Ограды: выработка здорового чувства личной свободы и чётких личностных границ 7 страница
«Мешать овсянку» — работа непривлекательная, она не может ни увлечь, ни взволновать. Но она символизирует союз, порожденный любовью. Она является отражением готовности разделить заурядность человеческой жизни, найти смысл в простом, неромантичном занятии: заработать на жизнь, уложиться в бюджет, вынести мусор, накормить дитя посреди ночи.
Роберт Джонсон «Мы»
Нам больше не надо жить целым племенем, чтобы выжить. Современные женщины и мужчины вступают в брак и создают семью просто из желания быть вместе, принадлежать друг другу, быть частью чего-то большего. Нас объединяет отважное желание научиться по-новому относиться друг к другу, научиться «мешать овсянку».
Я просто потрясена тем, как всё изменилось у нас дома после того, как муж однажды пришёл и рассказал о «восприятии группы». Джин остался тем же Джимом, но мы стали больше разговаривать друг с другом, и он теперь думает о домашних делах и детях наравне со мной. В действительности первыми это заметили дети. Наша дочка Лори сказала мне: «Что произошло с папой? Кажется, что он откуда-то вернулся к нам». Я посоветовала ей спросить об этом у него самого.
Анна, тридцати трех лет
Роль отца в жизни дочери
Если ты что-то делать умеешь,
Иль делом каким-то ты грезил не раз,
Займись этим делом, не тратя мгновений,
Не то пожалеешь.
В отваге есть сила, и тайна, и гений,
Начни своё дело прямо сейчас.
Гете
С момента своего рождения девочки нуждаются в том, чтобы отец принял их в своё сердце, признал и понял их устремления и надежды. Мир открыт перед ними, как никогда прежде, и именно отцы в этом мире являются для дочерей примером уверенности в себе и компетентности, примером, которому девочки готовы последовать по зову своего сердца. Отцы находятся на тонкой грани между уважением к женской сути своих дочерей и необходимостью сформировать в них некоторые мужские качества и способности. Если будет упущено то или другое, дочери вырастут, потеряв нечто очень важное в себе. Перед отцами и дочерьми стоит задача огромной важности. Именно от отцов девочки должны узнать о власти и силе, о компетентности и гневе, о деловом мире, равноправных отношениях и деньгах, научиться рисковать, подчиняться и уважать самих себя.
Вопреки старым установкам
Ещё совсем недавно у нас было принято показывать дочерей отцам только выкупанными, перепелёнутыми и наряженными. Это были некие обожаемые объекты, которыми дозволялось восхищаться, чтобы, поцеловав, тут же отправить в детскую к няне. Отцов боялись и почитали, они главенствовали в доме, были грозой детей и домочадцев, обеспечивали материальное благополучие семьи. Отца оберегали от детей, потому что он возвращался домой с работы усталым. Этот старый обычай отдалял отца от семьи, делал его таинственным и мощным, большим, как сама жизнь. Время, проведённое с ним, было особенным, потому что отец не был частью повседневной жизни.
Сегодня отцы возвращаются из этого изгнания в семейную жизнь. При одном исследовании было обнаружено, что 60% опрошенных отцов в возрасте до 35 лет строят свои профессиональные планы с учётом интересов семьи. Все больше мужчин начинают понимать, что, если отец живёт на околице семейной жизни, дочь остаётся без мужского воспитания, без руководства и защиты, которые ей может дать только отец. Что же касается мужчины, который стоит в стороне от повседневных интересов дочери, не интересуется его, то такой отец формирует у неё вредную модель отношений не только между отцом и дочерью, но и отношений с любым другим представителем мужского пола, которого она когда-либо встретит в жизни. Девочки привыкают не ждать от своих отцов многого: ну разве что сделать что-то по дому и взять на себя какие-либо конкретные обязанности. По мере того как дочери подрастают, эти ожидания распространяются на их отношения со всеми другими мужчинами. Вследствие такого положения дел у дочерей появляется чувство разочарования, одиночества и раздраженность, а у отцов — ощущение собственной неполноценности, растерянности, отчуждённости. Очень многие отцы держатся в стороне от семьи и не могут по-настоящему участвовать в жизни дочерей. Девочки же, пытаясь завоевать внимание и любовь этого первого в своей жизни, самого важного для них мужчины становятся робкими, скрытными и покорными.
