Выход за пределы самого себя и социальное бессмертие
Положения о формировании личности как непрерывном выходе за пределы самого себя (С. Л. Рубинштейн), об отказе от традиционного для эмпирической психологии «птолемеевского» понимания человека в пользу «коперниканского», ищущего «Я» человека не под поверхностью кожи индивида, а в его бытии, во взаимосвязях людей в обществе (А. Н. Леонтьев) резко отличаются от понимания самоактуализации личности в гуманистической психологии. Оно получило свое развитие в разрабатываемой А. В. Петровским и В. А. Петровским концепции «личностных вкладов». Что является продуктом активности личности как субъекта деятельности, осуществляющей смысловое отношение личности к другим людям? Как может быть охарактеризована сама эта активность, принципиально отличная от нормативно заданной деятельности и ее конечных эффектов? И наконец, в каких формах представлены в других личностях экстериоризованные продукты этой активности? В концепции «личностных вкладов» намечаются ответы на указанные вопросы и ведутся поиски методических схем анализа «личностных вкладов». С точки зрения этих исследователей, личность продолжает свое существование «по ту сторону» актуального общения и совместной деятельности в форме инобытия индивида в других людях, вольно или невольно производя своей активностью преобразования в их личностях, внося в них значимый для их жизни личностный вклад. «Сущность этой идеальной представленности в других людях, этих «вкладов» — в тех реальных смысловых, преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности другого человека, которые производят деятельность человека или его участие в совместной деятельности. Инобытие индивида в других людях — это не статичный отпечаток. Речь идет об активном процессе, о своего рода «продолжении себя в другом». Здесь схватывается важнейшая особенность личности (если она действительно личность) обрести вторую жизнь в других людях...». Активность, посредством которой осуществляются личностные вклады, характеризуется как деяния личности, имеющие непреднамеренный, не заданный заранее характер. Они выражают общую тенденцию развивающейся социальной системы к изменениям и приводят порой к возникновению новых направлений в историко-эволюционном процессе. В деяниях и происходит самоосуществление личности в ходе ее жизненного пути, «личностные вклады» претворяются в социально-исторический образ жизни.
В условиях социального образа жизни ведущей ценностью является личность человека. Отсюда в самом образе жизни как идеал, как «знаемый» мотив задана ценность «быть личностью», а тем самым и возможность осуществления индивидуальности. Ценность человеческой личности в социалистическом обществе все возрастает, что и приводит к рождению мотивации «быть личностью»[197]. Эта мотивация «быть личностью», имеющая исторически обусловленный характер, возвышает человека «...когда ведущий мотив — цель — возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью других людей. В зависимости от обстоятельств, выпадающих на долю человека, такие жизненные мотивы могут приобрести очень разное содержание и разную объективную значимость, но только они способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни. Вершина этого пути — человек, ставший, по словам А. М. Горького, человеком человечества»[198].
Мотивы человека, живущего ради продолжения значимого для общества образа жизни, отличны от мотивов-суррогатов, встречающихся в тех случаях, когда ценность «быть личностью» приводит к возникновению особого феномена — феномена «игры в личность». Случается, что эту игру принимают за подлинное, легкость в выборе решения — за смелость, категоричность — за убежденность, всеядность — за разносторонность и многогранность интересов личности. Случается, но рано или поздно подделка неизбежно распознается. Это и неудивительно. Больно уж резко по своей психологической природе отличаются, как старательно их ни маскируй, обиходные интересы, проявляемые личностью под влиянием «мотивов-стимулов», от интересов разносторонней личности, отважившейся сделать выбор. Эти интересы, взятые напрокат, проскальзывают сквозь личность, по сути не затрагивая ее. Личность сбрасывает их, когда приходит срок, как змея сбрасывает кожу.
