Раздел второй. Трансформация ума 4 страница
* * *
Это обычные, нормальные переживания в садхане, когда есть открытие сверху, контакт с покоем Брахмана, Я или Божественным и контакт с высшей Силой, Силой Матери. Совершенно естественно, что он не знает что это такое, но чувствует очень правильно и его описание совершенно точное. «Как красиво, спокойно и тихо кажется все, как будто спокойная водная гладь. Но это не Ничто. В медитации я чувствую Присутствие, пропитывающее жизнь, но абсолютно безмолвное и спокойное» - едва ли можно дать лучшее описанию этому опыту: опыту покоя и мира Божественного или Божественного самого по себе в присущем ему сущностном покое и безмолвии. Также то, что он чувствует в отношении Силы, совершенно правильно: «нечто из-за пределов превыше проявленного творения (ум-материя), Сила позади, которая отлична от той, которая дает подниматься эмоциям, гневу, страсти, которые все постепенно подвергаются очищению и трансформации», иными словами, Божественная или Духовная Сила, отличная от космического витала, который поддерживает обычное воплощенное сознание - это также описано очень ясно. Я полагаю, что это еще лишь контакт, но очень живой и верный, если он дает такое живое и верное ощущение. Это выглядит так, будто он собирается сделать очень хорошее начало.
* * *
Опыт, описанный в вашем письме, является проблеском реализации истинного Я, которое не зависит от тела. Когда это состояние устанавливается, то наступает освобождение (mukti). Не только тело, но витал и ум ощущаются лишь инструментами и я ощущается как покой, как само существование, свободное и широкое или бесконечное. Тогда, в этой свободе для психического существа становится возможным осуществить полную трансформацию природы. Весь ваши предшествующие опыты были подготовкой к этому, но физическое сознание шло вразрез этому. Сейчас, когда у вас был проблеск Я, отдельного от тела, эта физическая трудность скоро может быть преодолена.
* * *
В первой реализации безмолвия в высшем сознании нет Времени: есть только чувство чистого существования, сознания, покоя или сильной, не имеющей признаков Ананды. Если что-либо еще входит в него, то является второстепенным движением на поверхности этого безвременного самосуществования. Это и чувство освобождения, которое приходит с этим, является результатом успокоения ума. На более высоком уровне этот покой и освобождение остаются, но могут быть объединены с более великим и свободным динамическим движением.
* * *
В я или в чистом существовании нет пространства и времени, за исключением духовного пространства и широты.
* * *
Да, в безмолвии я нет времени - это akala.
* * *
Переживание выхода чего-то из головы, подобно стреле, которые было у вас, вероятно, указывает на нечто, выходящее из ментального сознания к некой цели или объекту. Иногда это часть самого умственного сознания, которое уходит подобным образом либо вверх к более высокому плану, либо куда-то в окружающий мир и впоследствии возвращается. Иногда это сила мысли или воля-сила. Силы всегда выходят из нас, а мы даже не знаем об этом, и часто они оказывают некое воздействие там. Если мы думаем о человеке или месте и вещах, происходящих там, нечто может подобным образом уходить к тому человеку или в то место. Если у нас есть воля, или сильное ментальное желание к тому, что нечто должно произойти, воля-сила может выйти и попытаться сделать так, чтобы это произошло. Но также силы могут выходить из внутреннего ума без всякой осознаваемой на поверхности причины.
Видение йога, возможно, было видением некого существа высших планов или это могло быть формой Шивы. Лотосы указывают на полностью развитое сознание в указанных местах.
Ваше желание свободной самоотдачи, лишенной требований, гарантированно может осуществиться, когда есть полное открытие психического.
Позицию, которую вы в конце концов заняли относительно случившегося сегодня - верна: делать усилие к самосовершенствованию и не быть обеспокоенным любой ошибкой других, но также отвечать безмолвной волей к их совершенствованию - это всегда является правильной позицией.
