Распределение цветов разной интенсивности в выборе цветовых карт респондентами в разные моменты исследования

а) темные оттенки   1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора
1-2 места
3-4 места
b) оттенки средней интен­сивности 1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора
1-2 места
3-4 места
с) светлые оттенки 1 измерение 2 измерение 3 измерение
N % N % N %
Отсутствие выбора
1-2 места
3-4 места

- 131 -

В таблице 7 представлена связь между выбором цветов и заявлен­ными респондентами эффектами исцеления. Те, кто отрицал какие-либо эффекты исцеления, продолжали избегать выбора темных цветов. Те же, кто заявлял о достигнутом исцелении, также продолжали отдавать предпочтение более светлым оттенкам, причем частота их выбора со временем увеличивалась. Выбор же оттенков средней интенсивности существенно не менялся.

Таблица 7

Изменения в выборе цветов разной интенсивности во времени у лиц, отметивших эффект исцеления, и тех, кто его отрицал

а) темные оттенки Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор xy2
Нет изменений выбора 11, 5**
Более частый выбор  
b) оттенки средней интен­сивности Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор xy2
Нет изменений выбора 1,5
Более частый выбор  
с) стадии с 9 по 12 Неисцелившиеся Исцелившиеся  
N % N %  
Более редкий выбор xy2
Нет изменений выбора 4,6 6*
Более частый выбор  

- 132 -

Обсуждение

Целью данного исследования было изучение связи между «объек­тивными» индикаторами состояния здоровья (качества жизни) и пси­хической динамикой (карточный тест мандалы), с одной стороны, и за­явлениями участников групп духовного целительства о достигнутом исцелении, с другой стороны. Результаты исследования свидетельству­ют о наличии весьма слабой связи или даже ее отсутствии между изме­нениями качества жизни респондентов во времени и их утверждением о достигнутых эффектах исцеления. В то же время была отмечена неко­торая связь между психодинамическими феноменами и утверждением об исцелении: те лица, которые заявляли о выраженных эффектах ис­целения, демонстрировали более значительные изменения в своем пси­хическом состоянии, определяемые с помощью карточного теста ман­далы. Кроме того, те, кто сообщал о более высоком уровне физическо­го и поведенческого благополучия, часто заявляли и о достигнутом исцелении.

Значительное число подвергшихся опросу лиц положительно от­вечали на вопросы, касающиеся эффектов исцеления, хотя вопросы касались лишь тех эффектов, которые проявлялись в период проведе­ния исследований. Хотя несколько человек заявили о полном исцеле­нии, большинство опрошенных отметили лишь определенное улучше­ние в состоянии своего здоровья или жизненной ситуации (Glik, 1990b). Более того, как и в исследованиях Клейнмана и Санга (Kleinmann and Sang, 1979) и Финклер (Finkler, 1981), в нашем исследовании были те, чье состояние, по их мнению, за период наблюдения существенно не изменилось. Результаты наших исследований согласуются со сделан­ными ранее наблюдениями, состоящими в том, что измеряемое с помо­щью конвенциональных методов качество жизни в результате ритуалов целительства существенно не меняется.

Проведение карточного теста мандалы на выборке участников групп религиозного целительства позволило выяснить, как различные способы когнитивной переработки материала или переход от одного из них к другому связаны с заявлениями респондентов о достижении ис­целения. Можно предполагать, что изменения в способах когнитивной переработки материала могут вызывать изменения восприятия, кото­рые, в свою очередь, связаны с ощущением «исцеления».

- 133 -

Хотя участвовавшие в исследовании лица не опрашивались непос­редственно в ходе совершения ритуалов исцеления, полученные нами данные позволяют допустить, что участники групп религиозного целительства могут переживать изменения восприятия себя и окружающего мира, а также способов переработки информации (Csordas, 1983), кор­релирующие с ощущением исцеления. Более того, ритуалы исцеления могут стимулировать появление у их участников определенного «опы­та исцеления» или переживание ими «событий особого рода» благода­ря использованию в ходе этих ритуалов связанной с внушением лич­ной силы и трансформации риторики (Csordas, 1983; McGuire, 1983), которая способна вызывать яркие образные представления и изменен­ные состояния сознания (Griffith et al., 1986). Многими исследования­ми связь переживания «измененных состояний сознания» с участием в ритуальных действиях была подтверждена (Ludwig, 1968; Fischer, 1975, 1976; DiLeo, Grof and Kellogg, 1977; Galanter, 1982; Lex, 1979).

С учетом высокой частоты появления опыта «трансформации и изменений», можно предполагать, что участники групп религиозного целительства имеют определенную предрасположенность к пережива­нию «измененных состояний сознания». Это согласуется с юнгианским представлением о том, что опыт раннего детства и особенности окру­жающей ребенка среды могут способствовать усвоению определенных когнитивных стилей и тенденций, связанных с переживанием разных психических состояний.

