Поведенческое консультирование

Поведенческий подход или Бихевиоризм - направление в психологии, сформировавшееся в начале XX в. и являющееся теоретической основой поведенческой психотерапии.

Поведенческая теория связывается с развитием идей Павлова и американских психологов Уотсона, Скиннера, Вольпе и Айзенка. Джон Б. Уотсон (1878-1958) был основателем подхода к психологии, ставившего целью изучение поведения и получившего название бихевиоризм. Вольпе и Айзенк внесли наиболее значительный вклад в развитие и популяризацию направления, известного в настоящее время как поведенческая терапия и консультирование.

Поведенческая психотерапия - это один из видов психотерапевтической практики, в центре внимания которой оказываются особенности поведения клиента, доставляющие страдания ему самому или людям из его окружения. Степень и характер этих страданий таковы, что человек сам не в состоянии с ними справиться и обращается за помощью к квалифицированному специалисту - психологу или психотерапевту.

Прикладной бихевиоральный анализ (операционализация и функц. анализ). Для прикладного бихевиорального анализа характерен акцент на конкретных действиях и поступках. Индивид должен “делать” что-то видимое, слышимое, ощущаемое. Мысли не так важны. Цель операционализации поведения — это перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия.

Функциональный анализ. Устанавливая функциональные причинно-следственные связи, психолог приходит к пониманию последовательности событий, лежащих в основе внешнего поведения клиента. Исходя из этой функциональной картины, возможно разработать бихевиоральную программу изменения картины событий. Каждый человек способен разорвать сложившийся замкнутый круг предшествующих условий, поступков и последствий. Цель любого функционального анализа — разобраться в системе поощрений для личности или пары людей. Особенно важны здесь внимание и одобрение. Однако деньги, еда, материальные и иные ценности— это не все предметы функционального анализа. Важны и другие социальные вознаграждения, такие, как улыбка, привязанность, признание. Нельзя забывать о наказаниях. Игнорирование человека является одним из болезненных наказаний.

Практика применения бихев. терапии. Можно говорить о манипуляторском бихевиоризме, если психолог принимает решения за клиента, или если его влияние настолько сильное, что клиенту ничего не остается делать, как только соглашаться с психологом. Манипуляторская терапия имела место в психиатрических клиниках и тюрьмах. При этом применялась стратегия фишек, но их бросали пациентам и заключенных на пол, а те подбирали их и меняли на еду. Эти возмутительные случаи не имеют ничего общего с бихевиористским гуманизмом, со стремлением к совместному принятию решений психологом и клиентом. Ни в коем случае

нельзя считать бихевиористскую психологию негуманной и манипуляторской. Точно так же можно использовать во вред клиенту технику психодинамической или гуманистической психологии. Теории и методы не виноваты в том, что их неумело используют.

Семейное консультирование

Семейное консультирование является разновидностью семейной психотерапии, имеющей свои отличительные признаки, границы и объем интервенции. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной психотерапией, и они взаимно обогащали друг друга.

Семейное консультирование ставит своей целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста. Принципиальное отличие семейного консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации, аспектов ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации — «веера решений». Многообразие приемов и методов С. к. обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, в том числе рационально-эмоциональная психотерапия, системное и эмпирическое направления (Минухин (Minuchin S.), Сатир (Satir V.) и др.). Э. Г. Эйдемиллер (1994) приводит основные принципы и правила семейного консультирования.

