Проблематика. Предмет, объект и метод.
Чтобы корректно сформулировать тему будущего исследования следует определиться с интересующей вас проблемой (очертить проблемное поле), конкретизировать ваш интерес в цели исследования, и предельно четко определить объект, предмет и методы исследования.
Выбранная вами проблема должна быть соотнесена с направлениями научных исследований преподавателей кафедры. Если вас интересует проблема воспитания подрастающего поколения или проблема повышения эффективности школьных учебных программ, скорее всего, профильным руководителем будет преподаватель педагогики и психологии. Таким образом, выбрав интересующую вас проблему, вы выбираете соответствующую кафедру и руководителя.
Следует помнить, что не весь спектр проблем будет годен для проведения исследования под курсовую работу по экспериментальной психологии.
Главное требование к данной курсовой работе – проведение собственно эксперимента – исследования по проверке гипотезы о каузальной (причинно-следственной) связи. Поэтому нас должны интересовать проблемы, например, «влияния» (фактора А на Б), «формирования» (какого либо качества Х в условиях Z), «изменения» (характеристики О под влиянием условий R1, R2, R3) и т.д. В качестве примера (образца для подражания) посмотрите модельные эксперименты Готтсданкера Р., Солсо Р.Л., Кэмпбелла Д. и др.
Следующий шаг – конкретизация объекта, предмета и методов исследования. Другими словами вам следует определиться: кого вы собираетесь изучать (объект), что вы будете у него фиксировать или измерять (предмет) и чем или как вы это будете делать (метод или методика).
Объект обычно выбирают по двум критериям: (а) критерий «интерес»
(например, хочу работать с военными; или меня интересуют подростки) и (б) по критерию доступности (я могу организовать встречу, поработать с интересующей меня группой, людьми). Предмет неразрывно связан с методом его диагностики. Можно сказать, что переход от проблемы к цели у исследователя происходит как раз вследствие определения и конкретизации предмета исследования. Вы должны не только определить предметность (например, вас интересует ценностно-мотивационная сфера личности), но и предельно конкретизировать изучаемую реальность – предмет так, чтобы было понятно, как и чем его можно «померить».
В рамках курсовой работы по экспериментальной психологии студент должен кратко описать диагностическую методику, включенную в экспериментальный план, отметить фамилии авторов-разработчиков, показатели валидности и надежности методики, описать опыт ее применения на аналогичных выборках.
2. Планирование эксперимента. Идеальный план. Факторы, угрожающие внутренней и внешней валидности по Д. Кэмпбеллу (по материалам Д. Кэмпбелла)
Планирование эксперимента начинается уже на этапе формулирования проблемы и конкретизации предмета исследования. На этапе планирования студент прописывает основные (независимую и зависимую) и дополнительные переменные и формулирует экспериментальную гипотезу.
В этом разделе должны быть описаны основные характеристики контрольной и экспериментальной групп испытуемых. Сформулированные цель и задачи эксперимента уже на этапе планирования позволяют выбрать и обосновать математико-статистический критерий анализа результатов. Так же в экспериментальном плане должна быть отображена идеальная модель эксперимента с обозначением тех дополнительных переменных, которые следует учесть для соблюдения внутренней и внешней валидности. Процесс планирования эксперимента и идеальный план исследования должны быть отражены в параграфе курсовой работы «План экспериментального исследования. Идеальный эксперимент».
В курсовой работе набор описываемых факторов, влияющих на валидность, будет зависеть от методологической платформы – конкретно психологической теории, выбранной Вами для построения идеального эксперимента, цели и задач исследования, формулировки гипотезы эксперимента, Ваших экспериментальных возможностей или ресурсного ограничения и т.д. Ваш идеальный эксперимент, таким образом, является уникальным, как и набор описываемых факторов, влияющих на валидность.