Отношения матери и младенца
Фодхам
Ф. подчеркивает, что мать не всемогуща, и является только половиной взаимоотношений. Результат развития в раннем возрасте будет удовлетворительным при просто хорошей материнской заботе, и важно не идеализировать роль матери. Мать способствует росту, особенно с помощью своей способности контейнировать ребенка. Это можно рассматривать как продолжение содержания in utero, и это выражено в физическом действии держания. Однако в этом есть нечто большее. Контейнирование также выражено во взглядах матери, ее речи и в ее присутствии в целом. Кроме того, то, как мать занята ребенком, дает форму ментального содержания (он находится в ее мыслях), и она придает смысл миру для ребенка. Сама мать позволяет ребенку влиять на себя и использует свои эмпатические способности по отношению к нему. Она вбирает в себя эмоции ребенка, понимает их, а затем возвращает назад, преобразованными и ясными. Мать и ребенок находятся в системных отношениях, и каждый из них влияет на другого. Но это ни в коем случае не является отношениями симбиоза.
Нойманн
Н. говорит о них как о "первичных отношениях", которые характеризуются полной зависимостью младенца от матери. Инстинкт самосохранения у ребенка старается сохранить эту связь. Тело матери — это мир, в котором ребенок живет, и на ранних этапах у ребенка вряд ли есть нечто большее, чем "телесная самость , которая в любом случае содержится в первичных эмбриональных отношениях. Это далее описывается как "двойственный союз", в котором мать и ребенок, объективно отдельные, функционируют психологически как одно. Мать рассматривается как "хорошая Великая Мать", которая содержит, кормит, защищает и согревает ребенка. Н., на первый взгляд, довольно странно, говорит о ней как о безличной, анонимной, трансперсональной, архетипи-ческой. При более внимательном рассмотрении оказывается, что он просто говорит о ее истинктивности как матери.
Тем не менее, Н. исключает возможность рассмотрения ребенком матери как человека; с точки зрения Н., этого не происходит достаточно долго, и только к концу первого года жизни многочисленные функции матери очеловечиваются и выражаются в личности матери. Тогда между матерью и ребенком могут возникнуть отношения "Я-Ты", но даже тогда "первичные отношения все равно составляют все поле жизни ребенка ... даже тогда мать остается всемогущей" (1973, с. 25).
Н. рассматривает мистическое соучастие матери и ребенка как нечто существующее с момента рождения, а не как нечто, чего следует достичь. Он также отмечает, что контроль и регулирование развития ребенка вначале осуществляется исключительно матерью (в отличие от Ф.). В то же время Н. также, видимо, осознает, что ребенок оказывает стимулирующее воздействие на мать; он приводит данные исследований по таким темам, как стимулирование материнской реакции положением головы ребенка.
ПРОЦЕССЫ ВЗРОСЛЕНИЯ
Фордхам
Ф. видит процесс непрерывного развития. Он основан на движениях деинтегра-ции-реинтеграции по мере того, как различные архети-пические элементы первичной самости сочетаются с окружающей средой".
Когда, например, архетипическое ожидание, состоящее в предрасположенности к контакту с грудью, реинтегрирует от первичной самости, оно при благоприятных обстоятельствах встретится с реальной грудью или соском. После того, как этот контакт надежно присутствует в течение значительного периода времени, самость становится способной реинтегрировать нечто достаточно отличное от исходного дезинтеграта. Теперь у ребенка есть основа для истинного внутреннего объекта.
Самые первые отношения являются чисто частично-объектными, и весь ритмиче кий процесс можно сравнить с дыханием. С течением времени в ходе развития интернализируется все больше объектов. Всегда есть архетипические потенциалы, которые не реализуются, а также архетипические образы, которые влияют на поведение, но которые не нашли или еще не нашли удовлетворительного соответствия в окружении.
