О уход . -Р^-^^^^.о.Н.рабо-"•""' ^„Я^Т ДО~-.ЬНО .ЫСОКО. 1 страница
EXPERIENTIAL CROUPS
in Theory and Practice
Кьелл Рудестам
ГРУППОВАЯ
ПСИХОТЕРАПИЯ
Психокоррекционные группы:
теория и практика
Перевод с английского
Общая редакция и вступительная статья доктора психологических наукЛ. А. Петровской
Прогресс
ББК 88.5 Р 83
Переводчики Л В Трубицына (предисловие автора, главы 1, 2, б, 7, 9, 10) Э. Л. Дикий (главы 3, 4, 5, 8)
Редактор Л И Дорогова
К. Рудестам
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Психокоррекционные группы: теория и практика
Редактор Л И Дорогова Художник А В Лисицын Художественный редактор Г А Се ченова Технический редактор Г В Лазарева Корректор О Е Косова
ИБ N” 16810 Сдано в набор 08 06 89 Подписано в печать 12 02 90 формат 84 X 108'/э2 Бумага офсетная № 2 Гарнитура тип тайме Печать офсетная Условн печ л 19 32 Уел кр отт 3904 Уч издл 20 18 Тираж 25000 экз Заказ № 773 Цена 1 р 30 к Иэд № 44593
Ордена Трудового Красного Знамени издательство “Прогресс” Государственного коми тета СССР по печати 119847 ГСП Москва Г 21 Зубовский бульвар, 17
Можайский полиграфкомбинат В О “Совэкспорткнига” Государственного комитета СССР по печати 143200 Можайск ул Мира, 93
Рудестам К.
83 Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской.— М.: Прогресс, 1990.—368 с.
В книге излагаются методы группового психологического воздействия. Рассказывается о специально создаваемых малых группах, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи в самосовершенствовании, в преодолении трудностей на этом пути
Редакция литературы по гуманитарным наукам
JK. Rudestam, 1982
Перевод на русский язык с сокращениями, вступительная статья “Прогресс” 1990
Вступительная статья
Книга К. Рудестама — известного американского психолога, члена Американской психологической ассоциации и Американской академии психотерапевтов — впервые предоставляет нашему читателю возможность познакомиться с широким спектром средств, которыми располагает сегодня практическая психология — область, ориентированная на оказание психологической помощи.
В условиях становления системы практического психологического обслуживания населения у нас в стране сложилась своеобразная ситуация несоответствия между развитием отечественной психологии в традиционном академическом исследовательском ключе и актуальными запросами практики на “психологическую технологию”. Книга К. Рудестама весьма интересна как раз изложением сложившегося на Западе опыта развития психологии в новом, нетрадиционном направлении, опыта “наведения мостов” между психологией исследующей, объясняющей и психологией воздействующей, вмешивающейся в развитие реальных процессов — психотерапией в широком смысле слова.
Основной объект внимания автора — групповые формы психологической работы, как они представлены и отчасти осмыслены в различных теоретических традициях. В последнее время эти формы стали подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой. В книге идет речь о групповых моделях, достаточно известных нашему читателю по другим публикациям,— это прежде всего Т-группы и группы встреч,— а также о менее известном групповом опыте — например, телесной терапии, танцевальной терапии и т. д.
Вряд ли есть необходимость предварять знакомство с книгой какой-либо формой пересказа ее содержания. Хотелось бы поделиться лишь некоторыми сообра-
жениями, возникающими при освоении средств психологического воздействия.
Прежде всего замечания терминологического характера. Становление новой области обычно сопровождается появлением новых понятий. Это имеет место и в данном случае. Так, название книги К. Рудестама на русском языке “Групповая психотерапия” не является вполне эквивалентным переводом английского варианта ее названия "Experiential Groups in Theory and Practice". В русском языке не удается найти единственного полноценного аналога термину "experiential". Это слово, как отмечает автор, “широко используется по отношению к групповым моделям, которые акцентируют создание непосредственного жизненного опыта для обучения и личностного роста” (с. 14). В данном определении подчеркиваются необходимые характеристики, составляющие сущность всего многообразия указанного типа групп. Речь идет о специально создаваемых малых группах, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи в самосовершенствовании, в преодолении преград на этом пути.
