Работа с небольшими командами

Даже в небольшой команде вам необходимо большинство командных ролей. Каждый может взять по крайней мере одну вторичную роль. Ролевые типы могут быть разбиты на две категории: те, которые больше продиктованы и ориентированы на внешний мир и те, которые больше нацелены на то, что происходит внутри команды. Девять командных ролей могут классифицированы следующим образом:

· Стремящийся вне (экстраверт) Стремящийся внутрь (интроверт)

· Генератор идей оценщик

· исследователь ресурсов "рабочий" команды

· координатор реализатор

· организатор завершитель

· специалист

Успешно работающие команды обычно включают по крайней мере одного экстраверта и одного интроверта.

Коррекция несбалансированной команды

Вы, возможно, не будете иметь возможность выбирать свою команды, следовательно, вам будет необходимо использовать "инструменты", которые вы получили. Если у вас сложилась несбалансированная команда, у вас есть несколько вариантов:

1. Реструктурируйте. Может быть хорошей идеей для двух или более участников команды или обменяться ролями или обменяться основной часть их работы. Если благодаря этому они получают роль, в которой они, вероятно, больше преуспеют, они, скорее всего, будут приветствовать изменение.

2. Усильте гибкость функций команды. Определите, какие задания нравятся каждому из участников команды, из которыми он лучше всего справляется. Затем рассмотрите возможность, как вы можете их перераспределить по другому. Это отличается то полного обмена обязанностями.

3. Разделите конфликтующих участников команды. Вы, возможно, будете в состоянии разделить команду на несколько меньших групп, каждая из которых будет отвечать за различные проекты.

4. Передайте или перераспределите роли с другой командой. Установите взаимодействие с другим руководителем группы и сопоставьте характеристики ваших команд; вы, возможно, оба выиграете от перестановок.

5. Наймите. Не всегда является возможным вариантом.


8. Динамика развития команды.

Этапы развития команды.

Вместе с тем ряд авторов акцентирует внимание на динамике развития команд. При этом по-разному определяются этапы формирования команд.

Так, Б.В. Такмен, Дж. Каттенбах и Д. Смит, которые, рассматривая роль лидера в процессе формирования команды, выделяют ряд этапов построения команды9. Близкую интерпретацию становления команды дают Дж.В. Ньюстром и К. Дэвис [34]. Обобщая их работы можно выделить следующие этапы:

1. Формирование

Члены команды обмениваются информацией, узнают и принимают друг друга, формулируют задачи группы. Преобладает аура вежливости, взаимоотношения отличаются осторожностью. Роль лидера команды на этом этапе является решающей. Он должен сосредоточиться на помощи членам команды, познакомить их друг с другом и создать обстановку непринужденности. Страхи, смятения и колебания членов команды должны быть устранены как можно раньше. Наилучший путь к этому - прояснить цели, роли, ответственность и процедуры, которые имеют отношения к действиям команды.

2. Бурление

Члены группы конкурируют за обладание более высоким статусом, за влияние, дискутируют о направлениях развития. Лидер команды может помочь ей успешно решить споры, которые возникают на этом этапе, выслушав проблемы, обеспечив обмен мнениями, который допускает все точки зрения, и воодушевив команду на достижение намеченных целей. Если лидер команды принимает авторитарный стиль и пытается пресечь конфликт, это может привести к скрытому его течению, разрушающему процессы становления команды. Действительно, в такой момент команда может отвергнуть признанного лидера и определить альтернативный путь управления своими делами. Фаза "бурление" предоставляет реальную возможность очистить атмосферу, и если это провести осторожно, команда может стать более сплоченной.

3. Нормирование

Группа начинает движение к общим целям, устанавливается равновесие конкурирующих сил и групповые нормы. На этой стадии лидер команды должен гарантировать, что установленные нормы способствуют эффективной работе команды. Время, потраченное на подготовку на основе консенсуса новых правил, по которым команда собирается работать, окупится позже с большими дивидендами. Мастерство построения команды на этом этапе состоит в продвижении процесса сплочения команды и в согласовании стремлений каждого члена команды с общими целями и интересами.

4. Функционирование

На данном этапе команда определена и работает эффективно для достижения своих целей. Каждый член исполняет несколько функциональных ролей. Лидеру необходимо оценить эффективность команды, наблюдая за индивидуальными и командными усилиями, успехами и выполнением обязательств. Команда обеспокоена существующим уровнем продуктивности и эффективности и потенциальными возможностями. Важно оказывать доверие, где это необходимо. Однако, если Вы желаете, чтобы группа оставалась гармоничной и сплоченной, лучше награждать команду, а не отдельных ее членов. Выбор одного члена из команды для похвалы может способствовать расколу, соперничеству и враждебности. Вот почему системы оплаты, связанные с производительностью труда, иногда неожиданно приводят к обратным результатам. Это оказывает разрушительное воздействие на коллективный дух работы команды, имея это в виду, важно оценить работу команды как результат усилий команды в целом. Необходимые качества для построения команды на этом этапе включают в себя: одобрение, оценку, уменьшение числа инструктажей и выслушивание полезных замечаний.

5. Перемена или расставание

Рано или поздно расформировываются самые успешные команды. Для лидера команды важно всякий раз представлять неопределенности, возникающие перед членами команды, по мере того как они переходят к новым задачам. Они нуждаются в информации о том, насколько хорошо они сделали работу, что они узнали и смогут ли справиться с новыми задачами. Лидер команды должен по возможности уменьшать напряженность, связанную с изменениями и переходами. Члены команды могут испытывать некоторые сожаления, если их знания и опыт внутри команды принесли им особое удовлетворение. В случае необходимости лидеру команды следует поощрять членов команды к тому, чтобы те не теряли связи друг с другом и поддерживали отношения, занимаясь новой работой и проектами.

Работа с небольшими командами - student2.ru Реальная команда

       
    Работа с небольшими командами - student2.ru
  Работа с небольшими командами - student2.ru
 

Рабочие группы

 
  Работа с небольшими командами - student2.ru

Работа с небольшими командами - student2.ru Работа с небольшими командами - student2.ru Работа с небольшими командами - student2.ru Потенциальная команда

 
  Работа с небольшими командами - student2.ru

Работа с небольшими командами - student2.ru Псевдокоманда

Работа с небольшими командами - student2.ru

Рисунок 4.

Рабочие группы

§ Негибкое разделение работы

§ Индивидуальные цели

§ Индивидуальные достижения

§ Управляемы лидером

§ Индивидуальное вознаграждение

Псевдокоманды

§ Нет ясного направления движения

§ Низкий уровень согласия по отношению к командным целям

§ Негибкий набор навыков и умений

§ Противоречивые ожидания - фрустрация

§ Неясная роль лидеров

Потенциальные команды

§ Общие цели

§ Развитие множественной ответственности

§ Недостаточная способность к самостоятельному решениюпроблем

§ Роль лидера становится более ясной

§ Индивидуальное вознаграждение

Реальные команды

§ Множественное видение

§ Гибкое разделение работы

§ Гибкие пути действий

§ Члены команды принимают на себя ответственность за командную работу

§ Техники решения проблем используются систематически

§ Разделяемое лидерство и ответственность

§ Командное вознаграждение

Наши рекомендации