Тема 1.1 Понятие, сущность, концепции маркетинга

КОНПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине Маркетинг в сервисе

направление 100100.62 «Сервис»

(объем аудиторных часов - 108)

Разработал к.э.н., доц. Птицына Е.В.

Великий Новгород

2014 г.

Распределение фонда времени лекционных занятий

Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины Вид лекции Кол-во часовпо очной форме обучения
Раздел 1    
1.1 Понятие, сущность, концепции маркетинга.  
1.2 Специфика маркетинга услуг.  
1.3 Маркетинговые исследований я маркетинговая информация.  
1.4 Целевой маркетинг услуг.  
1.5 Комплекс маркетинга услуг.  
1.6 Планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на предприятии сервиса  

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Маркетинг в сервисе»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции ОК-10, 11, 14.

− осуществлять деятельность, связанную с руководством или действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным (ОК-10);

− на научной основе организовывать свой труд, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ОК-11);

- участвовать в работе над инновационными проектами. Используя базовые методы исследовательской деятельности (ОК-14);

Профессиональные компетенции ПК-11,14.

Способность планировать производственно-хозяйственную деятельность предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка услуги спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-11);

Готовность к участию в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов (ПК-14).

Тема 1.1 Понятие, сущность, концепции маркетинга

Основные понятия: маркетинг, цели маркетинга, принципы маркетинга, функции маркетинга, маркетинговая среда, микросреда, макросреда, факторы микросреды, факторы макросреды, концепции маркетинга, концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга, концепция социально-этического маркетинга, виды маркетинга в зависимости от характера спроса

Главная причина существования любой организации некие потребности, которые организация призвана удовлетворять. Маркетинг помогает определять потребности и способы их удовлетворения. Каждый субъект рынка, стремясь удовлетворить свой корыстный интерес, будет неизбежно содействовать увеличению степени удовлетворений потребностей всех членов общества. От способности организации удовлетворять потребности зависит устойчивость ее существования и развития. Маркетинг имеет смысл только в условиях хоть какой-то рыночной свободы и конкуренции.

Основные понятия маркетинга

Нужда - это чувство необходимости удовлетворять исходные потребности, определяемые биологической и социальной природой человека: еда, безопасность, жилье, принадлежность к социуму уважение со стороны окружающих и творческая самореализация.

Потребности - формы удовлетворения нужд. Они создаются и управляются традициями, СМИ и маркетингом. Нужды ограниченны.

Спрос - желание, плюс, способность удовлетворить потребность в конкретных товарах или услугах.

Товар (предложение)- все, что произведено на продажу, предлагаемое предприятием на рынке, что может удовлетворить потребность: товар, услуга или информация. Товаром может быть и материальный объект и услуга нематериального характера.

Полезность - получаемое (или предполагаемое) покупателем удовлетворение от потребления товара. Но товары одинаковой полезности могут отличаться ценой.

Ценность - это соотношение цены товара и полезности. К этому добавим еще следующее: потребитель, выбирая, на что ему потратить свои ограниченные доходы, несет альтернативные издержки.

Трансакция (денежная или бартерная) - добровольная сделка двух и более дееспособных сторон по поводу обмена ценностями.

Различают трансакционный и партнерский маркетинг: трансакционный маркетинг - одноразовые сделки без прицела на будущее; партнерский маркетинг - постоянно, регулярно заключаемые между одними и теми же сторонами сделки.

Рынок - совокупность вероятных потребителей, желающих и способных приступить к обмену имеющихся у них благ на те, в которых они заинтересованы.

Виды маркетинга

Виды применения маркетинга:

Потребительский маркетинг (товары народного потребления). Промышленный маркетинг (средства производства сырье, топливо, материалы). Маркетинг услуг (образовательные, бытовые, медицинские). Маркетинг информации (маркетинговые исследования).

По области применения различают:

-Международный маркетинг

-Некоммерческий маркетинг (метамаркетинг) связан с управлением политическими партиями, общественными и государственными органами. Объект продажи не товар, а идеи, программы взгляды.

-Микромаркетин (маркетинговая деятельность фирм).

