Сравнительные результаты дифференцированных психотерапевтических программ
В исследованиях, проведенных коллективом клиники в 1982—1985 гг. [Leder S., 1985], сравнивались результаты использования трех различных психотерапевтических программ в трех закрытых группах стационара, в каждой из которых в клинической картине доминировали либо физические, либо психические синдромы или нарушения поведения. Ход и результаты девятинедельного лечения 9 групп по 34 человека в каждой оценивались с помощью разнообразного инструментария и измерений, описанных в предыдущих работах коллектива клиники. Проводились сравнения экспериментальной (280 человек) и контрольной (120 человек) групп, а также пациентов с различными типами неврозов. Сравнения выявили различную динамику процесса лечения; были установлены различные эффекты, связанные с использованной психотерапевтической программой и измерениями, по которым оценивались наступающие изменения (симптоматический эффект и модификация установок). Сравнительный анализ полученных результатов показал, что степень симптоматического улучшения в экспериментальных группах, где дополнительно использовалась медитация или гипноз (у пациентов с соматическими
симптомами), поведенческие техники (у пациентов с с психическими симптомами), ролевая игра и социальный тренинг (у пациентов с нарушениями поведения) превышала симптоматическое улучшение в контрольной группе, где применялась только стандартная психотерапевтическая программа.
Не удалось выявить влияния дополнительных специфических методов лечения на степень изменения установок. На основе полученных результатов были сделаны следующие выводы:
1) у больных неврозами отмечены общие характе
ристики, позволяющие выделить эту группу в особую
таксономическую категорию;
2) деление больных неврозами на дифференциро
ванные типы с преобладанием соматических, психи
ческих симптомов или нарушений поведения находит
подтверждение в различии социо-демографических,
анамнестических и клинических их характеристик;
3) выявленные особенности этих типов расстройств
могут способствовать пониманию генеза клинической
картины невротических синдромов;
4) соотношение прогностических факторов отно
сительно лечения и его результатов отличается от
вероятности изменений двух различных параметров —
динамики симптомов и установок пациентов;
5) методы лечебного воздействия, дополняющие
стандартные программы психотерапевтического и со-
циотерапевтического лечения (в условиях стациона
ра на основе определенной теоретической модели),
специфически дифференцированные в зависимости от
характера расстройств, усиливают психотерапевти
ческий эффект симптоматических изменений, но не
влияют на модификацию установок;
6) перемены, вызванные психотерапией, диффе
ренцированно отражают изменения в отдельных сфе
рах функционирования пациентов с различными ти
пами невротических расстройств.
ИССЛЕДОВАНИЯ ДРУГИХ МЕТОДОВ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
В Клинике неврозов, кроме групповой и индивидуальной психотерапии, используются: арттерапия, музыкотерапия, психодрама с пантомимой, хореотера-пия, спорттерапия и пЪведенческая терапия.
Арттерапия
Исследования диагностических элементов художественной экспрессии пациентов проводила W. Chli-stunoff (1975). Она обследовала 38 пациентов—членов двух открытых психотерапевтических групп. Проводилась оценка 496 рисунков по 28 темам (например, «Какой я есть», «Каким я хочу быть», «Мой дом», «Остров счастья»). Кроме того, пациентов обследовали с помощью незаконченных предложений Rotter. Рисунки оценивал знающий пациента арттерапевт по 4 категориям, характеризующим проблемы пациента в сексуальной и социальной сферах, функционировании в семье и по так называемым специфическим признакам патологических состояний данного пациента, типа: страх, депрессия. Дополнительно рисунки оценивали психолог, не знающий пациента, и лечащий врач. Была подтверждена значительная диагностическая ценность рисунка, что нашло выражение в высокой положительной корреляции оценок всех трех специалистов. Запас информации, содержащийся в рисунке, превышает информацию, полученную с помощью теста незаконченных предложений.
Музыкотерапия
Музыкотерапию используют в качестве одного из методов комплексной психотерапии, она способствует катарсису, является катализатором эмоциональных процессов, создает условия для эксплорации, осознания, благоприятствует усвоению новых установок. Е. Galinska (1973) отмечает, что музыкотерапия облегчает вступление в контакт депрессивным пациентам, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.
Эта психотерапевтическая форма дает пациентам возможность выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях. В другой работе Е. Galinska (1975), обследуя 150 больных неврозами, установила, что у больных неврозами восприятие музыки затрудняют следующие факторы: колебания настроения, состояния страха и напряженности, трудности в концентрации внимания. Психические состояния пациентов влияли также на содержание их внемузыкальных ассоциаций.