Параграф написан а. н. славской. 1 страница
236 ___Время жизненного пути и развитие личности __
земле, месту жительства (приземленность), к материальным благам (накопительство и т. д.) или свободу их передвижения, свободу, даваемую образованностью, обеспеченностью, и их уровень, прямо зависящий от совокупности средств, экономящих их время и силы, которые тратятся в борьбе за существование. В этом отношении не все противоречия личной жизни могут быть разрешены личностью, хотя они прямо и жестко ставят пределы ее развитию, образованности и духовности. Хотя X. Томе [112] и считает, что развитые личности в равной мере могут быть сформированы и негативными, и благополучными жизненными условиями, но, на наш взгляд, это касается отдельных личностей. В целом при достаточном уровне материального благосостояния большинство личностей в разных формах получает дополнительное общественное время, а не только доступ к культуре. Именно это время увеличивает пространство и время их жизненных возможностей. Это не просто условия жизни, а благоприятные условия.
Как мы уже отмечали, отдельные личности в силу не зависящих от них жизненных обстоятельств попадают в оптимальные социальные сферы — по семейной принадлежности и преимуществам, по возможностям получения хорошего образования, в силу престижной и продуктивной в данный социальный период профессии они включаются в социально продуктивные структуры.
Жизненное движение этих личностей осуществляется в соответствии с общественным временем, умноженным на личное, в соответствии с принципом прогрессии времени. Жизненное время других людей, не попавших в сферы социального «ускорения», уходит на преодоление жизненной необходимости (причем это не только общественно необходимый труд и его время, но это время необходимости личной жизни малоимущих).
Сегодня десятки тысяч людей вернулись в исторически ранний способ жизни, тратя свое время на выращивание продуктов, купить которые у них нет средств, стали «совместителями» профессионального труда и земледелия или «совместителями» на нескольких рабочих местах, дающих им возможность выжить. Они затрачивают на этот труд уже не только общественно необходимое время, но гораздо большее время и не только личное время — они затрачивают силы, которые отнимают, «вычитают» из своей жизни, которые не восстанавливаются за отсутствием времени отдыха и отсутствием удовлетворенности жизнью. Эти силы могли бы быть потрачены на общение с близкими, на воспитание детей, не говоря о чтении и эстетических впечатлениях. Такие люди автоматически отчуждены от культуры, выброшены из числа духовно развивающихся личностей. Социум готовит для масс, не могущих вырваться на другой уровень жизни, свои сферы, сокращающие время жизни, убивающие силы личности, толкающие на необратимый путь ре-
_ __Глава пятая ____________ 237
гресса. Это сферы массовой культуры, наркомании, преступности. Личность, не имеющая нравственных сил борьбы с ежедневной жизненной необходимостью, порожденной нуждой, мигрируют в эти сферы как сферы легкой и свободной жизни, расплачиваясь за эту легкость и свободу своей личностью или своей жизнью.
Итак, рассматривая совокупность и разнородность социальных «обстоятельств» личной жизни разных людей, мы не можем не принимать в расчет неравномерность распределения общественно полезного времени между людьми с разными судьбами (путями и способами жизни) и неравномерность их включения в позитивные или негативные сферы пространства жизни, содействующие прогрессу или регрессу личности. Конечно, случается, что закоренелый преступник становится священником или ребенок из нищей семьи становится крупным ученым, но это исключения из правила.
В целом, желая охарактеризовать способ жизни личности в этом социальном аспекте, нужно сказать о цене, которую «платит» личность за этот способ жизни и свое развитие.
Эта цена определяется мерой затраты жизненных сил на преодоление социально неизбежных трудностей. Можно ли назвать эти трудности противоречиями, которые превращаются в жизненную проблему? Мы предполагаем, что нужно говорить именно о социальном качестве жизни, определяющем ее цену для личности, и невозможности разрешить эти трудности, исходя из этого качества.
