NB. В каждой рубрике список источников и литературы следует давать в алфавитном порядке. Нумерация должна быть сплошной и содержать не менее 50 наименований.
Подготовка, оформление, защита
Учебно-методические материалы
для студентов специальности «Журналистика»
НИЖНИЙ НОВГОРОД
Рецензенты:
Д.и.н. проф. В.М. Строгецкий
К.ф.н. доц. В.Н. Романова
Курбакова Е.В.Выпускная квалификационная работа: подготовка, оформление, защита / Е.В. Курбакова. – Н. Новгород: НГЛУ, 2010. – 18 с.
Учебно-методические материалы «Выпускная квалификационная работа: подготовка, оформление, защита» представляют собой рассмотрение всех этапов деятельности и формы работы исследователя над выполнением выпускной квалификационной работы различной ступени (бакалавр, специалист, магистр).
УММ предназначено для студентов специальности «Журналистика».
ПРЕДИСЛОВИЕ
Написание выпускной квалификационной работы (дипломной работы, дипломного проекта, дипломного сочинения, диплома) является самым важным и значимым шагом для вхождения специалиста (бакалавра, магистра) в профессиональное сообщество. Защита диплома – самое яркое свидетельство овладения выпускником совокупностью знаний, умений и навыков, иначе именуемой «профессиональными компетенциями».
Для того, чтобы выпускная квалификационная работа явилась подтверждением профессиональной зрелости ее автора, написание диплома должно начинаться на самых ранних этапах обучения – желательно с первого курса, когда студент впервые оказывается перед выбором темы курсового проекта. В том случае, если студент изберет перспективную тему на самом раннем этапе своего обучения, ее последовательная разработка может в дальнейшем составить глубокое и основательно проработанное исследование - выпускную квалификационную работу как результат заинтересованной и самостоятельной многолетней научной деятельности студента.
Любой, кто делает первые шаги в научно-исследовательской сфере, сталкивается с массой вопросов: как выбрать тему, как начать ее разрабатывать, как грамотно ее оформить, как подготовить сильную защиту своей работы и т.д. Данное учебно-методическое пособие предлагает ответы на ряд этих вопросов.
РАЗДЕЛ I.
ВЫБОР ТЕМЫ
Выбирая тему выпускной квалификационной работы, учтите один очень важный жанровый аспект. Дело в том, что дипломный проект, который вы готовитесь создать, может иметь либо исследовательский, либо творческий характер.
Работу исследовательскоготипа чаще называют «теоретической», работу творческоготипа–«практической». Иначе говоря, если вы намереваетесь работать над осмыслением чужого опыта в профессии, то ваша работа будет носить исследовательский (теоретический) характер. Если же вы уже работаете в журналистике и готовы посвятить свое дипломное сочинение осмыслению личного профессионального опыта, то ваша работа будет «творческой» («практической»). Поэтому нужно выбрать такую тему, которая бы позволила максимально раскрыться вашим способностям, знаниям, интересам.
Тема «Жанр репортажа в российской тележурналистике 2005-2010 гг. (на материале «Первого канала»)» будет называться исследовательской (теоретической). Тема «Теоретическое осмысление деятельности корреспондента газеты «Нижегородские новости» - творческой, т.е. построенной на анализе студентом собственной практики работы корреспондентом названной газеты.
Однако жанровый аспект деления тем выпускных квалификационных работ на исследовательскую / творческую работу в последующем процессе деятельности потребует теснейшей связи: при выборе вами «исследовательской» темы неизбежна опора на чью-либо (но не свою) «практику», а «творческая» тема предполагает необходимость овладения «теоретической» информацией.
NB. Формулировку темы не только выпускной квалификационной работы, но и курсового проекта необходимо согласовать с научным руководителем. Научный руководитель поможет вам осознать степень «диссертабельности» вашей темы: если тема слишком проста (узка), посоветует, в каком направлении двигаться для ее «расширения» и углубления; если слишком сложна, поможет ее «сузить» и локализовать объект ваших изысканий.
От правильного выбора темы выпускной квалификационной работы зависит успех всего дела: не только результат, но и процесс создания вами дипломного сочинения. Если вами выбрана интересная для вас и перспективная для потенциальной сферы приложения ваших знаний и сил тема, то вы будете работать над ней энергично, с увлечением и пользой.
