Физические и финансовые ресурсы
Потеря работы вызывает больший стресс у тех, кто не обладает финансовыми ресурсами, по сравнению с теми, кто может спокойно оплачивать свои счета, находясь в поиске новой работы. Люди, не обладающие финансовыми ресурсами, бывают вынуждены продать свой дом, могут изменить свое социальное положение, что усугубляет стресс, связанный с потерей работы.
Специфические навыки
Люди, обладающие востребованными рынком профессиональными навыками, вероятно, столкнутся с меньшими трудностями при поиске работы, чем те, кто обладает недостаточной или устаревшей подготовкой.
Социальная поддержка
Индивиды, окруженные любящей, поддерживающей семьей, часто лучше справляются с потерей работы, чем одинокие люди или имеющие напряженные семейные отношения.
Когнитивное понимание событий
Способность понимать причины, стоящие за потерей работы (корпоративная реструктуризация, плохое качество деятельности или личные ошибки), помогает человеку пережить увольнение и найти энергию для поиска нового рабочего места. Эта способность определяется наличием прошлого опыта, а также образованием.
Предвидение и подготовка
Космический инженер, понимавший последствия снятия Советским Союзом «железного занавеса» и окончания холодной войны, мог бы предвидеть возможность потери работы и заблаговременно подготовиться к трудоустройству в смежных областях. Люди, не видевшие такой возможности и не предвидевшие потерю работы, оказались в менее выгодном положении.
Личностные факторы
Такие личностные черты, как гибкость, открытость новому опыту и устойчивость, подготавливают индивидуума к совладанию с давлениями, связанными с поиском новой работы.
История жизни
Индивидуумы, уже терявшие работу раньше и переживавшие периоды безработицы, могут по-иному реагировать на потерю работы, чем те, кто никогда не имел такого опыта.
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости 715
Профессиональное выгорание.Как уже отмечалось выше, профессиональное выгорание — психологическое состояние эмоциональной истощенности, часто сопровождающееся крайним цинизмом; оно особенно распространено среди людей так называемых «помогающих профессий» (Schaufeli, Maslach & Marek, 1993). Социальные работники, полицейские, сиделки, терапевты, учителя и все остальные люди, которым приходится работать в тесном контакте с теми, кому они оказывают определенные услуги, зачастую в очень напряженных и сложных ситуациях, подвержены повышенному риску выгорания. В несколько ином смысле профессиональным выгоранием можно также называть состояние, которое испытывает человек, очень много работавший и потративший все свои силы на достижение практически недосягаемой цели и не добившийся успеха (Freudenberger, Richel-son,1980). Люди, работающие на низкооплачиваемых подчиненных позициях, которые не могут реагировать на иногда проявляемое недостойное отношение к ним в процессе работы, также страдают от выгорания (Holt, 1982).
В целом представители «помогающих» профессий, страдающие от профессионального выгорания, — люди с идеалистическим мировоззрением, обладающие высокой мотивацией. Это чрезвычайно компетентные работники, наконец осознавшие, что они не могут достичь в своей деятельности ранее поставленных ими целей. В данном случае общей причиной выгорания является недостаток содержания вознаграждений в рабочей ситуации, к которой были приложены огромные усилия и относительно которой ранее питались большие надежды (Chance, 1981). Согласно мнению К. Маслач и ее коллег, причина профессионального выгорания в «помогающих» профессиях и других условиях — ошибки, совершенные организацией, а не индивидом (например, Maslach, Goldberg, 1998; Maslach, Lai-ter, 1997).
Люди, переживающие выгорание, часто начинают с высоких идеалов и самых лучших намерений. В процессе трудовой деятельности они осознают, что мало влияют на людей, которым стремятся помочь, или проблемы, которые они пытаются решить, имеют столь ошеломляющие масштабы, а поставленные задачи столь сложны, что невозможно добиться успеха. Проблемы, встающие перед некоторыми людьми в процессе работы — нищета, педагогические задачи, болезни и их профилактика, насилие в семье, употребление наркотиков, — очень сложны или вообще не поддаются решению. Кроме того, люди, на которых они направляют свое внимание, могут отвергать их помощь. Положение может усугубляться, если они вынуждены проводить долгие часы за заполнением бюрократических бумаг, которые требуется оформлять в их организации. Эта работа отнимает у них много времени и энергии, которые могли быть потрачены на помощь людям.
«Сгоревшие» работники начинают испытывать гнев, фрустрацию и отчаяние. Работа становится для них бременем, которое они больше не в состоянии нести. Они могут скрывать эти чувства перед людьми, которым должны помогать, или сдерживать свои эмоции, ведя себя холодно и отстраненно. У них может наблюдаться физическое истощение, развитие психосоматических заболеваний, они падают духом, начинают хуже работать и даже прогуливать работу (Schaufeli et. al., 1993).
Устранение причин «профессионального выгорания» невозможно без перестройки общества и условий работы в целом. Тем не менее работники могут избежать выгорания, если научатся реалистично подходить к своей работе, будут со-
716 Часть IV. Взрослость
Контрольные вопросы к теме
«Стабильность и изменчивость профессиональной жизни»
• В середине жизни связанный с работой стресс может достигать своего пика.
• Средний возраст часто является периодом профессиональной стабильности.
• Паттерн переживания острого горя после потери работы часто похож на паттерн яере-живания смерти любимого человека.
• Люди, работающие на руководящих должностях, наиболее подвержены профессиональному выгоранию.
• Женщины исполняют гораздо более конфликтующие между собой семейные и профессиональные роли, чем мужчины.
Вопрос для размышленияПочему середина жизни часто является периодом переоценки карьеры и для мужчин, и для женщин?
действовать изменению характера или организации своего труда, стараться отделить свою личную жизнь от профессиональной (например, выходя с работы, забывать все проблемы) и формировать интересы, не связанные с производственной деятельностью. Эти советы будут полезны не только потенциальным жертвам выгорания, но и всем остальным работникам.
Условия развития трудового стресса.Связанный с работой стресс не является простой функцией событий, происходящих на рабочем месте. Большинство мужчин и женщин имеют множество ролей, распределенных между работой и семьей, которые время от времени входят в противоречие. Иногда на работе практикуется тонкая форма дискриминации женщин, когда считается, что им свойственны конкурирующие между собой роли; иногда работодатели боятся, что женщины принесут с собой свои семейные проблемы и поэтому, с их точки зрения, они меньше подходят для ответственных должностей. Они могут испугаться трудностей и убежать или испытывать слишком сильный стресс, который не позволит им эффективно справиться с требованиями работы. Некоторые авторы полагают, что если включить в модели трудового стресса все многообразие и сложность рабочих и семейных ролей, мы вновь откроем для себя роль мужчин как отцов и мужей. С принятием такой модели мужчины наравне с женщинами могли бы получить право на признание не только профессиональных, но и семейных стрессоров, а также энергетических затрат на совладание со стрессом, а организации — перестроиться, чтобы приспособиться к конфликтующим трудовым и семейным стресс-факторам (Baruch, Biener & Barnett, 1987).
Краткое содержание главы Стабильность и изменчивость развития личности
• Период средней взрослости характеризуется крайним разнообразием; средние и поздние его годы могут быть очень сложными, поскольку люди этого возраста имеют и детей-подростков (или молодых взрослых), и стареющих родителей.
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости 717
• Согласно Эриксону, основная проблема, стоящая перед людьми в этот период жизни, — генеративность против поглощенности собой и стагнации, которая делится на три области: прокреативная, продуктивная и креативная.
• Пек предположил, что проблемы и задачи среднего и старшего периодов взрослости более многочисленны, чем полагал Эриксон; он назвал четыре конфликта середины жизни и три конфликта старшего возраста.
• Люди среднего возраста чувствуют ответственность как за семью, так и за работу; они должны заботиться о стареющих родителях, общаться с детьми, ставшими подростками, и при этом начинают осознавать личные ограничения и возрастающую физическую уязвимость.
• Мужчина в период средней взрослости имеет четыре пути развития: транс-цендентно-генеративный, псевдоразвитый, кризис середины жизни и пуни-тивно-разочарованный.
• Традиционно женщины определяют себя скорее с точки зрения семьи, чем карьеры. Есть четыре типа женщин среднего возраста: традиционная, инно-ватор, экспансивная, протестующая.
• Общие стрессы женщин среднего возраста: семья, карьера и ролевое напряжение.