Я часто играл с дочерью на пляже. Мы нашли местечко, где не было большой волны, и она там копалась в песке, а я читал газету. Мне всегда казалось, что мы замечательно проводим время, но когда я теперь вспоминаю об этом, мне становится понятно, почему Лиссель постоянно приставала ко мне: «Посмотри сюда, папа! Гляди, какую яму я выкопала!» Я кивал: «Угу», — и возвращался к чтению. Её голосок звучал всё настойчивее и жалобнее, пока я, наконец, не говорил: «Ладно! Пора собираться и идти домой». Когда Дон рассказал мне о восприятии окружения, я решил проверить это на пляже. Встав на четвереньки, я попытался посмотреть на построенный дочерью песчаный замок её глазами. В течение нескольких минут мы достраивали его вместе, и то, что я испытал, нельзя передать словами, Я почувствовал, что между нами возникает какая-то совершенно новая связь. Мы вместе делали что-то, чрезвычайно важное для неё. Никакого нытья. Мы были в одной команде! Потом я отвёл боковую траншею и стал рыть яму сам, откровенно наслаждаясь ощущением песка в своих руках. Я даже забыл, что Лиссель была рядом. Её поющий голос вывел меня из этого состояния, и я постарался вернуть то чувство общности, которое только что было между нами. Мы трудились над замком в течение часа, который промелькнул, как одна минута. Когда мы закончили, глазенки Лиссель сияли. Думаю, что и мои тоже!
Бернард, отец пятилетней Лиссель
Бернард, чей рассказ приводился выше, сначала относился к своей дочери с позиций однофокусного режима, который позволяет нам решать конкретные задачи и добиваться личных целей. Он уносит нас в мир грёз и фантазий, служит источником творческого вдохновения, духовного прозрения, ясности чувств и душевного обновления. Жить без него мы не можем. Однако, если мы позволяем однофокусному мышлению взять верх, мы поневоле держим окружающих на расстоянии. Девочки при этом попадают в ловушку, ибо думают, что отец уделит им внимание. Обнаружив, что отец присутствует рядом лишь физически, они чувствуют себя обманутыми, недостойными, обиженными, нелюбимыми и почему-то виноватыми. Что я сделала такого, что отец перестал интересоваться мной? Как вернуть себе его внимание? Что я должна изменить в себе, чтобы быть более привлекательной, интересной, желанной?
Такие сомнения зарождаются очень рано и прямо зависят от отношений, которые сложились между дочерью и отцом.
Роль отца с момента рождения девочки до семи лет
В настоящее время мужчины активнее, чем когда бы то ни было, участвуют в жизни семьи. Мы заметили, что число отцов на наших семинарах по воспитанию детей постоянно растёт; инструктор по развитию детей Боб Завала обнаружил, что именно отцы заполняют учебные классы в колледже Лос-Меданос в Питтсбурге (штат Калифорния); и продавцы книг обращают внимание на то, что сейчас гораздо больше мужчин покупает книги по воспитанию детей. Эта приятная тенденция свидетельствует о том, что мужчины рассматривают активное отцовство как позитивную цель своей жизни. Умение жить в семье, мысля в режиме восприятия группы, не только обогащает жизнь самих отцов, но и делает ярче и насыщеннее жизнь матерей и дочерей.
В возрасте до семи лет девочка нуждается в бесконечном внимании, уходе и заботе. Отцы, научившиеся пеленать дочку, держать ее на руках, подмывать, баюкать, глубоко заглядывать в ее детские глаза, аплодирующие первым попыткам дочки освоить мир вокруг себя, подбадривающие её, отдающие себя игре с малышкой, высоко подбрасывая её в воздух, впоследствии бывают награждены сторицей, и то же самое можно сказать о дочерях. Отцы, независимо от того, насколько уверенно они чувствуют себя в уходе за детьми в их первые месяцы жизни, дают матери необходимую передышку, даже если просто проводят время со своими малышами.
Сначала я думал, что жена моя просто дура, потому что она всё время смотрит на малышку, улыбается ей, откликается на всякий её лепет и кряхтенье. Потом я заметил, что Кэрри начинает улыбаться и дрыгать ножками, как только жена входит в комнату. Это явно было реакцией на появление мамы. На меня она так не реагировала, и тогда я стал разговаривать с Кэрри, давать ей хватать палец, качать её. Прошло немного времени, и она уже чувствовала, когда я рядом, протягивая свои крохотные ручонки, чтобы я взял её из кроватки. Это было восхитительно!