Другое дело — смыслообразующие ценности разносторонней личности. Они не берутся извне, а рождаются внутренним выбором и сразу же приобретают личностный смысл, т. е. превращаются в достояние личности. Они могут быть и не столь броски, как интересы, задаваемые модой. Они нередко кажутся невыразительными и чудаковатыми, как пронесенный одним зоологом через всю жизнь интерес к изучению строения дождевого червя. Когда его спросили, можно ли отдавать такому скучному делу всю жизнь, он удивился и ответил: «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая!» Кому есть дело, например, до увлечения замечательного биолога А. А. Любищева битвой между армянами и спартанцами при Сиракузах или коллекционированием земляных блошек, которым А. А. Любищев занимался почти всю жизнь. Специфическая черта подлинных смыслообразующих ценностей заключается в том, что все эти интересы нанизаны на стержень ведущего смыслообразующего мотива, ведущей линии жизни (А. Н. Леонтьев). Сказанное ни в коем случае не следует понимать так, что идеалы личности выстраиваются в шеренгу, идеально подогнанную к избранной цели. Психологическая правда состоит в другом, в том, что любые идеалы непременно оцениваются в свете жизненной цели. Они могут гармонично сочетаться с ней или, напротив, вступать в противоречие, конфликт, но они обязательно должны предстать на суд, на котором спросится, что они значат для личности. Так, гениальный французский математик Э. Галуа, для которого, казалось бы, не было величайшей ценности в жизни помимо алгебры, вышел на Вандомскую площадь и, подняв бокал с возгласом: «За Здоровье Луи Филиппа!» — символически направил острие кинжала в сердце. Противоречат ли эти действия Галуа его интересу к математике? Разумеется, да. Восстав с республиканцами против Луи Филиппа, Э. Галуа погибает, так никогда и не узнав, что его открытие впоследствии получит признание и принесет ему мировую славу. За математическими исследованиями Галуа и за его борьбой с монархией стояли смыслообразующие мотивы, спрашивать о которых, какой из них важнее, бессмысленно. Важно, что деяния и идеалы, связанные с этими мотивами, утверждали его как индивидуальность, а сами его мотивы явились подлинными вершинами жизненного пути.
История Галуа — пример того, что индивидуальность личности шире своей профессии. Если индивидуальность разносторонняя, многовершинная, то возникает одно характерное явление: ее даже по профессиональному признаку не удается вместить в узкие рамки профессии. Спросите, кем был по профессии В. И. Вернадский. Геохимики ответят, что геохимик, физики — физик, философы — философ. А кем был А. А. Любищев — биологом, историком науки, философом? Опять нет полного ответа. Чем бы ни занимался человек, мотив которого был найден в результате личностного выбора, он везде оставит социально значимый след, всюду проявит себя как личность.
Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: «На том стою и не могу иначе». Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора. Быть личностью — это значит осуществить вклад в общество, ради которого живешь и в котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается с судьбой страны. Через созидание ради общества, ради того образа жизни, который имеет для индивидуальности личностный смысл, она обретает свое социальное бессмертие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство — чувство ценности человеческой личности. Оно проявляется тогда, когда общество с удивлением вспоминает, что великие стройки делаются не только ради великих строек, но и во имя самих строителей. Вдруг обнаруживается, что строители — это не только «кадры», «работники», но и люди. И от индивидуальных действий этих людей зависит как их собственная неповторимая судьба, так и судьба всего человечества.
Вот тогда-то пробивает час, когда вечные вопросы «что есть человек?», «как рождается личность?», «в чем смысл жизни?» перестают восприниматься как абстракция или игра бездельного ума. Общественная психология, которая, по меткому выражению Сергея Залыгина, в застойные периоды общества ведет подпольный образ жизни, начинает вырываться на поверхность. Она спешит осознать пережитое и задает вопросы, от которых уже никуда не уйти. Какова цена раскола между идеалом и реальностью? Как перейти от покаяния к действию? Где искать избавление от горьких плодов преступности и наркомании? Когда падет в обществе авторитет власти и придет власть авторитета? Все эти и многие другие вопросы вновь начали обсуждать политики, писатели, социологи, историки...
Лишь психологи, когда речь заходит о драмах личности и общества, чаще всего хранят молчание. Молчание психологов имеет свое объяснение, но не имеет своего оправдания. Объяснить это молчание можно, вспомнив строки Л. С. Выготского, оказавшиеся пророческими: «Наша наука не могла и не может развиваться в старом обществе. Овладеть правдой о личности и самой личностью нельзя, пока человечество не овладело правдой об обществе и самим обществом»[199]. Действительно, психология лишь тогда сможет овладеть правдой о личности, когда само общество захочет услышать и принять эту правду. В том же обществе, где у человека был «вместо сердца пламенный мотор», психология вынуждена заниматься «частичными» объектами (ощущениями, восприятием, памятью, эмоциями и т. п.), собирать личность из отдельных психических функций, а не историей развития человека в природе и обществе. Наше общество начинает меняться. Правда об обществе делает свое дело, заставляя колеблющуюся стрелку барометра общественного интереса сдвигаться к интересам личности. В этой ситуации все настойчивее проступает подлинный социальный заказ на исследования психологии и социологии развития человека.