Другой возможный перевод авторского названия книги, близкий к буквальному,— “Группы опыта”. При этом можно предполагать и достигаемый результат — обогащение опыта участников, и основное используемое средство — опыт переживания. Все это различные грани емкого, многозначного понятия “опыт”. Совершенствование опыта, внутреннего и внешнего, как правило, включает процесс перестройки, коррекции уже сложившегося, наличного потенциала. Именно этот необходимый момент акцентируется в еще одном возможном варианте названия — “Психокоррекционные группы”. Так что трудность перевода связана и с многогранностью описываемого опыта.
Контингент возможных участников подобных групп — самый широкий. Часто обращаются к этому опыту представители так называемых коммуникативных профессий (руководители, преподаватели, тренеры и т. п.), люди, испытывающие психологические затруднения. Данные методы используются в решении психотерапевтических задач и в работе с больными людьми (имеются в виду и психические, и соматические заболевания). Однако, по замыслу самого автора, этот медико-психо
логический аспект (психотерапия в узком смысле слова) незначительно представлен в работе. Кстати, раздел о групповом психоанализе автором опущен именно в силу обращенности этого подхода прежде всего к контингенту участников-невротиков. В целом, однако, изложение материала обнаруживает глубокое влияние психоанализа, базовой психотерапевтической школы, практически на все виды психологического воздействия. Оно проявляется в различных формах — прямого следования, противостояния или развития, дополнения психоанализа.
В книге представлена панорама из девяти видов групповой психокоррекционной работы '. Относительно каждой ориентации даны краткие исторические сведения, основные понятия и процедуры, оценка и резюме, представлен список литературы, который позволяет углубить знакомство с особо заинтересовавшим, привлекающим подходом. Несомненный интерес представляют “живые” иллюстрации группового опыта общения в виде фрагментов стенограмм и описанные в 10-й главе конкретные психотехнические приемы, которые могут служить иллюстрацией каждого из рассматриваемых методов. Так что с точки зрения структуры книга весьма стройна и “прозрачна”, и это поможет читателю в освоении материала.
Сам автор адресует свой труд прежде всего студентам и специалистам-практикам — психологам, психиатрам, социальным работникам, “желающим" совершенствовать свои профессиональные знания и умения” (с. 15). Естественно, книга окажется полезной читателям, заинтересованным в развитии психологической культуры, а опыт показывает, что таковых сегодня немало. В этой связи хотелось бы предостеречь от возможной иллюзии, будто лишь на основе книжной подготовки можно приобрести квалификацию психолога-практика, профессионально оказывающего помощь другим людям. Информированность, эрудиция — действительно важная предпосылка, звено в системе обучения практического психолога-профессионала, но именно
В русском переводе опущены разделы “Центрированное на теме взаимодействие” и “Трансакционный анализ”. С концепцией Э. Берна, основателя трансакционного анализа, читатель может познакомиться, по книге Э. Берна “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры”, изданной издательством “Прогресс” в 1988 г.— Прим ред
лишь предпосылка, только одно звено разветвленной системы теоретической и практической подготовки. Целенаправленное приобретение профессионального практического опыта — фактор, не заменяемый никакими формами теоретической подготовки и включающий в себя такие основные стадии, как реальный опыт участника группы, опыт наблюдателя, практика ассистента квалифицированного ведущего, практика самостоятельного проведения групповой работы. Существенно, конечно, овладение психотехникой, однако, пожалуй, значительно важнее более общие и менее операциональные моменты. К их числу принадлежат потенциал ценностей ведущего, реализуемая им концепция общения, соответствующая ей концепция метода воздействия.
Специального внимания заслуживает вопрос о некоторых важных различиях в позициях психолога-исследователя и практического психолога. В частности, это проявляется в тенденции к своего рода плюрализму, характерному и в определенной мере естественному для психолога-практика.Чем это вызвано и в чем состоит подобный плюрализм?
Известно, что в современной психологии нет единой картины человека. Обращаясь к изучению, объяснению мира человека, психолог-исследователь обычно локализует объект своего внимания, интереса, и это отражено, например, в обозначении классических психологических направлений — глубинная психология, когнитивная психология, поведенческий подход и т. д. Соответственно в каждой традиции вырабатывается свой монистический подход к построению программ психологического воздействия, его принципов и технологии. Под монизмом мы имеем в виду и сосредоточение внимания преимущественно на одной сфере психологической реальности, и следование одному исходному принципу. В результате человек как единая психологическая реальность оказывается как бы поделенным между различными психологическими ориентациями, в ведении и компетенции которых находятся разные виды этой реальности: поведение — у бихевиористов, ментальные образования — у когнитивистов, экзистенциальные ценности — у гуманистических психологов и т. п.
