Задания для самостоятельной работы. 1. Полагаясь на второй источник в рекомендуемом списке литературы, проанализировать психологические основы профилактики наркозависимости.
1. Полагаясь на второй источник в рекомендуемом списке литературы, проанализировать психологические основы профилактики наркозависимости.
Контрольные вопросы
1. С какими проблемами чаще всего сталкиваются родители, решившие поговорить со своими детьми о проблеме наркотиков?
2. На каком возрастном этапе метафорический язык сказки наиболее доступен детям?
3. С какого возраста следует переходить с «метафор» на «конкретику» и почему?
Практическое занятие 7. Оценка социально-психологической адаптированности по шкале СПА (К. Роджерс, Р. Даймонд, в адаптации Т.В. Снегиревой)
Цель:определение согласованности требований социальной среды и личностных тенденций.
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТИРОВАННОСТИ
Уровень социально-психологической адаптации тесно связан психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения.
Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К.Роджерсом и Р.Даймондом и адаптирована Т. В. Снегиревой.
Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение.
Адаптированность- согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность.
Описание
Шкала состоит из 1О1 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности.
Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними.
Напротив, критерии дезадаптаци (37 высказываний) предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость.
Оставшиеся 28 высказываний - нейтральны. В число последних включена также контрольная шкала («шкала лжи»).
Шкала предъявляется обследуемым в виде небольшой тетради с высказываниями, под каждым из которых напечатана семиступенчатая шкала (для одноразового использования). Ниже приводятся инструкция и текст методики.
Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше. Выполнение теста длится примерно 45 мин.
Проведение измерения и интерпретация результатов должны осуществляться психологом.
Инструкция. На следующих страницах напечатаны высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях.
При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам, и обведите кружком одну из цифр, напечатанных под высказыванием: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - в зависимости от того, в какой степени оно характерно для вас.
Если содержание высказывания совершенно к вам не относится, обведите кружком цифру 1. Если то, о чем в нем говорится, не похоже на вас, обведите цифру 2.
Если вам кажется, что вы не можете отнести высказывание к себе, но сомневаетесь в этом, обведите цифру 3.
В тех случаях, когда вы не можете решить, относится ли к вам то, о чем говорится в высказывании, или нет, обведите цифру 4.
Если вы считаете, что это похоже на вас, но вы не уверены, обведите цифру 5.
Если то, о чем говорится в высказывании, похоже на вас, обведите цифру 6.
И, наконец, в тех случаях когда, прочитав высказывание, вы можете сказать: «Это точно про меня. Очень на меня похоже», - обведите цифру 7.
Что означает каждая цифра, напечатано вверху на каждой из следующих страниц.
Совершенно ко мне не относится – 1
Не похоже на меня - 2
Пожалуй, не похоже на меня - 3
Не знаю - 4
Пожалуй, похоже на меня - 5
Похоже на меня - 6
Точно про меня - 7