Самостоятельная работа студентов
Практически весь материал по курсу студентам-заочникам предстоит осваивать самостоятельно. Работа их должна быть организована в трех направлениях: а) чтение художественных произведений и критики; б) конспектирование монографий и работа с учебником; в) организация освоенного материала в мини-блоки, представляющие собой ответ на экзаменационные вопросы. Перечень текстов и научных исследований приведен выше.
Предлагается следующий приблизительный план-схема работы по каждому из вопросов к экзамену:
1. Периодизация литературного процесса Х1Х века. Особенности литературного движения 1800-1825 гг. Основные литературные кружки. «Беседа любителей русского слова», «Арзамас», их деятели и идейно-эстетические программы. Сущность полемики «Беседы» и «Арзамаса», их заслуги перед русской культурой (по учебнику). Источники и этапы развития русского романтизма. Активное неприятие существующей действительности; уход в прошлое (жанр исторического романа), в «альтернативную реальность» (фантастика), в изображение внутреннего мира (лирика) (по Е.А.Маймину).
2. Поэзия Жуковского. Компоненты понятия «элегический психологизм» (по Е.А.Маймину, учебнику В.Н.Аношкиной); элегии «Вечер», «Славянка», «Море». Новый тип метафоры, отражающий изменившееся восприятие мира. («Весеннее чувство» и др.) «Романтическое двоемирие» как принцип миропонимания и его художественное воплощение («Невыразимое», «Там небеса и воды ясны…», «Теон и Эсхин», «Я Музу юную, бывало…). Проблема «невыразимого». Культ меланхолического настроения, влияние англо-германской поэтической традиции («Сельское кладбище», «Утешение в слезах»).
3. Основные тематические группы баллад Жуковского (по Е.А.Маймину): баллады о любви («Эолова Арфа», «Рыцарь Тогенбург»), «баллады рока» («Людмила», «Поликратов перстень»), баллады о преступлениях («Двенадцать спящих дев», «Замок Смальгольм», «Суд божий над епископом» и др.), их идейный смысл. Тайна и судьба - сквозные мотивы баллад Жуковского, тема всесилия Провидения. Понятие о романтической иронии. Жанр литературной сказки в творчестве Жуковского; история их создания, отличие «Спящей царевны», «Сказки об Иване царевиче и Сером Волке» от пушкинских сказок.
4. Поэзия Батюшкова (по И.М.Семенко), итало-французская «ориентация» его лирики. Анакреонтика первого периода творчества (раскрыть содержание понятия на примере стихотворений «Мои Пенаты», «Вакханка» и др.) Появление темы трагизма человеческого существования, бренности земных дел и ценностей после 1812 г. («На развалинах замка в Швеции», «Умирающий Тасс», «Тень друга», «Разлука», «Таврида», «Мой Гений» и т.д.). Образ странника в творчестве Батюшкова, его биографическая основа.
5. Басни Крылова как вершина развития жанра. Новаторство Крылова-баснописца по сравнению с баснями ХУШ века (по В.А.Архипову). Основные предметы изображения: человеческие слабости и недостатки; пороки общественного устройства. (Привести примеры конкретных текстов, по выбору; показать, какую позицию занял Крылов относительно спора о предмете сатиры между Екатериной П и Новиковым в журналах «Трутень и «Всякая всячина»). В чем выразились умеренно-просветительские взгляды Крылова на отношения человека и государства, на проблему политической свободы и научного знания («Водолазы», «Червонец», «Безбожники», «Дерево», «Листы и Корни», Конь и Всадник», «Колос», «Крестьянин и Лошадь»)?
6. Политическая программа декабристов и задачи, ставившиеся ими в литературной деятельности (по Е.А.Маймину, И.М.Семенко, по учебнику). Гражданская лирика Рылеева как отражение политических идеалов автора: «К временщику», «Гражданское мужество», «На смерть Байрона», «Я ль буду в роковое время…», «Думы». Поэма «Войнаровский» и принцип романтического историзма (раскрыть содержание понятия). Лирика Кюхельбекера: философские мотивы, поэзия периода ссылки. Проза Бестужева-Марлинского. Проблема искупления зла в «ливонском цикле» («Кровь за кровь»); признание глубинного трагизма человеческой судьбы в поздних повестях («Аммалат-бек», «Фрегат «Надежда»). Особенности стиля («марлинизм»).
7. «Горе от ума» Грибоедова. История создания комедии. Вопросы текстологии. Система персонажей, особая роль образов Репетилова и Молчалина. Реалистический принцип в создании характеров (по А.А.Лебедеву). Новаторство Грибоедова в обрисовке образа «положительного героя» (Стародум и Чацкий). Способы выражения авторской позиции в комедиях классицизма (Фонвизин) и проблема авторской позиции в «Горе от ума» (Грибоедов и Чацкий). Отражение в «Горе от ума» историко-философских взглядов Грибоедова и сегодняшняя актуальность комедии (см. анализ В.М.Марковича в книге «Анализ драматического произведения». Л,. 1988 – пересказано в лекции).
8. Облики романтического героя в поэзии Пушкина периода южной ссылки: элегия, романс, гражданская лирика и т.п. («Черная шаль», «Погасло дневное светило…», «К морю», «Наполеон», «Узник», «Редеет облаков летучая гряда…») – по С.А.Фомичеву. Проблема внешней и внутренней свободы в «южных поэмах» (Пленник, Алеко), тема столкновения культуры Запада и Востока (Пленник – Черкешенка, Мария – Зарема, Алеко – старый цыган).