Избранная тема должна быть осознана вами с точки зрения ее актуальности, новизны, теоретической и практической значимости. Вам предстоит выбрать арсенал методов исследования, определить предмет и объект исследования, материал для исследования. В этом тоже поможет вам научный руководитель. Постарайтесь увидеть в научном руководителе своего соратника и сторонника. Не избегайте встреч с ним! Воспринимайте его советы как помощь со стороны представителя научного сообщества в целом, ведь научный руководитель заинтересован в ваших высоких результатах! Если же «планка», которую выставляет вам научный руководитель, высока и недостижима, не стесняйтесь заметить ему, что не считаете для себя необходимым получить «блестящий» результат (оценку «отлично», рекомендацию в аспирантуру и т.п.). Главное в процессе работы с научным руководителем – единство целей в достижении успеха, хотя в понятие «успех» каждый вкладывает свое значение.
РАЗДЕЛ II.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ДИПЛОМНЫМ СОЧИНЕНИЕМ. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Последовательность этапов научной работы, результатом которой должен явиться ваш дипломный проект, во многом условна и зависит от избранной вами темы. Кто-то из авторов на первом этапе будет формировать список источников и литературы, кто-то начнет с введения.
Объем дипломной работы, как правило, составляет не менее 70, но не более 100 страниц вместе с приложениями. В каком бы порядке вы ни осуществляли свою научную деятельность, значима ваша ориентация на конкретное структурное построение выпускной квалификационной работы.
Содержательная часть диплома начинается с ОГЛАВЛЕНИЯ, в котором максимально корректно должны быть отражены все содержательные компоненты вашего исследования.
Затем следует ВВЕДЕНИЕ – одна из самых «показательных» частей вашей работы. Глубокое и основательно составленное введение поможет вам, с одной стороны, сформировать четкую концепцию и убедительно ее доказать, с другой, - позволит любому читателю вашей работы (научному руководителю, членам ГАК, рецензенту) составить представление о вашем дипломном проекте в целом.
Во введении должны быть отражены основные положения, зафиксированные в четких формулировках, соответствующих квалификационным признакам дипломного сочинения.
Актуальность – одно из основных требований к любому исследованию, т.к. научный поиск целесообразно проводить лишь в отношении важных, современных, злободневных, насущных вопросов.
Научная новизна – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов.
Теоретико-практическая значимость работы должна проистекать из конкретных проявлений актуальности (злободневности) вашей темы.
Во введении должна быть отражена цель вашего исследования, для достижения которой вы будете готовы решить ряд задач. Цель и задачи следует сформулировать весьма корректно, т.к. в ЗАКЛЮЧЕНИИ выпускной квалификационной работы вам надлежит дать свидетельства достижения цели и решения задач. В случае отсутствия корреляции (соответствия, соотнесения) поставленных задач и полученных выводов – что случается в результате «отступления» от темы - предстоит провести работу над корректировкой формулировок цели и задач исследования.
Предмет исследования и объект исследования автор выпускной квалификационной работы должен четко определить, хотя это не всегда легко сделать. Предмет и объект соотносятся как частное и общее.
В отношении темы «Жанр репортажа в российской тележурналистике 2005-2010 гг. (на материале «Первого канала»)»предметом может стать ряд жанровых признаков репортажа в творчестве одного из авторов Первого канала (или своеобразие репортажа каждого из 2-3 тележурналистов Первого канала), объектом – признаки телерепортажа, закономерности мотивации выбора этого жанра тележурналистами.
Материал исследования следует так же четко определить. Например, в отношении избранной нами «примерной» темы в качестве материала исследования можно выбрать либо 6 репортажей одного журналиста, либо по 3 репортажа 2-х, либо по 2 репортажа 3-х телерепортеров[1].
Методы исследования следует избрать как общетеоретические (индукция, дедукция, анализ, синтез), так и специализированные (комплексные) методы, конкретно применимые к вашей теме (возможно, проблемно-хронологический метод, методы систематизации и классифицирования, контент-анализ и мн. др.).
Разбивая материал по главам, следует руководствоваться логикой изложения материала. Обычно выпускная квалификационная работа состоит из двух глав.
ПЕРВАЯ ГЛАВА диплома, как правило, имеет «теоретический» характер, т.е. позволяет подойти к раскрытию темы исследования с опорой на труды предшественников.
