Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. €

Гипотеза катализатора. Согласно этой гипотезе, жестокие сцены служат стимулом для появления импульсов агрессивности у определен­ного рода лиц, у которых эти сцены как бы отключают тормоза (по принципу катализатора, присутствие которого способно ускорять хи­мическую реакцию).

Гипотеза катарсиса. Эта гипотеза основана на результатах ряда исследований (Kaplan, Singer, 1976; Gorney et al., 1977), которые, напро­тив, указывают скорее на то, что демонстрация ребенку сцен насилия вызывает у него уменьшение агрессивности: при виде таких сцен про­исходит ослабление агрессивной напряженности - своего рода катарсис. Если вначале они усиливали степень активации организма (вызывали учащение ритма сердца и дыхания), то в конце концов чувствительность к сценам жестокости уменьшается, что сопровождается понижением

В 1969 г таких передач было примерно 9 из 10; в 1981 г меньше но все еще 2 из 3

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. € - student2.ru

Рис. 6.22. В какой мерс сцены насилия, показываемые по телевидению, способст­вуют развитию агрессивного поведения у ребенка?

физиологических реакций, а также безразличием к актам жестокости, на которые было бы естественно реагировать1.

Итак, спор еще далеко не решен Даже если некоторые эксперты Национального института психического здоровья США пришли в 1982 году к выводу, что показ сцен насилия способствует развитию агрес­сивности у любителей таких зрелищ, все-таки полученные до сих пор данные следует, по-видимому, рассматривать пока лишь как свидетель­ство наличия корреляции (см. гл. 3), а не обязательно причинно-следст­венной связи. В конце концов насилие, представленное в вымышленных ситуациях,-это всего только отражение жизненных представлений со­временного общества, а не причина этих представлений.

Литература

Общие работы

Azrm N.H.R., Hutchmson R. R., McLaughlin R. (1965). "The Opportunity for Aggression

as an Operant Remforcer during Adversive Stimulation", Journal of Experimental

Analysis of Behavior, n° 8, p. 171-180. Bandura A., 1973. Aggression: A social learning analysis, Englewood Cliffs, New

Jersey, Prentice-Hall. DollardJ., Doob L.W., Miller N. E., Mowrer O.H, Sears R. R., 1939. Frustration and

aggression, New Haven, Yale University Press. Eibl-Eibesfeldt I.. 1972. Contre 1'agression, Paris, Stock. Eron L.D. (1982). "Parent-child interaction, television violence, and aggression of

children", American Psychologist, n° 37, p. 197-211. Felsenthal N.. 1976. Orientations to mass communication, Chicago, Science Research

Association.

1 Возможно, именно этим объясняется безразличие, обычно проявляемое свидетелями сцен насилия на станциях метро крупных городов (см. гл. 11).

Gorney R Loye D Steele G (1977) "Impact of dramatized television entertainment on

adult males", American Journal of Psychiatry, n° 134, ρ 170-174 Kaplan R M Smqer R D (1976) "Television violence and viewer aggression A

reexammation of the evidence", Journal of Social Issues, n° 32, ρ 35-70 Karh P 1982 Neurobiologie des comportements degression, Pans, PUF Kluver H Bucy P C (1937) "Psychic blindness and other symptoms following

bilateral temporal lobectomy in rhesus monkey", American Journal of Physiology,

n° 119, ρ 352 353

Lorenz K 1969 L'agression une histoire naturelle du mal, Pans Flammanon Mark VH Emm F R 1970 Violence and the brain, New York, Harper and Row McCarthy E D Langner T S Gersten J C Enenberg J G Orzeck L (1975) "The

effects of television on children and adolescents Violence and behavior disorders",

Journal of Communication n° 25, ρ 71 85 National Institute of Mental Health, Television and behavior Ten years of scientific

progress and implications for the eighties, Washington D C, Author, 1982 Smith D King M Hoebel B G (1970) "Lateral hypothalamic control of killing

