Расчет баллов по профилю рабочего места
Профиль ответственности показывает соотношение между фактором "Творческий потенциал" и "Ответственность".
Для таблицы оценки уровня по фактору «Ответственность» (разница между шкалой «Ответственность» и «Творческий потенциал»), мы определяем уровни работы, которые имеют больше «Ответственности», (R-профиль) и работы, которые имеют больший «Творческий потенциал» (С-профиль).
В бальном соотношении каждое значение отличается от предыдущего на 15 % и получается шкала значений, приведенная в таблице 37.
Таблица 37 - Расчет баллов по профилю рабочего места
Творческий потенциал выше, чем Ответственность | Баланс | Ответственность выше, чем Творческий потенциал | |||||
Шаги оценок | СЗ | С2 | С1 | В | R1 | R2 | R3 |
% разницы | -52% | -32% | -15% | 0% | +15% | +32% | +52% |
Если уровень ТП - 29 и профиль R1, мы должны смотреть на значение, которое на шаг выше этого уровня. Это означает 33 балла для Ответственности. Если профиль СЗ мы должны смотреть значение на 3 шага ниже 29. Это означает 19 баллов для Ответственности.
Рассчитанные значения баллов для профиля рабочего места представлены в таблице 38.
Таблица 38- Расчет баллов по фактору «Ответственность»
Профиль | |||||||
Баллы | Творческий потенциал | Баланс | Ответственность | ||||
С3 | С2 | С1 | В | R1 | R2 | R3 | |
Окончание таблицы 38
Таблица 39 - Сводная таблица оценки должностей
Должности | Знания | Творчес-кий потенциал | Ответствен-ность | Ито-го-вый балл | |||||
проф. | сложн. | навы-ки | балл | % | балл | про-филь | балл | ||
Секретарь руководителя | |||||||||
Специалист по кадрам | |||||||||
Директор по персоналу | |||||||||
Генеральный директор | |||||||||
Водитель автомобиля | |||||||||
Начальник цеха | |||||||||
Рабочий | |||||||||
Кладовщик | |||||||||
Менеджер по продажам | |||||||||
Инженер | |||||||||
Экономист | |||||||||
Главный инженер | |||||||||
Бухгалтер | |||||||||
Главный бухгалтер | |||||||||
Кассир | |||||||||
Маркетолог | |||||||||
Уборщица | |||||||||
Мастер |
Таблица 40 – Установление должностных окладов и расчет вилок окладов
Номер грейда | Количество баллов | Должность | Категория персонала | Размер заработной платы, руб | Премия, % | ||
минимум | среднее | максимум | |||||
от-до | |||||||
…. |
4.2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ
Деньги, безусловно, являются мощным стимулом к труду, но материальная мотивация является «ненасыщаемой» и человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Более того, не всегда организация имеет достаточно финансовых возможностей для поддержания высокого уровня трудовой мотивации персонала лишь за счет денежных вознаграждений. В связи с этим, в поле зрения руководителя попадают нематериальные стимулы (примеры – таблица 41) .
Определив ведущие мотивационные факторы сотрудника, руководитель получает мощный рычаг управления. Это становится особенно важным, если речь о разработке системы нематериального стимулирования. Например, построение иерархической цепочки, позволяющей совершенствоваться и продвигаться по служебной лестнице. Это даст больший эффект нежели повышение заработной платы, если мотивационным фактором для сотрудников является личностный и профессиональный рост, самосовершенствование.
Существует ряд методик, позволяющих выявить мотивационную сферу сотрудника, либо целого коллектива. Наибольшую популярность имеет мотивационный профиль Ш.Ричи и П.Мартин. Авторы, исследовав множество потребностей, которые могут удовлетворяться в процессе трудовой деятельности человека, остановились на двенадцати основных потребностях. У разных людей они могут быть выражены в различной степени: для одного важно, чтобы работа предоставляла возможность личностного роста, для другого - возможность достижения высокого статуса, власти над другими, третий стремится к разнообразию в работе и т.д.