Так, в отношении темы «Жанр репортажа в российской тележурналистике 2005-2010 гг. (на материале «Первого канала»)»целесообразно посвятить первую главу жанру репортажа в целом. Можно назвать первую главу «Репортаж как журналистский жанр» и разделить ее на два параграфа: 1. «Репортаж в системе жанров современной журналистики», 2. «Особенности репортажа на российском телевидении».
ВТОРАЯ ГЛАВА вполне оправданно должна представлять своего рода «практический» ракурс исследования. В отношении избранной нами «примерной» темы вторая глава выпускной квалификационной работы может быть названа «Телерепортаж на Первом канале» и быть разделена на параграфы сообразно специфике исследуемого материала.
Важным является то обстоятельство, что главы выпускной квалификационной работы должны быть соотносимы по объему. Так, если объем первой главы – 30 страниц, объем второй главы не может быть 12-15 страниц, и наоборот. Кроме того, в каждой из глав должно быть не менее двух параграфов. Параграфы, в свою очередь, также могут иметь подразделы (не менее двух в каждом параграфе). Членение глав на параграфы, а параграфов на подразделы должно быть продиктовано внутренней логикой вашей работы. Так, формулировки параграфов не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ является свидетельством достижения вами цели и задач исследования. Иногда имеет смысл построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты.
NB. Текст выпускной квалификационной работы не должен содержать прямых повторений предложений, абзацев (а подчас и целых страниц)!Нередко для утверждения корреляции положений введения и заключения выпускники дублируют фрагменты введения в заключении. Это категорически неприемлемо! Именно в способности переформулировать, перефразировать (а не повторить слово в слово) основные положения своего научного труда и заключается квалифицированный подход к работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ является библиографическим аппаратом диплома и состоит из той литературы, которая использована (процитирована, упомянута) в тексте дипломного сочинения. Список использованной литературы следует подразделить на рубрики. В Источники следует включить те материалы исследования, которые явились первичными. В отношении нашей «примерной» темы это должны быть записи телерепортажей конкретных журналистов Первого канала. Следующая рубрика Основная литература по проблеме должна содержать печатные издания – от монографий, до статей и авторефератов диссертаций – по близкой вашей теме проблематике. Рубрика Литература на иностранных языках может представить широту и глубину вашей осведомленности в изучаемых вопросах с учетом навыков владения иностранными языками. Заключительная рубрика Сайтография призвана проиллюстрировать широкий фон вашего обращения к интернет-источникам по изучаемой вами проблеме[2]. В связи с простым доступом к интернету многие авторы дипломных проектов склонны отдавать предпочтение электронной базе источников и научной литературы. Однако список использованных вами источников и литературы обязательно должен включать печатные версии монографий, статей и других публикаций.
NB. В каждой рубрике список источников и литературы следует давать в алфавитном порядке. Нумерация должна быть сплошной и содержать не менее 50 наименований.
Пример оформления списка использованной литературы см. в РАЗДЕЛЕ III.
ПРИЛОЖЕНИЯ могут иметь разный характер: вырезки газетных статей, их ксерокопии, диски с записями телепрограмм, диаграммы, графики, таблицы. Приложения предназначены для проверки достоверности выводов, к которым пришел исследователь. В структурном построении выпускной квалификационной работы важно также и то, что на все приложения следует давать указания в тексте самого дипломного сочинения.
Особого внимания заслуживает стиль изложения ваших идей. Следует избрать стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски. В научной речи не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я». Точку зрения автора обычно отражает местоимение «мы». Для того чтобы разнообразить текст, конструкции с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями, например: «К жанру телерепортажа подходят с различных точек зрения». Используется также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что…»), страдательный залог («разработан жанровый подход к проблеме») и др.
РАЗДЕЛ III.
ОФОРМЛЕНИЕ
Работу представляют в двух экземплярах: один экземпляр – для рецензента, другой не менее чем за 10 дней до защиты должен быть сдан на кафедру и иметь подпись заведующего кафедрой о том, что работа допущена к защите. В случае если вы намереваетесь получить отзыв от рецензента к этому сроку, то вам достаточно подготовить один экземпляр выпускной квалификационной работы и за 10 дней до защиты вместе с отзывом рецензента сдать этот экземпляр на кафедру.
Текст выпускной квалификационной работы должен быть напечатан 14 кеглем (шрифт Times New Roman) через полтора интервала на одной стороне листа формата А4. Поля – верхнее и нижнее по 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Абзац равен пяти знакам. Каждый раздел выпускной квалификационной работы (введение, главы, параграфы, заключение, список использованной литературы, приложения) начинаются с новой страницы. Заголовки печатают прописными буквами жирным шрифтом и форматируют по ширине страницы.
