Работа с другими командами
Так обстоит дело с типологией в среде руководителей. А что в остальной организации? Как мы уже не раз говорили, в любом отделе есть тенденция к типологическому сходству между работниками. Те, кто работает в отделе продаж, в большинстве своем окажутся Экстравертами-Чувствующи-ми (EF). В бухгалтерии — Сенсорными-Мыслительными (ST). В отделе развития — Интуитивистами-Мыслительными (NT). Отдел обучения персонала неизбежно будет полон Интуитивистов-Чувствующих (NF). А те, кто работает в сфере обслуживания, окажутся Сенсорными-Чувствующими (SF).
Но не забывайте, что, независимо от того, какой тип преобладает в отделе, весьма вероятно, что ему все равно придется иметь дело с Мыслительными-Решающими (TJ). Это может привести к разделению на «правильное/ неправильное» и «наших/ненаших». Почему, если большинство из вас сходится во мнениях (ведь вы принадлежите к сходным типам), босс с вами не соглашается? Часто потому, что босс относится к иному типу. Понимание этого простого противоречия — начало коллективного движения к взаимопониманию в офисе.
Второй момент, о котором следует помнить: другие компоненты системы — другие отделы, которые сильно отличаются от вашего, — являются звеном в общей цепи. А чем эффективнее взаимодействуют различные психологические типы, тем лучше конечный результат. Экстраверты (Е) учатся слушать, когда работают вместе с Интровертами (I). Интроверты (I) привыкают свободнее высказываться в обществе Экстравертов (Е). Сенсорные (S) учатся смотреть на проблему в целом с подачи Интуитивистов (N), а Интуитивисты (N) обретают способность уделять внимание деталям, когда сотрудничают с Сенсорными (S). И так далее. В итоге, если исследовательский отдел, в котором преобладают Интуитивисты-Мыслительные (NT), эффективно взаимодействует с отделом обслуживания, где в основном Сенсорные-Чувствующие (SF), результаты исследований будут более осязаемыми. Если вы не отдаете себе в этом отчета и склонны смеяться над другими отделами, потому что они так не похожи на вас, вы никогда не сможете осознать открывающиеся при взаимодействии возможности.
Вот три пункта, которые необходимо учитывать при совместной работе с другими подразделениями:
Многие напряженные моменты во взаимодействии отделов связаны с типологическими различиями. Например, 80% персонала любой большой организации или учреждения составляют сочетания Интуитивистов-Мыслительных (NT) и Сенсорных-Решающих (SJ). Девизы — слова, которые описывают тип поведения — не могут отличаться сильнее, чем у этих типов. Например, мы полагаем, что девизом NT могло бы стать: «Перемены ради перемен прибавляют знание». Даже если единственное, что мы узнали — это то, что перемены были вовсе не нужны, процесс все равно был захватывающим. Девизом SJ могло бы стать: «Работает — не трожь!» Таким образом, 80 процентов персонала любой организации имеют противоположные программы действий.
Эти различия могут превратиться в источник силы, если взаимодействие строится эффективно и разумно. Разные подразделения существуют из-за того, что имеются разные виды работ, а для этого нужны разные люди. Каждый отдел должен выполнять свою работу, и отделам необходимо взаимодействовать, а не соперничать друг с другом. Типоведение приводит нас к пониманию необходимости и поощрению различий вместо того, чтобы с презрением смотреть на другие типы. Если вы не Мыслительный-Решающий (TJ), ваше положение в организации может оказаться ниже, чем вы первоначально рассчитывали. Вам бы стоило перестать биться головой об стену и как можно раньше задуматься над тем, как увеличить свой вклад в пределах своей компетенции. Иными словами, если вы Чувствующий-Воспринимающий (FP), ваш вклад в том, чтобы стать лучшим Чувствующим-Воспринимающим (FP), насколько это возможно, а не стараться превратиться в Мыслительного-Решающего (TJ) только потому, что так легче продвинуться по служебной лестнице. По большому счету это бесполезно. Награды вас не удовлетворят, а стресс окажется слишком сильным. Важно понимать, что ваш стиль так же разнообразен, необходим и открыт творчеству.