечут птички, шелестят листвой деревья, где-то за рощицей шумит город. Рядом орешник со сломанными ветками. Мальчик чуть заметно помахал рукой своим неожиданным собеседникам и сказал: «Спасибо вам большое, деревья, я кое-что понял. Я не буду обижать слабых и очень постараюсь поумнеть. А вы мне поможете?»
С тех пор мальчик часто приходил в рощицу, мысленно разговаривал со своими деревьями-друзьями, гладил их стволы, делился с ними радостями и горестями. Он больше не обижал слабых, и хотя мальчик теперь не дрался, не проказничал на уроках, его все знали и уважали, потому что он стал много rfj читать и хорошо учиться, а еще он со своими друзьями-маль-t" читками организовал дружину по охране природы.
-■■■•г..
Вопросы Элп обсужЗения
— Про каких людей можно сказать, что они любят только
себя, только собственные беды их волнуют?
— Что помогло измениться мальчику? *-.
— Как изменилась после этого его жизнь? г*
Зйняше 18. Я u мои «колючки»
«Из пяти слов».Подросткам нужно составить предложение из пяти слов, одно из которых — «дружелюбный».
«Кто сколько запомнит».Ведущий называет десять качеств: любознательный, доброжелательный, воспитанный, волевой, терпеливый, добродушный, приветливый, друже-
любный, верный, общительный. Подростки стараются их запомнить. Потом то, что удалось запомнить, записывают в тетрадь. Определяется участник, который сумел запомнить больше качеств.
«Покажи ситуацию».Класс делится на подгруппы, каждая из которых получает карточку с описанием той или иной ситуации (мать сердится на ребенка за то, что он плохо ест; учитель стыдит ученика за то, что он списывает, и т.п.). Подгруппы по очереди невербально показывают свои ситуации, остальные пробуют определить их содержание.
«Мои колючки».Ведущий говорит о том, что у каждого есть какие-то качества, которые мешают ему общаться. Их можно назвать «колючками» по аналогии с кактусом, о колючки которого можно уколоться, если захочешь его потрогать. Так же и люди, общаясь, могут «уколоться» друг о друга. Далее учащиеся совместно составляют и записывают в тетради возможный список «колючек», например: невыдержанность, болтливость, предательство, стремление быть всегда первым и т.п. Затем каждый подчеркивает те «колючки», которые может найти у себя. Список «колючек» ведущий может подготовить заранее и раздать ребятам, чтобы вклеить его в тетради.
«Мои магнитики»Ведущий говорит ребятам, что если качества-колючки отталкивают от нас людей, то качества-магнитики — притягивают. Далее упражнение выполняется аналогично предыдущему.
Работа со сказкой.Ученики слушают и обсуждают сказку, рисуют иллюстрации к ней.
Шиповник (Е. Голованова)
Садитесь поудобней, закройте глаза и представьте себе теплое лето, березовую рощу, а посреди рощи — большую солнечную поляну. На поляне растет множество самых разных цветов. И вот однажды на этой поляне вырос маленький зеленый кустик. Он не был похож на других: его стебель был покрыт жесткой корой, а веточки — маленькими шипами.
N8