* * *
Переживание огромного пространства золотого света на вершине горы пришло потому, что я просил её стремиться к более высоким переживаниям сознания сверху. Символический образ горы со светом на её вершине приходит к большинству садхаков, имеющих хоть какую-то силу видения. Гора - это сознание поднимающееся от земли (физического) через последовательные вершины (витал, ментал, надментальное) к духовным небесам. Золотой свет - это всегда свет высочайшей Истины (сверхразум, надразум или немного ниже к чистой Интуиции) и он представлен как огромное озаренное пространство на вершинах существования. Х., концентрируясь на свете, вошла в контакт с высшими областями и это всегда дает такие результаты: покой, радость, силу, сознание, незыблемое в силе Божественного. Конечно, она вошла в этот контакт через психическое, но, сам по себе, это опыт больше верхнего духовного сознания над умом, чем психическое переживание.
Природа медитации зависит от того, на какой части существа концентрируются в это время. В теле (скорее в тонком теле, чем в физическом, но связанном также с соответствующими частями в грубом физическом теле) есть центры, соответствующие каждому уровню существа. Есть центр на макушке головы и над ней, который соответствует надумственному или высшему сознанию; центр во лбу, между бровей, соответствует рассуждающему уму, ментальной воле, ментальному видению; центр в горле соответствует выражающему или экстернализирующему [облекающему в форму] уму - это все ментальные центры. Ниже, идет витал: сердце (эмоциональный), пупок (динамический витальный центр), другой - ниже пупка в животе является нижним или чувственным витальным центром. Наконец, в нижней части позвоночника находится Муладхара или физический центр. Позади сердца находится психический центр. Если концентрироваться в голове, как делают многие, то добиваются ментально-духовной медитации; если в сердце, то это психическая медитация - это те места на которых обычно концентрируются. Но то, что просыпается или открывается первым, может и не быть менталом или психическим, но эмоциональным или виталом, - это зависит от природы, поскольку то, что самое легкое для открытия, то, скорее всего, открывается первым. Если это что-то в витале, то медитация имеет тенденцию проецировать сознание в витальный план и в его переживания и опыты. Но оттуда мы можем достичь психического, уходя все больше и больше внутрь, не поглощаясь в витальные переживания, но отделяя себя и смотря на них отделённо, как будто пребываешь глубоко внутри и наблюдаешь вещи вне себя. Подобным же образом можно получить ментальные опыты через концентрацию на мысли и через нее получать соответствующий опыт, например концентрация на мысли о том, что все существование есть Брахман; или можно также отойти и встать позади, рассматривая свои собственные мысли как внешние вещи до тех пор, пока не войдешь в безмолвие и чистый духовный опыт.
* * *
Свет над головой, обычно видимый в этой йоге - это Свет Божественной Истины. Он находится над головой, поскольку там пребывает совершенный Божественный Покой, Сила, Свет, Знание, Ананда. Это начинает нисходить в тело, когда индивидуальное сознание достаточно подготовлено. Обычно, подготовка наполнена превратностями и злоключениями подобно этим, но нужно терпеливо настаивать, все больше и больше открывать себя до тех пор, пока все не будет готово.
* * *
Если можно всегда оставаться в верхнем сознании, тем лучше. Но почему человек не остается там всегда? Потому, что нижнее еще является частью природы, и оно вас тянет вниз к себе. С другой стороны, если нижнее трансформировано, то оно становится одной природы с высшим и нет ничего нижнего, что тянуло бы вниз.
Трансформация означает привнесение высшего сознания или природы вниз: в ум, витал и тело и занятие места нижнего сознания. Есть высшее сознание истинного я, которое духовно, но оно пребывает наверху; если поднимаются вверх в него, то достигают освобождения до тех пор, пока остаются там, но, если спускаются вниз или используют ум, витал или тело и если сохраняют какую-либо связь с жизнью, делают так: либо спускаются вниз и действуют из обычного сознания или же, пребывая в я, используют ум, жизнь и тело, тогда нужно смело встретить несовершенства этих инструментов и исправить их – они могут быть исправлены только трансформацией.
Вы говорите, что немного поднимаетесь вверх в высшее сознание, но куда вы поднимаетесь? В спокойный ум и над виталом или над самим умом во что-то всегда спокойное, чистое и свободное?