9. Понимание смысла жизни, счастья и долга в романе «Евгений Онегин»; особенности композиции и персонажной системы романа (принцип «зеркальной симметрии») в связи с темой жизненного выбора героев (мотив двух путей). Социальное и психологическое содержание понятия «лишний человек». «Зимние» мотивы в романе, их функция. Символическое значение сна Татьяны. Трансформация понятия «вольность и покой». (см. анализ В.М.Марковича в кн.: Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века». Л., 1982 – пересказано в лекции). Проблема «литературного» восприятия жизни. Понятие «выхода во внетекстовую реальность», «игра» с читателем и ее значение в романе (по Ю.М.Лотману).
10. Лирика Пушкина - воплощение философских размышлений в художественном образе. Содержание формулы «самостоянье человека» («Два чувства дивно близки нам…» Представление о высокой миссии поэта; проблема «поэт и толпа» «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник»). Любовь как преобразующая сила в пушкинской лирике («Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Жил на свете рыцарь бедный…» и др.). Тема связи времен и поколений («Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…»). Подвижное равновесие жизни, ощущение ее глубинного смысла, признание ценности любого жизненного опыта как основа пушкинского представления о гармонии мира («Надеждой сладостной младенчески дыша…», «Подражания Корану», «Под небом голубым страны своей родной…», «Когда для смертного умолкнет шумный день…», «Дар напрасный, дар случайный…», «Безумных лет угасшее веселье…», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Пора, мой друг, пора!..», «Отцы пустынники и жены непорочны…») – по сб. «Пушкин в русской философской критике». М., 1990 (пересказано в лекции).
11. Тема «человек и история» в поэме «Полтава». Принцип «реалистического историзма», его отличие от «романтического историзма» (Рылеев) в изображении исторических фактов, психологии героев, в авторских целях и задачах, в характере представлений о роли личности в истории. Критерии для оценки исторических деятелей (Петр, Мазепа, Карл). Роль любовной линии в поэме (история Марии) – по кн.: Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1967 и др. источникам – пересказано в лекции.
12. Политические взгляды молодого Пушкина и их отражение в ранних посланиях и одах («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»). Усложнение юношеских представлений поэта о справедливом общественном устройстве в трагедии «Борис Годунов». Нравственная проблематика поэмы «Анджело». «Капитанская дочка» как итог размышлений поэта о соотношении законов справедливости и милости. «Из Пиндемонти» как итоговое стихотворение Пушкина: изменение содержания понятий «вольность» и «покой» (по С.А.Фомичеву, С.Рассадину, Ю.М.Лотману).
13. Трагедия власти и трагедия народа в «Борисе Годунове» (по С.Рассадину). Характер переработки источника – «Истории государства Российского» Карамзина. «Шекспировское» начало в пьесе. Смысл оппозиции «двух самозванцев». Сложность психологического портрета Бориса; моральное содержание дилеммы, которую он решает на своем пути к власти. Чем он оправдывает для себя свой выбор, и почему это оправдание не подтверждается Пушкиным? Политические и нравственные причины его «провала»; проблема соотношения политики и морали. Роль образов Пимена и Юродивого в трагедии: коллективный «образ народа» и его эволюция.
14. Цикл «Повести Белкина», особенности его композиции, роль многоступенчатой системы рассказчиков. Изменение отношения к тексту и его смысла на разных уровнях восприятия: рассказчики, Белкин, издатель, автор. Тема отражения жизни в литературе: сентиментальные и романтические штампы в повестях, ирония над «литературностью». Содержание понятия «реалистический психологизм»; изображение быта. Художественное своеобразие пушкинской прозы (по кн.: Лежнев А.З. Проза Пушкина. М., 1966 и др. источникам – пересказано в лекции).
15. «Пиковая дама» и принцип нравственного выбора как основа пушкинских взглядов на человека. Тема могущества золота и цены богатства и власти. Реалистическая основа фантастики Пушкина - по кн.: С.Г.Бочаров. Поэтика Пушкина. М., 1974 (пересказано в лекциях).
16. Трансформация темы «самостоянья человека» в «Маленьких трагедиях», постановка в них узловых вопросов человеческого существования (по С.Рассадину, Ю.М.Лотману). Содержание определения «маленькие трагедии»; поэтика заглавий как носителя основного конфликта. Основные ценности человеческого существования: власть, творчество, любовь, свобода и их деградация в ситуации отчуждения от гуманности. Богоборческие устремления героев в трагедиях; мотив зловещего пира перед катастрофой. Какие аргументы приводят герои трагедий (Барон, Сальери, Дон Гуан, Вальсингам) в пользу своей точки зрения, и на основании чего можно судить о позиции автора? Смысл финальной ремарки в «Пире во время чумы».
17. «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» Пушкина как принципиальная декларация свободы творчества; роль иронии в поэмах, насмешка над прописной моралью. «Тамбовская казначейша» Лермонтова - развитие творческих принципов «Графа Нулина» (по кн.: Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1967 и др. источникам – пересказано в лекции).
18. Отражение распада бытия на частную и государственную сферы в поэме «Медный всадник». Символические мотивы и образы в поэме. Мечта Петра и мечта Евгения; причины их конфликта и его отражение в конфликте двух жанровых начал в поэме: ода и идиллия. Историческая вина «государственной идеи» перед «маленьким человеком» и трагическая ошибка «маленького человека», желающего замкнуться в кругу частного существования. «Фаустовские» мотивы в поэме, ее философский смысл. (По работам А.Н.Архангельского «Стихотворная повесть А.С.Пушкина «Медный всадник» - М., 1990; М.Н.Эпштейна «Парадоксы новизны» – М., 1988 – пересказаны в лекциях.)
19. Содержание и смысл основных мотивов творчества Лермонтова - одиночество, игра, безответность мира и пр. (статья «Мотивы» в «Лермонтовской энциклопедии»). Основные типы антитез: философские, персонажные, жанровые, образов и мотивов, стилистические; особая роль данного приема в творчестве Лермонтова (статья «Антитеза» в ЛЭ).