Джефф, отец полуторагодовалой Кэрри
Столь ранняя связь с отцом добавляет новые нити в тот ковёр отношений, который ткёт девочка всю жизнь. Если отец наравне с матерью участвует в жизни дочери с самого рождения, девочка равномерно познаёт и мужской и женский способ бытия. В первые годы жизни девочка постигает существующие вокруг неё отношения, впитывает их в себя, и то, как она взаимодействует с другими, полностью отражает то, что она видит в своей собственной семье между мамой и папой. Сознание, кому принадлежат власть и авторитет в доме и семье, определит, как будет девочка относиться к себе самой. Девочки расцветают, если родители на равных принимают важные семейные решения. Поэтому отцы обязательно должны вникать в семейные проблемы и участвовать в принятии решений по следующим вопросам:
Уход за детьми. Кто возьмёт на себя основные хлопоты? Может ли хотя бы один из родителей работать дома? Если нужно отдать ребёнка в ясли, то как найти ясли получше? Как примирить между собой нужды семьи и требования карьеры?
Дисциплина. Придерживаются ли оба родителя одинаковых взглядов на воспитание детей? Придётся ли нам воевать друг с другом на глазах у дочери?
Игрушки. Какова роль игрушек в жизни девочки? Какие игрушки ей нужны? Какие ценности прививают ей игрушки? Когда мы покупаем ей игрушки? Как мы будем выбирать полезные книжки с картинками? Кто будет ей читать?
Телевизор. Каковы семейные правила в отношении телевидения? Что мы думаем о воздействии телевидения на маленьких детей? Какие культурные ценности может почерпнуть наша дочь, смотря телевизор, и согласуются ли они с нашей позицией?
Образование. Какое образование мы хотим дать своей дочери? Одобряем ли мы базовую форму обучения или верим в интегрированную систему образования, включающую в себя прикладные искусства, музыку, танцы, иностранные языки? Что предпочтительнее — частная школа или государственная? Здоровье. Какой подход к медицинскому обслуживанию и лечению девочки нам по душе? Верим ли мы в вакцинацию и широкое применение антибиотиков? Кто поведёт её к врачу? Кто останется дома, если она заболеет?
Духовность. Какие религиозные убеждения передадим мы своей дочери? Как мы ответим на её вопросы о Боге? Как мы соблюдаем религиозные обряды?
Семейные праздники. Как мы относимся к Рождеству? Хануке? Ко Дню всех святых? Как мы празднуем Пасху? Какие семейные традиции для нас важны? Как мы празднуем дни рождения?
Распорядок жизни семьи. Какой ритуал мы будем соблюдать при отходе ко сну — сказка на ночь, молитва, зажигание свечей, воспоминания о прошедшем дне? Каким образом мы поможем ей с радостью встретить каждый новый день — молитвой, особым завтраком, поцелуями в кроватке?
Питание семьи. Кто готовит еду? Будем петь или читать молитву все вместе до еды или после? Будем ли соблюдать принцип здорового питания? Как мы научим дочку следить за своей фигурой и привьем ей здоровое отношение к своему телу?
Домашние обязанности. Как распределяются домашние обязанности в нашей семье? Какие обязанности и в каком возрасте может взять на себя девочка? Связываем ли мы с выполнением домашних обязанностей выдачу карманных денег?
В каждой семье есть и свои проблемы, которые необходимо обсудить. Обычно считается само собой разумеющимся, что мама остаётся дома с больной дочкой, а папа должен выбирать для неё школу. Лучше не поддаваться этим устоявшимся стереотипам, а выбирать ту модель, которая наиболее подходит для вашей семьи, не оглядываясь на существующие в нашем обществе установки. Чтобы достичь согласия по вопросам семейной жизни, родителям нужно время, они должны быть открыты друг другу, гибки и готовы к отказу от каких-то устаревших стереотипов, полны решимости бросить вызов тем установкам и застывшим нормам, которые входят в противоречие с их собственными убеждениями.