1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов мимезиса, синхронизации дыхания консультанта и «заявителя» проблемы, использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о семейной проблеме. 2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приемов метамоделирования и терапевтических метафор. Субъективизации психотерапевтической цели способствуют такие вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Пожалуйста, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы "не", терминами положительного результата». 3. Обсуждение психотерапевтического контракта. Эта часть семейного консультирования признается многими специалистами как одна из самых важных. Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности семейного консультирования и технологии доступа к разрешению проблемы клиента, а последний — за собственную активность, искренность, желание изменить свое ролевое поведение и др. Затем участники С. к. договариваются о продолжительности работы (в среднем общее его время 3-6 часов) и длительности одного сеанса. Обсуждается периодичность встреч: обычно вначале 1 раз в неделю, далее 1 раз в 2-3 недели. Важной стороной в семейном консультировании является обсуждение условий оплаты либо предоставление клиенту информации о том, сколько семейное консультирование может стоить, если осуществляется в бюджетном муниципальном учреждении, так как это способствует усилению мотивации клиентов к терапевтическим изменениям. Необходимо также оговорить возможные санкции за нарушения сторонами условий контракта. 4. Следующий шаг в процедуре семейного консультирования — уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и определение ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому помогают вопросы типа: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?». 5. Проведение собственно консультации. Необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: «Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт будут надежной гарантией успешности работы». С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: «Что, по вашему мнению, самое плохое в сложившихся обстоятельствах?», «Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?» Осуществляется совместный поиск новых шаблонов поведения — «веера решений». Консультант предлагает следующие вопросы: «Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?», «Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в сходной ситуации? А вы так смогли бы поступить?», «Что вам поможет совершить такой же поступок?». Можно использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе (а этому способствует «точное следование по маршруту проблемы заявителя»), создают образ новой ситуации и фиксируют возникающие при этом кинестетические ощущения. 6. Этот шаг семейного консультирования называется «экологической проверкой» (Bandler R., Grinder J., 1995). Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние. 7. Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия по «страхованию результата». Это связано с тем, что иногда клиенты нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя какое-то время для обсуждения полученных результатов. 8. В ряде случаев необходимо провести процедуру «отсоединения». Она может произойти автоматически при сравнении клиентами заявленной цели и обретенного результата, но иногда консультант вынужден стимулировать отсоединение (Эйдемиллер Э. Г, 1994; Haley J., 1976). Хейли с этой целью часто использует «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к прямо противоположному результату. К

примеру, молодым супругам, которые консультировались по поводу того, как выражать свои чувства — открыто или сдерживать их, было предложено такое задание: «На протяжении недели ссорьтесь по одному часу в сутки с целью проверки своего эмоционального реагирования». При этом Хейли учитывал человеческую природу: никто сознательно не будет делать себе и другому что-то во вред. У супругов, которые попробовали выполнять это задание и бросили его, наоборот, укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг «странного» консультанта.

В настоящее время семейное консультирование является наиболее востребованным населением России видом психотерапевтической помощи. Помимо здравоохранения семейные консультанты появились в системе образования — в психологических центрах, непосредственно в школах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях.

53. Бизнес конс-е – квалификационная помощь руководителям организации, оказываемую экспертами, специализирующиеся в конкретной области в деле решения проблем управления организации и построением бизнес процессов, изменяющихся во внешних и внутренних условиях. Консультанты могут быть как членами организации, так и внешними лицами (по договору или контракту).Функции бизнес конс-я: 1. Поддержка в выработке решений. 2. Обучение, трансляция новых знаний и идей в организацию.

Виды бизнес конс-я: 1) общее управление: структура управления, стратегическое планирование, аудит управленческих решений; 2) административное управление: планирование рабочих мест, регулирование рисков, организация менеджмента; 3) производство: схема организации процесса производства, планирование производства, распределение ресурсов; 4) финансовый менеджмент: система учета, оценки капиталовложения, проблема снижения себестоимости, прибыль доходы финанс. Резервы, налоги, платежноспособность организации; 5) маркетинг: исследование рынка, стратегии маркетинга, управление сбытом, продвижения товара; 6) информационные технологии: установка информационных систем, компьютерный аудит, информацион. упраленческие системы; 7) юридические услуги: организация нормативно – правовой базы организации, аудит юридич.оснований деятельности;8)менеджмент персонала: подбор, оценка персонала, обучение, мотивация персонала, построение культуры организации (социальная и корпоративная) структура); 9) специальные услуги: индивидуальное психол.конс-е, психологический тренинг (личностного роста), коучинг – тренировка руководителя, конс-е по спец. проблемам ( с привлечением др.специалистов).

Основные цели бизнес-консультации ( по Шейнису): 1) попытка разбудить внутренние резервы ч-ка и подтолкнуть их реализацию в нужном направлении. 2) на основе полной и достоверной инф-ции о социальных процессах в структурных подразделениях помочь руководителю разработать полномасштабную кадровую стратегию предприятия.