Оформление СНОСОК (ссылок) в научной работе, как показывает практика, представляет немалую сложность для студентов. Те, кто хорошо знаком с научной литературой, сноски оформляют с легкостью – и в студенческом дипломе, и в статье (монографии, диссертации) сноски имеют универсальный вид. Для тех же, кто нечасто держит в своих руках не то что чьи-то диссертации, но и учебники по изучаемым дисциплинам, оформление сносок при написании дипломного сочинения становится очень большой проблемой. Несмотря на то, что многие считают оформление сносок «формальным» параметром, он очень показателен: если сноски вами оформлены грамотно, представители научной общественности (научный руководитель, заведующий кафедрой, рецензент, члены ГАК) увидят в вас опытного исследователя и с уважением отнесутся к выполненному вами труду. Если же ваши сноски оформлены некорректно, работа заведомо породит ряд вопросов и опасений, а также сделает необходимым поиск тех источников, что вами использованы, но надлежащим образом не указаны.
Оформлять сноски принято одним из двух способов.
СПОСОБ 1. Постраничные ссылки.
Осуществляя компьютерный набор текста выпускной квалификационной работы, вы включаете постраничные сноски (внизу страницы). Для связи ссылок с текстом иногда используют знак сносок в виде цифры или звездочки. Однако если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Сноскам лучше всего придать сплошную нумерацию, или начинать с «1» на каждой странице. Если вы ссылаетесь на конкретные слова (даете цитату), перед знаком сноски текст должен быть поставлен в кавычки.
«Текст, если рассматривать его в системе обобщенных функциональных категорий, квалифицируется как высшая коммуникативная единица»1.
Если вы даете сноску на концепцию какого-либо автора в целом, кавычки не нужны.
СПОСОБ 2. Внутритекстовые ссылки.
Этот способ требует составления специального списка сносок по порядку, обусловленному их употреблением в тексте диплома.
«Текст, если рассматривать его в системе обобщенных функциональных категорий, квалифицируется как высшая коммуникативная единица» [1, 21].
В квадратных скобках указываются сначала порядковый номер источника в списке «СНОСКИ» (как правило, СНОСКИ предшествуют СПИСКУ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ), затем номер страницы.
Для оформления СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ существуют определенные правила. Вот несколько примеров для наиболее часто встречающихся видов сносок.
Ссылка на книжное издание:
Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М.: Книга, 1980. 226 с.
Ссылка на сборник научных статей:
Сьюзан Смит-Питер. Истоки губернских ведомостей: 1831-начало 1850-х гг. // Провинциальная журналистика и жизнь российской империи в XIX-начале XX в.: Сб. науч. ст. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. с. 23-51.
Ссылка на газетные или журнальные публикации:
Абдулатипов Рамазан. В интересах стабильности общероссийского дома // Российская газ. 1991. 30 окт.
Сергей Юшенков. На обломках демдвижения // АиФ. 1999. № 3 (янв.). С. 5.
Ссылка на статьи из журналов, имеющих серийные названия:
Васильев В.П. Психологические проблемы журналистики // Вестн. МГУ. Сер. 11, Журналистика. 1974. № 5. С. 89-90.
Ссылка на материалы конференций:
Быков Ю.В. Трансформация иновещания в современном мире // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы межвуз. науч.-практич. конф. СПб.: Роза мира, 2010. С. 272-273.
Сылка на диссертации и авторефераты диссертаций:
Гудакова Ж.И. Управление организацией: согласование интересов и социальный конфликт: Дис. …канд. социол. наук. Новочеркасск, 1999. 146 с.
Шагушина А.В. Массовое сознание российского провинциального пролетариата на рубеже XIX-XX вв. (на материалах Владимирской губернии). Авторефер. дис. …канд. ист. наук. М., 2005. 23 с.
Ссылка на иностранную литературу:
Mosse W.E. Russian Provincial Governors as the end of the Nineteenth Century // The Historical journal. 1984. № 27. P. 225-239.
Ссылка на Интернет-источник:
Телевещание. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_des2.cgi?qqydcdo (дата обращения 25.05.2010).
Кроме вышеприведенных видов ссылок, в зависимости от темы выпускной квалификационной работы могут быть необходимы ссылки на архивные документы, законодательные акты, депонированные издания и другие виды источников.