Хотя в последние десятилетия в обществе произошли огромные изменения, вследствие которых девушки и женщины получили большую свободу быть самими собой, отцы должны хорошо продумать свои собственные взгляды на проблему равноправия полов. Верим ли мы, что наши дочери вправе добиваться получения той профессии, которую они себе выбрали? Или в глубине души мы всё-таки считаем, что «женщина должна сидеть дома»? Убеждены ли мы в необходимости равного права на образование? Или нас передёргивает от мысли, что наша девочка будет в мальчишеской бейсбольной команде? Ценим ли мы интеллект и компетентность своей дочери или считаем, что она должна поступить в колледж только для того, чтобы там найти себе мужа? Радуют ли нас любые попытки дочери научиться чему-либо новому, овладеть какими-то навыками, или мы бросаемся ей на помощь ещё до того, как она себя поранит?
И что больше всего нужно от отцов девочкам в возрасте до семи лет, так это внимание и время. К сожалению, большинство мужчин становятся отцами именно в тот момент, когда работа требует от них максимальных усилий. В прошлом мужчины тратили своё время в основном на обеспечение материального благополучия семьи. И это почти не оставляло им возможностей участвовать в ее повседневной жизни, ибо они оказывались в неприятном положении «папы на выходные» или случайной няньки, подменяющей иногда мать на ночь. К счастью, всё меняется и на домашнем фронте, и в мире работы. Мужчины, поняв, что им не хватает ощущения эмоциональной близости, которое даёт семья, несколько сместили свои приоритеты. В 1990 году в опросе «Жизнь мужчины?, опубликованном в журнале «США сегодня», 63% мужчин заявили, что они предполагают уделять больше времени и внимания своей семье, даже если для этого придётся отказаться от продвижения по службе и других преимуществ, которые даёт успешная карьера.
С начала 90-х годов, по данным Министерства труда США, по крайней мере, 257 000 отцов в возрасте от двадцати пяти до тридцати четырёх лет занимались воспитанием своих детей, тогда как матери работали вне дома. Радует тот факт, что отцы остаются дома, но девочкам нужны оба родителя. Мужчины и женщины должны трудиться вместе над сохранением близких отношений со своими детьми и не поддаваться распространяющейся всё шире традиции отдавать детей на попечение другим людям, чтобы самим всецело сосредоточиться на работе и на других взрослых делах. Нужно искать такие варианты графика работы, которые удовлетворяли бы семью. И особенно это касается первых лет жизни девочки, когда ей нужно время (и много времени!) обоих родителей, ибо только они могут привить ей подлинную женственность. Нескольких минут «удобного времени» в течение нескольких дней в неделю для дочери недостаточно.
Роль отца в жизни девочки от восьми до двенадцати
В эти годы девочки деятельны, доверчивы и уверены в себе (об этом подробнее будет сказано в главе 10). Их эмоции расцветают пышным цветом, и всё кажется либо прекрасным, либо ужасным, и никакой середины. Степень участия отца в жизни дочери этого периода серьёзно отразится на том, как совершит девочка свой переход к отрочеству.
По мере того как девочка расширяет и усложняет свой ковер связей, всегда глубоко вникая во взаимоотношения между людьми и отличая отношение к себе лично, значение отца в её глазах постоянно растёт. Девочки жаждут безраздельного отцовского внимания. Особенно хочется им, чтобы их уважали, чтобы они были услышаны, поняты и чувства их были приняты. Девочка чувствует себя униженной, если отец настроен критически, сверхрационально, сдержанно по отношению к ней или раздражается при выражении ею своих чувств. Эмоциональная жизнь — та, что идет из сердца или из души, — в этот период особенно обострена, и дочери буквально расцветают, когда могут поделиться ею с отцом, который для них доступен и открыт.
Когда у Никки умер щенок, мы просто сидели рядом, обнявшись. Мы оба плакали и плакали. Я помнил, как погибла моя любимая собака, и понимал её горе. Мое горе, казалось,, было таким же глубоким и неутешным.
Никки не будет бояться вспоминать свою собаку, ведь она знает, что меня это тоже тронуло. Смерть собаки обрушилась на нас обоих, и мы очень сблизились с дочерью, потому что я смог быть рядом и сопереживать с ней.
