Методы, основанные на невербальной актив ности,— арттерапия, музыкотерапия, хореотерапия, пантомима.
а) Арттерапия является групповой формой,
в которой используется творческая художественная
и пластическая активность пациентов для выражения
проблематики как отдельных членов, так и группы
в целом. Рисунки предоставляют разнообразную
информацию о пациентах [Joanidis L., 1973; Chlistu-
noff W., 1975, 1980; Hajek P., 1977; Kratochvil S.,
1978], которая подвергается рассмотрению в связи
с активностью больных в других терапевтических
занятиях.
б) Музыкотерапия, одна из старейших форм
воздействия на психику человека, уже давно исполь
зуется в лечебных целях. Она подразделяется на
рецептивную и активную музыкотерапию. Групповые
музыкотерапевтические занятия включают в себя, с
учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную
тему, вызывающую у слушателей переживания, свя
занные с их прошлым, настоящим и будущим [Schwa-
be С., 1969; Volpert I. Е., 1972; Galinska E., 1975,
1977].
в) Пантомима содержит множество вырази
тельных элементов в разнообразных формах, когда
экспрессия передается с помощью жестов или движений, танца или прикосновения. В нашей клинике используется психогимнастическая пантомима, разработанная чешскими психотерапевтами [Junova H., 1965, 1975] с подключением элементов «encounter»
[Lewis H., Streitfeld H., 1970] и психодрамы. Этот метод используется в качестве вспомогательного, дополняющего метод дискуссионной психотерапии. Сохраняется деление на вступительную, пантомимическую и заключительную части. Хореотерапия выделена в отдельное групповое занятие.
г) Хореотерапия, или танцевальная терапия, используется с учетом возможностей членов группы, она не должна быть затруднительной и неприятной. При проведении музыкальных занятий необходимо обращать внимание на коммуникабельность и взаимодействие участников. Важное значение придается музыкальному сопровождению и темпу занятий
[Aleszko Z., 1975].
4. Групповая поведенческая терапияносит харак
тер заданий, ее цель — научение новым типам пове
дения в группе и с помощью группы, тренинг поведе
ния и устранение невротических симптомов. Исполь
зуются следующие техники: угашение, переобуслов
ливание, моделирование, а также техники научения
социальным навыкам, межличностным контактам
и проблемное научение. Одна часть поведенче
ской программы реализуется в небольших специ
альных группах, члены которых занимаются систе
матическим тренингом и устранением симптомов, дру
гая часть программы осуществляется в деятельности
группы с большим числом участников. Принципы
ведения таких групп мы заимствовали из работ
V. Meyer, F. Chesser (1970), A. Lazarus (1971),
A. Goldstein (1973), К. Grawe (1976), D. Meichenbaum
(1977).
5. Суггестивные методы.Из групповых суггестив
ных методов в Клинике неврозов используется разра
ботанная нами модификация аутогенного тренинга
по методу J. Schultz. Тренинг систематически исполь
зуется в дневном стационаре, в последнее время он
был введен также и в стационарном отделении. Лечеб
ное значение методов релаксации и аутогенного тре
нинга обосновали и разработали J. Schultz (1924)
и Е. Jacobson (1938), исходя из механизмов самовну
шения и систематических упражнений, влияющих
на психическое состояние, мышечное напряжение и нервную систему. J. Schultz особо подчеркивал значение активной роли пациента в процессе лечения.
С самого начала использование суггестивных методов для изменения позиций пациентов предполагало его активное участие в этом процессе. Достигая состояния расслабления путем гетеросуггестии, пациент должен научиться воздействовать на регулирующие функции организма, а затем на собственное поведение [Bigo В., Leder S., Kuliszkiewicz D., 1972]. Овладение этим искусством придает пациенту уверенность и укрепляет его веру в свои возможности.
Модель психотерапевтического процесса была описана в предыдущих разделах, мы хотим только напомнить и наглядно показать взаимосвязь между теорией и практикой. Использование различных методов зависит как от динамики пациента, так и от динамики и ситуации в группе.