Ребенок, конечно, не знает, что он деинтегрирует; он непрерывно осознает, что что-то с ним происходит, обычно в связи с телесной зоной, и сопровождается возбуждением. С другой стороны, реинтеграция предполагает сон или сонное состояние спокойствия. Реинтеграция — это время, когда младенец должен чувствовать себя отделенным, когда он ассимилирует и переваривает возбуждающие деинтегративные процессы. Он отрицательно реагирует на вторжение.
Что касается воздействия отца, Ф. полагает, что ключевым элементом является переключение от двухлично-стного к трехличностному функционированию. Новым элементом является треугольник, а не какой-то радикально новый стиль сознания.
Нойманн
Концепция Н. совершенно отлична от концепции Ф. Он полагает, что после уроборической фазы ребенок вступает в матриархальную, а затем в патриархальную стадию развития.
Основы матриархальной стадии охватывают "укрытие в непрерывности существова-ния" (1973, с. 39). Постепенное развитие отношений двух людей служит основой всех последующих отношений. Если уроборус маскирует двойственность матери и ребенка, то на матриархальной стадии она становится преобладающей и включает способность интегрировать отрицательные опыты. Это приводит к образованию интегрального эго, которое обладает некоторой способностью к защите; в частности — отрицательные чувства отвергаются или изгоняются. Но это интегральное эго не существует до начала второго года жизни. Н. использует идею Юнга об "animus" (см. гл. 7 ниже), чтобы объяснить присутствие отца. Вначале он находится в фаллическом аспекте матери, что означает, что он еще подчинен Великой Матери. Постепенно появляется фигура отца, часто как идеал (см. идеализированный объект-самость у Кохута) и хранитель духовных ценностей в семье. Н. полагает, что отлучение от груди, понимаемое не просто как буквальное событие, представляет собой переход между этими двумя совершенно разными этапами. Если внутренний график развития ребенка выполняется, отлучение от груди не будет травмой, особенно если мать восполняет уменьшение с помощью других видов телесного контакта, целуя и лаская ребенка.
Точка зрения Н. состояла в том, что между образами матери и отца сразу возникает напряжение. Он проводит различие между "маскулинными" атрибутами (сознание, деятельность, движение, агрессивность, разрушительность, проникновение) и "фемининными" (бессознательное, защита, укрытие, заглатывание), но оставляет место для того, чтобы эти атрибуты смешивались в фигурах реальных родителей.
ПСИХОПАТОЛОГИЯ
Фордхам
Ф. делает акцент на том, в какой степени ребенок может вынести неизбежное столкновение , между архети-пическим ожиданием и реальным внешним миром. Необходима некоторая доля трения, которая стимулирует рост сознания. Но если есть такое чувство гнева и разочарования в связи с ситуацией, что ребенок не может вынести его, он начинает ощущать фрагментарность и неспособность справиться ни со своими внутренними импульсами, ни с внешними потребностями. В психопатологическом плане есть две возможности: человек вырастает со слабым эго, либо человек реорганизует свои чувства и вооружается против мира всемогуществом, высокомерным представлением о том, каким должен быть мир, и нарциссическими защитами (см. о защите эго выше, с. 198).
Нойманн
Н. занимает сходную с Ф. позицию в плане своей концепции "расстроенного эго". Оно возникает, когда защитная атмосфера уроборуса и матриархальной стадии преждевременно разрушается и эго ребенка пробуждается слишком скоро, "влекомое к независимости ситуацией беспокойства, голода и расстройства" (1973, с. 77). Это ис-точник нарциссизма, который Н. рассматривает как неспособность вынести отрицательные переживания- Расстроенное эго остается постоянно зависимым и резко требует удовлетворения своих потребностей, которые рассматриваются человеком как нечто большее, чем они есть на самом деле.
Второе следствие краха первичных отношений, краха, ведущего к активизации расстроенного эго, — это повышенное стремление к агрессии и сопутствующее ощущение вины. Эта агрессия совсем не такая, как здоровая агрессия эго. Тем самым Н. соединил слабое эго, нарциссизм, чрезмерные требования и агрессию. Они проистекают из разрушения первичных отношений матери и ребенка.