Джон, отец десятилетней Никки
Гнев — очень мощное чувство, но девочкам нередко запрещают выражать его. Многие из нас привыкли бояться гнева, — и собственного, и чужого. В самом начале своей жизни мы узнаём, что гнев — чувство запретное, которое может привести к насилию, и мы вынуждены выражать его другими эмоциями, теми, которые считаются в нашей семье более приемлемыми. Часто этой более приемлемой эмоцией бывает печаль, поэтому многие женщины, когда сердятся, начинают плакать. Слёзы компенсируют выражение гнева. Не имея возможности выразить чувство гнева, девочки и женщины оказываются лишены очень мощного союзника. Именно гнев указывает нам на несправедливость, насилие, на нечто неправильное в нашей жизни. Некоторые выражение чужого гнева воспринимают как оскорбление, обвинение или упрёк. Кое-кто использует гнев, чтобы снять тяжесть со своих плеч, добиться своего или оказать на кого-то давление. Для одних гнев — смелый поступок, других он пугает.
Кое-кому из нас в детстве дозволялось выражать свой гнев. Недавнее исследование, отчёт о котором помещён в «США сегодня», показало, что женщины в возрасте до тридцати четырёх лет лучше умеют выражать свой гнев, чем женщины старше пятидесяти пяти. Интересно, однако, что те, кому удавалось выразить свой гнев, делали это не в присутствии человека, на которого они сердились. Жена рассказывает мужу, как она злится на своего сослуживца; девочка говорит матери о том, что она сердится на свою подругу. Выказывать свой гнев косвенно или рассказывать о нём другому человеку — вполне естественный способ избавиться от уязвимости, бессилия и слабости. Если дочь при этом имеет дело с отцом, который не воспринимает переживаний, она прибегает к неподходящим способам выражения гнева или вообще теряет бесценную связь со своей внутренней системой управления.
Я всегда знала, что должна быть очень мила и обходительна со своим отцом. Он был не из тех, с кем можно по-настоящему поговорить о чём-нибудь в интимной беседе, а уж с девчонкой он и совсем не стал бы разговаривать, поэтому я никогда толком не знала его — что он думает о себе и о своей работе, о своем детстве и так далее. Он управлял мной и моими сестрами с помощью денег. Так, если мы хотели что-нибудь получить, то должны были вести себя наилучшим образом, прежде чем попросить. Я никогда не знала, даст ли он мне то, что я прошу, прогонит ли прочь или просто не обратит на меня никакого внимания. Я начинала переживать задолго до того, как, наконец, отваживалась попросить его о чем-то. Из-за этого я слишком робка с мужчинами и совершенно не выношу, когда на меня кто-нибудь кричит. Я покорно делаю всё, что им от меня нужно.
Дженнифер, двадцати девяти лет
Для девочки в возрасте от восьми до двенадцати лет крайне важно соответствовать отцовским ожиданиям. Она быстро улавливает фальшь в похвале и жаждет искреннего одобрения, поэтому ей необходимо чётко и ясно понять, чего же ждёт от неё отец. Как и мальчики этого возраста, девочки хотят знать, каковы правила и будут ли они проводиться в жизнь. Девочкам нужно знать, поддержит ли их отец, когда они будут в этом нуждаться. Часто они задаются вопросом: «Будет ли отец со мной в трудную минуту?» Особенно девочкам нужна отцовская помощь в школе, потому что до сих пор многие учителя девочкам уделяют гораздо меньше внимания, чем мальчикам, и не способны защитить их от сексуальных домогательств.
Мэйв хотела играть в бейсбол, но жаловалась на то, что у девочек нет хорошего снаряжения, что им меньше отводят времени для тренировок на школьном поле, что школьный персонал совсем не хочет им помогать. Ввиду всех этих причин она хотела играть в мальчишеской команде. Я был вынужден согласиться, потому что играет она неплохо и, я думаю, у неё было право попробовать. Но тренер мальчиков и некоторые мальчики были так возмущены, что мне пришлось обратиться за помощью в Комитет нашего района. В сущности, меня не очень волнуют все эти вопросы неравноправия. Я просто хотел защитить свою дочь, помочь ей добиться того, чего она хотела. Она целый год успешно играла в этой команде. Ей было нелегко постоянно сносить неприятные намёки от некоторых мальчишек, но она выстояла, и я горжусь ею.
Она так просто не откажется от своей цели. Это в ней от меня!