Evidence for a cholmoreceptive mechanism", Science, n° 167, ρ 900 901

Цитированная iumepamypa

Bandura A 1969 "Social learning theory and identificatory processus", in D A Goslm

(Ed), Handbook of socialization theory and research, Chicago, Rand McNaIIy Bancroft J (1981) "Hormones and human sexual behavior", British Medical Bulletin, n°

37, ρ 153-158

Bell A P Wemberg M S (1978) Homosexuahtes, Pans, Albm Michel, 1980 Biller H Meredith D 1975 Father power, New York, Doubleday Bluffer Hrdy S 1984 Des guenons et des femmes, Pans, Tierce Bolles R C 1974 "Cognition and motivation Some historical trends", in B Weiner

(Ed), Cognitive views of human motivation, New York, Academic Press Brady J V (1958) "Ulcers in "executive" monkeys", Scientific American, n° 199,

ρ 95-100 Cantor J R Zillman D Bryant J (1975) "Enhacement of experienced sexual arousal in

response to erotic stimuli trough misattnbution of unrelated excitation", Journal of

Personality and Social Psychology, n° 32, ρ 69-75

Chenard J R 1987 Les relaxations, Montreal, Presses de PUniversite du Quebec Davidson J M 1980 "The psychology of sexual experience", in Davidson J M et

Davidson R J (Eds), The psychobiology of conciousness, New York, Plenum

Press

Deci E L 1975 Intrinsic motivation, New York, Plenum Press Delgado JMR 1979 Le conditionnement du cerveau et Ia liberte de 1'espnt, Bruxelles,

P Mardaga, ed Drake C T McDougall D (1977) "Effects of the absence of a father and other male

models on the development of boys' sex roles", Developmental Psychology

n° 13, ρ 537 538 Dutton D C Aron A P (1974) "Some evidence for heightned attraction under

conditions of high anxiety", Journal of Personality and Social Psychology n° 80

ρ 510-517 Fagot B I (1973) "Sex-related stereotyping of toddler's behaviors", Developmental

Psychology, n° 9, ρ 429 Fisher C D (1978) "The effects of personal control, competence, and extnnsic reward

systems on intrinsic motivation", Organizational Behavior and Human Perfor

mance, n° 21, ρ 273-288

Ford С S Beach F А 1970 Le comportement sexucl chez 1'homme et 1'animal, Pans,

Robert Ldffont Fnedman M / Stricker E M (1976) "The physiological psychology of hunger

a physiological perspective", Psychological Review, n° 83, ρ 401-431 Go) R W McEwen B S 1980 Sexual differenciation in the brain, Cambridge, Mass,

MIT Press Grafenbery E (1950) "The role of urethra in female orgasm', International Journal of

Sexology, n° 3 (3) Harlon H F Harlow M K (1966) "Learning to love", American Scientist, n° 54,

ρ 244 272

Hebb D O 1974 Psychologic, Science moderne, Montreal, HRW Hethermgton E M (1972) "Effect of father absence v on personality development in

adolescent daughters", Developmental Psychology, n° 7, ρ 313 326 Hite S 1976 The Hite Report, New York, Bell books Kelley H H Michela J L (1980) "Attribution theory and research", Annual Review of

Psychology, n° 31, ρ 457 501

Klaus M Kennell J 1976 Maternal infant-bonding, St-Louis, Mosby Lmdsay P H Norman D A 1980 Traitement de !'information et comportement

humain, Montreal, Ed Etudes vivantes Ltee Handler G 1975 Mind and emotion, New York, Wiley Marx et coll 1975 London, Pergamon Press Ltd

Masters WH Johnson VE 1968 Les reactions sexuelles, Pans, Laffont Nuttin J 1980 Theone de Ia motivation humame, Pans, PUF Olds J Milner P (1954) "Positive reinforcement produced by electrical stimulation of

the septal area and other regions of the rat brain", Journal of Comparative and

Physiological Psychology, η 47, ρ 419 427 Rob^on K S Moss H A (1970) "Patterns and determinants of maternal attachment",