Поскольку использование нами различных критериев оценки ка­чества жизни респондентов предполагало дифференциацию эффек­тов воздействия исцеляющих ритуалов по степени их оздоровляюще­го эффекта, на основании результатов применения карточного теста мандалы. Можно предполагать, что каждая стадия Большого Круга Мандалы обладает определенным потенциалом как здоровья, так и патологии. Если имеет место «застревание» на тех или иных стадиях, вероятность патологических изменений повышается. В то же время вряд ли есть основания говорить о том, что одна Стадия лучше, чем другая. Здоровым индивидом является тот, кто способен проходить разные стадии Большого Круга, не утрачивая при этом присущей ему целостности и равновесия. На основе полученных нами результатов можно предполагать, что у субъектов, имеющих относительно высо­кий уровень физического и поведенческого благополучия, участие в

- 134 -

ритуалах исцеления может вызывать определенные психодинамичес­кие изменения, которые затем интерпретируются ими как положитель­ные или «исцеляющие» в контексте группы. В отличие от них, у ме­нее физически и поведенчески благополучных индивидов тенденция к переживанию психодинамических изменений, по-видимому, ниже (см. таблицу 5), а потому они реже оказываются готовыми пережить опыт «исцеления». Что касается связи цветового выбора с отчетами о достигнутом исцелении, то она, по данным нашего исследования, не столь очевидна.

Заключение

Литература на тему ритуального целительства свидетельствует о том, что оно может быть действенным в решении определенных психосоциальных и психосоматических проблем, включая экзистенциальные проблемы, проблемы соматизации стрессовых воздействий, адаптации к хроническим заболеваниям и состоянию нетрудоспособности (Bourguignon, 1976; Garrison, 1974; Galanter, 1980; Kleinmann, 1980; Ness, 1980; Finkler, 1985; Glik, 1986; Griffith et al., 1986). Изложенные в этой статье результаты исследований свидетельствуют о различных эффек­тах, связанных с переживанием измененных состояний сознания, но не с психологическими изменениями. Эти результаты также показывают, что эмпирическое изучение эффектов исцеления должно строиться на серьезной в концептуальном и методологическом отношении основе. Оно должно охватывать достаточно большие группы испытуемых, а для их обследования должны использоваться валидные инструменты оцен­ки, способные зафиксировать возможные изменения.

Подытоживая, можно заявить о том, что, несмотря на существова­ние разных подходов к лечению заболеваний и практик оздоровления, сакральные системы целительства, действующие в контексте группы и основанные на ритуальных практиках (Alland, 1962; Ness, 1980; Kleinmann; 1980; Moerman, 1983), могут способствовать облегчению психического состояния их участников и предоставлять им средства интерпретации «феноменов исцеления» (Frank, 1973; Lex, 1979). Не пытаясь анализировать в данной публикации природу этих феноменов с точки зрения их связи с регрессивными (O'Keete, 1982) или транс-

- 135 -

формационными процессами (Wilber, 1983), результаты исследования позволяют предполагать их связь с состояниями сознания и стилями переработки информации. Полученные данные свидетельствуют, что переживаемое в контексте ритуальных групповых действий «исцеле­ние» имеет существенные отличия от тех процессов исцеления, кото­рые имеют место в контексте психологических или медицинских воз­действий.

- 136 -

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Джоанна Келлогг (Joah Kellog)

Всякая мандала является продуктом индивидуального творчества, создаваемым в определенное время и в определенном месте. Поэтому она всегда уникальна и не может быть в точности повторена. Пробле­мы, радости, тревоги, аффекты, физическое состояние организма и многое другое — все это находит свое отражение в мандале, которая может рассматриваться в качестве голограммы. Большинство людей, несмотря на отсутствие у них опыта предшествующей изобразитель­ной деятельности, достаточно легко создают абстрактные композиции; в некоторых случаях мандалы имеют конкретный характер, то есть вклю­чают изображения реальных объектов (людей, животных, растений и т. д.). Можно предполагать, что два типа мандал, связанных с абст­рактными и конкретными изображениями, в определенной мере отра­жают особенности мышления: в случае преобладания абстрактного мышления над конкретным мандалы имеют отвлеченный, геометричес­кий характеров случае преобладания конкретного мышления — более реалистический, фигуративный характер. В последнем случае, однако, следует исключить органическое поражение головного мозга, тяжелое соматическое заболевание и иные факторы.

Тринадцать стадий с соответствующими им архетипическими фор­мами в сочетании с определенными цветовыми признаками могут слу­жить общим руководством к интерпретации мандал. В то же время любая мандала, будучи уникальным продуктом индивидуального творчества, выходит за рамки любых общих моделей интерпретации. Создаваемые регулярно, мандалы могут отражать эффекты различных психотерапев­тических интервенций и форм лечения.

Что касается моего личного процесса, то я испытываю по поводу публикации данного материала противоречивые чувства. Я смогла преодолеть пятую стадию с характерными для нее паранойяльными установками в отношении использования результатов моего труда дру-

- 137 -

гими людьми. Сейчас я нахожусь на шестой стадии — стадии парадок­сов и амбивалентности. Передача знаний и опыта другим порой столь же болезненна, как и роды. Несмотря на опасения по поводу того, как другие распорядятся твоим «детищем», оно должно появиться на свет и стать достоянием других. Если мы верим в мудрость разделенного знания и не пытаемся сохранить его в руках узкого круга «избранных», нам следует предоставлять другим свободный доступ к научной инфор­мации. Поэтому мне предстоит вскоре переход на седьмую стадию — стадию ответственного отношения к психологическим знаниям и опы­ту искусства и веры в то, что другие будут с пониманием и тактом пользо­ваться созданным тобой инструментом. Прошу читателей извинить меня за недостаточную ясность изложения материала. Мне было действи­тельно трудно облечь свои мысли в слова. Я буду приветствовать лю­бые попытки обмена опытом использования мандал. Какую стадию выберете вы? Их тринадцать, и мы не должны останавливаться на дос­тигнутом. Жизнь заставляет камни катиться под нашими ногами, и об­мен опытом требует большой самоотдачи. В любом случае, он застав­ляет нас идти дальше.

Наши рекомендации