Психотерапевтического комплекса
Психотерапия, представляющая собой системное воздействие, состоит из нескольких взаимосвязанных
блоков. Каждый из блоков реализует различные задачи и состоит из специфически организационных методов и приемов. Рассмотрим общую характеристику каждого из психотерапевтического комплекса.
Блок 1 — диагностический
Цели:
— диагностика невротических синдромов и факторов риска;
— формулирование психологических факторов риска для каждой семьи;
— формулирование общей программы психотерапии.
Методы:
— психологический анализ биографической информации;
— патопсихологическое обследование детей в присутствии родителей;
— психологический анализ игровой деятельности ребенка;
— психологический анализ игры ребенка с родителями;
— диагностика самооценки ребенка и осознания детьми своего внутрисемейного положения и от- ношений со взрослыми (специальные эксперименты, проективные методы);
— психологический анализ мотивов воспитания по биографическим данным;
— диагностика супружеских коммуникаций — специальная экспериментальная процедура по исследованию коммуникаций;
— изучение психологического климата семьи (специальный опросник и циклограмма психологического климата).
Блок 2 — установочный
Включение установочного блока психотерапии связано с необходимостью создания активной установки па
работу, формирования мотивов самопознания и самосовершенствования. Цели:
— снятие тревожности в связи с переживанием ос
трого внутрисемейного кризиса;
- достижение облегчающего и расслабляющего эффекта;
— повышение уверенности родителей и возможности достижения позитивных изменений в поведении ребенка и в отношениях в семье;
— переформулировка запроса, целей психотерапии;
— создание активной установки на работу. Методы:
— специальная методика «Родительское собрание»;
— психологический анализ дневниковых записей. Блок 3 — собственно психотерапевтический Цели:
— гармонизация процесса развития ребенка;
— достижение перехода от негативной к позитивной фазе критического периода;
— гармонизация игровой деятельности;
— достижение «открытия «Я»;
— преодоление внутрисемейного кризиса;
— расширение сферы осознанности мотивов воспитания;
— снятие противоречий между конфронтирующи-ми мотивационными тенденциями;
— изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком, расширение знаний о психологии семейного воспитания.
Методы:
— методика игровой групповой психотерапии для детей;
— методика групповой родительской психотерапии;
— методика «Родительский семинар»;
— методика совместных занятий родителей с деть- ми. .
Блок 4 — оценка эффективности Цели:
— оценка изменений в психологических факторах
риска;
— оценка эффектов психотерапии. Методы:
— самоотчеты родителей;
— специальные экспериментальные процедуры:
— оценка степени устойчивости изменений пове
дения у детей.
Психотерапия осуществляется в условиях консуль- тативного учреждения в течение 3—3,5 месяцев при час- тоте занятий два раза в неделю.
Объектом исследования послужили 10 циклов пси-
хотерапии, проведенные на базе психологической кон-
сультации при факультете психологии МГУ и в консуль
тации «Брак и семья» при Моссовете.
Разработанный комплекс в полном объеме был ап-робирован на 47 семьях (68 детей и 82 взрослых). Психотерапия с использованием отдельных элементов коми- лекса проведена на сто двадцати шести семьях (197 детей и 250 взрослых).
Работа по выявлению и психологическому анализу ' факторов риска проведена на материале 126 семей, об- , ратившихся в психологическую консультацию по поводу проблем воспитания ребенка.
Следует подчеркнуть, что в работе принимали участие не все лица, обратившиеся в консультацию в связи с проблемами воспитания детей. Во-первых, группу обсле-дованных лиц составили психически здоровые родители. Во-вторых, отбирались лишь те дети, состояние которых характеризовалось наличием невротических реакции и
отдельных патохарактерологических черт, не укладывающихся в рамки четких психопатологических синдромов при отсутствии перинатальной патологии, мозговых травм, инфекций, хронических соматических заболеваний.
Таблица 1 Семейный статус людей, принявших участие в диагностике и психотерапии
Количество семей | Состав семей | |||||||||
полные | неполные | с 1 ребенком | с 2-3 детьми | многодетные | семьи с приемными детьми | повторный брак | ||||
Количество семей | Состав семей | |||||||||
взрослые | отцы | матери | дедушки | бабушки | ||||||
Образовательный статус родителей
Общее число людей | Высшее образование | Незаконченное высшее образование | Студенты | Среднее образование |
Эти ограничения были сделаны с целью выявления собственно психологических факторов, обусловливающих формирование повышенной готовности к приобретению Детьми невротических заболеваний.
Глава IV
. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ РИСКА
НЕВРОЗОВ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА