Психологическая характеристика семейного климата

При анализе отношений в семье необходимо изучать некоторые общие структуры, позволяющие представить се­мейную группу в ее целостности. Такому изучению соответ-







ствует использование социально-психологических методик. Многие исследования основывались на подходе к семье как к малой группе, как к особому коллективу. Поэтому, описы­вая факторы семейного психологического климата, можно применять критерии, сходные с теми, которые используют­ся при описании других типов коллективов. В качестве со­ставляющих социально-психологического климата семьи выделяются такие факторы, как сплоченность и ответствен­ность, степень информированности членов семьи относи­тельно мотивов и целей поступков других членов, организо­ванность, коллективизм в семейных отношениях.

Для изучения социально-психологического климата семьи в дипломной работе Т. А. Мельниковой (1982) была предпринята попытка модификации методики Р. С. Немова (1978). Методика состояла из 74 утверждений, которые опи­сывали различные факторы социально-психологического климата коллектива, такие, как: 1) сплоченность; 2) кол­лективизм; 3) ответственность; 4) информированность; 5) организованность; 6) открытость; 7) контактность.

Для наших целей после проверочных экспериментов были сделаны некоторые изменения в методике. Во-пер­вых, были изменены формулировки некоторых утверж­дений с учетом специфики семьи как малой группы.

Блок вопросов «Открытость» был заменен на блок «Отношения к детям» с соответственной заменой утвер­ждений.

Процедура эксперимента оставалась неизменной. Испытуемым, в нашем исследовании — супругам, пред­лагалось оценить каждое из 74 утверждений по специаль­ной шкале. В наших экспериментах предъявлялась несколь­ко упрощенная шкала, состоящая из четырех вариантов ответов: «Все» — 3; «Не все» — 2; «Никто» — 1; «Трудно ответить» — 0.

Свои ответы испытуемые ставили около соответству­ющего номера утверждения в бланке ответов.

В методике имеются четыре контрольных утвержде­ния (15, 30, 45, 60), которые показывают, насколько ответственно и честно испытуемые заполняли анкету. Это утверждения типа: «Никогда и ни в чем не ошибаются», «Всегда и во всем правы». Они не могут оцениваться бал­лом выше «1». Если эти утверждения испытуемые оцени­ли выше одного балла, то соответствующая им строка в бланке ответов вычеркивается и ответы не учитываются.

В инструкции оговаривается, что «0» в бланке отве­тов, т. е. «Трудно ответить», можно ставить очень редко, не более 2—3 раз.

Все результаты заносятся в циклограмму (по каждому вопросу — среднее арифметическое), затем по циклограм­ме вычисляются средние баллы по блокам. Вычисляется условный общий балл циклограмм (по всем блокам).

После проведенных модификаций методика предла­галась двум группам супругов. 1-я группа (далее ГС) — супруги, имеющие здоровых детей и оценивающие свои семейные отношения как благополучные (всего 10 се­мей, 20 человек). 2-я группа (далее — ДС) — супруги, имеющие детей с преневротическими состояниями и об­ратившиеся в связи с этим в семейную консультацию (всего 15 семей, 30 человек). По результатам исследова­ния в группе ГС была составлена суммарная циклограм­ма, куда были занесены количественные результаты. Вы­явлены средние баллы по всем блокам вопросов. Вычислен условный средний балл циклограммы обобщенной бла­гополучной семьи. Результаты сведены в табл. 5.

Графически полученные результаты отражены в цик­лограмме 1 (рис. 7). По результатам исследования в груп­пе дисгармоничных семей (ДС) была также составлена суммарная циклограмма 2 (рис. 8).

На суммарной циклограмме проявились общие чер­ты социально-психологического климата в группе ДС. Первая особенность состоит в значительном числе нео-







цененных вопросов в блоке «Отношение к детям». Вторая особенность заключается в больших пиках оценок (от 1,5 до 3 баллов) в блоках: «Сплоченность», «Отношение к детям», «Организованность», «Информированность».

Таблица 5 Данные циклограммы психологического климата гармоничной семьи

Средний балл

Название блока

2,8 2,7 2,7 2,6 2,5 2,5 2,4

Отношение к детям

Межличностные отношения супругов.

Информированность.........................

Организованность.................................

Коллективизм......................................

Сплоченность......................................

Ответственность...................................

2,6

Средний балл циклограммы.

Таким образом, четыре фактора из семи являются конфликтными.

При сравнении двух суммарных циклограмм выяв­ляется разница в социально-психологическом климате се­мей в группе ГС и в группе ДС. Средний балл суммарной циклограммы в группе ДС ниже (2,5), чем в циклограм­ме группы ГС (2,6). Сама разница в баллах представляется незначительной, если не проанализировать, за счет чего получились эти результаты. Если результат 2,6 балла в цик­лограмме ГС получился из-за усреднения примерно рав­ных величин, то в циклограмме ДС иная картина. Сред­ний балл в группе ДС получается из-за большого числа пиков, за счет гротескности оценок.

Представляет интерес сопоставление количествен­ных оценок в двух группах по баллам, которые отражают места блоков, получивших наибольшие оценки. Из табл. 6 видно, что в группе ГС по значимости выступил на первое место блок «Отношение к детям», он был оценен

выше всех других — 2,8 балла. В группе ДС на первый план выступил блок «Отношения между супругами» — 2,7 балла. А блок «Отношение к детям» оказался лишь на четвертом месте — 2,5 балла.

Психологическая характеристика семейного климата - student2.ru

Рис. 7. Циклограмма 1

Таким образом, здесь выявилась общая тенденция группы ДС, состоящая в том, что из предложенных фак­торов психологического климата семьи супруги придают относительно большую значимость не отношению к де­тям (по поводу чего они и обратились в консультацию), а отношению между мужем и женой. Наиболее значимый для них блок — «Личные отношения в семье».

В блоке «Отношение к детям» по циклограмме 2 в группе ДС видны и пики ответов, и отказ от ответа, чего







не было в циклограмме благополучных семей. Это пока­зывает непоследовательность, неуверенность в родитель­ских ответах, трудности во взаимодействии с детьми, наибольшую конфликтность. Если сравнить по баллам оценку этих блоков, то мы увидим довольно значитель­ную количественную разницу: в благополучных семьях — 2,8, в дисгармоничных — 2,5.

Психологическая характеристика семейного климата - student2.ru

Рис. 8. Циклограмма 2

Таким образом, две эти суммарные циклограммы отличаются иколичественно, икачественно. Суммарная циклограмма 2 группы ДС отличается большей разбро­санностью в оценках, значительной изрезанностью про­филя, а также более низкими баллами и неполной оцен­кой блока «Отношение к детям», шестью пиками оценок (от 1,5 до 3 баллов).

Таблица 6 Сопоставление мест блоковв циклограммах

Психологического климата

Наши рекомендации