* * *
Нет. У меня не было никакого сарказма в вопросе. Вы писали, что поднимаясь немного вверх над обычным сознанием освобождаются от трудностей и что это именно то, что человек чувствует. Я думал, что вы имеете в виду свой собственный опыт. Поэтому я задал вопрос, поскольку переживание спокойного ума является переживанием, которое легко может быть разрушено беспокойством витала или инерцией физического существа. Переживание более глубокой свободы и покоя, которые принадлежат я, остаются, но они могут закрываться нижним сознанием.
* * *
Можно оставаться в верхнем сознании и, все же, ассоциироваться с изменением нижней природы. Несомненно, именно Сила Матери будет делать все необходимое, но согласие садхака, соединение его воли с ее действием или, по крайней мере, свое свидетельствующее наблюдение, также необходимо.
* * *
Вашей тенденцией было идти вверх и предоставить высшему сознанию иметь дело с нижней природой без какого-либо личного усилия к этому. Это могло бы хорошо сработать при двух условиях: (1) если мир и сила будут нисходить вниз и занимать все, вплоть до физического; (2) если вы успешно можете сохранять внутреннее существо незатронутым внешней природой. Физическое не может впитывать покой, вместо этого поднимается инерция; сила не может нисходить вниз; внушения внешней природы оказываются слишком сильными для вас и между их внушениями и инерцией они прерывали садхану.
* * *
Я не говорил, что вы делаете ошибку. Я просто сказал, что происходило и причины этого. Если бы вы были способны оставаться наверху и позволять Силе нисходить и действовать, будучи отделенным от внешней природы, тогда все было бы хорошо. Вы были способны идти вверх, поскольку Покой нисходил. Вы не могли оставаться вверху потому, что Покой не мог в достаточной степени овладеть физическим, и Сила не смогла спуститься в достаточной степени. Между тем, поднялась инерция, вы беспокоились все больше и больше из-за витальных внушений во внешней природе и наплыва инерции, поэтому вы не смогли сохранить отделённость и позволять Силе нисходить все больше и больше или призывать ее все больше и больше вниз. Следовательно, нисходить в физическое сознание.
* * *
То, что вы способны удерживать ваше сознание поднятым - это уже кое-что. Что касается открытия, то его приход и явное закрытие - это нормальное переживание: нужно несколько открытий до того, как это установится как постоянная позиция сознания сверху и усиливающееся нисхождение в голову и ниже. Именно тяге снизу не нужно потакать, поскольку это неправильный, упрямый путь, хотя большинство потакает этому. Нужно занять позицию сверху до того, как человек сможет нисходить без падения. Не то чтобы падение, если уж оно произошло, мешает снова подниматься вверх: это не так, но нет причины допускать это падение.
* * *
Я не вижу никаких причин ни для разрыва, ни для блужданий, ни для того, чтобы стенать. Даже если постоянное открытие не приходит сразу, вы должны лишь ожидать, и оно непременно придет. Конечно, жалко, что беспокойство витала так сильно противится пустоте сознания, поскольку, если бы вы могли находиться в этой пустоте, - сейчас нейтральной и потому неинтересной для витала – то она со временем могла бы стать позитивной и быть мощным приемником того, что изливается сверху. Трудность в том, что витал всегда был приучен либо делать что-то, либо, чтобы что-то происходило, и когда он ничего не делает или ничего не происходит (или так кажется на поверхности), то он скучает и начинает выяснять положение дел и болтать или делать глупости. Однако, даже с этим препятствием Нисхождение может спуститься вниз; ему не нужно ждать супраментала.
* * *
Я могу сказать, что открытие вверх, восхождение в Свет и последующее нисхождение его в обычное сознание и повседневную человеческую жизнь - очень распространено как первый решающий опыт в практике йоги и может происходить даже без практики йоги в тех, кто предназначен для духовного изменения, особенно, если где-то есть неудовлетворенность обычной жизнью и поиск чего то большего, более великого или лучшего. Часто это приходит именно тем способом, который она описывает: и прекращение опыта, и нисхождение также приходят подобным образом. За этим первым опытом может следовать очень длинный период времени, в течение которого он не повторяется или нет никакого последовательного переживания.