-Макромаркетинг (экономическая деятельность государств в сфере маркетинга).

-Социальный маркетинг- это часть метамаркетинга по осуществлению социальных программ

По степени развития маркетинга различают:

-Распределительный маркетинг – торговая деятельность в широком смысле слова (сбытовая деятельность, реализация, транспортировка, реклама и т.д.};

-Функциональный маркетинг – система организационно-технических и коммерческих функций предприятий, связанных с производством и реализацией товаров, изучением рынка, стимулированием продаж, политикой цен;

-Управленческий маркетинг - рыночная концепция управления созданием, производством и реализацией
товара, где в основе принятия управленческих решений лежит информация о рынке.

Сферы приложения маркетинга:

По отраслям: маркетинг инвестиционных товаров, маркетинг потребительских товаров, маркетинг услуг.

По стадиям сбыта маркетинг изготовителя, маркетинг торговли.

По рынкам: национальный маркетинг, международный маркетинг.

По прибыльности: прибыльный, неприбыльный.

Сферы приложения маркетинга

В зависимости от состояния спроса выделяют следующие виды маркетинга:

• Конверсионный маркетинг применяется при отрицательном или негативном спросе. Причины отрицательного спроса: вредность товара для здоровья, неприятные ощущения при потреблении товара, товар вышел из моды, отрицательный имидж фирмы-производителя товара. Задача маркетинга - проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение рынка переделкой товара, снижением цен, более активным стимулированием и рекламой.

• Стимулирующий маркетинг применяется в условиях отсутствия спроса. В данном случае потребители не заинтересованы в товаре или безразличны к нему. Причины отсутствия спроса: отсутствие информации, новизна изделия, несоответствие рынка сбыта, потеря ценности товара. Задача маркетинга - выявление способов увязки присущих товару выгод с естественными интересами и потребностями человека.

• Ремаркетинг применяется при снижающемся спросе. Причины: снижение качества товара, появление товаров-заменителей, снижение престижности товара, моральное старение товара. Задача маркетинга - проанализировать причины падения спроса, оценить перспективы восстановления спроса, разработать комплекс мероприятий, направленных на оживление спроса.

• Развивающийся маркетинг применяется при скрытом спросе, который имеет место при возникновении у потребителя желания, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг. Задача маркетинга - своевременно выявить спрос, оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги на новом качественном уровне, способные удовлетворить спрос, то есть превратить его из потенциального в реальный.

• Синхромаркетинг применяется при нерегулярном или колеблющемся спросе. В этом случае сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и почасовой основе. Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса во времени с помощью гибких цен.

•Поддерживающий маркетинг применяется при полноценном спросе. В этом случае спрос полностью соответствует возможностям фирмы, которая удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга - поддерживать существующий уровень спроса.

• Демаркетинг применяется при чрезмерном спросе. В этом случае уровень спроса постоянно и существенно выше, чем фирма может удовлетворить. Задача маркетинга - снизить спрос до разумных пределов. Методы: увеличение цен, сокращение или прекращение рекламы, выдача лицензий другим фирмам.

• Противодействующий маркетинг применяется при иррациональном спросе, который создает угрозу благополучию общества в целом или безопасности отдельных его индивидов (алкоголь, табак, оружие). Задача маркетинга - ликвидировать или максимально снизить спрос. Методы: повышение цен, запрет или ограничение рекламы, антиреклама, ограничение доступа товара, формирование общественного мнения, негативного по отношению к потребителям данного товара.

Концепция маркетинга

Выделяют пять основных концепций управления маркетингом, которые зависят от вида товара, характера спроса и состояния рыночной конъюнктуры:

Концепция совершенствования производства ориентирует предприятие на увеличение объема производства, снижение издержек и рост производительности труда.

Концепция совершенствования товара целесообразна, если основные покупатели - консерваторы, а также при отсутствии инновационных возможностей.

Концепция сбыта (агрессивная продажа) широко использует метод персональных продаж, систему мер стимулирования продавцов (бесплатные представления товаров, совместная реклама, премии) и потребителей (скидки, купоны, премии, конкурсы).