20. Тема необратимости времени в поэмах Лермонтова. Ее психологическая реализация в неспособности героев прощать; идея мщения как движущая пружина лермонтовских сюжетов («Измаил-бей», «Беглец», «Последний сын вольности», «Песня про купца Калашникова») – по С.В.Ломинадзе.
21. Мотивы игры и маски в драме «Маскарад». Демоническое начало в образе Арбенина; рок и трагическая вина героя. Тема неизбежности возмездия; нравственная проблема страданий и гибели невинного человека (Арбенин и Нина). Сходство моральной проблематики «Маскарада» и «Демона» (запоздалая кара, обрушивающаяся на героя уже после его раскаяния) – по ЛЭ.
22. «Мцыри» и «Демон» - философские поэмы-притчи о человеческом уделе; максимализм как исходная установка и причина драмы героя в поэмах и в лирике («И скучно, и грустно...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...»). Общее и разность в устремлениях героев и их итогах: желание свободы у Мцыри и желание абсолютной свободы у Демона; взаимосвязанность понятий абсолютной свободы и абсолютного одиночества; закономерность финала поэм (по ЛЭ).
23. Критерии понятия «романтический герой». Мотивы одиночества, безответности как определяющие отношения героя и мира у Лермонтова (по ЛЭ). Различие в мировоззренческих установках лирических героев Лермонтова и Пушкина; причины утраты смысла такими абсолютными для Пушкина жизненными ценностями, как любовь («Нищий», «Я не унижусь пред тобою…», «Договор»), творчество («Поэт», «Пророк»), потомство («Дума» и т.п.).
24. «Герой нашего времени»: развитие принципов реалистического психологизма. Принципиальное отличие социально-исторического характера Печорина от более раннего инварианта этого типа - Онегина. Система образов. Соотношение фабульной и сюжетной последовательности событий; роль композиции романа для понимания его идеи (причины нарушения хронологии, «эпизодический» характер повествования и его функции) – по ЛЭ и Э.Г.Герштейн: «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. М., 1976 (пересказано в лекции).
25. Поэты пушкинской поры: границы эпохи и смысл термина (по И.М.Семенко или В.И.Коровину). Гусарская лирика Давыдова («Бурцову», «Гусарский пир» и др. по выбору). Творческий путь Вяземского («Прощание с халатом», «Русский бог», «Первый снег», «Я пережил», «Загадка» и др.). Идиллии, элегии и песни Дельвига («Не осенний частый дождичек…», «Идиллия», «Конец Золотого века», «Когда, душа, просилась ты…» и др.). Языков - «поэт радости и хмеля» («Мы любим шумные пиры…», «К халату», «Евпатий», «Пловец», «Тригорское», «Сампсон» и др.). Трагическое миросозерцание Баратынского ( «Признание», «Две доли», «Череп», «Последняя смерть», «Муза», «На смерть Гете», «К чему невольнику мечтания свободы?..» «Последний поэт», «Приметы», «Недоносок», «На что вы, дни?..», «Рифма» и др.)
26. Романтические и фольклорные элементы цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Утопические мотивы. Власть золота, человеческая злоба и ничтожество как силы, угрожающие утопии изнутри. Дублирование этих тем в трагическом и комическом ключе. Образ рассказчика – Рудого Панька; функции и особенности сказовой формы повествования (по Г.А.Гуковскому).
27. Тема разрушения человеческой личности, искажения нормы в «Миргороде»; двойственный пафос «бытового» и «героического». Символика заглавия. Композиция цикла, ее роль в реализации замысла Гоголя. Неоднозначность в оценке героев. Почему «Тарас Бульба» и «Вий» входят в состав «Миргорода», а не в цикл «Вечеров…»? (по Г.А.Гуковскому)
28. «Петербургские повести»: отражение гротескного существования, образ призрачного города и людей-фикций. Мотив «табели о рангах». Новаторство Гоголя в изображении «маленького человека», варианты этого типа (Пирогов, Ковалев, Башмачкин, Поприщин). Тема судьбы таланта (Пискарев, Чартков). Содержание понятия «реалистическая фантастика» (по Г.А.Гуковскому).
29. Новые принципы гоголевской драматургии и их отражение в «Театральном разъезде после представления новой комедии». «Ревизор»: тема маленького человека в мизерной действительности. История создания и первой постановки; отличие пьесы от традиционного водевиля с героем-обманщиком. Смысл понятия «миражная интрига» Символика финальной сцены и высказывания Гоголя о замысле комедии («Развязка «Ревизора») (по Ю.В.Манну).
30. «Мертвые души»: замысел трехтомной эпопеи и его реализация. Объяснение жанрового обозначения: «поэма». Предметный мир поэмы, «животные» мотивы как художественная форма воплощения мысли об утрате человеческого начала. Осложняющие элементы в характеристике помещиков и Чичикова, избыточные с точки зрения задач сатирического образа; их функция. Роль пушкинских реминисценций в поэме. Топос дороги и его роль в поэме. Поиски положительного героя и проблема нравственного возрождения русского человека (по И.П.Золотусскому).
31. «Натуральная школа»: ее цели, задачи, художественные особенности. Соотношение понятий «натуральная школа», «реализм» и «натурализм» (по кн.: В.И.Кулешов. «Натуральная школа» в русской литературе Х1Х века. М., 1982.) Творчество Григоровича как вершинное достижение «натуральной школы», постановка проблемы «человек и среда», однонаправленный характер взаимозависимости этих понятий («Деревня», «Антон-горемыка»). Художественное творчество Герцена. Детерминизм, научный тип мышления и его отражение в изображении отношений человека и среды («Кто виноват?») (по кн.: Н.А.Вердеревская. Русский роман 40-60-х гг. Х1Х века. Казань, 1980 – пересказано в лекциях).