Если есть постоянная практика йоги, то интервал не будет таким длительным, но даже в этом случае, часто он достаточно длинный. Нисхождение неизбежно, потому что поднялось вверх не всё существо, а лишь нечто изнутри, а вся остальная природа не подготовлена, поглощена или привязана к повседневной жизни и управляема движениями, которые не созвучны Свету. Все же, это нечто внутри является чем-то центральным в существе и поэтому переживание в известной степени определённое и убедительное. Ибо это приходит как решающий намек духовной судьбы и указатель того, что должно быть достигнуто через некоторое время в этой жизни. Если это однажды имело место, то должно случиться нечто, что откроет путь, определит верное знание и правильное отношение, позволяющее продолжить путь и обрести оказывающее поддержку влияние. После этого может быть начата работа по очищению от всех препятствий, которые мешают возвращению к Свету и восхождение всего существа и, что также важно, нисхождение Света во всё существо, и развитие [этой работы] к своему завершению. Это может занять длительное время или быть быстрым: это зависит от внутреннего толчка, а также от внешних обстоятельств, но внутреннее стремление и усилие играют больше значения, чем обстоятельства, которые могут приспособить себя ко внутренней нужде, если это очень сильно. Для неё [работы] настал момент и необходимое стремление, знание и влияние, которое может помочь ей.
* * *
Сила, которую вы почувствовали, очевидно, была поднимающейся Кундалини, восходящей, чтобы соединиться с Силой наверху и принести вниз энергию, необходимую, чтобы облегчить депрессию и потом снова подниматься, чтобы усилить связь между Верхними и нижними центрами. Кажущееся расширение головы было из-за соединения ума с сознанием Я или Божественным свыше. Это сознание широкое и безграничное и, когда поднимаются в него, индивидуальное сознание также разрушает свои границы и чувствует широту и безграничность. В это время часто чувствуют, как будто у них нет ни головы, ни тела, но всё является широким я и его сознанием или же чувствуют голову или тело только как обстоятельство в нем. Тело и физический ум иногда испуганы или обеспокоены этими переживаниями, поскольку они ненормальны для них, но нет основания для беспокойства - это обычные переживания в йоге.
* * *
Позвоночник - это главный канал для нисхождения и восхождения Силы, с помощью которого она соединяет нижнее и высшее сознание вместе.
* * *
Ощущение в позвоночнике и по обеим сторонам от него - это признак пробуждения Силы Кундалини. Она ощущается как восходящий и нисходящий ток. Для этих токов есть два главных нервных канала по одному с разных сторон позвоночника. Нисходящий ток - это энергия сверху, нисходящая вниз, чтобы коснуться спящей Энергии в самом нижнем нервном центре внизу у основания позвоночника; восходящий ток - это освобождение энергии, идущей вверх от пробуждённой Кундалини. Это движение, если оно продолжается, открывает вверх шесть центров тонкой нервной системы и, в результате их открытия, человек уходит от ограничений поверхностного сознания, привязанного к грубому телу и у садхака появляются огромный диапазон переживаний, присущих сублиминальному я: ментальных, витальных и тонко-физических . Когда Кундалини встречается с высшим Сознанием, восходя через макушку головы, имеет место открытие верхних сверхсознательных пространств выше обычного ума. Именно в результате восхождение нашего сознания через них, и, получая нисхождение их энергий, становится возможным, в конце концов, достичь сверхразума. Это является методом Тантры. В нашей йоге нет необходимости проходить через систематизированный метод. Это происходит спонтанно в соответствии с необходимостью силой стремления. Как только есть открытие, Божественная Сила нисходит и проводит необходимую работу, делает то, что нужно, каждую вещь в своё время и в садхаке начинает рождаться йогическое Сознание.