Journal of Pediatrics, n° 77 (6), ρ 976-985 Schachter S 1959 The Psychology of affiliation, Stanford, California, Stanford

University Press Schachter S Singer J E (1962) "Cognitive, social and physiological determinants of

emotional state", Psychological Review, n° 69, ρ 379 399 Selye H, 1974 Stress sans detresse, Montreal, La Presse Selye H 1975 Le stress de Ia vie, Ottawa, Lacombe Solignac P Serrero A 1980, La vie sexuelle et amoureuse des Fran9aises, Pans, Ed

Trevise Sondtregger T B (1970) "Intentional stimulation and maternal behavior", APA

convention proceedings, 78C congres, ρ 245-246 Speisman J C Lazarus R S Mordkoff A M Davidson LA (1964) "The Experimental

Reduction of Stress Based on Ego-Defense Theory", Journal of Abnormal and

Social Psychology, n° 68, P 367 380 Valms S (1966) "Cognitive effects of false heart rate feedback", Journal of Personality

and Social Psychology, n° 4, ρ 400-408 Weiss 3 M (1972) "Psychological factors in stress and desease", Scientific American,

n° 226, ρ 106 Whitmann F (1983) "Culturally invariable properties of male homosexuality Tentative

conclusions from cross-cultural research", Archive of sexual Behavior, 12 (3) Zillmann D Katcher A H Milavsky B (1977) "Excitation transfer from physical

exercice to subsequent aggressive behavior", Journal of Experimental Social

Psychology, n° 35, ρ 587 596

Заполнить пробелы

1. Слова «мотивация» и «эмоция» происходят от одного латинского глагола movere, который означает «.....».

2. Состояние равновесия, в котором находится организм, когда он не испы­тывает никаких потребностей, называется ..... .

3. Раздражение, вызываемое объектами внешнего мира, играет роль ..... .

4. ..... уровень активации зависит от состояния ..... данного человека в данный

момент.

5. Согласно ..... теориям мотивации, наш организм всегда подвергается акти­вирующим воздействиям.

6. Боллес рассматривает мотивацию как «механизм ..... форм поведения».

7. Удовлетворение потребности чаще всего приводит к ..... внутренней мо­тивации.

8. Разрушение центра ..... в гипоталамусе приводит к тому, что животное все время ест и не может остановиться.

9. Когда задержка воды ..... уже не может устранить ее дефицит, происходит возбуждение особого центра в ...... что и побуждает к поиску питья.

10. Передача болевых сигналов зависит от таких нейромедиаторов, как вещество P, которое, видимо, ..... эту передачу, а с другой стороны-от ...... которые

могли бы ..... или ..... ее в зависимости от выделяемого количества.

11. Реакция на боль, по-видимому, в большой степени определяется инди­видуальным ..... в самом начале жизни.

12. У низших животных процессы размножения строго регулируются..... механизмами, в то время как у высших млекопитающих все большую роль играет ..... .

13. Сексуальность может полностью развиваться и поддерживаться в зрелом возрасте только в том случае, если она была объектом неослабного ..... в предшествующие годы.

14. По мнению Мастерса и Джонсона, в процессах, связанных с половым актом, можно выделить четыре фазы: ...... ...... ..... и ..... .

15. По-видимому, у людей ..... взяла верх над «инстинктом материнства».

16. Крысы, выросшие в среде, богатой ...... во взрослом состоянии проявляют

большую любознательность, чем животные, выросшие в «.....» среде.

17. По мнению Шахтера, у ..... в семье более развита потребность принадлежать к какому-либо обществу, чем у их ..... братьев и сестер.

18. Дети, у которых не развилось чувство ...... могут так и остаться более

зависимыми от мнения других.

19. Эмоции проявляются одновременно во внутренних ...... в ..... и в фи­зиологической ..... .

20. ..... наших эмоций зависит от нашего уровня бодрствования.

21. Форма, которую принимают наши эмоции, в большой степени зависит от нашего ..... обстановки.