32. Причины обращения Герцена к публицистике. Герцен о путях прогресса, диалектическая модель истории («С того берега»), скептицизм в оценке современных социально-исторических концепций. Полемика с Бакуниным («К старому товарищу»); основные точки их «расхождения». Отношение Герцена к социалистическим идеям. «Былое и думы» как реализация герценовской концепции тесной «обратной связи» между человеком и обществом: отражение эпохи в частных судьбах. Особенности жанра и композиции произведения (по Л.Я.Гинзбург).
33. Творчество А.К.Толстого: особенности политической позиции автора и его размышления об исторических путях России и причинах ее трудностей. Политические притчи и сатиры, их идейная направленность («Правда», «Чужое горе», «Поток-богатырь», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», «Сон Попова»). Драматургическая трилогия Толстого и развитие пушкинской темы политики и морали в трагедии «Царь Федор Иоаннович». Исторический роман «Князь Серебряный», его герои и проблемы (по предисловию И.Ямпольского к собранию сочинений А.К.Толстого в 4-х томах или по учебнику).
34.. «Записки охотника» Тургенева: особенности жанра «записок» и композиция цикла. Образы людей из народа и представителей привилегированных сословий. Развитие литературной традиции в изображении крестьян (Радищев, Пушкин и др.); новаторство Тургенева. Роль образа рассказчика. Функция природоописаний (по В.М.Марковичу и учебнику).
35. Романы Тургенева 1850-х гг.: образы «героя времени», «тургеневской девушки»; «вечные» вопросы в постановке Тургенева. Органическое соединение принципов любовно-психологического и социального романа. Реализация этих установок в «романе-портрете» «Рудин». Неоднозначность образа главного героя; эволюция типа «лишнего человека». Причины жизненной драмы Рудина. Развитие характера «рудинской» складки в образах Агарина («Саша» Некрасова), Жадова («Доходное место»), Райского («Обрыв») (по В.М.Марковичу).
36. Тема крушения исторического и жизненного уклада пушкинской эпохи в романе «Дворянское гнездо». Пушкинские мотивы в романе. Символика финала. Тема искупления исторической вины дворянства. Проблема нравственного долга человека; недостижимость личного счастья. Образ Лизы Калитиной и его отношение к литературному «прототипу» – Татьяне Лариной. «Музыкальные» и «природные» мотивы, их роль в «Дворянском гнезде» (по В.М.Марковичу).
37. «Накануне»: смысл заглавия. Система персонажей романа. Образы Шубина, Берсенева, Курнатовского и Инсарова; их жизненные программы в соотношении с проблемой путей развития страны. К какому типу личности можно отнести каждого из этих героев по классификации, предложеннной В.М.Марковичем, и что выражает выбор Елены? Почему Тургенев избрал героем своего романа болгарина? (по В.М.Марковичу) Статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?»
38. Полемика о романе «Отцы и дети», восприятие романа современниками. Социальный, идеологический и человеческий смысл конфликта «отцов» и «детей». Базаров и Кирсанов: различия и сходство. Неприятие догматических жизненных установок главных героев. Содержание понятия «догматизм». Средства выражения авторской позиции; способы, какими в романе выявляется ограниченность представлений героев о жизни. Роль любовной линии в романе. Описание смерти Базарова и значение этих сцен для характеристики героя и его «человеческого потенциала». Финальный эпизод, его пафос и идейная направленность. (По В.М.Марковичу и кн.: Н.А.Вердеревская . Русский роман 40-60-х гг. Х1Х века. Казань, 1980 – пересказано в лекциях)
39. Социально-политические романы «Дым» и «Новь», вопрос о судьбах России, типах ее политических деятелей. Символика заглавий. Скептическое отношение Тургенева к издержкам консервативного и либерального политического направления. Образ Потугина в «Дыме», смысл его критики русской жизни. Пассивный характер личности главного героя в обоих романах. Направление эволюции типа героя-идеолога в романах Тургенева: от Рудина к Нежданову. Драма Нежданова; ее смысл и причины. Маркелов, Соломин, Марианна – разные лики народнического течения (по В.М.Марковичу).
40. Повести 1850-х гг. «Ася» и «Фауст» как начало разработки проблематики «таинственных повестей», интерес к проблемам психологии. Усиление романтического начала в поздних повестях Тургенева, новая концепция личности как непредсказуемой и иррациональной в своей основе («Степной король Лир», «Вешние воды»). Тема стихийности человеческого чувства (по работам А.Б.Муратова – пересказано в лекциях).
41. Идейно-композиционное единство цикла «Стихотворения в прозе». Содержание термина «стихотворение в прозе». Жанровые источники стихотворений: портрет, пейзажная зарисовка, аллегория, притча, новелла, эссе и т.д. (с примерами). Лирико-философские миниатюры о жизни и смерти, ничтожестве и величии человека; переплетение оптимистических и пессимистических трактовок всех тем как преломление представлений о неисчерпаемой полноте бытия (по учебнику и любым доступным источникам).
42. Особенности тургеневской поэтики. Специфика психологизма, понятие «фиксированный психологизм». Образ внеличного повествователя, особенности повествования «от третьего лица». Основные типы и категории тургеневских героев по признаку их отношений с миром. Характер фабулы тургеневских произведений, «пониженная нагрузка» на сюжет, функции описания (по В.М.Марковичу и кн.: Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979)..
43. Лирика Тютчева. Пантеистическая философия природы, содержание понятия «пантеизм» («Весенняя гроза», «Безумие», «Как сладко дремлет сад темнозеленый…», «Не то, что мните вы, природа…» и др.). Романтическое начало лирики. Оппозиция «хаос-космос» и ее образные инварианты («О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Тени сизые смесились…», «День и ночь», «Святая ночь на небосклон взошла…» и др.). Особое положение человека в природном мире, трагический пафос натурфилософской лирики («Mal`aria», «Певучесть есть в морских волнах…», «Два голоса», «Фонтан» и др.) (по В.Н.Касаткиной или К.В.Пигареву).