Таблица 41. Материальное и нематериальное стимулирование
Материальные стимулы | Нематериальные стимулы |
- зарплата + премия - оплата обедов, транспортных расходов, фитнес-центров, бассейнов - подписка на дорогие журналы - оплата проезда к месту отдыха, путевок, мобильных телефонов, экскурсий, путешествий - медицинское, стоматологическое страхование - предоставление формы, спецодежды - улучшение организации рабочих мест - предоставление беспроцентной ссуды - материальная помощь (рождение ребенка, похороны) - подарки сотрудникам, исходя из специфических интересов - обеды лучших сотрудников с руководителями компании - помощь в обучении, дополнительном образовании - программы содействия работникам исходя из их интересов | - развитие чувства достижения результатов - похвала на достижении цели «ловить на хорошем» - реализация работниками своих бизнес-проектов - оценка со стороны руководства деловых качеств работника - наделение сотрудников полномочиями - предоставление обратной связи - «слышать подчиненных» - четкая постановка целей - включение сотрудников в процесс принятия решений - планирование с учетом мнений подчиненных - наставничество - признание: - поставить в пример, - устная благодарность, - письменная похвала непосредственного руководителя в виде записки или электронного письма; - благодарственное письмо сотруднику с отправкой копии вышестоящему руководству; - изготовление именных визиток, ежедневников и т. д. с корпоративной символикой; - почетная грамота; - благодарность в стихах; - поздравления с днем рождения (топ- менеджером); - присвоение звания «лучший работник месяца»; - витрина успеха, доска почета; - предоставление спец. места для парковки; - помещение фото в корпоративной газете; - приоритеты в получении нового оборудования, инструментов; - альбом (видеокассета) с описанием рабочего места сотрудника, где работник - главное действующее лицо; - присвоение части зданий или отдельным помещениям имени лучших работников - работа с кадровым резервом - развитие карьеры (прописанные критерии и этапы горизонтального и вертикального роста) - корпоративные праздники - гибкие рабочие графики - помощь в устройстве детей в д/сады, лагеря - конкурс детских рисунков с торжественным награждением - информирование сотрудников обо всем, что происходит внутри компании - предоставление возможности сотрудникам представлять руководителя в его отсутствие - более ранний старт отпуска - разработка четких критериев и процедуры оценки |
Поэтому для определения индивидуального сочетания наиболее и наименее актуальных (значимых) для конкретного человека потребностей, которое назвали мотивационным профилем, они разработали тест. Он дает возможность количественно оценить относительную значимость этих потребностей для конкретного человека и графически представить его мотивационный профиль (рисунок 7).
Задание 4.2.1 Деловая игра «Разработка системы нематериального стимулирования на основе определения наиболее значимых для работников потребностей»
Цель- приобретение практических навыков разработки системы нематериального стимулирования работников.
Постановка задачи
1) Изучить теоретическую часть.
2) Ответить на вопросы теста Ш. Ричи, П. Мартин «Мотивационный профиль». Результаты заносить в таблицу 42.
3) Построить мотивационный профиль (пример - рисунок 7).
4) Заштриховать в каждом столбике процент текущей удовлетворенности потребности.
5) Члены группы меняются мотивационными профилями.
6) Обрабатывая полученный профиль, предложить индивидуальные нематериальные стимулы, которые могли бы удовлетворить самые значимые для работника потребности (примеры – таблица 41). Особое внимание необходимо обращать на доминирующие потребности с низким значением текущего удовлетворения.
7) Группа разбивается на подгруппы. Каждая подгруппа определяет ведущие факторы (потребности) своего коллектива и предлагает нематериальные стимулы, удовлетворяющие потребности большинства членов группы.
Рис. 7 Мотивационный профиль (пример)
Методические указания
Тест «Мотивационный профиль» (Шейла Ричи, Питер Мартин)
Как пользоваться тестом:
Вам нужно распределить 11 баллов между четырьмя вариантами каждого из утверждений, обозначенными буквами (а), (б), (в), (г). Если Вам кажется, что один из факторов наиболее важен для Вас, оцените его в 11 баллов; если Вы полагаете его вовсе несущественным, не присуждайте ему ни одного балла; в остальных случаях постарайтесь по собственному усмотрению распределить все 11 баллов между четырьмя предложенными в каждом утверждении факторами. Следите за тем, чтобы были присуждены все 11 баллов.
Следует внимательно читать каждое утверждение вопросника и вписывать свои оценки непосредственно в таблицу ответов (таблица 42).
Для получения наилучших ответов на вопросы следует отвечать быстро, не раздумывая подолгу. Ваш первый, может быть, может быть, не вполне осознанный ответ, вероятно, и есть наиболее верное отражение ваших истинных чувств.
