Мотивация как организация менеджмента
1) сущность мотивации
2) Классификация мотивационных типов
3) Содержательная теория мотивации
- теория Маслоу
- теория Ф. Герцберга
- теория Д. МакКлелланда
- теория Андельфера
4) Теории
- ожидания Врума
- справедливости Адамса
- модель Портер-Лоулера
5) Макгребер, теория xyz.
Мотивация – нужда – это ощущаемые человеком чувства нехватки чего-либо.
Потребность – конкретная нужда человека, который принимает ту или иную форму в зависимости от его индивидуальных особенностей образовательно-культурного уровня.
Интерес – осознанная потребность, которая является основой активных действий.
Мотивация – внутренняя побудительная сила , которая заставляет человека совершать те или иные поступки.
Совокупность мотивов человека носит название его индивидуальной мотивационной структуры.
Процесс воздействия на мотивы работников со стороны менеджмента носит название мотивирование.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности в результате которой одновременно удовлетворяются личные интересы работников и достижение определенной цели.
Стимул – рычаг воздействия с помощью которой активизируются те или иные мотивы.
Стимулирование – активизация действий работников с помощью задействования тех или иных мотивов.
Модель процесса мотивации:
1 этап – возникновение потребности
2 этап – поиск путей устранения потребности
3 этап – поиск направленных действий для удовлетворения потребности.
4 этап – осуществление действий
5 этап – получение вознаграждения – нечто значимое для человека с помощью чего он может удовлетворить свою потребность или обменять на что-то ценное для себя.
6 этап – ликвидация потребности
Все мотивационные типы делятся на 2 группы: 1) мотивация достижения; 2) мотивация избегания.
Мотивация достижения – стремление к более высокому, материальному, профессиональному, карьерному уровню и готовность к активным действиям.
Мотивация избегание – устремление сохранить неизменной существующую ситуацию и не допустить ее ухудшения.
В. Горчаков выделил 5 мотивационных типов: 1) инструментальный – такие люди рассматривают работу как инструмент для обеспечения себя и своей семьи такого уровня, какого они заслуживают. 2) Профессиональный – содержание работ привлекательнее, чем оплата для нее. 3) Патриотический – восприятие себя и предприятия как единое целое, их больше всего вдохновляют успехи предприятия в целом. 4) Хозяйский – эти люди добровольно берут на себя ответственность за все, стремятся держать все под контролем, не выносят беспорядка в делах и на рабочем месте.
1-4 – мотивации достижения.
5) Люмпенский – такие люди живут одним днем.
Пирамида Маслоу:
1 – физиологические потребности
2 – потребности в безопасности
3 – социальные потребности
4 – потребности в признании уважения
5 – самореализация, самоактивация
I - Нижние два уровня –2, 1 – первичные (базовые) потребности
II - Верхние три уровня –5, 4, 3 – потребности высшего уровня (вторичные)
Главное содержание концепции Маслоу – движение по потребностям возможно строго в одном направлении (снизу вверх). Потребности каждого следующего уровня задействуются только в том случае, если полностью удовлетворены потребности предшествующего уровня.
Герцберг
Разделил на два фактора: гигиенический и фактор мотивации.
К гигиеническому фактору он отнес: зарплату, условия труда, безопасность, семейное благополучие, взаимоотношение.
Фактор мотивации включает: интересную работу, высокую степень ответственности, карьерный и личностный рост, продвижение по службе.
По мнению Герцберга факторы мотиваторы включаются только в том случае, если полностью удовлетворены факторы гигиенические и человек не чувствует себя несчастным.
Рекомендации для практического менеджмента: 1) не использовать факторы мотиваторы, пока не удовлетворены полностью гигиенические.
Дэвид Маклеланд
теория трехфакторная
Организация предоставляет возможности для удовлетворения 3 групп возможностей: успех, власть, принадлежность.
Для менеджеров ориентированных на власть характерно стремление влиять на людей, брать на себя полноту всей ответственности, такие менеджеры готовы на риск, готовы принимать сложные непопулярные решения. Они сами работают с полной отдачей и того же требуют от подчиненных.
Менеджеры ориентированные на успех – готовы самостоятельно планировать и организовывать работу, брать на себя ответственность, контролировать работу свою и подчиненных, выстраивать упорядоченный планомерный процесс.
Менеджеры ориентированные на принадлежность для них характерно: преданность общему делу, стремление объединять всех в единый коллектив, устранять конфликт и противоречия.
Наибольший эффект получается при совокупности всех менеджеров на каждом этапе жизненного цикла организации.
ERG теория Андельфера.
E - Потребности в существовании
R (relations) - Потребность в присоединении
G (gross)- Потребности в росте
Коренное отличие взглядов Андельфера и Маслоу, в том, что движение по потребностям возможно в обоих направлениях (как снизу вверху, так и сверху вниз). Если по какой-то причине потребности не удовлетворяются то индивид переходит на предшествующий уровень, где может находиться достаточно долго и чувствовать себя комфортно.
Процессуальные теории
- те, которые анализируют различные факторы.
Виктор Врум - «теория ожидания – человек работает эффективно, если он уверен что оправдаются его ожидания в трех областях: соотношение между затратами труда и результатами; 2) соотношение между результатами труда и вознаграждением; 3) ожидание в отношении ценности вознаграждения.
Валентность по Виктору Вруму – это мера ценности или приоритетности вознаграждения.
Валентность (-1; 1) – мера ценности
Ценность – возможность с помощью вознаграждения удовлетворить свои потребности.
Рекомендации для практического менеджмента: 1) подчиненным требуется помощь для того чтобы осознать связь между результатами труда и вознаграждением; 2) процесс сравненич потребности работника с получаемым вознаграждением должен быть непрерывным и носить индивидуальный характер.
«Теория справедливости» Джеймс Адамс – работник постоянно определяет соотношение между собственными трудовыми усилиями и получаемым вознаграждением и субъективно сравнивает с вознаграждением своих коллег занятых аналогичной работой.
Рекомендации для практического менеджмента: это сочетание конфиденциальности с политикой прозрачности.
Модель Портер-Лоулера – считается комбинацией теории ожидании и справедливости. В нее включены 5 переменных: затраты труда, результаты, получаемое вознаграждение, восприятие и удовлетворенность от результатов труда. Вознаграждения было разделено на внутреннее и внешнее. Результативный труд ведет к удовлетворению и является основой дальнейшей активной работы.
Макгрегор, теория x, y, z – самостоятельно.