22. Отрицательные эмоции возникают тогда, когда у субъекта слишком ..... информации о возможности удовлетворения ..... .

23. У людей эмоциональная чувствительность увеличивается с ..... и с на­коплением ..... ..... .

24. Согласно теории Селье, существуют три фазы синдрома общей адаптации: ........... и .....

Мотивациопная ιι эмоциопа 1ыш.ч активация__________297

25. Особенно важно, по мнению Селье, то, чтобы каждый из нас мог под­держивать свой ..... уровень стресса.

Верно или неверно?

1. Гомеостатическое поведение - это поведение, направленное на уменьшение

потребности путем ее удовлетворения. 1. Теория оптимальной активации позволяет объяснить, чем вызывается данное

поведение и какое направление оно принимает.

3. По мнению некоторых психологов-когнитивистов, все виды нашего поведе­ния обусловлены внешней мотивацией.

4. Голод и жажда строго контролируются центрами, находящимися в ядрах гипоталамуса.

5. Реакция на боль является врожденной

6. Самки большинства млекопитающих способны испытывать оргазм.

7. Женщины, как и мужчины, видимо, проходят при половом акте одни и те же фазы.

8. У людей культура окончательно взяла верх над возможным «инстинктом материнства».

9. У приматов для развития привязанности к социальным партнерам физические контакты, по-видимому, не являются необходимыми.

10. Исследовательское поведение развивается особенно успешно у детей, воспи­тываемых в «обедненной» среде.

11. Многие женщины должны быть готовы к конфликту между большой по­требностью в самоуважении и боязнью успеха.

12. Сила наших эмоций зависит от уровня бодрствования, а направление, которое они принимают-от восприятия обстановки.

13. Отрицательные эмоции появляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией.

14. У людей эмоциональная чувствительность уменьшается с возрастом.

15. По мнению Селье, любой стресс не обязательно вреден.

Выбрать правильный ответ

1. Первичное импульсивное состояние (биологическое побуждение)

а) вызывает гомеостатическое поведение;

б) лежит в основе первичных потребностей;

в) возникает при любом нарушении равновесия в организме.

г) Все ответы верны.

2. Гомеостаз-это

а) неуравновешенное состояние организма;

б) уменьшение импульсивного состояния;

в) поддержание оптимального уровня активации.

г) Ни один из ответов не верен.

3. Поиски стимулов вызываются

а) слишком низким уровнем активации;

б) слишком высоким уровнем активации;

в) оптимальным уровнем активации.

г) Все ответы верны. 4- Теория оптимальной активации позволяет объяснить

Глава б

а) причину того или иного поведения;

б) его направленность;

в) выбор формы поведения.

г) Ни один из ответов не верен.

5. По мнению психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения

а) обусловлены внутренней мотивацией;

б) являются результатом «силы», действующей в критические моменты;

в) в основном мотивируются достижением конечной цели.

г) Ни один из ответов не верен.

6. Центр голода

а) находится в коре головного мозга;

б) называется также центром насыщения;

в) при своем возбуждении подавляет потребность в пище.

г) Ни один ответ не верен.

7. Стремление утолить жажду наступает -

а) как только нарушается водный баланс организма;

б) в результате воздействия определенного гормона на почки;

в) при неспособности почек справиться с дефицитом жидкости.

г) Ни один ответ не верен.

8. Стремление избежать боли

а) является врожденным;

б) возникает автоматически в результате повреждения ткани;

в) провоцируется секрецией эндорфинов;

г) зависит от первого жизненного опыта новорожденного.

9. Проявления сексуального поведения у людей

а) строго управляются внутренними механизмами;

б) определяются культурой;

в) относительно сходны в различных культурах;

г) мало видоизменяются в многочисленных культурах.

10. Только женщина (в отличие от самок животных)

а) знакома с оргазмом;

б) сексуально активна на протяжении всего года;

в) может оставаться сексуально активной после прекращения менструаций.

г) Все ответы верны.

