Гуманистическая основа воспитания

Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, пережи­вает вместе с ребенком много вдохновенных минут, не раз следя увлажненным взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает.

Я. Корчак

Коррекционная педагогика может быть только гуманной.Что это

значит? Как отличить гуманные педагогические действия от негу­манных? Вопрос не такой простой, каким он кажется на первый взгляд. Обычно ответ упрощается: если учитель не наказывает, 54

если родители не бьют, если нет запретов и ограничений — это гуманно. Но всегда ли это так? Тысячи незримых противополож­ностей присутствуют в каждом акте человеческого поведения. Пока мы не научимся отличать большое зло от мелких неприят­ностей, большие цели от временных неудобств, стратегию воспи­тания от тактических шагов, мы не научимся и отличать гуман­ные педагогические действия от негуманных.

Посмотрим на действия врача. Если он, спасая человеческую жизнь, вынужден причинить пациенту боль, никто не назовет его действия негуманными. Негуманно врач поступит только в одном случае — если откажется помочь больному. Когда родитель, желая уберечь свое чадо от еще больших неприятностей в будущем, на­казал его отцовским ремешком за проступок сегодня, мы не нахо­дим в его действиях оснований для обвинения в негуманном об­ращении. Негуманно поступит тот родитель, который махнет рукой на судьбу ребенка, отступится от него, не поможет ему рас­ти правильно, займет безразличную позицию.

Рассмотрим на примере действия двух учителей. Требуется оп­ределить, какой из них поступает гуманно. В первом мы без труда узнаем учителя требовательного, подчас даже сурового, но любя­щего и уважающего детей. Свою воспитательную работу он осу­ществляет под девизом: никаких поблажек, ребенок должен расти и действовать правильно. Наказывают детей воспитатели для их блага. Наш учитель не останавливается перед запретами, доволь­но суровыми наказаниями. С мудрой терпеливостью восприни­мает детские капризы, шалости и нарушения порядка. Страдает от обид, но даже самого испорченного не оставит без помощи. Поддержать ребенка, вовремя протянуть ему руку помощи, не ос­тавлять в беде, разумно и требовательно направлять развитие — вот основные правила его воспитательной работы. Гуманизм, по его разумению, в том и заключается, чтобы не бросить ребенка наедине с трудностями жизни, поддержать, помочь ему правиль­но вырасти, создать условия для саморазвития и самореализации. Оправданно все, что идет на пользу растущему человеку.

Второй учитель не наказывает, не журит, но и не помогает де­тям. Он ровен, спокоен, невозмутим. Он предоставил детям сво­боду, постарался ни в чем их не ограничивать. Он действует пра­вильно и бесстрастно, как автомат, следуя педагогическим наставлениям. Нельзя причинять боль ребенку, нельзя его нака­зывать, нельзя ущемлять его «Я». Если ребенок погибнет от жес-токостей жизни, то вины учителя в этом не будет. Он поступает правильно и мягко, он гуманист. Прослыть жестоким ретрогра­дом ему не хочется, хотя он и понимает: без серьезных

ограничений правильно дети не растут. Плывет по жизни наш пе­дагог, сняв с себя всякую ответственность за все.

Почему же учителя мягкого, но безразличного, не желающего и не умеющего спасать детей, мы называем гуманным, а педагога, оберегающего их от опасностей жизни, помогающего стать на ноги, но вынужденного применять для коррекции отклоняюще­гося поведения подчас суровые и непопулярные средства, — негу­манным? Если нет настоящей, действенной помощи, то воспита­ние не может быть названо гуманным. Гуманизм — это помощь, забота, любовь и хорошие результаты. Школа, где действуют мяг­кие законы, но где незащищенных, оставленных без помощи де­тей больше, чем благополучных, негуманна по своей сути.

Не будем отождествлять воспитание с сытостью. Накормлен­ный, одетый, но оставленный без руководства ребенок тоже стра­дает от негуманного отношения, отпедагогической отвергнуто-сти. За куском хлеба ведьвсегда следуют участие и помощь, они важнее. Хлеба хватает всем,а участия недостает. Именно отно­шение кдетям призвана изменитьгуманистическая коррекцион-ная педагогика.

Намуже известны ее общие принципы,результаты преобра­зования воспитательной работы на гуманистических началах. Гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание создает новые механизмы моральнойсаморегуляции воспитанников,постепенно вытесняя сложившиесястереотипы принудительной педагогики. Ввоспитании, ориентированном на личность, ее жизнь и деятельность, перспективными являются такие формы взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, кото­рые активизируют процесс повышения воспитательной инициа­тивы у детей. От состояния «я должен» к состоянию «я хочу» приводит ребенка его личное отношение к тому, что он делает. Чтобы это произошло, нужно отказаться от многих укоренив­шихся педагогических привычек.

