Сравнительные результаты дифференцированных психотерапевтических программ

В исследованиях, проведенных коллективом кли­ники в 1982—1985 гг. [Leder S., 1985], сравнивались результаты использования трех различных психоте­рапевтических программ в трех закрытых группах стационара, в каждой из которых в клинической кар­тине доминировали либо физические, либо психические синдромы или нарушения поведения. Ход и результаты девятинедельного лечения 9 групп по 34 человека в каж­дой оценивались с помощью разнообразного инструмен­тария и измерений, описанных в предыдущих рабо­тах коллектива клиники. Проводились сравнения экспериментальной (280 человек) и контрольной (120 человек) групп, а также пациентов с различными ти­пами неврозов. Сравнения выявили различную дина­мику процесса лечения; были установлены различные эффекты, связанные с использованной психотерапев­тической программой и измерениями, по которым оценивались наступающие изменения (симптомати­ческий эффект и модификация установок). Сравни­тельный анализ полученных результатов показал, что степень симптоматического улучшения в эксперимен­тальных группах, где дополнительно использовалась медитация или гипноз (у пациентов с соматическими

симптомами), поведенческие техники (у пациентов с с психическими симптомами), ролевая игра и социаль­ный тренинг (у пациентов с нарушениями поведения) превышала симптоматическое улучшение в контроль­ной группе, где применялась только стандартная психотерапевтическая программа.

Не удалось выявить влияния дополнительных специ­фических методов лечения на степень изменения уста­новок. На основе полученных результатов были сделаны следующие выводы:

1) у больных неврозами отмечены общие характе­
ристики, позволяющие выделить эту группу в особую
таксономическую категорию;

2) деление больных неврозами на дифференциро­
ванные типы с преобладанием соматических, психи­
ческих симптомов или нарушений поведения находит
подтверждение в различии социо-демографических,
анамнестических и клинических их характеристик;

3) выявленные особенности этих типов расстройств
могут способствовать пониманию генеза клинической
картины невротических синдромов;

4) соотношение прогностических факторов отно­
сительно лечения и его результатов отличается от
вероятности изменений двух различных параметров —
динамики симптомов и установок пациентов;

5) методы лечебного воздействия, дополняющие
стандартные программы психотерапевтического и со-
циотерапевтического лечения (в условиях стациона­
ра на основе определенной теоретической модели),
специфически дифференцированные в зависимости от
характера расстройств, усиливают психотерапевти­
ческий эффект симптоматических изменений, но не
влияют на модификацию установок;

6) перемены, вызванные психотерапией, диффе­
ренцированно отражают изменения в отдельных сфе­
рах функционирования пациентов с различными ти­
пами невротических расстройств.

ИССЛЕДОВАНИЯ ДРУГИХ МЕТОДОВ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В Клинике неврозов, кроме групповой и индиви­дуальной психотерапии, используются: арттерапия, музыкотерапия, психодрама с пантомимой, хореотера-пия, спорттерапия и пЪведенческая терапия.

Арттерапия

Исследования диагностических элементов худо­жественной экспрессии пациентов проводила W. Chli-stunoff (1975). Она обследовала 38 пациентов—чле­нов двух открытых психотерапевтических групп. Про­водилась оценка 496 рисунков по 28 темам (например, «Какой я есть», «Каким я хочу быть», «Мой дом», «Остров счастья»). Кроме того, пациентов обследо­вали с помощью незаконченных предложений Rotter. Рисунки оценивал знающий пациента арттерапевт по 4 категориям, характеризующим проблемы пациен­та в сексуальной и социальной сферах, функциони­ровании в семье и по так называемым специфическим признакам патологических состояний данного пациен­та, типа: страх, депрессия. Дополнительно рисунки оценивали психолог, не знающий пациента, и лечащий врач. Была подтверждена значительная диагностичес­кая ценность рисунка, что нашло выражение в высокой положительной корреляции оценок всех трех спе­циалистов. Запас информации, содержащийся в рисун­ке, превышает информацию, полученную с помощью теста незаконченных предложений.

Музыкотерапия

Музыкотерапию используют в качестве одного из методов комплексной психотерапии, она способствует катарсису, является катализатором эмоциональных процессов, создает условия для эксплорации, осоз­нания, благоприятствует усвоению новых установок. Е. Galinska (1973) отмечает, что музыкотерапия об­легчает вступление в контакт депрессивным пациен­там, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.

Эта психотерапевтическая форма дает пациентам возможность выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях. В другой работе Е. Galinska (1975), обследуя 150 больных неврозами, установила, что у больных нев­розами восприятие музыки затрудняют следующие факторы: колебания настроения, состояния страха и напряженности, трудности в концентрации внима­ния. Психические состояния пациентов влияли также на содержание их внемузыкальных ассоциаций.

Наши рекомендации