* * *
Шри Ауробиндо не может взять на себя ответственность руководить вами, как ваш Гуру, поскольку он берёт в качестве учеников только тех, кто следует его специфическому пути йоги; ваш же опыт следует другой линии. В его йоге может быть случайный ток в позвоночнике так же, как и в других нервных каналах или других частях тела, но не пробуждение Кундалини в такой редкой и мощной форме. Здесь есть только спокойное восхождение сознания из нижних центров, чтобы соединиться с духовным сознанием наверху и нисхождение Божественной Силы сверху, которая делает свою работу в уме и теле: способ действия и стадии различаются в каждом садхаке. Главным законом этой йоги является совершенная вера в божественную Мать и бдительность в отвержении всех неверных внушений и влияний. Ваше открытие, произошедшее однажды, было таким мощным и более типично для Тантрических линий (оно происходило даже без вмешательства вашей собственной воли), и едва ли возможно, что оно может сейчас легко измениться на другие линии йоги: любая подобная попытка может создать серьёзное беспокойство. Говоря о компетенции Шри Ауробиндо, то он как Гуру, может руководить йогой тех, кто имеет им самими практикуемое открытие центров и достижение сиддхи в этой линии йоги. Всегда есть возможность найти Гуру, когда есть призыв к Гуру, Гуру рано или поздно приходит. Между тем, необходимо отбросить страх и иметь доверие к работе Божественного, но не следует делать никаких усилий, чтобы ускорить процесс через концентрированную медитацию до тех пор, пока у Вас не будет руководителя, которому вы можете доверять: ясное руководство изнутри или руководитель внешний. Вдохновение относительно Ида нади и последующая работа Шакти показывает, что это было вмешательство в критический момент и что призыв к ней, когда нужно, похоже, будет эффективным.
В правильно связанных переживаниях, [изложенных] в вашем первом письме, нет абсолютно ничего такого, что должно вас обеспокоить: всё было совершенно нормально, обычные переживания йогина в подобной ситуации, очень хорошие и мощные, которые приходят только Божественной милостью. Вероятно, открытие пришло после медленной невидимой подготовки в результате медитации на лотос в макушке головы; ибо это всегда является стимулом к пробуждению Кундалини или к подъёму нижнего сознания и к встрече с высшим. Беспокоящие факторы пришли с чувством дискомфорта в сердце из-за некого сопротивления в физическом существе, которые часто ощущаются и могут быть преодолены работой самой Силы, а также чувство страха, которое пришло впоследствии в центры расположения витальной природы: сердце, пупок и т.д. Но это не было частью переживания; это было вмешательство неправильных реакций из нижнего или внешнего сознания. Если бы Вы не позволили себе забеспокоиться, то, возможно, ничего неблагоприятного не исказило бы процесс. Не следует бояться необычных состояний или движений, или опытов: йог должен быть бесстрашным, abhi ; абсурдно бояться из-за того, что человек может контролировать свои состояния; это сила, которая очень желательна и приветствуется в йоге.
Связанный с этим кризис, во втором письме, едва ли пришел бы, если бы не эта реакция, но, в любом случае, было вмешательство и устранение беспокойства. Тем не менее, эти реакции и тот факт, что пришло беспокойство, показывает, что что-то во внешнем сознании не полностью подготовлено; лучше подождать и поискать руководителя, чтобы эти невежественные шаги или реакции не смогли снова принести серьёзное беспокойство или опасность. Это всё, что Шри Ауробиндо может сказать в качестве консультации и совета. Он обычно не вмешивается, если это не его ученик, но, поскольку ваш случай был необычен и ваш призыв был так силён, что он дал вам тот свет, который мог, относительно Вашего переживания.
* * *
Йога означает единение с Божественным; это либо трансцендентное единство (за пределами универсума), либо космическое (универсальное) или индивидуальное, или все три вместе, как в нашей йоге. Или же это означает достижение сознания, в котором больше не ограничены маленьким эго, личным умом, индивидуальным виталом и телом, но находиться в единстве с верховным Я или с универсальным (космическим) сознанием, или с неким более глубоким сознанием внутри, в котором осознают свою собственную душу, своё внутреннее существо и реальную истину существования. В йогическом сознании не только осознают вещи, но силы, и не только силы, но сознательное существо позади силы. Всё это осознаётся не только в самом себе, но во Вселенной.