Открытые и корпоративные бизнес тренинги: бизнес тренинг по мотивации персонала, тренинг командообразования, тренинг по разрешению конфликтных ситуаций, бизнес тренинг ведения переговоров, тренинг продаж, тренинг тайм-менеджмент. Методы проведения бизнес тренингов: деловые игры, практические упражнения, дискуссии, работа в группах. Типы корпоративных тренингов: Стандартный тренинг- проводится по базовой готовой программе, т.е. не адаптируется и содержание не перестраивается. Проведение обучения возможно без дотренинговой диагностики и послетренингового отчета. Соответственно, стандартный тренинг требует наименьшего количества финансовых и временных ресурсов.Адаптированный тренинг- модульная программа специально составляется под запрос и адаптируется под специфику отрасли, особенности организации и участников.Проводится с необходимой дотренинговой диагностикой, сопровождается стандартным отчетом и мерами послетренинговой поддержки результата (по договоренности с заказчиком).Консультационный тренинг- такой тренинг помимо целей обучения решает и другие задачи Заказчика.. Например, формирование стандартов работы, которые создаются во время тренинга вместе с участниками и будут использоваться в дальнейшем внутри компании. Программа тренинга проектируется специально под запрос Заказчика, с учетом обязательной дотренинговой диагностики. По результатам тренинга Заказчику предоставляется расширенный отчёт с приложением материалов тренинга.Тренинг с передачей технологии- это обучение персонала заказчика проведению конкретного тренинга, разработанного специально для компании-Заказчика. В этом случае мы сначала создаем под запрос тренинговый продукт (программу), затем обучаем участников и передаем технологию проведения тренинга с соответствующими методическими материалами.

БИЗНЕС-КОУЧИНГ - работа с первыми лицами, менеджерским составом, перспективными сотрудниками или рабочими группами (командами, сотрудниками одного подразделения, проектными группами);

-Коучинг для руководителя высшего и среднего звена Персональная работа с владельцем или руководителем компании (подразделения, сектора) дает мощный импульс развитию всего бизнеса в целом и помогает:определению четких целей и направлений развития; выработке стратегий реализации планов; освоению необходимых навыков и техник управления делами и людьми. -В процессе взаимодействия со своим личным тренером (коучем) руководитель получает возможность:шире рассматривать ситуацию; расставлять приоритеты и формулировать цели; объективнее оценивать происходящее; реально оценивать собственные ресурсы и модели поведения; учиться делать выбор, принимать качественные решения; обучаться более эффективным формам управления ситуацией, собой и людьми.

Критерии эффективности конс. процесса (могутбыть свои как у консультанта так и у клиента):1. Универсальные (неспецифические):- Следование консультанта содержанию запроса клиента;- Следование консультанта за динамикой запроса клиента относительно содержания его проблемы;- Возрастание, по сравнению с первоначальным этапом консультирования, степени независимости клиента от консультанта на выделенном (оговоренном) этапе работы с проблемой клиента.2. Частные (специфические):2.1. непсихологические:a) Структурно – организационные- Появление новых работоспособных организационных структур;- Перестройка существенных организационных структур, увеличивающая производительность их деятельности. b) Экономические- Повышен оборот товарно – денежноймассы;- Уменьшены издержки производственной деятельности, увеличена прибыль;c) Социальные- Уменьшение текучести кадров;- Приведение численного состава в норму и к достат. числу специалистов;2.2. психологические:a) Индивидуально – психологические – наличие у руководителя (заказчика) в его профессиональной деятельности устойчивого состояния личного комфорта; b) Социально– психологические- Разрешение или трансформация конфликтов;- Наличие у коллектива устойчивого состояния психологического комфорта.

54. А.И. Соловьев считает, что психологическое консультирование в политике - это разновидность профессиональной помощи руководителям и членам политических организаций в решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности. Задачи психолога-консультанта: 1) формирование и улучшение имиджа клиента; 2) помощь политическому лидеру в освоении современных методов эффективного управления, содействии в принятии эффективных решений; 3) помощь лидеру в работе с командой; 4) соучастие в проведении избирательных кампаний. 1 задача:имидж - набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с конкретной личностью. Подходы 1) онтологический (имидж существует как образ, который складывается на различных уровнях массового сознания) 2) антропологический (имидж определяется как набор определенных характеристик, которые ассоциируются с конкретной индивидуальностью) 3) ценностный (это целенаправленно созданный образ, с помощью которого объекту предоставляются дополнительные ценности; имидж создается для того, чтобы вызвать желаемые изменения в массовом сознании и поведении людей); 4) этический (политический имидж рассматривается как своеобразная "вторая натура" за которой индивид оценивает себя, и которая, при условии регуляторного проявления, становится его сущностью).

В имидже выделяют внешнюю, внутреннюю и процессуальную стороны. Внешняя составляющая содержит в себе мимику, жесты, манеры, одежду, прическу, голос и т. Корректировки и формирования каждого компонента внешней составляющей имиджа ориентируется на индивидуальные особенности политика и предусматривает их учет в работе с клиентом. К внутренней составляющей относят мысли, интеллект, профессионализм, интересы, ценности.