Подобно тому как существует доказанная нашими исследованиями семантика личностного склада — семантический интеграл, существует семантика жизненных ценностей, включая в последние и ценностное время, и жизненные силы личности [108]. Эта семантика определяет характер времени жизни — его расширение, умножение или сужение и сокращение. Время можно суммировать, умножать и терять. Время, затраченное на непрофессиональный труд, работа только для поддержания жизни, «выживания», существования есть непростительно высокая цена, которую «платит» личность за предельно низкий уровень качества своей жизни. Эта жизнь отнимает у личности силы, которые она могла бы истратить на лучшее, закрывает своей ограниченностью смысл и перспективу, отнимает оптимизм и здоровье.
Другая судьба требует от личности не такой высокой цены, но она «платит» ее за благополучие других людей, за улучшение социальной жизни, а мера затраченного труда определяется личностью добровольно, а не вынужденно. Поэтому, хотя личность не имеет своего досуга, отдыха, она испытывает удовлетворение, поддерживая питающие ее жизненные силы. При огромной нагрузке характер деятельности разнообразен, широк его масштаб и используемые способности (интеллектуальные, нравственные, организа-
238 ___Время жизненного пути и развитие личности ____
ционные). Такая личность удовлетворяется не столько использованием способностей для удовлетворения собственных потребностей, но потребностей других людей или своих же, гуманистически ориентированных просоциальных потребностей. Такие люди часто не нуждаются в общественном одобрении и признании, во всяком случае — не зависят от него, они самодостаточны. Их жизнь протекает в межличностном пространстве, относительно свободном от социальной неизбежности, хотя люди, которым они помогают, находятся в том же пространстве необходимости.
Люди, имевшие делом своей жизни судьбу своего народа, судьбу человека в нем — Лев Толстой и Федор Достоевский, Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, — были личностями, добровольно соединившими в своей жизни личное и общественное, человеческое, подчинившие первое второму и легко платившие самую высокую цену.
Но личная жизнь, оказывающаяся и объективно, и в силу личностной воли в другом соотношении с социальной при их противоречиях или расходящихся линиях, требует от личности цену за разрешение противоречий, решение которых объективно не зависит от нее. Эта цена также может быть измерена временем:
неразрешимые жизненные трудности отнимают жизненные силы и уменьшают ценностное время жизни. Оставаясь неразрешимыми и нерешенными, эти противоречия не могут быть превращены в личностную проблему и сужают сознание личности. Они порождают чувство неудовлетворенности, бессмысленности жизни, скептицизм, а затем — цинизм.
Российская личность сегодня оказалась перед лицом полной социальной неопределенности, не говоря о противоречиях самого разного масштаба и происхождения; необходимое для нормального психического состояния личности соотношение времен — прошлого, настоящего и будущего — сужено до настоящего, прошлый опыт не для каждого оказывается пригодным в новых условиях, а жизненная перспектива, будучи связана с обществом, закрыта или неопределенна. Но для того чтобы жить и действовать, нужна определенность, и если ее нет в окружающей действительности, если каждый шаг в ней — эксперимент с неуправляемыми последствиями, а для каждого нового дня уже не годен опыт вчерашнего, то эту определенность личность может обрести только в самой себе.
Отсутствует концепция современного общества, но при этом более необходима концепция собственной жизни, определение своего собственного способа жизни, его связи с другими людьми, раз-мещенности в социальном, профессиональном пространстве. Люди, привыкшие думать о социуме и в категориях социума, оказались лицом к лицу с проблемами личной жизни без личной или исторической привычки осмыслять эту жизнь, без практики построения
__ ____ __ __ __ Глава пятая_________ _______239
личных и межличностных отношений в неорганизованном социальном пространстве.