44. Тема одиночества человека среди людей и «богооставленности» в поэзии Тютчева; проблема «невыразимого в слове» – развитие мысли Жуковского. Философский, социальный и «личный» план в реализации темы одиночества («Silentium!», «Я лютеран люблю богослуженье…», «Наш век», «Предопределение», «Цицерон», «денисьевский цикл» и др.). Образ России («Русской женщине», «29-ое января 1837», «Эти бедные селенья…» и др.) (по В.Н.Касаткиной или К.В.Пигареву).
45. Лирика Фета. Идеологические «установки» поэта, теория «чистого искусства». Образ гармонии мира - изменение пушкинского представления о гармонии как единстве полярных начал. Тема природы, любви и искусства, их «единства в красоте» («Диана», «Я пришел к тебе с приветом…», «Певице», «Море и звезды», «Сияла ночь», «В дымке-невидимке» и др.). Трагические мотивы («На стоге сена ночью южной…», «Измучен жизнью, коварством надежды…», «Никогда», «А.Л.Бржеской» и др.) Художественное новаторство поэзии Фета; импрессионистический характер лирики, ассоциативные принципы композиции, характер метафоры («На заре ты ее не буди», «Шепот, робкое дыханье…», «Осень», «Я тебе ничего не скажу…», «Прости! Во мгле воспоминанья…» и др.) (по Д.Д.Благому или Б.Я.Бухштабу).
46. Роман Гончарова «Обыкновенная история» - развитие мотива «утраченных иллюзий». Утрата целостности человеческой личности, обособление «романтического» и «прагматического» начал. Жизненная философия Адуева-младшего и Адуева-старшего; авторская позиция в романе и способ ее реализации в сюжете. Эволюция героев и значение финала для понимания идеи романа (по Н.И.Пруцкову и учебнику).
47. «Обломов»: социальное, психологическое и философское содержание понятия «обломовщина». Двойственность феномена обломовщины как ухода от действительности и формы протеста против ее бессодержательности. Национальный характер в изображении Гончарова. Функция эпизода «Сон Обломова» для уяснения истоков формирования характера. Проблема исконной амбивалентности русской культуры как обладающей одновременно западными и восточными корнями; сильные и слабые стороны созерцательности и рационализма (персонажная оппозиция Обломов – Штольц) (по Н.И.Пруцкову и учебнику).
48. Русский дилетантизм (Райский) и проблема синтеза в романе «Обрыв»; символика заглавия. Соотношение неизменных устоев жизни и прогресса. «Обрыв» как «энциклопедия любви» (термин Н.Д.Старосельской: «Роман И.А.Гончарова «Обрыв». М., 1990); роль любовной линии в романе. «Положительные» герои Гончарова и продуктивные качества их личности как залог великого будущего страны: Бабушка, Райский, Вера, Марфинька, Тушин. Роль образа Марка Волохова в романе. Опасности, которые Гончаров усматривал в русском нигилизме. «Обрыв» как роман воспитания личности (линии Веры, Райского) (по Н.И.Пруцкову и учебнику).
49. Тема власти денег в пьесах Островского. Начало ее разработки в комедии «Свои люди – сочтемся». Снижение шекспировских мотивов («Король Лир»), темы конфликта «отцов и детей» как отражение измельчания человека. Картина меркантильной эпохи в комедиях 1860-х гг. Образ мещанина («Женитьба Бальзаминова»). Развитие гоголевской традиции. Тема всеобщей продажности («На всякого мудреца довольно простоты», «Лес»). Образы Глумова, Несчастливцева; их отношение к сценической традиции изображения притягательного героя «типа Чацкого» (по А.И.Журавлевой).
50. Трансформация типа Чацкого в комедии «Доходное место» (образ Жадова, его психологическая глубина и неоднозначность). Драма компромисса личности со средой. Бытовой характер конфликта, отсутствие нарочитой мелодраматизации сюжетного действия. Двойственный характер финала: торжество добродетели или ее поражение? (по А.И.Журавлевой)
51. Проблема жанра пьесы «Гроза». Символика заглавия. Оценка пьесы в критике (Добролюбов, Писарев и характер их разногласий). Конфликт между формой и смыслом домостроевской, патриархальной морали (Кабаниха и Катерина). Распад их единства как симптом надвигающегося конца старого мира. «Гроза» как трагедия совести: нравственная проблематика пьесы. Цельная личность в мире, живущем по законам компромисса. Катерина Кабанова и Татьяна Ларина (по А.И.Журавлевой в книге «Анализ драматического произведения». Л,. 1988 – пересказано в лекции).
52. «Бесприданница»: новый тип героя. Лариса и Катерина. Судьба инфантильной и поэтической натуры в мире коммерческого расчета. Психологическая сложность образов Ларисы и Карандышева. Развитие темы «маленького человека»: трагедия унижения и ущемленных амбиций; родство с характерологией и проблематикой раннего Достоевского (по книге «Анализ драматического произведения». Л,. 1988 и учебнику).
53. «Весенняя сказка» «Снегурочка»: смысл жанрового определения (почему «весенняя сказка», а не «трагедия»?) Философская проблематика пьесы. «Снегурочка» как патриархальная фольклорная утопия. Тема всемогущества любви. Свободный выбор личности как единственная реальная сила, определяющая ход вещей (по книге «Анализ драматического произведения». Л,. 1988 и учебнику).
54. Лирика Некрасова. Россия городская - образ Петербурга («Еду ли ночью по улице темной…», «На улице», «Размышления у парадного подъезда», «Убогая и нарядная», «О погоде» и др.) и деревенская: изображение бедствий народа («В деревне», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «На Волге», «Орина, мать солдатская», «Железная дорога» и др.) и оптимистические мотивы («Зеленый Шум», «Школьник», «Крестьянские дети» и др.). Образ русской женщины в поэме «Мороз, Красный нос» (по В.Г.Прокшину или Н.Л.Степанову).