СХОДСТВО
Наиболее очевидное сходство содержится в вопросе об "ответственности перед Юнгом". Мы видели, как Фордхам выстроил свою концепцию первичной самости в соответствии с идеями Юнга (с. 184, выше). То, что Нойманн обязан Юнгу, тоже совершенно очевидно. Я хотел бы выделить в особенности одну черту. Двойственность природы уроборуса как формы личной психологической смерти, и наоборот, обозначения духовной регенерации соответствует тезису Юнга о том, что регрессия к матери ужасает и привлекает одновременно.
Эти авторы также разделяли стремление не идеализировать материнство (хотя Фордхам обвиняет Нойманна в идеализации детства). Нойманн утверждает, что мать можно заменить суррогатной в некоторых обстоятельствах (1973, с. 21), и весь акцент на автоматической природе процессов развития подчеркивает, насколько то, что ребенок видит в матери, происходит из текущих психологических потребностей ребенка.
Фордхам, критикуя Нойманна, делает обзор идей Нойманна на психодинамическом языке (1981). Он делает это (как он говорит), чтобы посмотреть, есть ли в них какая-либо ценность. Фордхам резюмирует:
"вначале существуют пассивные, главным образом перцептивные, но возможно, рефлективные и активные, в основном моторные, состояния эго; затем развиваются фантазии, в которых субъект и объект недостаточно определены и поэтому возникают чудодейственные эффекты; это состояние ведет к маниакальным (воинственным) попыткам одержать победу над врагами ... позднее эго развивается, и его деятельность относительно освобождается от конфликтов" (с.117).
Меня интересует вопрос о том, разрушает ли такое изложение сущность теории Нойманна. Ясно видно, что различия между научным и метафорическим языком не способствуют взаимопониманию. Картина осложняется тем, что Фордхам утверждает, что его тоже интересует эмпатия, а Нойманн заявляет, что он тоже эмпирически объективен. Можно сказать, что каждая теория составляет половину целого. Вместе взятые, модели Фордхама и Нойманна позволяют нам говорить о "юнгианском" подходе к развитию в раннем возрасте, при важных различиях во мнениях, которые проявляют себя в Школах.
Если сравнить юнгианский подход с современным психоанализом, теория Фордхама подчеркивает активность ребенка и поэтому дает стимул идеям "синхронии взаимодействия", т. е. рассматривает их в рамках метапсихологии (первичная самость и ее дезинтеграты); это еще не было сделано в психоанализе.
Нойманн, с другой стороны, может считаться одним из пионеров формирования идей отражения в младенчестве. Его идея (1959) о том, что мать является носителем самости ребенка, т. е. имеется в виду ощущение целостности и способность к принятию ребенка, затем самость передается обратно ребенку, и это можно сравнить с некоторыми психоаналитическими формулировками. Я имею в виду описание Винникоттом материнского лица как первого "зеркала" ребенка, в котором он видит себя (1967), картину матери как "радостного зеркала" ребенка у Кохута (1977) и stade du miroir (стадия зеркала) у Аакана (1949), при которой, как утверждается, "узнавание себя в зеркале имеет место приблизительно между шестью и восемью месяцами (Lemair, 1977, с. 79). Такие психоаналитические взгляды были обобщены Дэром и Холдером (1981):
"мать можно рассматривать как ... отражение первых качеств младенческой самости на младенца ... можно полагать, что первые отдельные ощущения того, чему впоследствии суждено стать самостью, по сути своей являются аффективными, происходящими из телесных ощущений и взаимодействия с матерью" (с.327).
Я не забываю, говоря от имени Нойманна, что самость в аналитической психологии и в психоанализе различны. Но в главе 4 мы. видели, что даже в наиболее "возвышенных" формах самость основана на том, что происходит в раннем детстве. Можно закончить сравнение их концепций этими указаниями на достижения Фордхама и Нойманна.