Способ жизни, которым еще вчера жили миллионы советских людей, был искусственным — в нем была насильственно превзойдена мера общественности, принадлежности личности обществу, и тем самым нарушена мера принадлежности себе, необходимая для полноты своего бытия. Социум развил в личности способности, делающие ее пригодной к общинному, а не к личному способу жизни:
он сумел придать громкость тихим по своей природе личным переживаниям. Из масштабов личностного пространства эмоции были перенесены на площади, усилены микрофонами, насыщены истерической экзальтацией. И стали тусклее, беднее, ограниченнее в личной жизни.
Исторически российский менталитет — совершенно специфический синкрет, сложившийся на перекрестке западной и восточной цивилизаций, всегда обладал огромным надличностным идеалистическим потенциалом, но он обладал и средствами приведения в действие переживаний, верований, мотивации самих людей. Российская культура сохраняла секрет соединения духовного с душевным даже при наличии социального института насилия. Осуществляемая тоталитаризмом деперсонализация лишь на первый взгляд отвечала общинному корню русского характера. На самом деле, вытеснив социальным душевное и духовное, она лишила личность возможности экзистенциально переживать и проживать собственную жизнь. Насильственная идентификация личности с социумом лишила ее «Я-концепции», Эго, эгоцентризма, авторства собственной жизни.
«Отпустив» сегодня не только цены, но и людей, общество предоставило их самим себе, полагая, что психологические ресурсы России столь же неисчерпаемы, как и природные. Но жизнеспособность, дееспособность личности обеспечивается только адекватным ее сущности способом функционирования психики, а не любым. Личность должна восстановить свою самоидентичность, самоценность и одновременно строить, согласно концепции В. Н. Мя-сищева [86], адекватные отношения с другими людьми, обществом. Обе эти задачи взаимосвязаны и должны быть отрефлексированы психологией, до сих пор работавшей с идеальной моделью личности.
Таким образом, социальная детерминация жизни личности имеет разнообразный, разноплановый характер, она и позитивна (отдавая человеку в виде различных общественных средств — технических, научных, информационных и других, общественное время, умножающее время его жизни), и негативна, требуя от него возврата этого времени, иногда в жестких формах определенных видов труда или потери личного времени в силу низкого уровня благосостояния. Может существовать несколько социальных детерми-
240 __Время жизненного пути и развитие личности_. __
нант, влияющих на личную жизнь, они действуют одновременно (иногда умножаясь в своем негативном качестве, иногда погашая друг друга). Социальная детерминация времени личной жизни одновременно вплетена в саму ткань этой жизни, в ее семантику, побуждая личность добровольно эксплуатировать свои жизненные силы и сокращать ценностное время жизни.
Социальная действительность сама имеет и статику (образ жизни, его приметы, поколения, эпоха), и динамику — события, оказывающие непосредственное воздействие и на сознание, и на жизнь масс. События, носящие антигуманистический характер, — войны, атомная и другие катастрофы, фашистские терроры, сталинские лагеря и другие, уносящие миллионы людей, внесли в обыденное сознание мысль о конечности своей жизни не в результате старения, страх неожиданной смерти, страх болезней, страх потери жизненных сил, дееспособности. Люди осознали, что в масштабах общества произошло обесценивание жизни, что она зависит от случайности, легко приносится в жертву. Это значительно подорвало индивидуализм сознания, представление о себе как субъекте своей жизни, придало чувство неуверенности (в завтрашнем дне), постоянно грозящей опасности, беззащитности перед ее лицом.
Привело ли это к осознанию ценности каждого дня своей жизни? На этот вопрос трудно ответить в общей форме, но несомненно, что в жизненную мотивацию было внесено стремление «успеть» сделать сейчас, в настоящем как можно больше практических дел, ушел неторопливый ритм жизнедеятельности века, увеличилась ценность настоящего. Снизилась возможность приобщения к культуре, ограничилось время и свобода духовного развития.