55. Поиски героя в лирике Некрасова. Основные направления реализации этой темы: историческая тематика, образы декабристов (поэмы «Дедушка» и «Русские женщины»); тип лишнего человека – «героя времени» («Человек сороковых годов», «Рыцарь на час», «Саша»); тема высокого призвания поэта («Памяти Белинского», «Памяти Добролюбова», «Поэт и гражданин») и ее отношение к предшествующей поэтической традиции – Пушкина и Лермонтова («Элегия», «Не говори – забыл он осторожность…», «Умру я скоро…» и др.). Причины драматизации этой темы у Некрасова, появления «покаянных» мотивов. Смешение как принцип некрасовского поэтического стиля (по В.Г.Прокшину или Н.Л.Степанову).
56. «Кому на Руси жить хорошо»: система образов, особенности композиции, фольклорные источники поэмы. Проблема жанра; «очерковый» тип построения. «Кому на Руси жить хорошо» как народно-христианская утопия. Первоначальный замысел автора и его трансформация в ходе работы над текстом. Почему поиски счастливого сменяются поисками самого грешного? Идейное значение вставного рассказа «О двух великих грешниках», рассказа о старосте Глебе и о Ермиле Гирине. Нравственная проблематика в поэме, надежда автора на духовное возрождение народа. Отношение Некрасова к перспективам «русского бунта» (образ деда Савелия). Тема поэта и поэзии (образ Гриши Добросклонова, его песня и ее значение в поэме). Евангельские реминисценции и их функции (по В.Г.Прокшину и лекциям).
57. Материалистическая эстетика Чернышевского (трактат «Эстетические отношения искусства к действительности»). Основные категории эстетики в формулировках Чернышевского: трагическое, комическое, возвышенное и пр. Определения категории «прекрасное» в классической эстетике (Аристотель, Кант, Гегель и др.) и смысл формулы Чернышевского «прекрасное есть жизнь». Красота в жизни и красота в искусстве. Исторически изменчивый характер представлений о красоте; (классовое, социальное, национальное). Рационализм, прагматизм и антропоцентризм как основа эстетики Чернышевского. Содержание этих понятий (по трактату Чернышевского и учебнику).
58. Нравственная философия Чернышевского, ее отражение в трактате «Антропологический принцип в философии». Что такое, по Чернышевскому, «разумный эгоизм» и чем он отличается от «неразумного»? Почему Чернышевский отрицает понятие «альтруизм»? Как иллюстрируются основные положения этики Чернышевского в романе «Что делать?» Сильные и слабые стороны теории Чернышевского. Рационализм, прагматизм и антропоцентризм как основа этики Чернышевского (по А.А.Лебедеву или М.Т.Пинаеву).
59. Жанровые признаки романа воспитания личности и романа-утопии в «Что делать?» Декларация Чернышевским необходимости воспитания человека как самостоятельно мыслящей личности; перенесение принципа свободы в область идеально мыслимых общественных отношений. Четвертый сон Веры Павловны. Своеобразие модели Чернышевского на фоне решений, предлагавшихся его предшественниками (Мор, Кампанелла, Фурье). Формула «свобода, равенство, братство» как синоним понятия социальной справедливости; проблемы, с которыми сталкивались попытки ее реализации (по лекциям, по А.А.Лебедеву или М.Т.Пинаеву).
60. Дилогия «Мещанское счастье» и «Молотов» Помяловского. Проблемы разночинства, разные тенденции в его развитии (Молотов, Негодящев, Череванин). Социальное и нравственное содержание понятия «мещанство». Бунт героя против нивелирования его личности и итоги этого бунта. Образ Нади Дороговой и ее протест против предназначенной ей судьбы. Двойственный смысл финала дилогии: победа героини или ее поражение? (по учебнику или кн.: Ждановский Н.П. Реализм Помяловского. М., 1960)
61. «История одного города» как модель истории России. Содержательное различие между понятиями «модель» и «пародия» (ср. «Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева» А.К.Толстого). Функция стилизации «под летопись», особенности художественного времени и пространства в романе. Тема некомпетентности и произвола российской администрации. Образы градоначальников и образ народа. Угрюм-бурчеевская «антиутопия» - характер предупреждений, высказываемых Щедриным. Символическое значение финала, противоречивые трактовки его в литературоведении (по Е.И.Покусаеву).
62. Пореформенная действительность в сатирических циклах Салтыкова-Щедрина. «Убежище Монрепо»: разложение дореформенного уклада жизни; образ рассказчика, пафос его размышлений о России. Судьбы либерального поколения 1840-х гг. «Письма к тетеньке»; пороки «выборной» административной системы глазами сатирика. «Господа Головлевы» - трансформация жанра семейного романа тургеневского типа: отражение распада семейных связей. Образ Иудушки и его прототипическое содержание (Иуда, Каин) в свете провозглашаемой героем христианской и народной морали. Коррупция, демагогия, протекционизм и другие объекты щедринской сатиры в «Сказках» («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.); образ «маленького человека» («Самоотверженный заяц», «Премудрый пискарь» и др.) (по Е.И.Покусаеву).
63. Особенности и возможности жанра «цикла» у Щедрина. Переосмысление образов классических литературных героев и его задачи. Особенности психологизма в сатире. Содержание понятия «реалистический гротеск», его отличие от романтического. Эзопов язык, ирония, гипербола, «говорящие имена» и другие художественные приемы (по А.С.Бушмину).
64. Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека» и психологические «варианты» этого типа («Бедные люди», «Село Степанчиково и его обитатели»). Полемика с рационалистической концепцией человеческой личности; взгляд на добро и зло как на ее неразделимые и неуничтожимые составляющие (по кн.: В.Е.Ветловская. Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди». Л., 1988 – пересказано в лекции).
65. Народная Россия в «Записках из Мертвого дома». Тема народа и интеллигенции; размышления о социальной несправедливости и несправедливости «онтологической»: мотив «искупления» отдельными людьми общей для всех способности ко злу. Достоевский о природе зла и его «разновидностях»; зло гордыни (Орлов) и зло растления (Газин). Внутреннее родство проблематики «Записок…» с другими произведениями Достоевского (по Ю.Ф.Карякину, учебнику и лекциям).
66. «Преступление и наказание»: развитие моральной проблематики «Бориса Годунова». Крах «арифметической логики». Образы «двойников» Раскольникова в романе (Лужин, Свидригайлов), их функции. «Правда божеская» и «правда человеческая» (Соня, Разумихин, Порфирий Петрович) (по В.Я.Кирпотину). Символическое значение снов Раскольникова. Перерождение мессианской идеи в наполеоновскую и драма личности героя под влиянием теории «цель оправдывает средства». Финал романа. Герои Достоевского и философия Ницше (по Ю.Ф.Карякину).
67. «Идиот» - роман о втором пришествии Христа и о судьбе добра и красоты в мире (образы Мышкина, Настасьи Филипповны). Тема убийства, казни, насилия в романе. Сила и слабость «чистого добра». Мышкин как центр притяжения прочих героев романа (Епанчины, Иволгины, Терентьев, Рогожин, Настасья Филипповна); итоги пересечения их путей (по Ю.Ф.Карякину, учебнику и лекциям).
68. «Братья Карамазовы»: проблема свободы выбора, личной ответственности человека за творимое в мире зло; Легенда о великом инквизиторе как идейно-композиционный центр романа. Роль сюжета романа в реализации его идейного замысла; образы братьев Карамазовых. Дмитрий и размышления об «идеале Мадонны» и «идеале Содомском» («Исповедь горячего сердца»). Философия Ивана («Бунт») и образы его «двойников» (Смердяков, черт). Алеша и тема «русских мальчиков» (Коля, Илюшечка) (по Ю.Ф.Карякину, учебнику и лекциям).
69. Поэтика Достоевского: особенности сюжета и хронотопа. Проблемы жанрового генезиса: сократический диалог, «карнавальное начало» и др.; идейно-сюжетные функции карнавальной атмосферы у Достоевского. Понятие о монологическом типе романа, возможные формы выражения в нем авторской мысли. Роман Достоевского как роман нового, полифонического типа, принципиальное отличие его от монологического и проблема авторской позиции (по М.М.Бахтину).
70. Образ русского человека в творчестве Лескова. Специфика национального характера в изображении писателя, его сильные и слабые стороны («Леди Макбет Мценского уезда», «Левша»); широта русской натуры, лесковская концепция праведничества как активной помощи ближнему («На краю света», «Запечатленный ангел») (по И.В.Столяровой).
71. «Очарованный странник» как реализация темы многогранного русского характера. Символика заглавия. Мотив дороги; элементы былинных и сказочных сюжетов в повести. Своеобразие сказового повествования, его возможности и функции (по И.В.Столяровой).
72. Особенности психологизма Толстого. Понятие «диалектика души». Формирование метода психологического анализа в ранней прозе (автобиографическая трилогия), его развитие в последующем творчестве. Формула «люди как реки», ее содержание. Отличие принципов изображения внутреннего мира человека и взгляда на его природу от соответствующих установок в творчестве Достоевского (по Л.Я.Гинзбург, Г.Галагану, Е.А.Маймину, по учебнику).
73. Тема «природа и цивилизация» и развитие Толстым идей Руссо («Люцерн», «Казаки»). Преемственность по отношению к пушкинской традиции (Оленин и Алеко). Проблема сложности «возвращения к корням». Социальные издержки цивилизации: антивоенная проблематика («Севастопольские рассказы») (по Г.Галагану, Е.А.Маймину, по учебнику).
74. «Война и мир» - тема восстановления утраченных связей между людьми, символика заглавия. Система персонажей. Новые критерии нравственных оценок героев. Философия и жизнь (Андрей и Наташа). Образ Каратаева. Семейное и историческое в романе (по С.Г.Бочарову и О.В.Сливицкой). Философия истории Толстого (по А.П.Скафтымову).
75. «Анна Каренина»: история замысла Толстого. «Семейная тема» в романе, ее реализация в системе персонажей: Анна – Каренин, Анна – Вронский, Стива Облонский – Долли, Левин – Кити. Линия Анны и линия Левина; значение образа Левина для понимания идеи романа (по Г.Галагану, Е.А.Маймину, по учебнику).
76. Ложное и истинное воскресение в творчестве Толстого (повести «Смерть Ивана Ильича» и «Отец Сергий», драма «Власть тьмы», роман «Воскресение»). Конформность, самообман как источник нравственного зла. Проблема смены жизненных установок героями Толстого: «иметь» или «быть». Толстой о смысле жизни, предназначении человека. Толстовская теория «непротивления злу насилием» (по Г.Галагану, Е.А.Маймину, по учебнику).
77. Успенский и народническое движение. «Крестьянские» циклы Успенского; столкновение миропониманий интеллигента и человека из народа. Положительное содержание крестьянской жизни. Проблемы пореформенной деревни; отрицательные стороны влияния «цивилизации» не крестьянский быт. Тема «власти земли». Образ Ивана Босых (по учебнику или по кн.: Пруцков Н.И. Глеб Успенский. Л., 1971; Соколов Н.И. Г.И.Успенский. Жизнь и творчество. Л., 1968).
