Гуманистическая психология как методологическая основа разработки ПРЛ
Главным предметом гуманистической психологии является личность, ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. Человек наделен возможностями непрерывного развития и самореализации, и его задача - актуализация этих возможностей, рост и развитие личности. В рамках гуманистической психологии образовалось новое направление- групповой работы, получившее название групп встреч (В-групп). С этим направлением связывают работы К. Роджерса (К. Rogers) и У. Шутца (W. Shuts). Основная его особенность - максимально демократический стиль управления группой. Ведущий не направляет и не организовывает деятельность участников, а создает ситуацию фрустрации, тем самым вынуждая их проявлять активность и принимать на себя ответственность за все, что происходит в группе. Проявления негативных эмоций не тормозятся, участники, их проявившие, наказанию не подвергаются, что создает условия для адекватного самовыражения и самораскрытия. Как следствие, опыт проявления негативных эмоций конструктивно перерабатывается группой и в ней возникает атмосфера взаимного доверия и открытости. Ведущий выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как и остальные участники. Он должен быть внимательным и заботливым, создавая в группе обстановку принятия и эмпатического взаимопонимания. В качестве основных признаков В-групп выдвигаются: самораскрытие, внимание к чувствам, осознание самого себя и своего физического Я, ответственность и принцип «здесь и теперь».
Трансактный анализ как методологическая основа разработки ПРЛ
Трансактный анализ - это анализ структуры личности; трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми; психологических игр - скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу; сценария - индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует. Основоположником его является Э. Берн (Е. Bern), в основе лежит модифицированный психоанализ 3. Фрейда (S. Freud). По словам Э. Берна, наблюдения за людьми привели его к открытию, что «в каждый данный момент времени индивид существует в одном из трех основных состояний, именуемых состояниями Эго. Состояние Эго определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент». Эти состояния Эго, в которых может находиться человек - Родитель, Взрослый и Ребенок.
Трансактный анализ был разработан преимущественно для групповых занятий. Первоначально применяемые лишь в психотерапевтических целях, впоследствии ТА-группы (группы трансакгного анализа) получили широкое распространение в качестве психологического метода, помогающего людям подойти рационально к анализу собственного и чужого поведения, лучше осознать себя и структуру своей личности, а также сущность взаимодействия с другими людьми и внутренне запрограммированный жизненный стиль - сценарий. В случае, если у человека возникает желание произвести в себе или своем поведении, образе жизни какие-то изменения, он сообщает об этом тренеру и заключает с ним своеобразный двусторонний договор, или контракт, не являющийся юридическим документом, но формулирующий ясно и однозначно цель, которой человек хотел бы достичь с помощью психолога.
На занятиях ТА-групп участники обучаются распознавать, в какие психологические игры они вовлечены в процессе общения и какие виды манипуляций в них используются; как при этом распределяются роли жертвы, преследователя и спасителя и как исполняющие их люди обмениваются этими ролями. В ходе занятий участники достигают инсайта - момента озарения, когда становятся ясными подлинные мотивы тех или иных поступков.