11. Мужчины, если сравнивать их с женщинами,

а) не проходят те же фазы при половом акте;

б) тоже способны неоднократно испытывать до эякуляции оргазм;

в) становятся сексуально неактивными после 50 лет.

г) Все ответы верны.

12. Материнский инстинкт

а) еще очень распространен у людей;

б) свойствен всем приматам' за исключением человека;

в) не существует больше в полном смысле у людей.

г) Ни один из ответов не верен.

13. Исследовательское поведение

а) у большинства живых существ врожденное;

б) развивается в детстве;

в) жизненно необходимо для животного.

г) Все ответы верны.

14. Привязанность ребенка к себе подобным

а) меньше выражена у первенцев;

б) необратимо возникает после рождения;

в) вероятно, зависит от очень раннего контакта с родителями.

г) Все ответы верны.

15. У большинства женщин развивается ι

а) сильная потребность в самоуважении;

б) боязнь успеха;

в) способность к социальному конформизму.

г) Все ответы верны.

16. По мнению Маслоу, потребность в самореализации проявляется

а) одновременно с другими потребностями;

б) у людей, стремящихся к самоуважению;

в) у большинства людей.

г) Ни один ответ не верен.

17. Среди различных аспектов эмоций легче всего поддается (поддаются) четкому описанию

а) внутренние переживания;

б) эмоциональное поведение;

в) физиологическая активация.

г) Ни один из ответов не верен.

18. Интенсивность наших эмоций зависит главным образом

а) от восприятия данной обстановки;

б) от уровня бодрствования;

в) от анализа полученных сведений;

г) от значения той потребности, с которой связана эмоция.

19. Отрицательные эмоции возникают оттого, что имеющаяся информация

а) избыточна;

б) недостаточна;

в) достаточна;

г) почти достаточна.

20. Стресс связан

а) с прогрессирующим истощением резервов организма;

б) с неожиданной и острой ситуацией;

в) со способностью каждого идти на риск, в) Все ответы верны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

!-«двигаться»; 2-гомеостазом; 3 - активатора; 4-Оптимальный, сознания; 5-когнитивистским; 6-выбора; 7-уменьшению; 8-насыщения; 9-почками, гипоталамусе; 10-облегчает, эндорфинов, ограничивать, блокировать; 11-опы­том; 12- внутренними, научение; 13-интереса; 14-возбуждение, плато, оргазм, расслабление; 15-культура; 16-стимулами, «обедненной»; 17-первенцев, млад­ших; 18-самостоятельности; 19-переживаниях, поведении, активации; 20-Сила; 21-восприятия; 22-мало, потребности; 23 - возрастом, жизненного опыта; 24-реакция тревоги, фаза сопротивления, фаза истощения; 25-оптимальный. Верно или неверно?

1-В; 2-Н; 3-Н; 4В; 5-Н; 6-Н; 7-В; 8-В; 9-Н; 10-Н; П-В; 12-В· 13-В-14-Н; 15-В.

Выбрать правильный ответ

!-г; 2-г; 3-а; 4-а; 5-а; I

!5-г; 16-г; 17-г; 18-6; 19-6; 20-6.

1~г; 2-г; 3-а; 4-а; 5-а; б-г; 7-в; 8-г; 9-6; 10-г; 11-6; 12-в; 13-г; 14-в;

з.

Высшие функциии обработка информации

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с франц. € - student2.ru

Введение

В предыдущей части мы рассмотрели способы активации орга­низма-как под действием сигналов из окружающего мира, так и благодаря определенному состоянию сознания и мотивации, в котором индивидуум находится в данный момент.

Однако активацию невозможно отделить от обработки информации (поступающей извне и от самого организма), непрерывно осуществля­емой мозгом. Вообще надо сказать, что мы не ввели понятие обработки информации раньше только из соображений ясности изложения. Очевид­но, что такая обработка происходит на всех уровнях-от самого примитивного до наиболее сложных. Она происходит, как только активируется какая-нибудь нервная цепь и сигналы направляются в основном по какому-то определенному пути. На более высоком уровне именно благодаря обработке информации возможны восприятие и осознание наших потребностей и мотиваций. На высших уровнях эта расшифрованная информация позволяет программировать и формиро­вать более или менее адаптивные формы поведения, позволяющие индивидууму взаимодействовать с окружающей средой. Именно об этих последних уровнях обработки информации пойдет речь в главах 7-9.