Если же обратиться к ситуации оказания психологической помощи, то здесь человек предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведения, ког-ниций, мотивации и т. д. Это предъявляет особые тре
бования к психологической компетентности практика. Он порой не может ограничиться строгими рамками одного подхода. И дело отнюдь не в методологической беспринципности. Психолог здесь объективно нуждается в задействовании комплекса подходов и средств. Возможный выход — в обращении ко всему накопленному, но достаточно разрозненному потенциалу.
Существенно обратить внимание читателя на то, что в большинстве своем представленные в книге К. Руде-стама методы связаны отношением взаимодополнения. Следует остерегаться в пылу увлечений ошибочной позиции, будто какой-либо из методов может абстрактно рассматриваться в качестве лучшего, единственного либо всеохватывающего. Вот что на этот счет замечает, например, сам автор: “Наивные ожидания, что группа встреч есть единственный источник постоянных изменений, представляют собой большую опасность, чем небольшой и неизбежный риск негативного результата” (с. 129).
Установление соразмерности, определение границ продуктивного использования того или иного метода воздействия, как и в случае исследовательских методов,— вопрос весьма непростой и, естественно, не чисто методический. Он с необходимостью сопрягается с мировоззренческой позицией специалиста и в широком смысле слова, когда речь идет о философской ориентации, и в более узком — о специальной, в нашем случае психологической, направленности. Выбор адекватного метода или сочетания методов — это в большой мере и дело, так сказать, личного вкуса, опоры на непосредственный собственный опыт. В ситуации психологического воздействия, группового в частности, многое определяется потенциалом личностных возможностей конкретного специалиста, ведущего групповую работу, его собственной зоной развития.
Конечно, перед специалистом встает задача интеграции заимствуемых и, возможно, самостоятельно изобретаемых средств в некую целостность, кстати, не обязательно непротиворечивую. Эта большая работа может выполняться стихийно, на эмпирическом уровне. Однако, наверное лучше для дела, если она происходит не только исподволь, не вполне осознанно, но и рефлек-сируется самим специалистом-психологом, профессионально прилагающим к этому усилия.
В контексте указанной работы и как составная ее
часть с необходимостью встает вопрос о формировании определенного отношения, в том числе оценочного, ко всему открывающемуся спектру идей, принципов, методических средств группового психологического воздействия. Вопрос многогранный и весьма принципиальный для современного этапа развития всех областей обществознания и человековедения в нашей стране.
Прежде всего выделим две возможные позиции в оценочном подходе — внешнюю, как бы со стороны оценивающую сам исходный принцип, и внутреннюю, не столько подвергающую сомнению исходный принцип, сколько анализирующую полноту, последовательность, эффективность его реализации, трудности на этом пути. Иллюстрацией внутренней позиции являются, например, оценочные комментарии автора “Групповой психотерапии” в конце каждой главы, в которых кратко или развернуто выражено отношение к рассмотренному конкретному подходу. Обычно они сосредоточены на достижениях, достоинствах метода и касаются, в частности, обнаруживаемых в исследовании реальных трудностей. Вот характерный фрагмент, завершающий раздел, посвященный психодраме: “Между различными практическими способами ведения групп в рамках одного группового подхода существуют столь же сильные различия, что и между групповыми подходами, которые считаются уникальными и сильно отличающимися друг от друга. Возникают трудности при определении типа руководителя конкретной группы, и вряд ли можно быть уверенным, что выявленный тип позволит предположить характеристики того опыта, который получат члены данной группы” (с. 204).
Для стиля научной критики в нашем недавнем прошлом наиболее характерна, конечно, упомянутая первая оценочная позиция — позиция внешнего судейства, обычно сурового и категоричного, а самое печальное — априорного. Мы имеем в виду, что читатель нередко приобщался к критике до и вне ознакомления с содержанием критикуемого текста, подхода. В случае интересующего нас сюжета — методов групповой психологической коррекции — ситуация оказалась именно таковой '. Подобный внешний критический контекст правомерен. Но, во-первых, вызывает сомнение и возраже- •
См., например, книгу Дж. Наэма “Психология и психиатрия в США”. М., “Прогресс”, 1984.— Прим. ред.