В дневном стационаре клиники неврозов на пациента оказывается психотерапевтическое воздействие одновременно с группой, поскольку группа является закрытой. В стационарном отделении он включается в открытую группу, находящуюся на определенном этапе развития, и проходит последовательные этапы собственного развития под руководством лечащего врача, который видит, каковы потребности и возможности больного.
В выделенных нами трех этапах психотерапевтического процесса схематическая картина изменения состояния больного представляется следующим образом:
I этап: 1) дискуссионная психотерапия — предоставление и сбор информации, выяснение, беседы о симптомах, создание чувства безопасности в группе, эмпатии, осторожная интерпретация; 2) пантомима, психодрама — познание способов вербального и невербального общения; расслабление в жесте, движении, мимике; разблокировка эмоций, безопасное отреагирование, определение чувствительности к стрессу; осторожная интерпретация, не причиняющая вреда; установление более тесного контакта с группой; проявление себя в конкретных ситуациях (защитные механизмы, трудности, тип реакции); 3) арт-терапия—в основном показ себя группе, раскрытие, осторожная интерпретация, стимулирование активности, подражание
другим; 4) м у з ы к о т е р а п и я — свободное фантазирование, пробуждение воображения, реминисценции переживаний, проявление эмоций, снятие напряжения от предыдущих занятий, попытка невербального общения с группой, выработка умения слушать других; 5) хор еотер алия — расслабление, познание возможностей выражать эмоции телом; удовлетворение от совершенного усилия, преодоление пассивности.
II этап: 1) групповая психотерапия и
иные формы групповой терапии — углубление само
выражения, отреагирование, возможность пережива
ния сильных эмоций, достижение инсайта в биогра
фическом и интерперсональном материале, разно
образные конфронтации («здесь и теперь», «здесь
и там», «там и тогда»), более тесные связи с группой,
элементы тренинговых ситуаций, большая интенсив
ность разнообразных воздействий; анализ и оценка
проблем пациента, сочетание вербальных и невер
бальных техник, обсуждение биографии; 2) поведен
ческая группа — составление заданий, начало тренин
га, включение в тренинг других участников группы.
III этап: 1) групповая психотерапия, пси
ходрама, пантомима — сильное эмоциональное
отреагирование с одновременной попыткой разрешить
ситуацию и добиться коррекции поведения, проблемно-
познавательная работа в группе, направленная на гипо,-
тезы в отношении проблем пациента, изменение неадек
ватного поведения (в отделении и вне его), большая
собственная активность, оказание помощи другим
членам группы, обратная связь относительно измене
ния поведения, тренировка поведения в разнообраз
ных формах, самостоятельность; 2) муз ы ко тер а-
п и я — музыкальные портреты с учетом происшедших
изменений и ожидаемых в будущем, элементы тренин
га; 3) поведенческая группа — системати
ческий тренинг по.устранению симптомов или измене
нию поведения; 4) арттерапия — ролевое выраже
ние в социальных структурах, инсайт.
На основе приведенной выше схемы поочередно используются различные по форме и содержанию, тесно связанные друг с другом, взаимодополняющие и подчиненные одной цели психотерапевтические методы воздействия. Вербальные, дискуссионные, интеракционно-коммуникативные, невербальные методы, с одной стороны, служат углублению знаний
о пациенте, с другой,— обогащают его переживаниями и вытекающими из них знаниями о себе и членах группы. Поведенческие техники подводят пациента к использованию полученных знаний и переживаний для активного изменения поведения, побуждают к действию.
При использовании любой групповой формы терапии психотерапевт обязан обращать внимание и на индивида, и на группу, учитывать ситуацию, связанную с динамикой группы и фазой психотерапевтического процесса отдельных пациентов.
В нашей клинике развитие методов шло в направлении от чисто познавательных к познавательно-эмоциональным, со все более широким учетом значения динамики малых групп и расширением групповых методов. Психотерапевтический персонал клиники набирался опыта и накапливал знания, акцентируя внимание на познавательных формах не только из теоретического предпочтения. Мы внимательно следим за тем, что происходит в этой области в других европейских странах, нас интересовало развитие двигательных и психодраматических методов в ЧССР (Junova H., Knobloch F.), лабораторных групп (Lieberman M., Lewin К.) и поведенческих методов в Великобритании (Gelder M. G., Marks J. M., Еу-senck H. J.).