Перефразируя высказывание П. П. Блонского о том, что поведение может быть понято только как история поведения, необходимо сказать: психология личности может быть понята только как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. Именно это положение лежит в основе историко-эволюционного деятельностного подхода к изучению развития личности, представленного в данном учебнике.
При анализе проблем развития личности с позиций историко-эволюционного деятельностного подхода особенно ощутимо осознается то, что линии исследования развития человека в эволюции природы (биогенез), истории общества (социогенез) и жизненного пути индивидуальности (персоногенез) до сих пор представляют собой как бы три непересекающиеся прямые. Поэтому какие бы проблемы развития личности ни обсуждались в учебнике, приоритет всегда отдавался вопросам, решение которых позволяет наметить точки перекреста линий биогенеза, социогенеза и персоногенеза человека. К числу такого рода вопросов относятся, например, вопросы о роли «рассеивающего отбора» в эволюции индивидных свойств человека, об эволюционном смысле неадаптивных действий шутов и еретиков в истории культуры, о феномене «психологического симбиоза» и о содействии как исходной клеточке анализа развития личности, о специфике личностного выбора в проблемно-конфликтных ситуациях и т. п. При выделении подобных вопросов основной акцент делался, скорее, на необходимости самой их постановки в психологии личности, чем на изложении какого-либо завершенного варианта их решения.
Если будущие поколения психологов, взявшись за разработку вопросов развития изменяющейся личности в изменяющемся мире, создадут конкретную историческую психологию, то они не только помогут обществу овладеть правдой о личности, но и помогут самой личности овладеть правдой об обществе, стать свободно действующим и отвечающим за свои действия человеком.
О Г Л А В Л Е Н И Е
П р е д и с л о в и е........................................................................................... 3
Раздел I. Уровни методологии науки и проблема личности.................... 6
Глава 1.От феноменологии личности — к уровням.........................................
методологии науки............................................................................. 7
Глава 2.Проблема человека в марксиситско-ленинской философии........... 19
Глава 3. Системный подход — общенаучная методология
изучения человека........................................................................... 37
Глава 4. Принципы деятельностного подхода — конкретно-научной
методологии изучения человека в психологии ............................. 66
Глава 5. Движущие силы и условия развития личности ............................. 98
Раздел II. Индивидные свойства человека и их роль
в развитии личности................................................................... 128
Глава 1. Характеристика индивидных свойств человека .......................... 128
Глава 2. Органические побуждения индивида и их влияние на
способы осуществления поведения личности.............................. 151
Глава 3. Проблемы исследования индивидно-типических
свойств человека ........................................................................... 156
Глава 4. Развитие возрастно-половых свойств индивида
в онтогенезе личности.................................................................... 174
Раздел III. Социально-исторический образ жизни –
источник развития личности................................................... 191
Глава 1. Общая характеристика социально-исторического образа жизни 192
Глава 2. Социотипическое поведение личности в истории культуры........ 197
Глава 3. Уровни межличностных отношений и проявления личности
в совместной деятельности ........................................................... 213
Глава 4. Содействие — основа социализации личности............................. 220
Раздел IV. Индивидуальность личности и ее жизненный путь........... 229
Глава 1. Общая характеристика индивидуальности................................... 230
Глава 2. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности
и их динамика................................................................................ 233
Глава 3. Мотивация развития индивидуальности ...................................... 241
Глава 4. Психологический возраст и периодизация
психического развития индивидуальности ................................. 245
Глава 5. Личность и характер...................................................................... 251
Глава 6. Методические приемы прикладной психологии личности.......... 256
Глава 7. Самоосуществление индивидуальности — условие и
цель развития общества................................................................ 262
З а к л ю ч е н и е.......................................................................................... 272
Учебное издание