Уровень технического прогресса создал противоречие, о котором выше шла речь, между временем — темпом, скоростями информационно-технических средств и пространств, и индивидуальными возможностями человека. К затрате в процессе труда общественно-необходимого времени, т. е. к проблеме производительности труда, прибавилась проблема человеческой цены этой производительности. Поэтому огромное место начали занимать проблемы оптимальной организации совместной деятельности, т. е. управления функционированием организации любого типа с целью повышения их эффективности. Проблема совместной деятельности имплицитно включает в себя возможность экономии времени за счет оптимальной организации усилий людей, их координации и кооперации и осознания себя субъектом своей жизни.
Кризис российского общества, неустойчивость, нестабильность его современного состояния лишили общественную жизнь и жизненный путь отдельных людей той пролонгированности, перспективности, которая обеспечивается стабильностью, гарантированно-стью бюджета семьи. Жизнь оказалась разбита на короткие отрезки,
____________.__. _ ^Г^ова пятая_ ...__________ ___241
определяющиеся наличием финансов. Одновременно исчезла профессиональная стабильность, гарантированность определенного уровня жизни в определенных профессиях.
Если в наших первоначальных исследованиях были выделены два ситуативных типа, которые ограничивались «короткими дистанциями» в силу собственно психологических причин — личностной организации времени, то можно предположить, что сегодня и часть личностно-пролонгированных типов перешла в разряд ситуативных — но уже в силу причин социальных. Для лиц, которые по своей личностной организации являются пролонгированными, ситуативность оказывается не только не адекватна, она порождает противоречие между особенностью типа и социально обусловленной, вынужденной ситуативностью его проявлений в жизни. Они не умеют поспевать к внешне заданному сроку, их активность рассчитана на длительный период, будучи внешне прерывиста, каждый раз должна возобновляться заново, с «пустого места».
В этом социальном контексте проблема жизненного пути личности требует ее рассмотрения не как теоретической абстракции, а прежде всего как психосоциальной реальности. Такое рассмотрение возможно на основе осмысления и этого контекста, и реальных типологических особенностей личностной организации времени, выявленных в наших многочисленных исследованиях реальных граждан российского общества. Полученные временные модальности у разных типов — это представление о временных способах его личностной организации, сложившиеся у людей, живущих в нашем обществе в настоящее время. И потому, например, если время изображается одними как круг, замыкающий пространство, или как прямая, с одной стороны — как будто стрела, а с другой — как плато, это, по-видимому, не только выражает особенности образной сферы личности, а глубинную бессознательную интерпретацию своей жизни («белки в колесе» или «пассажира в вагоне»). И вместе с тем реализация психосоциального подхода к жизненному пути личности не означает отказа от теоретизации, моделирования и построений уравнений, но предполагает включение в них принципа реализма. Существует формула: TV = S — время, умноженное на скорость, равно расстоянию.
Время как физическая величина независимо от ее разных концептуальных трактовок имеет характеристику скорости, которая, в свою очередь, эквивалентна проходимому расстоянию, т. е. длине пространства. Будучи распространено на жизненный путь человека, это физическое измерение и его формула означают, что с чем большей скоростью «идет» человек по жизни, тем длиннее его жизненный путь. В этой категории измерение превращения количества в качество еще не связано с личностью как таковой, но с ее временными способностями.
9 Зак. 3844
242 Время жизненного пути и развитие личности _ ____
Ведущая и наиболее интегральная способность актуализации времени является высшей формой его реконструкции в пространстве жизни. Актуализация времени — это и присвоение общественного времени, и использование в настоящем прошлого опыта, это и использование своих общих и специальных способностей (по принятой в психологии категоризации), и целенаправленное использование своих временных способностей (планирования времени, произвольного ускорения своих психических процессов и действий и т. д.). Актуализация времени сближается с понятием самоактуализирующейся личности А. Маслоу, но это именно жизненная способность личности к интеграции (умножению и даже прогрессии) времен (социального, индивидуального) в пространстве жизненного пути.