Концепция активного маркетинга базируется на анализе рынков и запросов потребителей.

Концепция социально-этического маркетинга определяет нужды и потребности целевых рынков, обеспечение желаемой удовлетворенности потребителя более эффективными, чем у конкурентов способами.

Концепция активного маркетинга базируется на анализе рынков и запросов потребителей.

Маркетинг рассматривается, как результат эволюции рыночных отношений, необходимую составляющую развитой рыночной экономики. По соотношению между спросом и предложением различают 2 состояния рынка:

рынок продавца (рынок производителя);

рынок покупателя (потребительский рынок).

При рынке продавца спрос значительно превышает предложение, товарный рынок беден, масштабы производства невелики, конкуренция отсутствует, имеет место диктат производителя, качество товаров почти не отражается на объеме сбыта, роль играет только количество.

При рынке покупателя предложение в количественном отношении постоянно превышает спрос, товарный рынок перенасыщен, конкуренция значительна и постоянно растет. Главные сложности у предприятия в этих условиях возникают не в сфере производства, а в сфере сбыта. При такой экономической ситуации происходит ориентация предприятий и организаций на маркетинг, переход от сбыта продукции к маркетингу, как руководящей философии. Рынок покупателя наиболее развитый вид рыночных отношений.

Функции маркетинга

Главное в маркетинге - целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности.

Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов.

Целевая ориентация и комплексность маркетинга - это слияние в один поток всех составляющих элементов маркетинговой деятельности для достижения устойчивой рентабельности в заданных временных пределах, как правило, не менее 5-7 лет.

Основываясь на принципиальной методологии маркетинга как рыночной концепции управления и сбыта, попытаемся найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций, к приведению их в логически непротиворечивую систему. Этот подход состоит в выделении 4 блоков комплексных функций и ряда подфункций в каждом из них. Структурно они выглядят следующим образом:

1) Аналитическая функция: изучение рынка как такового; изучение потребителей; изучение фирменной структуры; изучение товара (товарной структуры); анализ внутренней среды предприятия.

2) Производственная функция: организация производства новых товаров, разработка новых технологий; организация материально-технического снабжения; управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

3) Сбытовая функция (функция продаж): организация системы товародвижения; организация сервиса; организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта; проведение целенаправленной товарной политики; проведение целенаправленной ценовой политики..

4) Функция управления и контроля: организация стратегического и оперативного планирования на предприятии; информационное обеспечение управление маркетингом; коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии); организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).

Задачи маркетинга:

• комплексное изучение рынка, комплексный подход к достижению выдвинутых целей предприятия, при котором коммерческий успех обеспечивает вся совокупность средств маркетинга, взятая во взаимосвязи и взаимообусловленности;

• выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребителей;

• планирование товарного ассортимента и цен;

• разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;

• формирование спроса;

• планирование и осуществление сбыта;

• разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.

Принципы и методы маркетинга.

Принципы маркетинга:

• знание рынка, долговременный «горизонт видения» и соответственная направленность всей деятельности предприятия, проявляющаяся в особом внимании к прогнозным исследованиям и разработке на их основе товаров, обладающих рыночной новизной;

• приспособление к рынку. Отдел маркетинга является центром принятия хозяйственных решений;

• воздействие на рынок, целенаправленное воздействие на покупательские предпочтения, формирование нового спроса, стимулирование продаж («создавая товар, создавай и потребителя»);

• активность, наступательность и предприимчивость руководящих работников всех рангов, что обеспечивает быструю и эффективную реакцию на изменение конъюнктуры рынка;

• нацеленность на конкретный финансовый результат.

Методы маркетинга: учет, анализ, моделирование, прогнозирование, проектирование, корректировка, множество специализированных методов.

Контрольные вопросы:

- Влияние факторов внешней среды на эффективность деятельности предприятия.

- Влияние факторов внутренней среды на эффективность деятельности предприятия.

- Современные концепции маркетинга.

- Основные инструменты маркетинга в зависимости от характера спроса.

- Определения маркетинга, их содержание.

- История развития маркетинга в России и за рубежом.

- Спрос. Состояние спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.

Наши рекомендации