Ответы на все вопросы Мотивационного профиля и подсчет результатов займет у Вас приблизительно один час.
Вопросы теста:
1. Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где…
а) хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;
б) имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;
в) я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;
г) у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.
2. Я не хотел бы работать там, где…
а) отсутствуют четкие указания, что от меня требуется;
б) практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;
в) то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным;
г) плохие условия работы, слишком шумно или грязно.
3. Для меня важно, чтобы моя работа…
а) была связана со значительным разнообразием и переменами;
б) давала мне возможность работать с широким кругом людей;
в) обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;
г) позволяла мне хорошо узнать тех людей, с которыми я работаю.
4. Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая…
а) обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;
б) едва ли была бы замечена другими людьми;
в) не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;
г) была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.
5. Работа мне нравится, если…
а) я четко представляю себе, что от меня требуется;
б) у меня удобное рабочее место и меня мало отвлекают;
в) у меня хорошие вознаграждения и заработная плата;
г) позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.
6. Полагаю, что мне бы понравилось, если…
а) были бы хорошие условия работы, и отсутствовало бы давление на меня;
б) у меня был бы очень хороший оклад;
в) работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовольствие;
г) мои достижения и работа оценивались бы по достоинству.
7. Я не считаю, что работа должна…
а) быть слабо структурированной, так что непонятно, что же следует делать;
б) предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;
в) быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;
г) оставаться непризнанной или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.
8. Работа, приносящая удовлетворение…
а) связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;
б) дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;
в) является полезной и значимой для общества;
г) позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми идеями.
9. Важно, чтобы работа…
а) признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю;
б) давала бы возможности для персонального роста и совершенствования;
в) была сопряжена с большим разнообразием и переменами;
г) позволяла бы работнику оказывать влияние на других.
10. Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если…
а) в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;
б) оклад и вознаграждение не очень хорошие;
в) я не могу устанавливать и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;
г) у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.
11. Самой хорошей является такая работа, которая…
а) обеспечивает хорошие рабочие условия;
б) дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы;
в) предполагает выполнение интересных и полезных заданий;
г) позволяет получить признание личных достижений и качества работы.
12. Вероятно, я не буду хорошо работать, если…
а) имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;
б) я не имею возможности совершенствовать свои личные качества;
в) тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;
г) на рабочем месте пыльно, грязно или шумно.
13. При определении служебных обязанностей важно…
а) дать людям возможность лучше узнать друг друга;
б) предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их;
в) обеспечить условия для проявления работниками творческого начала;
г) обеспечить комфортность и чистоту места работы.
14. Вероятно, я не захочу работать там, где…
а) у меня будет мало самостоятельности и возможностей для совершенствования своей личности;
б) не поощряются исследования и проявления научного любопытства;
в) очень мало контактов с широким кругом людей;
г) отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы.
15. Я был бы удовлетворен, если…
а) была бы возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками;
б) работа предоставляла бы широкое разнообразие и перемены;
в) мои достижения были бы оценены другими людьми;
г) я точно знал бы, что от меня требуется и как я должен это выполнять.
16. Работа меньше удовлетворяла бы меня, если…
а) не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей;
б) четко не знал бы правил и процедур выполнения работы;
в) уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы;
г) я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие.
17. Я полагаю, что должность должна предоставлять…
а) четкие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется;
б) возможность лучше узнать своих коллег по работе;
в) возможности выполнять сложные производственные задания, требующие напряжения всех сил;
г) разнообразие, перемены и поощрения.
18. Работа приносила бы меньше удовлетворения, если…
а) не допускала бы возможности хотя бы небольшого творческого вклада;
б) осуществлялась бы изолированно, т. е. я должен был бы работать в одиночестве;
в) отсутствовал бы благоприятный внутренний климат, в котором я мог бы профессионально расти;
г) не давала бы возможности оказывать влияние на принятие решений.
19. Я хотел бы работать там, где…
а) другие люди признают и ценят выполняемую мной работу;
б) у меня будет возможность оказывать влияние на то, что делают другие;
в) имеется достойная система надбавок и дополнительных льгот;
г) можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность.
20. Вряд ли я захотел бы работать там, где…
а) не существует разнообразия или перемен в работе;
б) у меня будет мало возможностей влиять на принимаемые решения;
в) заработная плата не слишком высока;
г) условия работы недостаточно хорошие.