Процессуальная сторона имиджа включает эмоциональную выраженность, страстность, энергию, скорость реакции, чувство юмора, артистичность. Формирование имиджа клиента зависит: Овладение искусством политического вещания. Успех в избирательной кампании, влияние на электорат во многом зависит от логичности, образности, убедительности речи. Мимика. Наблюдение за мимикой собеседника позволяет определить его позицию, понять, как встречено то, о чем мы говорим - или положительно или враждебно, открыт собеседник или закрыт, интересна ему разговор или нет. Важное значение в понимании поведения собеседника отводится глазам. При анализе мимики собеседника нужно также обращать внимание на положение губ. Улыбка придает привлекательности имиджа, но только в том случае, если она настоящая. Соблюдение этикета. Знание этих норм отношения к людям облегчает ориентирование в различных ситуациях. С правилами этикета относятся правила приветствия, знакомства, общение, составление визиток, вручение подарков и сувениров, поведения за столом. Одежду. У политиков сложился определенный стереотип в отношении одежды. Определяя костюм выбрать, нужно помнить и об особенностях восприятия тех людей, с которыми политик общается. Это могут быть люди из разных социальных и возрастных групп, со своими представлениями и вкусами, поэтому одежду нужно подбирать универсальный. Одежда является определенным "кодом", характерным для любой профессиональной группы. Легенда кандидата. Легенда выступает информационной основой имиджа и рекламной компании политика. Предвыборная легенда включает два аспекта: биографические данные и краткое изложение своей предвыборной платформы. С легендой также связана политическая идея, которая лежит в основе деятельности политика.

При оказания консультативных услуг перед психологом встает необходимость построения психологического портрета политика. Это предполагает создание картины психической жизни человека, достаточно полного раскрытия различных аспектов жизнедеятельности и сочетание их в единую целостную картину. Проблемы решения данной задачи связанные с отсутствием общепринятых операционалистичних и дифференциально-психологических теорий. Без четко определенных ориентиров составление консультантом объективного психологического портрета может будет затруднено. Создание психологического портрета политика позволит психологу предоставить эффективную консультативную помощь. Необходимо выделить наиболее важные и устойчивые особенности, которые формируют психологическую структуру личности политика, узнать есть ли эти черты устойчивыми, органическими или приобретенными, личностно-мотивационными или такими, которые переходят в реактивные состояния. При создании психологического портрета необходимо учитывать фактор времени, который отводится на выполнение работы и определиться, какой портрет политика мы создаем - тот, который касается политика в данный момент, или портрет "вообще".

2 задача: Политические решения обусловливают действия политика, является средством согласования интересов, решение назревших проблем общества. Политические решения реализуются в законах, приказах, распоряжениях, постановлениях и тому подобное. Решения могут быть коллегиальными или единоличными, стратегическими и тактическими, функциональными и дисфункциональными. Принятие политических решений базируется на определенных принципах, в частности, этот процесс должен быть: Последовательным (логическим). - основанный на достоверной информации; - Свободным от эмоций и предубеждений; - Рациональным.

3.задача: Психолог может проводить консультации с командами и их лидерами по улучшению микроклимата в команде, направленности на принятие производительных и эффективных решений. Советы психолога могут быть ориентированы на повышение рейтинга политического лидера или партии в больших социальных группах избирателей. По своим целям группы в политике делятся на инструментальные и экспрессивные. Инструментальные группы ориентированы на достижение реальных политических целей - получение власти, реализация программ, осуществление общественных и государственных преобразований. Экспрессивные по своим целям группы - ориентированы на создание комфортной атмосферы для своего существования в политике.

Группы делятся по структуре на формальные и неформальные. В формальных группах четко определены статус, права и обязанности всех членов. В неформальных статус членов и характер взаимоотношений обуславливается личными качествами участников группы.

По форме связей между участниками объединения, группы могут быть первичными и опосредованными.

По значимости для участников группы могут быть референтными и негативно референтными. Референтная группа - это сообщество, по законам которой хочет жить человек, даже не входя в такую группу. Это привлекательная, желательно для человека группа, нормам и стандартам которой она стремится отвечать. Негативная референтная группа - реальная или виртуальная сообщество, по законам которой не хочет жить человек.