ние тот факт, что он не был сопряжен с возможностью для читателя ознакомиться со сложной критикуемой реальностью, понять ее, с тем чтобы на этой основе строить собственное отношение, присоединяться к высказываемой оценке. Во-вторых, на наш взгляд, в подходе названного автора не учитывается вся сложность механизмов связи психологического метода и концептуальных конструктов — философских, психологических и пр.
Действительно, метод вряд ли представляет собой лишь набор операций и совокупность технических приемов. Уже использование тех или иных понятий означает фиксирование соответствующих этим понятиям свойств реального объекта, определенную их иерархию и отражает исходную позицию. Это своего рода система координат. Она может быть развернутой, отрефлексиро-ванной и осознанно включаемой в конструируемый метод. Яркий пример тому — Я. Морено, К. Роджерс. В других случаях подобное теоретическое влияние может обнаруживаться в меньшей мере, и опыт предстает скорее как разветвленная эмпирическая практика. С этой точки зрения обращает на себя внимание неоднородность групповых подходов к психологическому воздействию, освещаемых в книге К. Рудестама.
Вместе с тем опыт развития психологии и социологии, например, свидетельствует о возможной неоднозначности и отсутствии жесткости в системе связей метода и теоретических конструктов. Это делает возможным и реальным перенесение того или иного метода из одного теоретического контекста в другой. Данное обстоятельство отмечал В. И. Ленин, подчеркивая, что задача “уметь вести свою линию” включает решение задачи “суметь усвоить себе и переработать те завоевания” ', которые есть в работах авторов иных ориентации.
Уместно напомнить в этой связи историю становления социометрического метода исследования в социальной психологии. Известно, что в свое время он появился в схеме специфических концептов Я. Морено (центральный среди них — “теле”) и в сопровождении так называемой теории социометрической революции. Последняя сегодня практически предана забвению — она была результатом экстраполяции психологического
Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 364.
метода на объекты и задачи неадекватного ему социального уровня. Социометрическая же методика прочно заняла место в арсенале средств эмпирического исследования малой группы, будучи интегрируемой в различные интерпретативные теоретические системы. Подобных примеров можно привести немало.
В области методов психологического воздействия яркий пример — история с ролевой игрой, занимающей первоначально центральное место лишь в психодраме Я. Морено. В настоящее время ролевая игра широко используется “...в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальттерапии и поведенческой терапии...” (с. 178),—следует заметить, весьма различных, а порой и полярных с точки зрения объяснительной теоретической модели подходах.
Особо следует коснуться характера связи психологической ориентации, в частности, в области методов воздействия и философии. Для этого уместно обратиться, например, к взаимосвязи западной гуманистической психологии и философии экзистенциализма. Проблематика этих течений во многом схожая, перекликающаяся, однако ее “звучание”, осмысление далеко не всегда идентично. Широко пересекается набор используемых категорий, однако то, как они раскрываются, вносит значимые различия. В частности, это можно видеть на примере оптимистического пафоса гуманистической психологии по сравнению с общей пессимистической тональностью экзистенциализма. Поэтому следует осмотрительно относиться к часто подчеркиваемому привязыванию гуманистической психологии к этой философии — данная связь отнюдь не линейна и не однозначна. Требуется ее специальный и обстоятельный анализ.
Однако и случаи принципиального отмежевания от философской, методологической ориентации того или иного подхода к психологическому воздействию не могут сопровождаться огульным негативизмом в отношении наработанных методических приемов, опирающихся, в конце концов, на реальные психологические механизмы. Их интерпретация и обоснование — это вопрос особый. Как показывает опыт, ответ на него вполне может быть не единственным.
В целом задача глубокой компетентной оценки представленной в книге К. Рудестама панорамы групповых форм психокоррекционной работы столь объемна и ответ
ственна, что вряд ли выполнима и потому вряд ли уместна в рамках предисловия. Ее решение предполагает глубокий и тщательный анализ каждого из представленных подходов. К тому же практические средства для полноты оценки требуют и практической апробации. В условиях активно развивающейся в стране психологической службы эта работа уже началась. Но торопливость здесь неоправданна.
Книга К. Рудестама, по существу, впервые дает возможность нашему читателю-специалисту познакомиться с систематическим изложением особого класса психологических методов — методов группового психологического воздействия. Эта книга предстает как бы продолжением, дополнением изданной издательством “Прогресс” в 1978 г. книги Р. Пэнто и М. Гравитц “Методы социальных наук”, последняя часть которой была посвящена именно методам активного психологического вмешательства, в то время интенсивно формировавшимся. Искренне радует, что сегодня мы можем столь полно познакомиться с реальными достижениями новой, активно развивающейся области — практической психологии.
Л. А. Петровская, доктор психологических наук.
Предисловие автора
Подобно многим авторам учебников, я решился написать "Experiential Groups in Theory and Practice" (“Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика”) потому, что не мог найти подходящую книгу для курса, который преподавал. Мой подход к этому предмету, называемому по-разному — “Психология малых групп”, “Процессы малой группы”, “Групповая психотерапия”,— базируется на стремлении объединить теоретическое изучение и обучение на практике. Я стараюсь дать своим студентам когнитивное понимание группового поведения, раскрывая перед ними разные теории и методики разных подходов, и в то же время предлагаю им приобрести личный опыт участия в группе. Моей целью стало создание такой книги, в которой бы сочетались эти два вида обучения применительно к большому числу современных моделей группового процесса и терапии.
Название книги отражает намерение соединить теорию и практику. Слово "experiential" широко используется по отношению к групповым моделям, которые акцентируют создание непосредственного жизненного опыта для обучения и личностного роста. Книга начинается с вопросов, общих для всех подобных психокоррек-ционных групп: отбор кандидатов в группу, лидерство, цели, содержание, развитие и этика. Далее рассматриваются групповые модели: Т-группы (группы тренинга), группы встреч, широко известные гештальтгруп пы, психодрама, менее известные — группы телесной те рапии, группы танцевальной терапии, группы терапии ис кусством, группы тренинга умений.
В каждой главе даются фундаментальные понятия
подхода, на примерах рассматриваются основные процедуры и в заключение оценивается подход в целом. В заключительной главе предлагается детальное описание примерных упражнений, которые могут служить иллюстрацией каждого из рассмотренных групповых методов.
Предлагаемая вниманию читателей книга предназначается для студентов и специалистов в области клинической и социальной психологии, имеющих дело с изучением малых групп, консультированием и психотерапией; она может быть также полезна практикам, желающим совершенствовать свои профессиональные знания и умения. Наконец, книга предназначена для каждого, кто интересуется тем, что происходит, когда люди собираются в малые группы для того, чтобы изучить свои отношения друг с другом и расширить знания о себе.
Теперь мне осталось выразить признательность тем, кто внес свой вклад в подготовку этой книги. Я приношу глубокую благодарность сотням студентов и участникам групп, которые помогли автору многое понять в феномене групп и в себе самом. Большое содействие мне оказали Норин Нискер, Хони Розенбаум, Бренда Гейл, Говард Фромкин, Рут Кон, Эвелинна Чаллис, Кристина Пуффер, Мартин Раппепорт, Велло Сермат и Хезер Уайт.
Конструктивные предложения сделали рецензенты Роберт У. Каш (Калифорнийский государственный университет в Лонг-Биче), Роберт К. Конин (университет в Цинциннати) и Деннис Дж. Хоубрич (Риерсонский политехнический институт), Жозе Георг Иглесьяс (общинный колледж в Пиме), Марва Дж. Ларраби (университет Южной Каролины).
Ценю поддержку сотрудников издательства “Брукс— Коул”, в частности веру Клер Вердуин в мою работу и полезные предложения Дэна Брекке и Джона Берджеза. Я в долгу перед моими машинистками Максин Уассер-ман и Дульцис Прендергаст за их добросовестную работу и за терпение к моей нетерпеливости. Наконец, я в особом долгу перед моей женой и лучшим другом Дже-нис Рубин за ее редакторское мастерство и заботу об авторе в периоды его стрессовых и даже панических состояний.
Кьелл Эрик Рудестам
Психология групп
Новый друг обогащает нашу душу не столько тем, что он отдает нам себя, сколько тем, что заставляет нас открыть в себе самих себя
Мигель де Унамуно
На самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, которые способствовали выживанию и развитию. У первобытных племен и молитва, и веселье выражались в соответствующих тому времени ритуалах и танцах; многие греческие философы использовали групповую форму для поиска истины; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена для очищения души и постижения божественной сущности человеком. Однако при всей распространенности групп на протяжении истории развития человеческого общества связь между ними и группами, специально создаваемыми в наше время с целью развития личностного потенциала каждого участника, не стала предметом научно-психологического исследования.
Примером оказания группой положительного влияния на психическое здоровье могут служить опыты, проведенные австрийским психиатром Францем Антоном Месмером (1734—1815). Он завоевал шумную известность в Париже тем, что лечил людей, страдавших различными соматическими и психическими болезнями. Месмер верил, что невидимые магнетические флюиды в атмосфере, излучаемые звездами, влияют на здоровье человека и любое нарушение равновесия во флюидах вызывает болезни. Месмер утверждал, что процесс лечения состоит в передаче флюида от врача к больному. Он собирал группы пациентов вокруг наполненного водой деревянного чана (“бакэ”) со множеством ручек. Каждый из пациентов держался за одну из ручек или за соседа. Одетый в развевающуюся мантию Месмер прикасался своим “магическим” жезлом к чану, как бы передавая или переливая свои флюиды в него. Люди начинали сме
яться, плакать, некоторые даже галлюцинировали, подвергаясь воздействию “животного магнетизма”, якобы порождаемого водой, текущей по железным ручкам чана. У некоторых больных отмечалось улучшение состояния. Международная комиссия ученых во главе с Бенджами-ном Франклином оказалась не столь легковерной. Она заявила, что пациенты излечивались от истерических симптомов силой внушения, и обвинила Месмера в шарлатанстве. Честолюбивые планы и притязания Месмера не оправдались. Теория животного магнетизма в конце концов была вытеснена другими гипотезами. В эпоху Месмера не удалось установить, что люди в группах ведут себя по предсказуемым психологическим законам и что группа сама может оказывать целебное воздействие.
До XIX—XX столетий поведение людей в группах и способность групп оказывать лечебное воздействие систематически не изучались. Развитие и использование групп в терапевтических целях было в большей степени делом времени и обусловливалось возрастанием значения всех проблем, связанных с человеком.
В Соединенных Штатах Америки первоначально ориентация на групповую терапию называлась “репрессивно-вдохновляющей”, и она доминировала в начале XX столетия (Appley & Winder, 1973).
Одним из первых специалистов, практиковавших этот подход, был Джозеф Пратт, бостонский врач-интерн, лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Пратт собирал больных в группы, рассказывая им о гигиене, необходимости отдыха, свежего воздуха и хорошей пищи. Его пациенты вели дневники, свидетельствовавшие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому сплочению и заботе друг о друге. Первоначально Пратт рассматривал групповую форму в своей врачебной практике как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей. Лишь спустя годы Пратт обратился к терапевтическому использованию группового взаимодействия. В 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений. На Пратта, по-видимому, оказали влияние работы французского врача Жозефа Жюля Дежерина, который использовал метод убеждения
и переучивания в лечении больных неврозом (Mullan & Rosenbaum, 1962).
Хотя работы Пратта не утратили своего значения и сегодня, наиболее сильное влияние на развитие психологии и психотерапии в Соединенных Штатах оказали теория и практика психоанализа, ведущие свое начало от работ Зигмунда Фрейда. Фрейд интересовался группами, но главным образом с позиций изучения психологии масс и тенденции участников группы следовать за сильными, могущественными лидерами, идентифицироваться с ними. Хотя Фрейд сам не особенно симпатизировал групповой психотерапии, его ближайший ученик Альфред Адлер попытался применить методы индивидуальной терапии для охвата большого количества людей (Dreikers, 1959). Тогда как психоаналитическое движение в Европе ориентировалось на индивидуальную психотерапию и было довольно элитарным, Адлер стремился к лечению людей из рабочего класса, основав центры групповых занятий. Вообще раннюю историю движения групповой психотерапии можно рассматривать как американское явление (Mullan & Rosenbaum, 1962).
Последователи Фрейда Луис Уэндер (1929) и Пауль Шильдер (1934) первыми использовали психоаналитическое лечение в условиях группы. Тригант Барроу применил термин групповой анализ еще в 1925 г. После нескольких лет практической работы Барроу разочаровался в психоанализе, убедившись в том, что для понимания людей надо изучать те социальные группы, к которым они принадлежат. Психиатрическое сообщество отнеслось отрицательно к выводам Барроу. История Барроу — показательный пример того, как творческое и оригинальное мышление может остаться неоцененным, если время не пришло и условия не созрели.