Степенью этой интеграции изначально определяется уровень развития личности и тем самым ее жизненная позиция. Последняя, благодаря актуализации времени, обладает тенденцией к ускорению (что возвращает нас к первой простой абстракции скорости и длине жизненного пути). Жизненная позиция определялась нами выше как совокупность основных личностных отношений. Поскольку отношения определены, они относительно устойчивы и пролонгированы. Отношения, первоначально формируясь, затем сами становятся той координатой и даже опорой, которые поддерживает личность. Изменчивости, нестабильности, неопределенности жизни социума противостоит не только личность как таковая, но ее жизненная позиция, состоящая из совокупности определенных отношений. Они придают пролонгированность, позитивную инерцию и тем самым известную устойчивость жизненной позиции личности.
Одновременно жизненную позицию можно сблизить с ананьев-ским понятием «старта»; она является стартовой не в том смысле, что это начало предшествует жизненному движению, являясь его началом, а в том, что в ней, как в стартовой позиции, уже содержится потенциальный уровень, ресурс будущих достижений, первоначальный жизненный «капитал», дающий и впоследствии определяющий способ движения.
Устойчивая определенность личности и ее жизненной позиции, создаваемой комплексом отношений (привязанность, сотрудничество, дружба, семейные ролевые и личностно значимые отношения и т. д.), создает временной потенциал, или ресурс времени.
На протяжении жизненного пути жизненная позиция изменяется: во-первых, в отношении нарастания или убывания ее временного потенциала, во-вторых, в направлении изменения архитектоники, композиции составляющих ее отношений. Потенциал зависит как от объективных обстоятельств — вышеупомянутого включения в социально прогрессивные или регрессивные сферы, от качества жизни, так и от субъективных, прежде всего от раз-
___Глава пятая_________.._____ 243
вития личности, возможностей ее перехода на новые уровни самореализации и от ее субъективной концепции жизни.
Таким образом, «скорости» жизненного движения личности, «удлиняющие» ее жизнь, в свою очередь убыстряются, замедляются в зависимости от трех личностных способностей.
1) Актуализации — не зависящего от личности использования социальных и личностных — прошлых — временных ресурсов, а также зависящего от нее оперативного использования своих общих и «специальных» способностей; актуализация образует временной жизненный потенциал личности, достигнутый ею уровень жизненного развития, зрелости, т. е. своего рода «трамплин», входящий в ее жизненную позицию. Так способность к актуализации выступает как жизненный темпоральный ресурс личности или личностное обеспечение ресурсов ее жизненной позиции.
2) Потенцирования времени, о чем ниже пойдет речь.
3) Своевременности как своеобразной жизненной стратегично-сти, оперативности, «поворотливости» и «проворности». Здесь мы имеем дело с качественной личностной организацией времени жизни: «скорость» жизненного движения зависит от способности того, кто «идет» или «бежит» (или «летит») по жизни. Но скорость в данном случае не физическая, не психическая, а ценностно-личностная величина. Скорость зависит от актуализации, т. е. от того, насколько личность может суммировать или умножать (или вынуждена вычитать, делить) социальное и культурное время на индивидуальное, индивидуальное время прошлого на настоящее время, а настоящее — на будущее.
Актуализация — произвольная способность личности,но неосознаваемая, не сознательная, не целенаправленная.
В отношениях с теми, за кого мы в жизни отвечали или от кого зависим, мы черпаем жизненные силы, которые составляют наш определенный потенциал. Один тип людей дорожит самими ло себе — очень небольшими по числу, но глубокими жизненными отношениями, готов взять на себя ответственность за «мы», а не только за «я». Другой — напротив — в силу «живости и фикси-рованности на настоящем моменте» приходит к недопониманию разницы между количеством и качеством отношений. Кто бы ни оказался рядом, он одинаково принимает их всех, не делая разницы между человеком, способным на огромную преданность, и просто «проходящим мимо». Актуализация такого типа заключается в том, чтобы тратить, расходовать (деньги, подарки, менять знакомства и т. д.). Третий тип строит не столько отношения с людьми, сколько увлекается предметами (книгами, произведениями искусства и т. д.). Его отношения выражаются в его разнообразных интересах, а он выражается в них, насыщается ими (при отсутствии склонности к овладеванию материальными благами, комфортом).
