Некоторые методики обследования
Стандартная школьная характеристика
Представляет собой адаптированный вариант шкалы C. Konners (1969).
Фамилия, имя ребенка ________
Вы заполняете характеристику впервые, повторно ________
1. Давно ли Вы знаете ребенка? ________ Укажите кратко его основные затруднения, проблемы ________
2. Школьная успеваемость. Поместите предметы в соответствующие графы.
очень хорошо | |
средне | |
справляется с трудом | |
плохо |
3. Какая, по Вашему мнению, помощь нужна ребенку? — щажение зрения, коррекция речи, спец. школа — какая? ________, помощь по предметам ________, другая помощь ________
4. Что Вам известно об отношениях в семье, отношении к ребенку, помощи ему, мерах по улучшению его поведения? Кто в семье занимается его школьными делами? Если Вы заполняете характеристику повторно - что Вам известно об изменениях за это время? ________
5. Как Вы оцениваете поведение ребенка по сравнению с поведением сверстников (подчеркните): много лучше, лучше, такое же, хуже, много хуже? Если Вы заполняете характеристику повторно - отметьте изменения за это время в соответствующей графе знаком +:
много хуже | хуже | также | лучше | много лучше | |
поведение вообще | |||||
поведение в классе | |||||
отношение к коллективу | |||||
отношение к старшим | |||||
Другие изменения за это время ________ |
6. Даны термины, описывающие поведение. Поставьте против каждого из них в подходящей, по Вашему мнению, графе +.
Ответьте на ВСЕ вопросы.
нет | мало | умеренно | очень | |
Поведение в классе | ||||
1. Устает к концу школьного дня. | ||||
2. На уроках поет, громко говорит, ходит по классу, лезет под парту и т.д. | ||||
3. Подвижен, неусидчив. | ||||
4. Отвлекаем, трудно сосредоточивает внимание | ||||
5. Обижается при несогласии с ним, невыполнении его требований. | ||||
6. Энергичен, уверен в себе. | ||||
7. Подавлен, угрюм. | ||||
8. Задевает других детей. | ||||
9. Часто плачет. | ||||
10. Быстро и часто меняется настроение. | ||||
11. Избыточно серьезен, степенен. | ||||
12. Вял, сонлив, медлителен, не успевает работать с классом. | ||||
13. Отказывается отвечать устно. | ||||
14. Странен, чудаковат, нелеп. | ||||
15. Впечатлителен, чувствителен. | ||||
16. Переживает плохие отметки. | ||||
17. Опаздывает на уроки. | ||||
18. Всегда недоволен, ворчлив. | ||||
19. Лжив. | ||||
20. Прогуливает уроки. | ||||
21. По любому вопросу имеет свое мнение, всегда с чем-нибудь не согласен. | ||||
Участие в коллективе | ||||
22. Сторонится детей | ||||
23. Дети его отвергают, не принимают. | ||||
24. Легко становится лидером. | ||||
25. Зависим, подчиняем. | ||||
26. Избегает коллективных игр. | ||||
27. Тянется к детям другого пола. | ||||
28. Тянется к детям своего пола. | ||||
29. Тянется к детям младше себя. | ||||
30. Тянется к детям старше себя. | ||||
31. Дразнит детей, исподтишка задевает. | ||||
Отношение к старшим, взрослым | ||||
32. Подчинение. | ||||
33. Прямолинеен до дерзости | ||||
34. Нахален, нагл. | ||||
35. Застенчив, стеснителен. | ||||
36. Боится старших. | ||||
37. Старается обратить на себя внимание. | ||||
38. Старается понравиться. | ||||
39. Упрям. | ||||
40. Игнорирует, отказывается от сотрудничества. | ||||
41. Фамильярен, не чувствует дистанции. | ||||
42. Ищет у старших защиты. |
7. Что Вы хотите добавить? ________
Подпись педагога ________ Дата ________
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Незаконченные предложения
Методика представляет собой адаптированный нами для детей от десяти лет вариант диагностической беседы N. Branden (1973).
Вопросы могут предлагаться устно или письменно. В начале процедуры предлагаются нейтральные вопросы, отвечая на которые пациент должен понять задачу (Когда я смотрю на небо… Шум леса… и т.п.).
1. Когда я просыпаюсь утром…
2. С тех пор, как я был маленьким…
3. В основном я…
4. Мама всегда…
5. Мама иногда…
6. Это вызывает у меня чувство…
7. Папа всегда…
8. Папа иногда…
9. Это вызывает у меня чувство…
10. Моя жизнь…
11. Почему я всегда…
12. В школе я …
13. Сейчас я чувствую…
14. Когда я смотрю в зеркало…
15. Мне обидно…
16. Всегда, когда я устал…
17. Иногда мне хочется крикнуть…
18. Я смеюсь…
19. Когда люди смотрят на меня…
20. Мои товарищи…
21. Я боюсь…
22. Если я ошибся…
23. Когда советы родителей ошибочны…
24. Мне приятно…
25. Если я сержусь…
26. Я вспоминаю…
27. Я устаю, когда…
28. То, что я хочу сделать…
29. Я надеюсь…
30. Защитить себя…
31. Рисковать собой ради других…
32. Больше всего я хочу…
33. Если бы я был волшебником…
34. Когда я ложусь спать…
35. Школьные отметки…
36. Когда я остаюсь один…
37. Больше всего я люблю…
38. Если меня обидели…
39. Настроение у меня…
40. Когда я стану взрослым…
41. Животные…
42. Если бы мне предложили жить на необитаемом острове…
43. Когда меня хвалят…
44. Незнакомые люди…
45. Больше всего я не люблю…
46. Я самый …
47. Когда меня вызывают к доске…
48. Когда начинаются каникулы…
49. Во сне я часто вижу…
50. Я думаю…
51. Самое трудное для меня…
52. Моё самое приятное воспоминание…
53. Ребята в классе…
54. Мама говорит…
55. Однажды я …
56. Если бы я стал невидимкой…
57. Папа говорит…
58. Меня ругают за…
59. Я мечтаю…
60. Не хочу…
61. У меня болит…
62. Я часто…
63. Говорят, что я…
64. Не умею…
65. Я уверен, что…