Есть сила, которая сопровождает рост нового сознания и одновременно растет вместе с ним и помогает ему проявляться и совершенствоваться. Этой силой является Йога-Шакти. Она присутствует здесь свернутая и спящая во всех центрах нашего внутреннего существа (чакрах), и она же находится в основании, то, что в Тантрах называют Кундалини Шакти. Но она также пребывает над нами, над нашей головой, как божественная Сила и не свёрнутая, вовлечённая, спящая, но пробуждённая, в полном знании, могущественная, широкая и простирающаяся; она пребывает там, ожидая проявления и к этой Силе мы должны открыться, к силе Матери. В уме она проявляет себя как божественная умственная сила или универсальная умственная сила, и она может делать всё, на что не способен индивидуальный ум; тогда это йогическая умственная сила. Когда она подобным же образом проявляется и действует в витале или в физическом, то там она видима как йогическая жизненная сила или йогическая телесная сила. Она может пробудиться во всех этих формах, прорываясь вовне и вверх, снизу, расширяя себя в безбрежность, или же она может нисходить и становиться здесь конкретной силой для вещей; она может изливаться вниз в тело, работая, устанавливая свою власть, расширяясь в безбрежность сверху, связывая самое нижнее в нас с высочайшим над нами, освобождает индивидуальное в космической универсальности или в абсолюте и трансцендентности.
* * *
Есть Йога-Шакти, лежащая свернутой или спящей во внутреннем теле, неактивная. Когда делают йогу, эта сила развертывается и поднимается вверх, чтобы встретиться с Божественным Сознанием и Силой, которые ожидают над нами. Когда это происходит, когда пробуждённая Йога-Шакти поднимается, это часто ощущается подобно змее, развертывающейся и встающей прямо и поднимающейся всё выше и выше вверх. Когда она встречается с Божественным Сознанием наверху, тогда сила Божественного Сознания может более легко нисходить в тело и ощущаться работающей там, чтобы изменить природу. Чувство вашего тела и взгляда, притягиваемого вверх - это часть того же самого движения. Именно внутреннее сознание в теле и тонкое внутреннее зрение в теле смотрят и движутся вверх, и стараются встретиться с Божественным Сознанием и божественным видением наверху.
* * *
В Кундалини находится энергия Матери.
* * *
Я не вижу в чем ваше затруднение. То, что есть божественная сила, спящая или завуалированная Несознанием в материи и то, что Высшая Сила должна низойти и пробудить её своим Светом и Истиной - это вещь хорошо известная; она лежит в самой основе этой йоги.
* * *
Я боюсь, что попытка применить научные аналогии к духовным или йогическим вещам более часто ведут к путанице и неразберихе, чем к чему-то ещё, также как это создаёт путаницу, если полагаются только на философию. Кундалини, свёрнутая в Муладхаре спит, погруженная в несознание, поддерживая игру неведения. Естественно, если она поднимется оттуда, то там может быть беспокойство или разрушение состояний Неведения, но это был бы скорее благотворный переворот и полезный для йоги. Кундалини, становясь сознательной, поднимается вверх, чтобы встретиться с Брахманом в тысячелепестковом лотосе. Простой выброс из неё, объединяющий с высшим сознанием, едва ли приведёт к радикальной перемене. Конечно, ей не нужно полностью разрывать связь с физическим центром, но она больше не свернута там: если она там, то великая оккультная сила, пребывающая там, не будет освобождена. Я полагаю, что обычный образ её поднятия и пробуждения - это змея, стоящая прямо: хвост касается самого нижнего центра, голова - высочайшего в Брахмарандре. Таким образом, со всеми центрами открытыми и активными она соединяет два полюса бытия - высочайший и самый нижний, дух и Материю.
* * *
Это [подъем над головой] очень хорошо. Такой подъем помогает взломать крышку между высшими и нижними планами в сознании и готовит расширение.
* * *
То, что нужно сделать зависит от того, где присутствует блок. Есть два необходимых движения: первое - восхождение через усиливающийся покой и безмолвие к своему источнику над умом; на это указывает тенденция сознания подниматься из тела к макушке головы и выше, где легко реализовать Я во всей его тишине, освобождении, широте и открыться другим Силам Высшего Сознания. Другое - это нисхождение покоя, безмолвия, духовной свободы и широты, сил высшего сознания, по мере их проявления, вниз в нижнее сознание, вплоть до самого физического и даже подсознания. Блок может быть для обоих из этих движений: блок наверху из-за того, что ум и нижняя природа не приучены (в действительности именно это, а не неспособность) и блок внизу из-за физического сознания и его естественной медлительности в изменении. Все имеют эти блоки, но настойчивостью воли, стремлением или abhyasa они могут быть преодолены.