Личностно-ориентированное воспитание — это такая воспита­тельная система, где ребенок является высшей ценностью и ста­вится в центре воспитательного процесса. Вокруг его личности концентрируются все остальные приоритеты. Личностно-ориен­тированное воспитание основано на таких принципах гуманисти­ческой педагогики, как самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка как основное средство.

Личностно-ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к лич­ности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития,

I


Гуманистическая основа воспитания - student2.ru

в центре внимания —личность

надежная диагностика воспитания * сотрудничество, сотворчество

ситуации выбора и ответственность

• физическое и эмоциональное благополучие приспособление к возможностям ребенка

* стимулирование развития

ПИТАННИК

отношения к нему как сознательному, полноправному и ответст­венномуучастнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других лю­дей (рис. 5).

Рис. 5

Сердцевиной личностно-ориентированного воспитания явля­ется свобода. Детей не принуждают выполнять те или иные требо­вания, а различными способами создают такие условия, чтобы ре­бенок сам пришел к пониманию значения данного требования

лично для себя, признал и принял его, захотел выполнить и вы­полнил. Для достижения результата используются специальные методы, новые методики.

Научные исследования закономерностей развития ребенка свидетельствуют, что лишь сознательно овладевая в целесообраз­но организованном воспитательном процессе сокровищами куль­туры, ребенок развивает свои силы, становится полноценной личностью. В этом процессе согласованно взаимодействуют вос­питатель и воспитанник, поскольку именно взрослый выступает посредником между культурой и подрастающей личностью. Для большей эффективности воспитательного влияния воспитатель сделает ребенка своим соратником, единомышленником, когда он активно помогает в создании самого себя.

За ребенком признается его уникальность, наполненная раз­личного рода стремлениями, интересами, которые обязательно нужно удовлетворять, иначе развития не произойдет. Многие качества у ребенка заложены на подсознательном уровне. По­этому и нужно создавать социальное пространство для их про­явления. Какая же роль при этом отводится педагогу? Он уже не учитель, а посредник, помощник. Он облегчитель развития. Педагог приспосабливается к развитию, но не вмешиваться в его течение. Он лишь создает благоприятные условия для дет­ского саморазвития.

Требования личностно-ориентированного воспитания должны быть реализованы либо все и сразу, либо от них следует отказать­ся вовсе. Частичного, неполного гуманизма, отмеренных порций доброты и любви не бывает. Здесь действует правило детского максимализма: либо все, либо ничего.

«Было бы ошибкой считать, что понять — это значит избежать трудностей. Сколько раз воспитатель, сочувствуя, должен подав­лять в себе доброе чувство: должен обуздывать детские выходки ради поддержания дисциплины, чужой его духу. Большая научная подготовка, опыт, душевное равновесие подвергается здесь тяж­кому испытанию», — писал Я. Корчак1.

Воспитателю очень трудно. А если он уже давно работает и привык к авторитарной педагогике, то научиться новым подходам нелегко. Безусловное и бессознательное уважение ребенка фор­мируется долго. Активный тренаж нужно начинать в студенче­ском возрасте. Вот почему надежда на полную реализацию всех требований гуманистической педагогики возлагается на новую генерацию воспитателей.

Гуманистическая основа воспитания - student2.ru 1 Корчак Я. Как любить детей. С. 74. 58

Чаще всего воспитатели не могут подавить в себе так назы­ваемую первую реакцию. Массовые наблюдения показывают, что она может быть какой угодно, только не реакцией понима­ния. Между тем именно понимание случившегося наиболее важно для установления доверия и оказания помощи. Лишь после того как доверие-установлено, можно расспрашивать у воспитанника, что с ним произошло. Грозный окрик учителя «Что там случилось?» ни в коем случае не повлечет за собой откровенный ответ. Ребенок понимает, что вопрос вызван не заботой о нем, а необходимостью воспитателя показать свое присутствие и превосходство. Воспитанник, как и мы, взрос­лые, часто думает, что вопросы учителя вызваны простым лю­бопытством или даже желанием позлорадствовать, и момен­тально замыкается в себе.

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка. Точно такие же компоненты должны быть вьщелены и в структуре отношений воспитанника с педагогом. И ребенок стал­кивается с проблемами понимания, признания и принятия своего воспитателя. Наложенные друг на друга, эти системы образуют очень сложную структуру педагогических отношений.

