Скрытая подоплека преподавания и обучения

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 721

Текст и рисунки, иллюстрирующие процессуально-

Ориентированную обратную связь, работу наставника* и

Процесс обучения

Эми Минделл

ноябрь 2005 г.

Общепринятая реальность

Страна грез

Сущность

Все мы бываем или однажды будем в положении дающих обратную связь другим людям, будь мы учителями, начальниками, родителями или просто друзьями, советующимися друг с другом. С годами я постепенно стала учителем и наставником других терапевтов и будущих терапевтов и обнаружила, что для меня задача давать обратную связь всегда бывает столь же волнующей и обучающей, сколь пугающей и требующей напряжения сил. Всегда можно еще чему-то научиться в отношении того, как полезнее учить и давать обратную связь.

Работа с наставником (англ. supervision)** может быть чудесным процессом обучения для всех, кто в нем участвуют. В то же самое время, я остро осознаю, что независимо от того, насколько добрым может быть наставник (супервизор), или насколько непредубежденным и способным может быть тот, чьи действия подвергаются анализу, атмосфера, окружающая ситуацию обратной связи, чаще всего бывает наполнена разнообразными фоновыми призраками, отчасти проистекающими от чудесных или трудных переживаний в ходе прошлого воспитания и обучения, от предшествующих родительских ситуаций, проблем жестокого обращения и т.д. В то же самое время, важную роль в происходящем играют характер конкретного студента или терапевта и конкретного наставника или учителя, текущее настроение, рассматриваемые действия, момент времени, а также чувства всех участвующих. Человек, находящийся в положении дающего обратную связь, может чувствовать себя раскованным и возбужденным по поводу обратной связи или, напротив, настороженным в отношении того, что могло бы быть сказано. В то же самое время, наставник может чувствовать полную вовлеченность и заинтересованность или, напротив, нервничать по поводу того, что говорить, как это говорить или как осознавать различия между собственным положением и положением того, чьи действия подвергаются разбору. Иногда, выступая в качестве наставника, я чувствовала себя вполне в своей тарелке, тогда как в других случаях мне было очень неловко в моей роли. Порой я застревала в традиционной модели преподавания, которая не казалась мне вполне удобной или подходящей. Я всегда пыталась давать тем, для кого я была наставником, полезную информацию, основанную на индивидуальных качествах, способностях и стиле человека, однако нередко чувствовала, что в нашем взаимодействии не хватает чего-то важного, какого-то более глубокого измерения, которого я не касалась. В моей голове роились вопросы. Что именно я как наставник действительно могу давать другим? Почему мне иногда кажется, что я тоже подвергаюсь проверке и контролю? Почему я часто чувствую, что не полностью вовлекаюсь в процесс обучения и преподавания? Что на самом деле означает - следовать процессу обратной связи, а не заранее сложившимся идеям относительно преподавания и обучения? Я заново переживала некоторые из самых лучших случаев опыта обучения, которые были у меня в моей жизни. В дополнение к практическому материалу, который я узнавала, все они, казалось, содержали капельку чего-то магического, таинственного или спонтанного. Я осознавала, что эта смесь ясности и «магии», повседневной жизни и процесса сновидения, была решающим фактором в моем первоначальном интересе к процессуальной работе и моем желании стать процессуально-ориентированным терапевтом. Однако я не вполне находила ту же самую магию в своей работе наставника.

Скрытая подоплека преподавания и обучения

Я испытала огромное облегчение, когда в 2002 г. Арни начал разрабатывать новую форму работы наставника, которую он называл Обратной связью 721. Его идея Обратной связи 721 представляет собой свежий и более всесторонний подход к преподаванию и наставничеству, чем я знала до этого, и с тех пор моя работа с другими в качестве наставника магическим образом улучшилась. Эта новая идея расширяет традиционные методы обратной связи в направлении более многоуровневого подхода, который включает в себя осознание различных размерностей опыта, возникающего в ходе взаимодействия наставника и наставляемого. Использование Обратной связи 721 расширяет работу с наставником, включая в ее процесс не только практическое обучение, но и скрытую ** Обычно такая работа осуществляется в форме анализа (или «разбора») тех или иных действий терапевта в ходе его или ее практики (пер.) подоплеку сновидения, присущую преподаванию и работе наставника, которая имеет решающее значение для любой ситуации обучения. В этой статье я знакомлю читателя с Обратной связью 721. Информация, которую вы здесь найдете, происходит из лекций Арни и моих недавних семинаров в Портленде по этой теме, а также из нашего использования Обратной связи 721 с терапевтами в различных странах по всему миру. Положительная реакция на эту модальность и ее полезность свидетельствуют в пользу потенциального межкультурного применения этих идей. Я надеюсь, что идеи, изложенные на этих страницах, помогут расширить и обогатить любые методы, которые вы уже используете для обратной связи и оценки. Ради простоты, я говорю на последующих страницах о процессе Обратной связи 721 в терминах взаимодействия между наставником и обучающимся терапевтом, хотя эта

модель в равной степени применима и к другим сферам обратной связи, наподобие взаимодействия между инструктором и учеником, преподавателем и студентом, тренером

и клиентом, начальником и подчиненным и т.д. Ваш собственный стиль будет указывать, как вы могли бы включить изложенные далее идеи в свою работу. Некоторые будут использовать эти идеи, в основном, в познавательном плане, тогда как другие могут использовать их более нелинейным образом. В любом случае, в работе всякого хорошего наставника уже содержатся элементы этих идей, хотя они могут не распознаваться как таковые.

Наши рекомендации