Результаты обучениядля программ

Какужеотмечалось,результатыобучениядолжныобеспечиватьвозможность оценивания,т.е.ихследуетписатьтакимобразом,чтобыможнобылопроверить,добился листуденттребуемогорезультата.Правиланаписаниярезультатовобучениядля программыаналогичныправиламнаписаниярезультатовобучениядлямодулей. Предлагаемыйвлитературеобщийпринциптаков:дляпрограммытребуется5-10 результатовобучения,причемдолжнобытьвключенолишьминимальноечисло считающихсянеобходимымирезультатов.Инымисловами,результатыобучениядля программыописываютнеобходимыезнания,навыкиипозиции,которые,как предполагается, смогут продемонстрироватьлица,прошедшиеэтупрограмму.

Дж.Мун(Moon 2002)выдвинулидею,чтоприсоставлениирезультатов обучения для программимеетсмыслописыватьдватипарезультатовобучения.Первыйтип–это результатыобучения,которыемогутоцениватьсявходепрограммы,тоестьврамках различныхмодулей.Второйтипрезультатовможетнеоцениваться,однакоондает работодателямидругимзаинтересованнымсторонампредставлениеобуровнереального исполнения,которыйвыпускникипрограммыпродемонстрируютпоееокончании.Эти "декларативные"или"желательные"результатыобученияпоказывают,что,какожидается, сможетдостичьхороший студент к концупрограммы.Этуситуацию можнообобщить следующимобразом:

Важноотметить,чтосуществуютчеткиеразличиявхарактеререзультатов программыирезультатовобучения,написанныхдлямодулей.Результатыпрограммы пишутся длятипичногоилисреднегостудентаимогутноситьдекларативныйхарактер. Онинеявляются,такимобразом,непосредственнодоступнымипроверке.Так,например, результатыпрограммымогутпоказыватьсферыобученности,которыеявляются результатомопытаучастиястудентавэтойпрограмме,исходяизтого,чтоцелое может быть большесуммы составляющихегочастей. (Moon 2002 p.142)

Принаписаниипрограммырезультатовобучениянельзяпростообъединитьвместе результатыобучениядлявсехмодулейвпрограмме.Программаможетбытьчем-то большим,чемсуммаразличныхсоставляющихеемодулей.Так,могутсуществовать некоторыеобщиедляпрограммрезультатыобучения,например,формулировать гипотезы,анализироватьданныеиделатьвыводы.Крометого,могутбытьвключены некоторыежелательныерезультатыобучения,очемговорилосьвыше.Еслипрограммы

содержитповыбору,томогутбытьнавыки,общиедлявсехстудентов,независимоот выбранной имикомбинации модулей (Dillon and Hodgkinson, 2000).

Описаниерезультатовобучения,какправило,начинаетсяфразой"Позавершении даннойпрограммы ожидается, что студенты будут способны ..."

Заэтойфразойследуетпереченьрезультатовобучения,написанныхвсоответствии спринципами,которыеужерассматривалисьвсвязисрезультатамиобучениядля модуля.Например,некоторыерезультатыобучениядляпрограммынастепеньмагистра компьютерныхнаук8приведены вТаблице3.7.

Таблица3.7–Примеррезультатовобучениядляпрограммынапоследипломную степень по компьютернымнаукам

Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Осуществлятьрешениепроблемв академическихи промышленныхусловиях.

• Создавать, использовать и контролировать крупныевычислительныесистемы.

• Эффективно работать вкачестве членакоманды.

• Организоватьиосуществитьнаучно-исследовательскийилипромышленныйпроект.

• Писатьтезисыидокладынапрофессиональномуровне,эквивалентныепо качествупрезентации печатнымработам.

• Готовитьи проводить семинары на профессионалдьномуровне.

• Осуществлятьсамостоятельноеи эффективноеуправлениевременем.

• Применять широкий спектр навыков информационных технологий и демонстрировать высокийуровень компьютерной грамотности.

В таблице3.8 приведен примеррезультатовобучения9для программы настепень по

инженернымнаукам.

Таблица3.8–Примеррезультатовобучениядляпрограммынапоследипломную степеньпоинженернымнаукам

Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Находитьиприменятьрешения,опираясьназнаниеестественныхнаук, инженерныхнаук, технологиии математики.

• Выявлять,формулировать, анализироватьирешать инженерныезадачи.

• Проектироватьсистему,компонентилипроцессдля удовлетворения определенныхпотребностей,иразрабатыватьипроводитьэкспериментысцельюанализа и интерпретацииданных.

• Эффективно работать как самостоятельная единица, в команде и в мультидисциплинарнойсреде,быть способнымкобучению втечениевсейжизни.

8 Результаты обучениядля программ - student2.ru УниверситетМанчестера:

http://www.cs.manchester.ac.uk/Study_subweb/Postgrad/ACS-CS/webpages/syllabus/acs/ACS_AIMS.php

9 ДокторЭннЛедуит(AnnLedwith),УниверситетЛимерика:http://www.ucc.ie/en/SupportandAdministration/ServiceandAdministrativeOffices/QualityPromotionUnit/LearningOutcomesConference/Presentation/DocumentFile,15075,en.pdf

целом.

• Эффективновзаимодействоватьсинженернымсообществомиобществомв

Некоторыеавторырекомендуютсоставлятькартукурса,котораяпоказывалабы,

какимобразомрезультатыобучениядляпрограммыохваьываютсявразличныхкурсах, предлагаемыхврамкахпрограммы10.Охватрезультатовобученияразличнымикурсами можетбытьпредставленв видетаблицы (рис.3.11).

Картарезультатов обучения дляпрограммыивурсов врамкахпрограммы

Результатобучения для программы Курс1 Курс2 Курс3 Курс4
Результат1 X   X  
Результат2   X   X
Результат3 X   X  
Результат4 X      
Результат5       X
Результат6   X X X

Принаписаниирезультатов обучения дляпрограммследует позаботитьсяотом, чтобы,еслиэтонеобходимо,результаты обучения дляпрофессиональных организаций быливключеныврезультатыпрограммы.Примерырезультатов обучения дляпрограммв различныхпредметныхобластях можнонайтисайтеУниверситетаВайоминга.11

Глава 4

Наши рекомендации