24-4 Время жизненного пути и развитие личности __ _
Разные типы,согласно Д. Кейрси, отличаются тем,что одни более определенны, упорядочены, стабильны сами как личности, другие опираются на стабильность отношений, жизненной позиции, которая, напротив, позволяет им быть более свободными, склонными к экспромту, романтизму и т. д.
Другой осознанной способностью личности является потенцирование времени, его сохранение (или экономия) или умножение. Актуализация в жизненном процессе выступает как способ его реализации на каждом жизненно важном этапе (способ «приходо-вания и расходования»). Актуализация — это не только способность, определяющая жизненную позицию, но и особенность, проявляющаяся на протяжении жизни, т. е. ее линии. Личность в каждый данный отрезок жизни умножает разные времена, но не раз и навсегда. Именно поэтому актуализация — жизненная способность.
Выявленная в наших исследованиях особенность внешней и внутренней детерминации времени может быть переформулирована применительно к жизненному пути в виде категории «временного режима». Личность живет либо в свободном, либо установленном (строгом) режиме времени. Свободный временной режим жизни личности образуется в результате успешности личностных усилий человека, степени его «продвинутости», зрелости, адекватности его затрат — его целям, задачам и потребностям. Временной режим, таким образом, оказывается одновременно и характеристикой жизненной позиции (удачной, успешной), и характеристикой жизненной линии. Потенцирование как осознанную потребность можно определить только при учете временного режима. При заданном временном режиме жизни потенцирование превращается, как мы увидим, в манипулирование временем. При свободном режиме возникает осознанная способность личности. Тип, живущий в свободном режиме (с незаданном сроком — по Л. Ю. Кублицкине), имеет возможность осознанного выбора, создавая диахронизм жизненной' линии из «веера направлений» или сочетания многообразия направлений (2-й и 3-й типы по Н. Ю. Григоровской). Тип, живущий в заданном временном режиме (внеличностном или надличностном), постоянно находится под контролем за соблюдением определенных временных норм (времени выполнения операции, процедуры). В этом режиме не требуется перевыполнения нормы, но и недовыполнение недопустимо. Здесь, образно выражаясь, ставятся «временные рамки». Некоторые типы, привыкая к внешнему контролю или проявляя тревожность, сами становятся «контролерами» своей деятельности, обязательными, исполнительными. Функция контроля в условиях заданного режима открывает возможность к манипулированию временем как одной из промежуточных, но недостаточных форм его реализации в жизненном пути. Примеры мани-
_ ____Глава пятая _^_______245
пулирования временем деятельности можно видеть в работе О. В. Кузьминой, выделенные ею типы либо ускоряют, любо замедляют темп, скорость в процессе работы, чтобы остаться в заданных сроками режимах. В процедуру манипулирования входят такие операции, как учет, контроль, программирование, моделирование и даже кодирование временного континуума личности, но не его планирование, все эти операции являются синонимами личностной несвободы в процессе временной регуляции. Очень существенно провести различие между объективной и субъективной детерминацией жизненной позиции и внешней или внутренней детерминацией времени. Объективная детерминация жизненной позиции — это социальные факторы, условия и требования, ее образующие, и их личностное выражение. Они влияют на временной потенциал жизненной позиции, но не являются непосредственной внешней временной детерминантой. То же можно сказать по поводу детерминации жизни, исходящей от личности, и ее детерминации времени. Это разные детерминанты, хотя они и связаны. Объективная детерминация жизненной позиции — это социальное происхождение человека, его родители, уровень обеспеченности, образованности, в том числе здоровье, превосходные природные данные, способности. Внешняя детерминация времени — это ее заданный (рассмотренный выше) режим (в больницах, лагерях и на принудительных работах люди живут и по такому режиму).