78. Рассказы Гаршина. Гаршинский герой – личность с повышенным чувством ответственности. Проблема социального зла и определения своего отношения к нему человеком, не способным повлиять на ход событий (военные рассказы). Тема самообмана и прозрения («Встреча», «Художники»). Трагический пафос творчества Гаршина (по учебнику или по кн.: Бялый Г.А. В.М.Гаршин. Л., 1969; Латынина А.Н. Всеволод Гаршин. Творчество и судьба. М., 1990).
79. Романтические мотивы в прозе Короленко, их трансформация («Сон Макара», «В дурном обществе», «Чудная» и пр.). Романтические черты в образе типичного героя Короленко. Русский характер в рассказе «Река играет». Оптимистический пафос творчества («Огоньки», «Мгновение») (по учебнику или по кн.: Бялый Г.А. В.Г.Короленко. Л., 1983).
80. Символика гаршинских притч «Красный цветок», «Attalea princeps» и двойственный смысл их финалов. Вопрос о соотношении цели и средств, о допустимых путях борьбы со злом; влияние Л.Толстого в притчах «Сигнал». «Сказание о гордом Аггее». Философские притчи Короленко вопрос о соотношении веры и сомнения («Тени»), свободы и необходимости («Необходимость»), борьбы и непротивления («Сказание о Флоре»). Полемика с Толстым (по учебнику или по кн.: Бялый Г.А. В.М.Гаршин. Л., 1969; Латынина А.Н. Всеволод Гаршин. Творчество и судьба. М., 1990; Бялый Г.А. В.Г.Короленко. Л., 1983).
81. Ранняя юмористика Чехова, тема «мелкого человека» («Письмо к ученому соседу», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Маска», «Мелюзга», «Панихида», «Ионыч» и др.). Направление эволюции типа в отношении к литературной традиции (Пушкин, Гоголь, Достоевский). Причины изменения чеховского отношения к «маленьким людям» (по В.Б.Катаеву или В.Я.Линкову).
82. Разобщенность, взаимное непонимание людей, как одна из центральных проблем в прозе Чехова, комические, лирические и драматические вариации ее художественного воплощения: «Экзамен на чин», «Ванька», «Злоумышленник». «Враги», «Тоска», «Дом с мезонином» и пр. Столкновение разных систем ориентации в мире (по А.И.Чудакову и В.Б.Катаеву или В.Я.Линкову).
83. Лирическая проза Чехова: «Счастье», «Степь», «Студент», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста»; сложности ее интерпретации. Ослабление «сюжетности» и роль образа природы в лирической прозе (по А.И.Чудакову и В.Б.Катаеву или В.Я.Линкову).
84. Тема прозрения в прозе Чехова: оппозиция «казалось – оказалось» («Припадок», «Дуэль», «Ионыч» и др.). Особый характер чеховских развязок. Отличия Чехова в этом плане от предшествующей литературной традиции (ср., например, тему воскресения героя у Чехова и у Толстого) (по А.И.Чудакову и В.Б.Катаеву или В.Я.Линкову).
85. Теория и жизнь в прозе Чехова: бессилие отвлеченных теорий перед сложностью жизни: «Палата № 6», «Дуэль», «Черный монах». Смысл дискуссии героев и позиция автора, способы ее выражения (Громов – Рагин, Коврин и Черный монах – Песоцкий, Лаевский – фон Корен) (по В.Б.Катаеву или В.Я.Линкову).
86. Чеховские пьесы как предвозвестие установок драматургии ХХ века: новый тип сценического действия и сценического героя, принцип «подводного течения»; отражение в них бесконечно усложнившихся представлений о жизни. Характер драматического конфликта. Своеобразие чеховской поэтики. Образы пространства и времени, особая функция художественной детали (по А.П.Скафтымову).
87. «Чайка»: роль любовных линий в пьесе. Образы «людей искусства»; их жизненные программы и эстетические установки: Заречная, Аркадина, Треплев, Тригорин. Проблема жанра: почему пьеса названа комедией? Реализация в пьесе основных идейно-художественных принципов творчества Чехова (см. выше: проблема взаимного непонимания, столкновения теории и жизни, оппозиция «казалось – оказалось»; характер финала, «подводное течение» и т.п., с конкретными примерами из текста) - по А.П.Скафтымову.
88. «Дядя Ваня»: типы «людей дела» (Серебряков, Войницкий, Астров). Тема жизненного призвания человека, истинной и ложной его реализации. Астров и Чехов; драматическое начало в образе Астрова. Реализация в пьесе основных идейно-художественных принципов творчества Чехова (см. выше: проблема взаимного непонимания, столкновения теории и жизни, оппозиция «казалось – оказалось»; характер финала, «подводное течение» и т.п., с конкретными примерами из текста) - по А.П.Скафтымову.
89. «Три сестры»: мотив уходящего времени и «ухода» («В Москву! В Москву!»). Ольга, Маша, Ирина – три «жизненные модели»: общее и различия. Принцип группировки персонажей: «люди пошлые» и «люди тоскующие». Реализация в пьесе основных идейно-художественных принципов творчества Чехова (см. выше: проблема взаимного непонимания, столкновения теории и жизни, оппозиция «казалось – оказалось»; характер финала, «подводное течение» и т.п., с конкретными примерами из текста) - по А.П.Скафтымову.
90. «Вишневый сад» как пьеса о судьбах страны на переломе эпох. «Люди прошлого» (Раневская, Гаев) и «люди будущего» (Петя, Аня); их сильные и слабые стороны глазами Чехова. Почему автор считал центральным образ Лопахина? Почему жанр пьесы определен автором как комедия? Каким образом здесь выражается авторская позиция? Функция ремарок. Символика образа сада. Реализация в пьесе основных идейно-художественных принципов творчества Чехова (см. выше: проблема взаимного непонимания, столкновения теории и жизни, оппозиция «казалось – оказалось»; характер финала, «подводное течение» и т.п., с конкретными примерами из текста) - по А.П.Скафтымову и кн.: Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988; пересказано в лекции.