Для ребенка на свете не семь чудес, а семь миллионов.
Уолт Стрейтиф
Разговоры с людьми, взаимодействие с ними, размышления вслух и постоянная активность — таковы источники энергии у детей-экстравертов. Обратите внимание, насколько отличаются они от источников энергии, необходимых интровертам. И не забывайте — экстраверты, как и интроверты, находятся на континууме: одни более экстравертны, чем другие, и каждый — отдельный индивидуум с присущей только ему одному уникальной личностью. Имея все эти соображения в виду, ознакомьтесь с некоторыми способами помочь вашим экстравертным детям развиться.
Проверьте, что вокруг них есть люди, с которыми они могут говорить .
Детям-экстравертам нужны люди. Они были бы в восторге от старых телефонных систем, когда несколько абонентов пользовались одной телефонной линией и в любое время можно было присоединиться к разговору. Когда вы позволяете им говорить, разделяете их впечатления и обсуждаете их чувства, по мере того как таковые появляются, вы помогаете им зарядиться энергией. Их постоянное щебетание может приводить в ужас все семейство, поэтому помогайте им развивать отношения с людьми за пределами семейного круга. Кроме того, поскольку экстраверты склонны присоединяться к толпе, особенно в подростковом возрасте, важно пораньше начать развивать в них индивидуальные интересы. Исследования показывают, что подростки с развитыми интересами меньше попадают в плохие компании. Подумайте, что зажигает в вашем ребенке интерес, и поощряйте его любопытство. Разыщите знающих людей, с которыми ваш ребенок мог бы поговорить. Если ваша дочь интересуется фотографией, источником знаний для нее мог бы стать местный фотомагазинчик. Попросите подружку фотографа взять вашу дочь с собой на выездные фотоработы, подпишите ее на фотожурнал. Когда дети почувствуют, что уже много знают, попросите их в воскресенье после обеда устроить небольшую презентацию для всей семьи, где они могли бы рассказать о предмете своего интереса.
Обеспечьте взаимодействие
Экстравертные дети нуждаются в постоянном взаимодействии с другими. Одобрение типа: «Молодец, сынок, или молодец, дочка!» — для них очень важно. Несколько слов поощрения, и вот они уже летают. Всем детям нужно видеть в других отражение своих поступков, но для экстравертов это особенно важно, так как реакция людей помогает им понять собственное поведение. «Я заметила, тебе было грустно, потому что Джейкоб не мог играть с тобой. Не горюй, может быть, получится поиграть с ним завтра». Дети-экстраверты менее склонны к самоанализу, чем интроверты, и им нужно помочь развить в себе эту способность. Им важно понять, что чувства — это совсем не то, что действия: это внутреннее состояние, и о нем можно думать. «Я нервничаю. Почему?» Тогда у них будет выбор действий, которые они решат предпринять. «Я знаю, ты хотел, чтобы была твоя очередь, но пропустил Шона вперед, а сам подождал. Вот что значит быть настоящим другом». «Что бы, по-твоему, произошло, если бы ты все время говорил, а у твоего друга совсем не было шанса вставить слово?» «Я знаю, что ты спешила, но позволила Кэти пройти в дверь первой, и это очень хорошо». Подобные комментарии помогут детям стать менее импульсивными и развить способность к размышлению — научиться думать, перед тем как действовать. Обеспечивая взаимодействие, используйте определенную технику: сначала скажите что-то положительное, добавьте немного отрицательного и закончите опять положительным. Взаимодействие заряжает экстравертных детей энергией.
Позвольте им думать вслух
Экстраверты думают, разговаривая. Им нужен другой человек, который слушал бы их, они же в это время разбираются со своими мыслями и чувствами. Им, может быть, не нужен ответ, а нужен слушатель. Спросите своих детей, чего они хотят: чтобы вы слушали или чтобы вы задавали вопросы и вносили предложения. (Тем не менее, даже если вы только слушаете, не забывайте давать понять ребенку, как вам нравятся его идеи и вопросы.) Экстраверты могут разговаривать сами с собой вслух, они, возможно, так лучше «слышат» сами себя. Дайте экстравертам высказаться по поводу своих забот и тревог и разделить свои идеи с вами. Занимаются они этим вслух. Они могут также задавать множество вопросов. Ответить можно не на все, можно даже установить ограничения. «Я отвечу еще на два твоих вопроса, а потом мне нужно заняться обедом». Экстравертные дети лучше учатся при включенном телевизоре или радио, что невозможно представить, когда речь идет об интровертах.
Поддерживайте их активность, но установите «тихий час»
Возбуждение — вот название игры, в которую играют экстраверты; им нужно, чтобы было, что делать, куда идти, с кем встречаться. Их подход заключается в следующем: не будем «бить баклуши» и попусту терять время. Многие экстравертные дети не хотят ничего пропускать, и это может быть по-настоящему утомительно для родителей, даже экстравертных. Установите «тихий час», если ваши дети не хотят время от времени успокаиваться. «С двух до трех у тебя будет перерыв в игре. Можешь послушать музыку или книжку на магнитофоне или почитать». Помогите им оценить преимущество времени, проведенного в одиночестве. «После того как ты сделал перерыв для чтения и отдохнул, ты выглядишь веселее. Как себя чувствуют ручки-ножки?» Если ваши дети играют в одиночестве, мечтают о чем-то или просто валяются, дайте им понять, что вы рады видеть, как они с удовольствием спокойно проводят время. Пересмотрите расписание детей и убедитесь, что оно не перегружено. Даже экстравертные дети не могут делать слишком много. Им нужно предоставить возможность попрактиковаться в интровертности.