* * *
Широта - это признак расширения сознания за обычные пределы; белый цвет безбрежности означает, что чувствуют именно чистое сознание, хотя белый свет или светящийся свет указывает на Материнское сознание там или некое его влияние. Тонкий барьер, который вы чувствовали, должно быть, был той самой вещь, которая препятствовала вашему восхождению из сердца и вашему уходу из него за пределы тела в регионы над головой. Там всегда есть некая крышка и только когда она открыта или исчезает можно свободно идти наверх. Можно осознавать «невидимую ширь», но пока это не сделано, человек не пребывает в я там.
* * *
Широта необходима для работы верхнего сознания, если существо заперто в самом себе, то там могут быть сильные переживания и некое открытие на касание с высот, но не полная стабильная основа для трансформации.
* * *
Пустота и широта в уме - это хороший знак. Это является условием для горизонтального открытия в космическое сознание и вверх в Я и в высший духовный Ум над головой.
* * *
Озарённость, чувство исчезновения головы и, что всё открыто - это признаки расширения ментального сознания, которое уже больше не ограничено мозгом и его телесным чувством, больше не заключено в тюрьму, но широкое и свободное. Сначала это ощутимо только в медитации с закрытыми глазами, но на более поздней стадии оно стабилизируется и человек всегда ощущает себя широким сознанием, неограниченным никаким чувством тела. Вы чувствовали что-то от этой широты вашего существа во втором опыте, когда нога Матери опустилась вниз на ваш физический ум (голова), пока он не ушёл вниз и не уступил место этому чувству бесконечного Я. Это широкое сознание, не зависящее от тела или не ограниченное им, называется в йоге Атман или Я. У вас были лишь первые проблески этого, но позже это станет нормальным и чувствуют, что всегда были этим Атманом бессмертным и бесконечным.
Я не думаю, что бессонница, когда она приходит, вызвана нехваткой работы, поскольку те, кто не работает вовсе, имеют хороший сон. Это что-то другое, но оно должно быть преодолено.
Постоянно помнить о Матери - это трудная вещь и не многие имеют его, но это придёт в своё время. Между тем, её Сила работает в вас и готовит ваше сознание к этому.
* * *
С Я встречаются сначала на уровне Высшего Ума, но оно не ограничено одним положением; обычно оно ощущается как нечто простирающееся в безбрежность, но можно также чувствовать централизованное сознание в Сахасраре или над ней.
* * *
Я управляет многообразием своего творения через свое единство на всех планах с Высшего Ума и выше, на которых реализация Единого есть естественная основа сознания. Но как только уходят наверх, изменяется видение, изменяется сила сознания, Свет становится всё более сильным и могущественным. Хотя статическая реализация Вечности, Бесконечности и Безвременного Единого остаётся тем же самым, но видение работ Единого становится всё шире и сопровождается большей поддержкой Силы и более всесторонним охватом того, что нужно узнать и сделать. Все возможные формы и конструкции вещей становятся всё более видимы, ставясь на соответствующие место, всё более используемы. Кроме того, то, что в Высшем Уме есть мысленное знание, в Озарённом Уме становится озарением и прямым внутренним видением в Интуиции. Но интуиция видит во вспышках и комбинирует через постоянную игру света: через откровения, вдохновения, интуиции, быстрое распознание. Надразум видит невозмутимо, устойчиво, большими массивами и громадными протяжённостями пространства, времени и отношения, глобально; он созидает и действует подобным же образом: это мир великих Богов, божественных Созидателей. Только каждый творит по-своему; он видит всё, но со своей собственной точки зрения. Там нет абсолютной супраментальной гармонии и уверенности. Неадекватно выраженное, это является некоторым отличием. Конечно, я говорю об этих планах, как они есть сами по себе; действуя в человеческом сознании, они по необходимости сильно ослаблены в своей работе, имея зависимость от человеческой инструментовки умом, виталом и физическим. Только когда они успокоены, они получают большую силу и больше проявляют свой характер.