Понимание — проникновение во внутренний мир ребенка. Оно осуществляется с помощью чувств и логики. Воспитатель — человек настолько умный и прозорливый, что читает ребенка как раскрытую книгу. А важнейшая потребность ребенка — быть пра­вильно прочитанным: понятым, принятым, признанным. Он под­сознательно надеется, что его поймут всяким: в любом состоянии, в каждом своем проявлении. Он уверен, что учитель никогда не ошибается. Так оно и должно быть, нельзя разрушать иллюзии. Поэтому позиция педагога, а особенно педагога, работающего с трудными детьми, должна учитывать и быть доминирующей в личностно-ориентированном воспитании.

Понимание детей взрослыми очень затруднено по той простой причине, что мы уже взрослые, а они еще дети. Профессиональ­ная обязанность учителя — самому возвращаться в детство. Тогда ему будет понятно, почему воспитанник ведет себя так, а не ина­че, почему он такой, как есть, и почему он не может быть другим. Не удивляются же дети друг другу!

В основе восприятия ребенка требования принципа природо-сообразности. Это означает, что педагог принимает ребенка та­ким, каким создала его природа и предшествующее воспитание в семье, дошкольном учреждении. Ребенок, каким бы он ни был, всегда самобытен и интересен. Чувство интереса к нему движет

Гуманистическая основа воспитания - student2.ru Гуманистическая основа воспитания - student2.ru желанием его понять. Если педагог не увидит в своем воспитан­нике неповторимого своеобразия, он не сможет его воспитывать. У педагога не найдется «точки опоры» для человеческого контак­та со своим учеником.

Целостное восприятие ребенка существенно отличается от порциального, т. е. восприятия «по частям». Именно последнее превалирует сегодня при изучении возрастных и индивидуальных особенностей.

В древности учителя обязаны были совершенствовать свое главное оружие — педагогическое чутье и интуицию. Тогда оши­бок было гораздо меньше, чем сегодня. И зарубежные специали­сты прибегают к тщательным обследованиям только тогда, когда у ребенка появляются проблемы, и их нельзя обнаружить. Это не значит, что не следует изучать детей. Изучать, повторим еще раз, нужно целостного ребенка, его стержневые структуры, а не второ­степенные изменчивые характеристики.

Чтобы процесс понимания учеников сделать результативным, педагогу необходимо развивать следующие профессиональные качества:

—наблюдательность и понимание того, что происходит. В любой
момент он должен объяснить, почему это происходит;

—эмпатию, т. е. безусловное сопереживание, понимание чувств,
переживаемых учеником, адекватное проявление своих чувств;

—умение постоянно осознавать и правильно реагировать на
то, как воспринимают и оценивают его как педагога воспи­
танники;

—знание типичных ошибок, которые чаще всего допускаются
педагогами при оценке внешнего облика и внутреннего мира
воспитанников;

—умение практически применять оценочные характеристики
для сравнения изменений, наступающих в результате воспита­
тельных действий.

Признание права ребенка быть самим собой — еще один прин­цип гуманистической коррекционной педагогики. Признание — это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками и позицией. Какими бы они ни были, их уважают, счи­таются с ними. Мы можем не принимать то, что для ребенка яв­ляется значимым, что для него важно, но самого ребенка воспитатель-гуманист не отвергает. Ненавидим поступки — лю­бим ребенка. Требование признания ребенка основывается на вере в его возможности, в то, что подрастет — осознает, будет и понимать, и вести себя лучше, на вере в то, что зерна воспитания дадут когда-нибудь плоды. Признаём — значит, верим в самосо-60

вершенствование. Только такое понимание диалектики и проти­воречий воспитания делает воспитателя мудрым и терпеливым, а его позицию — сильной и неуязвимой. Только тогда воспитанник естественно проходит через все периоды и трудности взросления, у него не остается никаких последствий и комплексов, сформиро­ванных неправильным воспитанием.

Признание личности ребенка с самого начала его сознатель­ной жизни имеет решающее значение. Традиционно мы мало об­ращаем на это внимания: мал еще, чего с ним считаться. И оши­баемся: такой подход самым отрицательным образом сказывается на взрослении, развитии индивидуальности, самостоятельности ребенка. Потом сокрушаемся: почему он такой инфантильный (невзрослый), непонятливый, несамостоятельный. Забыли, что это прямое следствие воспитания: ведь ребенка лишили возмож­ности развить свою самостоятельность. Конечно, родителям и воспитателям удобнее иметь под рукой тихого, послушного, не­конфликтующего ребенка. Для своей выгоды, своего удовольст­вия они сознательно пресекают любые его попытки заявить о себе. Но что достигается в конечном итоге? Личностно-ориенти-рованное воспитание категорически отрицает подобную позицию родителей и воспитателей. Оно требует от них признания ребен­ка, уважения его детства, ошибок. Оно призывает верить в благо­родство его мотивов и поступков.

