Поведенческое консультирование: практика
ЦЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Крумбольц отмечал, что цели поведенческого консультирования: а) должны быть сформулированы так, чтобы их можно было излагать по-разному при работе с разными клиентами; б) должны быть совместимыми с ценностными установками консультанта, хотя они не обязательно должны полностью соответствовать им; в) должны быть таковы, что о степени их достижения можно было бы судить по внешним проявлениям. Далее Крумбольц предположил, что существуют три типа целей (хотя иногда эти типы целей бывают взаимосвязаны), которые соответствуют предложенным им критериям и за достижение которых отвечает консультант. Это следующие типы целей: изменение неадекватного поведения, например усиление социально ассертивных реакций; научение принятию решений, например составление списка возможных вариантов действий; предотвращение проблем, например оказание помощи молодым мужчинам и женщинам в выборе подходящих брачных партнеров. Цели консультирования не всегда определяются на научной основе; бихевиористы признают, что на выбор целей клиентами и на выбор методов консультантами влияет множество факторов.
Существует риск чрезмерного обобщения, которое поведенческие консультанты, делающие акцент на определенных индивидуальных целях при работе с каждым клиентом, могут счесть неподходящим. В связи с этим предпримем попытку сформулировать основные цели консультирования, используя работы пяти теоретиков бихевиоризма, о которых говорилось в предшествующей главе. Это следующие цели:
• устранение дефицита в поведенческих репертуарах;
• усиление адаптивного поведения;
• ослабление или устранение неадекватного поведения;
• устранение изнурительных реакций тревоги;
• развитие способности расслабляться;
• развитие способности самоутверждаться;
• развитие эффективных социальных навыков;
• достижение адекватного сексуального функционирования;
• развитие способности к саморегулированию.
Перечисленные цели предназначены для индивидуумов. Из всех бихевиористских теоретиков Скиннер в наибольшей степени фокусируется на потребности людей, составляющих группы, проектировать окружающую среду, в которой люди могут вести себя более подкрепляющим образом. Следовательно, цели поведенческого консультирования можно отнести к группам. В этом случае основной целью будет развитие способности группы к саморегулированию как посредством формирования последствий в окружающей среде, так и посредством когнитивного саморегулирования.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Поведенческое консультирование неизменно начинается с поведенческой оценки или, в соответствии с другим определением, с функционального анализа проблемных зон клиентов. Одной из главных целей такой оценки является определение целей лечения в поведенческих терминах — сформулированными таким образом целями можно руководствоваться при выборе методов консультирования. Следовательно, поведенческая оценка на начальных этапах консультирования имеет два фокуса: во-первых, уточнение проблемных зон клиентов и, во-вторых, определение наиболее подходящих методов, которыми может воспользоваться консультант. Адекватные поведенческие оценки позволяют консультантам идентифицировать стимулы, предшествовавшие реакциям, с которыми им нужно справиться, в то время как в результате неадекватных поведенческих оценок консультанты могут прибегнуть к неправильным методам и применить их к неправильно определенным проблемам. После проведения первых занятий поведенческую оценку можно использовать с целью оказания помощи и в оценке эффективности лечения, и в принятии решения, что следует делать в дальнейшем — продолжать, прекратить или изменить лечение (Galassi, Perot, 1992; Kazdin, 1993, 1994).
Когда клиенты делают такие, например, заявления: «Я чувствую себя очень угнетенным в эти дни», «Похоже, у меня не много друзей» или: «Я становлюсь очень напряженным на работе», поведенческие консультанты предпринимают попытку анализа, основанного на СРП-оценке (С — стимул ситуационного прошлого, Р — переменные реакции, П — последствия, или переменные результата). Целью СРП-анализа является поиск ключевых переменных, которые управляют поведением клиентов. Эти переменные могут быть замаскированы: например, агрессия, проявляемая на работе, может отражать плохие брачные отношения. При поведенческом анализе следует стремиться к высокой степени конкретности. Например, при анализе реакции следует собрать необходимую информацию и узнать, каковы продолжительность и сила этой реакции, какова частота ее возникновения. Поведенческую оценку можно производить как в рамках консультационного интервью, так и вне этих рамок. Кроме того, важна самооценка клиента, которую можно рассматривать как дополнение к оценке консультанта.
Оценка в рамках интервью
Хотя поведенческое оценивающее интервью обычно характеризуется высокой степенью фокусировки и управления со стороны консультанта, большое значение имеет эмпатия консультанта. Это связано с тем, что эмпатия помогает наладить взаимоотношения между консультантом и клиентом и облегчает самораскрытие клиентов; кроме того, наличие эмпатии является гарантией того, что консультант внимательно выслушает клиента. На начальном этапе консультант должен собрать основную информацию, узнать возраст, пол, семейный и профессиональный статус клиентов; кроме того, консультант должен позволить клиентам своими словами описать беспокоящие их проблемы и в краткой форме объяснить, каковы цели начальной поведенческой оценки. На этой стадии консультанты также могут отметить, что большинство видов поведения являются приобретенными, однако некоторые виды поведения являются врожденными.
Консультант может продолжать брать интервью у клиента, причем определенные задаваемые вопросы можно рассматривать как часть СРП-анализа предъявляемых клиентом жалоб. Поведенческие консультанты редко задают вопросы, начинающиеся со слова «почему», например: «Почему вы злитесь, когда она огрызается?». Вильсон, утверждает: «Вопросы, начинающиеся со слов "как", "когда", "где" и "что", более эффективны при определении личных и ситуационных переменных, имеющих отношение к проблемам клиента и помогающих воссоздать эти проблемы в настоящее время» (Wilson, 1989, р. 258). Поведенческие консультанты отличаются друг от друга тем, насколько подробные данные (касающиеся того, в связи с чем были приобретены предъявляемые клиентом в настоящее время жалобы) они собирают; следует отметить, что знание деталей может быть важно для получения точной картины. Вольпе (Wolpe, 1982), например, собирает исторический материал, имеющий отношение к жалобам клиентов, их семейной жизни, образовательному уровню, профессиональному и сексуальному развитию. Вольпе также исследует текущие социальные отношения своих клиентов. Существуют потенциальные ловушки для консультантов, нацеленных на опрос, — клиенты могут почувствовать, что им угрожают, а также клиенты могут заблокировать обсуждение тем, на которых не сосредоточиваются их консультанты.
Также с целью начальной оценки консультанты наблюдают за вербальным и невербальным поведением клиентов. Социально неловкие люди могут демонстрировать по крайней мере часть своих проблем во время интервью. Консультанты могут исследовать открывающиеся проблемные области при произведении оценки. Они обращают внимание на личные качества клиентов и на способы либо разрешения проблем, либо ухода от них. Кроме того, консультанты оценивают мотивационные факторы, побуждающие клиентов к изменениям, и любые влияния, имеющие место в их среде, — влияния, которые могут препятствовать изменению или способствовать ему, также консультанты могут оценивать надежды клиентов и их веру в возможность изменения. Консультанты также, как правило, пытаются выяснить, что клиенты считают подкрепляющим (например, проявление внимания или похвалу), так как знание этого может помочь консультантам побудить клиентов изменить свое поведение.