Джеральд, отец двенадцатилетней Мэйв
Девочкам в переходном возрасте хочется войти в отцовский мир. Их может интересовать то, чем занимается отец, а может и нет, но им очень хочется почувствовать себя принятыми этим особенным для них мужчиной. Когда отец приглашает дочку поиграть в мяч, пойти в кино, провести с ним денёк на работе, пообедать вне дома, поиграть в футбол на заднем дворе, помочь сделать что-нибудь из дерева, поработать вместе в саду и так далее или просто просит сбегать с его поручением, то, хочется ей это делать или нет, она всё равно чувствует себя на вершине счастья, ибо это повышает ее самооценку, развивает в ней компетентность и чувство уверенности в себе.
Нам часто приходится слышать о том, что в командных видах спорта мальчики приобретают важные для жизни навыки: они учатся ответственности, сознательности, уверенности в своих силах, умению соревноваться, физической выносливости и стойкости, спортивной честности, разрешению конфликтов, сплочённости и доверию, — они учатся играть в команде. Именно отец должен обеспечить дочери необходимую поддержку, открыть перед ней возможности заниматься командными видами спорта. Одни девочки получают удовольствие от приключенческого духа командных спортивных игр, полных риска и соперничества. Другие же не проявляют к этому никакого интереса, боясь состязаний и травм. Кто-то предпочитает индивидуальные виды спорта, где человек может соревноваться с самим собой и тренироваться в своём собственном ритме. К какой бы категории ни принадлежала ваша дочь, ей нужна поддержка и помощь, чтобы решиться хотя бы попробовать, и отцы должны набраться терпения, мудрости и внимания, чтобы ободрить дочерей на этом пути.
Я действительно обрадовался, когда узнал, что в школе, где учится Тесс, девочки стали играть в футбол, но она однажды пришла домой очень расстроенной. Она сказала, что ненавидит футбол и всех мальчишек сразу. И никогда в жизни больше не будет играть в футбол. Я вырос, играя в футбол, всегда любил, да и сейчас люблю эту игру. Я дал ей немножко выговориться, а потом попытался выяснить, в чем же причина. Оказалось, что за игрой никто не наблюдал и мальчишки захватили мяч, не давая девочкам ни малейшей возможности его перехватить. Кроме того, никто не объяснил им правил игры и не преподал даже самых азов ее. Тесс чувствовала себя на этом поле потерянной и от этого расстроилась. Ну, на следующий день я отправился в кабинет директора и сказал ей, что идея привлечь девочек к игре в футбол сама по себе хороша, но то, как всё происходило на поле, никуда не годится. Директор тут же попросила моей помощи. Теперь, после нескольких домашних тренировок и после того, как игра на поле между мальчиками и девочками стала более равноправной, Тесс, как и многие её подружки, очень полюбила футбол. И неплохо играют!
Майк, отец одиннадцатилетней Тесс
Другая сфера жизни дочери, где отец должен проявить активность, — это финансовые вопросы. В нашей жизни деньги (как их добывать и как ими распоряжаться) являются признаком силы. Возраст между восемью и двенадцатью — хорошее время для того, чтобы предоставить дочке возможность научиться обращаться с финансами. Девочек моложе восьми лет можно научить складывать деньги в копилку и определять достоинство монет. Девочки в возрасте от восьми лет до двенадцати получают удовольствие от наличия своих собственных сбережений и от подсчета их. Девочек уже можно научить вести финансовые записи и копить деньги на что-то. Такой опыт поможет им ставить краткосрочные и долговременные цели. Дочерям постарше (10--12 лет) можно доверить деньги для покупки автобусного билета, школьного завтрака и оплаты экскурсии. Правда, при этом необходимо чётко определить требования к использованию денег, рассказать девочке, как они зарабатываются, что бывает, если их теряют или тратят безрассудно, и так далее.
Мы вовсе не хотим сказать, что матери недостаточно сведущи, чтобы научить дочерей обращаться с деньгами. Фактически, большинство уроков, связанных с финансами, девочка, скорее всего, получит именно от мамы, когда они будут вместе покупать одежду, продукты и тому подобное. Мы просто пытаемся внушить отцам, что деньги — это ещё одна область, которая позволяет им принять активное участие в жизни дочери, особенно если учесть, что большинство супругов сегодня деньгами распоряжаются вместе.