Из первой главы мы уже знаем, что многие реакции организма являются врожденными, и это позволяет ему быстро реагировать

Введение к части 3 301

в экстренных случаях. Это в особенности касается рефлексов - автомати­ческих ответов на специфические стимулы, требующих лишь минималь­ной обработки входных сигналов. Сюда же можно отнести и инстинк­тивные формы поведения, при которых обработка информации тесно связана с запуском врожденных механизмов, позволяющих той или иной специфической форме поведения реализоваться в оптимальных усло­виях.

В процессе эволюции животных и их мозга такие более или менее стереотипные реакции и связанные с ними способы обработки информа­ции постепенно все больше вытеснялись формами поведения, приспо­собленными к каждой конкретной ситуации,-формами, которые должны быть более !ибкими, но часто также и более сложными. Именно это характерно для действий, вырабатываемых путем научения, которые могут формироваться сравнительно механически-путем образования связей с рефлексами или специфическими ситуациями - или же на базе высших процессов, для чего необходимо непрерывное объединение сигналов, поступающих из внешней среды, с информацией о прошлом опыте.

Во всех этих процессах важнейшая роль принадлежит памяти. Без нее было бы невозможным сохранение опыта и закрепление вновь освоенных форм поведения. Кроме того, память служит основой мышления-процесса, характерного для высших животных, без которого не могли бы осуществляться ни интеграция получаемых сведений о мире, ни программирование новых поведенческих реакций. Что касается речи, свойственной только человеку, го она является одно­временно продолжением и основой мышления. Благодаря речи осу­ществляется быстрая передача информации от одного индивидуума другому, позволяющая ускорить обработку сигналов от окружающей среды и все более гибко формировать новые формы поведения.

И наконец, степень эффективности всех этих процессов и качество формируемых благодаря им поведенческих реакций зависят от уровня интеллекта индивидуума и от того творческого потенциала, который он смог у себя выработать

В последующих главах мы попытаемся подробно разобраться во всех этих процессах, выделяя те особенности, которые свойственны человеку и позволяют ему учиться, запоминать, мыслить, общаться и таким образом адаптироваться к окружающей среде и осуществлять твор­ческую деятельность.

Глава 7 Научение

Адаптация и научение

Жизнь любого организма-это прежде всего непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды.

Из предыдущих глав мы уже знаем, что существование живых организмов сводится к постоянной выработке форм поведения, направ­ленных на восстановление какого-то нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Это универсальный закон, которому подчиняется все существующее - от атома до Вселенной. Для Вселенной прийти в равновесие, т. е. перестать расширяться, означало бы тепловую смерть. Для нас же-«частиц мироздания»-равновесие может означать лишь биологическую смерть или по меньшей мере психическую смерть. Только такая судьба может ожидать тех, кто перестанет приспосабли­ваться к окружающей среде.

У животных эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря 'все более и более сложным процессам-от рефлексов до мышления.

В первой главе мы уже убедились в том, что по мере продвижения вверх по ступеням иерархии живых существ стереотипные, предопреде­ленные или запрограммированные формы поведения (у примитивных животных) постепенно уступают место более гибкому и пластичному поведению, позволяющему организмам адаптироваться к тем разно­образным ситуациям, с которыми они ежедневно сталкиваются.

Если рефлекторные и инстинктивные типы поведения не могут претерпевать значительных изменений, то, напротив, приобретенные поведенческие реакции могут изменяться, иногда очень существенно и притом необратимо. Эти изменения происходят в результате того опыта, который в то или иное время приобретает индивидуум.

Именно необратимость или хотя бы стойкость изменений служит отличительной чертой приобретенных форм поведения. Поведенческие реакции порой изменяются и при болезнях, утомлении или сотрясении мозга. Однако изменения в этих случаях-в отличие от научения - быва­ют лишь временными.