Для каждого своего воспитанника педагог определяет личную стратегию воспитания. Определившись с системой воспитатель­ных целей, он подбирает такие средства воспитательного воздей­ствия, которые актуализируют присущие ребенку функциональ­но-психологические особенности. Чем выше дифференциация форм воспитательного влияния, тем выше эффективность воспи­тания. При этом учитывается, что независимо от своих индивиду­альных особенностей и возможностей все воспитанники должны знать и выполнять необходимые моральные требования. Кон­кретные пути каждого воспитанника к достижению воспитатель­ной цели, конкретные механизмы личностного развития будут индивидуально-своеобразными и будут соответствовать исход­ным индивидуальным особенностям.

Принципиальное положение гуманизации воспитания — при­нятие ребенка. Принятие — это не просто положительная оценка; это признание того, что ребенок принят со всеми его недостатка­ми, он имеет право быть таким, какой он есть. Если педагог при­нимает ребенка, то принимает и его особенности, не выделяя и не оценивая их. Он их знает. Он готов справиться с недостатками. Пе­дагог показывает ребенку, что принимает его таким, какой он есть.

Конечно, легко и просто принять воспитанника, когда его дос­тоинства превосходят недостатки. Но чаще приходится прини­мать неблагополучных, «Полюбите нас черненькими, — читаем у Ф. Достоевского, — а беленькими нас всякий полюбит». Если ре­бенок «не такой», не так действует, думает, ходит, ест, спит, его трудно принять. Взрослые, может, и сами того не понимая, «под­равнивают» ребенка под себя. Они не позволяют ему отличаться от других. Известно, что больше шансов на принятие имеют кра­сивые, здоровые, воспитанные дети. Тихим и скромным девочкам отдается особое предпочтение.

Если воспитатель не принимает воспитанника или принимает его формально, как служебную необходимость, то скорее всего он относится к нему отрицательно. Обещая помочь, он не достигнет успеха. Искреннее принятие обязательно проявится в сочувствии и теплом отношении. Создается атмосфера для обоюдного откры­того выражения чувств. Легкое прикосновение, теплый взгляд, сочувственное молчание поддерживают силы ребенка, повышают веру в себя, помогают пережить трудности или конфликтную си­туацию. Воспитатель будет терпеливым и к путанной речи, и к длинным монологам, и к сильному выражению чувств. Он позво­лит ребенку выговорится и тем самым облегчит его состояние.

Нынешние школьные отношения характеризуются неполным принятием ребенка. Ученику постоянно ставятся условия: «Я буду тебя уважать, если ты...», «Я буду с тобой дружить, но ты должен...». В результате у ребенка формируются нереалистические взгляды на себя и окружающих людей. В подсознании сидит: он не может быть принят по каким-то причинам. А причины в большинстве самые пустяковые. Но ребенок уже не принимает себя из-за низкого уров­ня самооценки. Формируется комплекс самонеприятия. Неприня­тие себя — самое ужасное следствие непринятия другими. Психоло­ги и врачи утверждают, что оно ведет к невротическим состояниям, вселяет неуверенность, рождает чувство безысходности. Неприня­тый ребенок сегодня — это отвергнутый взрослый завтра. Человек, у которого недостает любви и сочувствия, в постоянной готовности быть всегда виноватым, — это человек агрессивный и жестокий.

В основе принятия ребенка — любовь. Если это христианское чувство неведомо душе воспитателя, то какие бы профессиональ­ные усилия он ни прилагал, принять и полюбить нервного, ка­призного, трудного ребенка он не сможет. Говорят: педагогиче­ская любовь к детям должна быть умеренной и разумной. Но никто не знает, где она разумная, а где нет. Одно известно: любя­щий ребенка воспитатель всегда воспитывает лучше, ибо действу­ет он не только умом, но и сердцем.

Путь любви к ученику лежит через справедливость. Ничто так тонко не чувствуют дети, как фальшь. И ничто они не восприни­мают так естественно и с такой необходимостью, как справедли­вость. «Он несправедлив ко мне» — самый болезненный укор вос­питателю. Невозможно требовать от воспитателя, чтобы он был интеллектуально и нравственно совершенным, но справедливым он должен быть обязательно.

Если требования к ребенку несправедливые, завышенные или заниженные, если его постоянно осуждают, то у него неизбежно вызревает протест. Формируется боязнь сделать что-то не так, не­удовлетворенность собой. Все это сковывает активность ребенка, центрирует его внимание на своих ошибках, своих переживаниях, неудачах и оскорблениях. Ребенок хочет, чтобы с ним обходились серьезно и уважительно. Принятие основывается на требователь­ности и принципиальности. Но это идет на пользу только на фоне положительного отношения, желания помочь.