Роль отца в жизни девочки от тринадцати до семнадцати лет
Начало полового созревания может укрепить, а может и разрушить отношения между отцом и дочерью. Если девочка в переходном возрасте критически смотрела на людей и на их мир, то теперь она столь же критически воспринимает и себя. Почему меняется моё тело? Что подумают окружающие? Стану ли я привлекательной? Как я теперь должна себя вести? Сумею ли я «вписаться»? Девочки-подростки нередко чувствуют себя брошенными в море и оценивают свои достоинства по отливам и приливам в системе взаимоотношений. Если ее лучший друг внезапно уходит к кому-то, пользующемуся большей популярностью, что не так уж необычно, девочка начинает искать в себе недостатки. «Если бы я была тоньше, красивее, больше улыбалась, то, возможно...» — думает она. Как мы уже говорили в главе 2, в подростковом возрасте девочки чрезвычайно подвержены риску развития психологических нарушений, поскольку они пытаются изменить себя, показать в лучшем свете, чтобы сохранить установленные отношения и быть любимой.
Отцы так же, как и дочери, оказываются загнанными в тупик неожиданной интеллектуальной зрелостью девочек и теми физическими изменениями, которые происходят вместе с началом менструаций. Самая страшная ошибка, которую может совершить отец в этот период жизни дочери, — отвернуться от неё, потому что он и сам не знает, как справиться со своей собственной реакцией на её растущую сексуальность. А дочь так нуждается в поддержке со стороны первого в своей жизни мужчины, ей нужно, чтобы именно он подтвердил, что изменения, происходящие в ней, нормальны, что он не перестаёт ее любить. Отец должен стать той безопасной гаванью, где дочь сможет отдохнуть и, глубоко вздохнув, сказать: «Всё хорошо: папа считает меня большой», — и вернуться обратно в мятежные воды отрочества.
Если отцу не удаётся сохранить свою связь с дочерью в переходном возрасте, то они оба попадают в культурную ловушку «отцовского кармана». Дочь в поисках малейших признаков того, что отец всё ещё заботится о ней, начинает просить у него денег. Отец, чувствующий себя виноватым, ибо он покинул дочь на полдороги, «раскошеливается», надеясь расквитаться с ней. Гордон Клэй так описывает эти отношения: «Отцы пугаются, видя, как начинает созревать дочка, поэтому они прячутся за возможность что-нибудь купить ей и потом вспоминают отрочество дочерей как время, когда те постоянно просили денег, раздражаясь и канюча, если не удавалось их получить. Девочки, как я заметил, впадают при этом в ярость, потому что отец отстраняется именно тогда, когда им больше всего нужна его близость». Когда девочке 13—17 лет, отец обязательно должен изыскать возможность, чтобы сказать ей: «Ты стала юной женщиной, и я горжусь тобой. Меня радуют наши тесные отношения, и я всегда готов поддержать тебя в поисках жизненного пути. Я всегда с тобой».
Одним из ключевых моментов в сохранении связи отца с взрослеющей дочерью является осознание им своей собственной сексуальности. По традиции, мужская сексуальность ориентирована на половые отношения и их кульминацию. Полноценная сексуальность мужчины — это его бытиё, его способ взаимодействия с миром. Сексуальная энергия существует во множестве разнообразных проявлений — в виде заботы, любви, привязанности, творческой активности. Понимание этого может принести мужчине немалую пользу. «Я говорю отцам, — продолжает Гордон Клэй, — если, обнимая свою дочь, вы почувствуете дискомфорт, продолжайте её обнимать. Если почувствуете грех, остановитесь! Большинству мужчин сразу становится понятно, о чём я говорю и что я имею в виду».
Когда у дочери начались месячные, я почувствовал смущение и робость. Я отстранился от неё и спрятался за свой сарказм. Однажды Тедди была в плохом настроении, и я поддразнил её на этот счёт. Её прорвало, и она буквально выплеснула на меня: «Я ненавижу, когда ты. насмехаешься надо мной и моими друзьями. Ты только и умеешь от нечего делать осуждать меня. Ненавижу!» Потом она побежала к себе в комнату и захлопнула дверь. Я был потрясён и подумал: «Ну что я такого сделал?» Вскоре после этого я пошёл на занятие для отцов, там-то я и узнал о том, каких ошибок наделал и как наладить отношения с дочерью. Я рад, что не упустил время и справился со своим страхом перед её взрослением.
Ник, отец пятнадцатилетней Тедди