Виды научения

Научение может осуществляться на разных уровнях в зависимости от того, каков его нервный механизм и насколько важны или сложны те структуры, которые в нем участвуют. Некоторые виды научения могут происходить уже на уровне рецепторов или спинного мозга; для других же необходимо участие подкорковых структур или даже миллиардов нервных цепей коры головного мозга.

Одни формы научения осуществляются автоматически и непроиз­вольно. Другие требуют такого программирования, на которое может быть способен лишь развитый мозг высших млекопитающих и в особенности человека.

Мы можем выделить три категории научения, различающиеся по степени участия в них организма как целого. Речь идет соответственно о выработке 1) реактивного поведения, 2) оперантного поведения и 3) такого поведения, которое требует участия мыслительных процес­сов в обработке информации (когнитивное научение).

Когда создаются новые формы реактивного поведения, организм пассивно реагирует на какие-то внешние факторы и в нервной системе как бы незаметно и более или менее непроизвольно возникают измене­ния нейронных цепей и формируются новые следы памяти. К таким типам научения относятся следующие (перечислены в порядке усложне­ния): привыкание (габитуация) и сенсибилизация, импринтинг и условные рефлексы.

Оперантное поведение - это действия, для выработки которых нужно, чтобы организм активно «экспериментировал» с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными ситуациями. Такие формы поведения возникают при научении путем проб и ошибок, методом формирования реакций и путем наблюдения.

Во всех этих случаях организм изменяет поведение в результате взаимодействия со средой. Именно от того, какие сигналы поступают извне, зависит, какая именно реакция организма будет закрепляться. «Выбор» реакции при этом определяется тем, каковы ее последствия в отношении удовлетворения потребностей или избегания нежелатель­ной ситуации.

К третьей группе относятся формы поведения, обусловленные когнитивным научением. Здесь уже речь идет не просто об ассоциативной связи между какими-то двумя ситуациями или между ситуацией и ответом организма, а об оценке данной ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий. В результате этой оценки принима­ется наиболее подходящее решение. К такому типу научения можно отнести латентное научение, выработку психомоторных навыков, инсайт И в особенности научение путем рассуждений.

В последующих разделах мы рассмотрим каждый из этих типов научения с тем, чтобы подробнее описать их и оценить их значение для поведения организма. Реактивное поведение можно определить как реакцию организма на тот или иной раздражитель (или ситуацию-раздражитель) (Malcuit, Pomerlau, ,1977). Именно поэтому мы можем отнести к этим формам научения не только классическое обусловливание, но и такие более примитивные явления, как привыкание и сенсибилизация.

Привыкание и сенсибилизация

Это чрезвычайно примитивные виды научения, при которых у организма вырабатывается относительно устойчивая и постоянная реакция на повторные стимулы. Эти две зачаточные формы научения проявляются в изменении степени активации организма данным стиму­лом: в случае привыкания активация уменьшается, а в случае сенсибили­зации увеличивается.

Как уже говорилось в главе 4, привыкание (габитуация) наступает, когда организм-в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации - «научается» игнорировать какой-то повтор­ный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от этого при утомлении снижается внимание ко всем действующим раздражителям.

Сенсибилизация-это процесс, противоположный привыканию. При сенсибилизации повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает про­воцировать то или иное поведение. Представим себе, например, что в комнате, где мы работаем, жужжит назойливая муха или же из плохо завернутого крана в раковину мерно падают капли воды. Эти раздражи­тели становятся для нас постепенно все труднее переносимыми. Можно привести и другие примеры - царапину на музыкальной пластинке, вызывающую при каждом прослушивании треск, который мы уже заранее ожидаем, или слова-паразиты вроде «так сказать», «значит» и т. п. в лекциях некоторых преподавателей; иногда такие слова повторяются настолько часто, что могут полностью отвлекать внимание студентов от содержания лекции.

Наши рекомендации