Таким образом, можно соотнести введенное в исследовании Л. Ю. Кублицкине понятие «режима деятельности» и «внешней или внутренней детерминации времени» жизненного пути. Внешняя детерминация времени создает жесткий режим и ограничивает (или сводит на нет) способность осознанного потенцирования времени. Внутренняя детерминация связана с осознанным потенцированием, овладением временем.
Приспособленность личности к режиму в ее деятельности, профессии ведет к двум основным последовательностям, проявляющимся в жизненном пути. Первая заключается в том, что жизненный путь делится на отрезки, определяемые заданиями, целями и ...заданными сроками деятельности. Даже если реально деятельность, работа не столь значима для личности, она внутренне приспосабливается к жизни «от звонка до звонка», «от получки до получки», «от одного задания к другому». Она переносит темп работы на темп жизни, хотя, повторяюсь, не обязательно видит в работе смысл жизни. Второе следствие — она привыкает внутренне к дроблению жизни на «сроки» и когда — внезапно — между ними образуется «пустое пространство», свободное время, она дезорганизуется, чувствует растерянность, «не находит себе места».
Применительно к этим людям правомерен событийный подход, предложенный Ш. Бюлер [139] и разработанный в отечественной
246__ Время жизненного пути и развитие личности_______
психологии Е. А. Головахой и А. А. Кроником [40]. Они измеряют свою жизнь воскресными днями, свадьбами, разводами, рождением детей и т. д. Для них важны традиции, поскольку традиция дает некоторое чувство пролонгированности в чередовании отрывков жизни, а праздничные события, будучи традиционными, также извне помогают испытать чувство расслабленности, подобное свободе. Такие люди не в состоянии вырваться в идеальное ценностное жизненное пространство, поэтому у них нет осознанной способности потенцирования времени, хотя они способны к его актуализации — умножению социального времени на индивидуальное, индивидуального прошлого на настоящее. Их линию жизненного пути не совсем точно назвать прерывистой, поскольку прерывистость предполагает изменение ее направления (поворотные, по С. Л. Рубинштейну, поступки, моменты, события), т. е. личностно обусловленные изменения. Она является скорее рутинной, монотонной, подобно работе на конвейере. Вспоминается роман Кобо Абэ «Женщина в песках», где задача героини выжить совпадает с лавиной песка, каждый новый день неумолимо обрушивающейся на ее маленький домик. Такая жизнь на выживание, заданная жестокой внешней необходимостью, с одной стороны, ежедневно поглощает жизненные силы человека, связывая их, концентрируя на предельно монотонных делах, не оставляя ему ни грана ценностного времени, с другой — требует от него очень большой адекватности ежедневным делам и задачам, чтобы его силы были им пропорциональны и его не «засыпало песком». Здесь можно напомнить об обсуждавшейся ранее пропорциональности, которая в принципе выражает и обеспечивает соответствие полноте самовыражения личности.
Таким образом, характер жизненной линии определяется соотношением необходимости и свободы в жизни личности в ее изначальной позиции и «режиме» жизни. У последнего типа нет зависимости жизненной линии от личности, личность — «слуга» своей жизни, целиком зависящая от жизненной необходимости.
Прерывистая жизненная линия связана по крайней мере с тремя факторами. Первый — личностная детерминация, исходящая из решения резко изменить жизнь. Потенцирование времени в данном случае проявляется в способности человека принять сознательное решение. Второй фактор связан с не зависящими от личности негативными или позитивными обстоятельствами — смертью близкого человека, его тяжелой болезнью, требующей высвобождения от всех дел для ухода за ним, или браком, появлением детей, когда женщина вынуждена или охотно бросает свою работу (или расторжением брака и изменением ее роли в семье, когда она, напротив, становится единственной кормилицей). При независимости от личности этих обстоятельств, теряя близких, мы теряем и себя и заново начинаем восхождение на жизненную гору, срываясь