Психолог-консультант должен знать, что в политике группы в своем формировании проходят ряд этапов:

- Этап "номинальной группы". На первом этапе определенное количество людей, которая планирует заниматься политической деятельностью, проводит встречи, дискуссии на политические темы, пишет меморандумы или манифесты. На этом этапе люди почти не знают друг друга, происходит знакомство членов группы и выяснения "кто есть кто".- Этап "ассоциативной группы". На втором этапе происходит формализация группы, появляются первые признаки организации - избирается руководство, секретариат партии.- Этап "кооперативной группы". Характеризуется появлением определенное единство целей, интересов и действий, а также первичного опыта совместной групповой деятельности и первичных совместных групповых переживаний.- Этап "корпоративной группы". На этом этапе существует достаточно устойчивая общность интересов, целей, действий, формальная и неформальная единство группы, но могут возникать также микрогруппы в единой политической структуре.- Этап "коллектива". Этот этап характеризуется не просто устойчивой общностью интересов, целей, но и высокой степенью их осознания и максимальной консолидация действий членов группы.

Важным условием для деятельности консультанта в сфере психологического консультирования в политике является компетентность психолога в вопросах политики, экономики или социальных проблем. Изучение общественного мнения базируется на анализе опросов определенных категорий граждан, проведении интервью и телефонных опросов, направленных на выяснение мотивации ответов и психологических механизмов, обеспечивающих тот или иной выбор. Психологи-консультанты должны определять истинные причины недовольства, выяснять, какие аргументы будут наиболее эффективны, когда и в какой форме их нужно использовать.

4задача: Психолог- консультант может принимать участие в проведении избирательной компании кандидата. Задачи консультанта: 1) участие в разработке стратегии; 2) изучение "портрета" избирателей и социально-демографических характеристик избирателей; 3) изучение конкурентов; 4) участие и разработка проекта кампании.

Стратегия - это собрание основных идей кампании. Именно в рамках стратегии реализуется образ кандидата, тактика и план кампании. Стратегия также определяет содержание основных агитационных материалов.

55. особенности телефонного консультирования: пространственные и временные особенности; возможность прервать контакт; “эффект ограниченной коммуникации”; “эффект доверительности”. 1). Пространственные особенности. Консультант “ТД” может оказывать воздействие на обратившегося, который удалён от него на большое расстояние. Сфера профессиональной деятельности расширяется дальше за рамки кабинета, что повышает моральную и профессиональную ответственность за собеседника, а вместе с тем и психологическую нагрузку, испытываемую консультантом. 2). Максимальная анонимность. При личном обращении к специалисту, даже без предъявления документов, анонимность является неполной, т.к. консультант общается лицом к лицу с клиентом и может впоследствии узнать его. Контакт по телефону обеспечивает максимальную анонимность. 3). Возможность прервать контакт. Телефонный консультант предоставляет возможность прервать беседу в любой момент - для этого достаточно нажать на рычаг телефонного аппарата. При очной консультации сделать это значительно труднее.

4). Эффект ограниченной коммуникации характеризуется большей последовательностью, внутренней организованностью, систематизацией психотерапевтической беседы, приводит к более структурированному и логическому изложению проблем абонента. Важная особенность: при отсутствии зрительного восприятия, обратившиеся часто идеализируют телефонного консультанта, что повышает эффективность взаимодействия.

5). Эффект доверительности. Хотя общающиеся по телефону могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, их голоса звучат в непосредственной близости, т.е. абонент и консультант в определённом смысле находятся рядом. Это свойство телефонной связи способствует быстрому формированию доверительности в беседе, облегчает включение в обсуждение глубоко личных проблем. “Эффект доверительности” помогает консультанту в работе и способствует её успешности.

Правила “Терапии выслушивания”:1. должен быть дан выход эмоциям клиента; 2.· следует меньше говорить самому, больше слушать. Собственные эмоции использовать только для постановки вопросов;3.· не навязывать своих мнений, представлений. Не обязательно во всем соглашаться, но высказывать свое мнение в такой форме, чтобы было понятно, что это только твое мнение, а не закон; 4.· не давать готовых рецептов, а вместе искать решение; 5.· если таковое не удастся найти, можно исследовать вопрос, не может ли помочь кто-либо из ближайшего окружения, и только потом порекомендовать обратиться в то или иное учреждение. Но практика показывает, что они обращаются туда крайне редко.

Главное в беседе - создать ситуацию для эмоционального отреагирования. Это позволяет в дальнейшем работать над овладением психотравмирующей ситуацией, поиском причин её возникновения, повышением возможностей адаптации.

Наши рекомендации