Полное безусловное принятие помогает ослабить, а потом и совсем снять детскую тревожность. Состояние полного принятия максимально способствует самоутверждению воспитанника, пре­доставляя ему свободу для саморегуляции. Сожаления достойно, что такое отношение с воспитанниками не может еще безболез­ненно быть принято всеми педагогами, поскольку в нашем созна­нии еще крепко сидит представление о необходимости внешнего подкрепления всех действий ученика.

Естественно, что взгляды воспитанника и воспитателя на одни и те же события различны — ведь существует огромная разница в возрасте и опыте. Поэтому воспитатель будет постоянно и терпе­ливо объяснять, чем вызвано то или иное действие, почему нужно поступать именно так. Тогда воспитанник лучше поймет, что тре­бование не прихоть воспитателя, а жизненная необходимость. Равность позиций предполагает, что и воспитатель, и воспитан­ник осознают необходимость того или иного поведения. Ребенок лучше понимает сущность предстоящей деятельности, формули­рует ее словами, а затем и действует в правильном направлении. Должен ли воспитатель показать, что он любит и принимает ребенка? Не нужно ли ему опасаться, что дети, грубо говоря, «ся­дут на голову»? Панибратство, неуважение к старшему как раз и возникают при отсутствии искренней любви и уважения. Значит, где-то затаилась фальшь. Любящий воспитатель, как мать и отец, может даже прибегнуть к дружеской трепке. Это только усилит обоюдную привязанность. Отнеситесь с пониманием к этому за­мечанию. В авторитарной педагогике подобное деяние уголовно наказуемо. Абсурд — воспитателю оно позволяет быть деспотом,

Гуманистическая основа воспитания - student2.ru тираном, мучить и изводить ребенка. А потрепать по-дружески за вихри приятеля, выходит, нельзя? Если ребенок уверен, что его любят, то отцовский ремешок,; острастка приятеля-воспитателя ему не повредят.

Гуманистическая основа воспитания - student2.ru Мы повторили уже известные нам принципы гуманисти­ческой педагогики, чтобы подчеркнуть: коррекционная педа­гогика может быть только гуманной. В ее основе комплекс­ное изучение, понимание, признание, принятие ребенка. Воспитатель понимает, почему ребенок действует так, а не иначе. Он признает право ребенка быть самим собой, посту­пать, как ему заблагорассудится. Наша задача — научить его действовать правильно, но не путем насилия, принудитель­ного изменения форм поведения, а гуманными методами. Принятие ребенка — это проявление уважения к нему, его мыслям, чувствам, переживаниям, поступкам, к его правам и свободам. Относясь уважительно ко всему тому, что состав­ляет детские ценности, воспитатель показывает воспитанни­ку, что любит и уважает его. Коррекция воспитания в таких условиях будет успешной.

Почему так трудно идеи гуманистической педагогики про­бивают себе дорогу в массовую практику учителей начальной школы? Основных причин две: неполное выполнение требо­ваний гуманистической педагогики и укоренившиеся стерео­типы (привычки) автор«[тацрноговоспитания.

Тест

Как ты поступишь в таких ситуациях?

1. Бабушка поскользнулась и упала на улице. А ты: а) под­
бежишь к ней и поможешь встать; б) пройдешь мимо и сдела­
ешь вид, что не заметил; в) отвернешься, чтобы не видеть.

2. Твоему приятелю очень захотелось есть. А ты: а) отдашь
ему свой бутерброд; б) сделаешь вид, что не понял; в) отвер­
нешься и не поделишься.

3. Твой товарищ просит тебя помочь выполнить задание.
А ты: а) откажешь ему; б) сделаешь вид, что не понял; в) от­
вернешься и не поможешь.

4...

Реализация: Время заполнения теста не должно превышать 2-3 минут.

Вариации: Аналогичный тест можно проводить раз в году в каждом классе. Вопросы теста варьируются с учетом возраста детей и изменений их поведения. Одинаковое количество во­просов и цейтнот времени — постоянные требования.

Обработка результатов: За каждый положительный ответ начисляется один балл. Если общий результат составляет 8-10 баллов — хорошо, 5-7 баллов — удовлетворительно, меньше 5 — плохо.

Выводы: Они могут иметь только ориентировочное значе­ние и станут основой для проведения этической беседы и кор-рекционных дел.



Гуманистическая основа воспитания - student2.ru 64

Наши рекомендации