Этот вопрос есть в некоторых билетах
Вопросы общей психологии, истории психологии и психологии личности
- Психология как наука, ее зарождение и предмет исследования. Классификации явлений, изучаемых психологией. Место психологии в системе наук. Житейская и научная психология. Теоретическая и практическая психология. Структура психологии (основные отрасли современной психологии). Проблема кризиса в современной психологии.
- Уровни методологического знания в психологии. Основные парадигмы современной психологии. Принципы современной психологии. Основные категории психологии.
- Классификация методов психологического исследования (номотетический и идеографический подходы, исследовательские методы и методы психологической практики и т.д.).
- Психодиагностические методы. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, репрезентативность.
- Психодиагностические методы. Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики. Шкалирование. Тестирование. Опрос и его разновидности: анкетирование, интервью, беседа. Психобиографический метод. Метод анализа продуктов творчества. Проективные методы.
- Категория психики в отечественной психологии. Классическая и неклассическая психология в понимании психического. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и учение о высших психических функциях. Понимание психики в различных школах и направлениях.
- Психика как отражение. Роль деятельности в развитии психики. Эволюция психики: концепции происхождения и развития психики в филогенезе, уровни развития психики и поведения в животном мире. Основные отличия психики человека и психики животных.
- Физиологические основы психики. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Психика как функция мозга. Концепция трех основных функциональных блоков мозга по А.Р. Лурия. Функциональная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы. Структура поведенческого акта по П.К. Анохину.
- Понятие деятельности в психологии. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева и субъектно-деятельностный С.Л. Рубинштейна. Структура деятельности. Виды деятельностей и их характеристика. Основные принципы психологической теории деятельности. Понятие о ведущей деятельности.
10. Ощущение как познавательный процесс: понятие и свойства ощущений, функции ощущений, классификация видов ощущений. Измерение ощущений: пороги ощущений и чувствительность анализаторов, закон Вебера-Фехнера, закономерные изменения чувствительности. Строение анализаторов зрения и слуха.
- Восприятие как познавательный процесс: понятие восприятия, основные функции и свойства восприятия, классификация видов восприятия. Наблюдение и его организация. Восприятие как действие. Перцептивные действия и сенсорные эталоны. Механизмы распознавания образов. Феномены восприятия. Нарушения восприятия.
- Внимание как психический процесс и психическое состояние: понятие внимания, основные теории и модели внимания (модели внимания Д. Бродбента, А.Трейсмана, Д. Нормана и др.). Внимание как высшая психическая функция и форма умственного контроля. Виды внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное, опосредованное и непосредственное), функции внимания, свойства внимания и способы его организации.
- Память как психический процесс: понятие памяти, процессы и функции памяти, классификация видов и типов памяти, автобиографическая память личности. Основные теории памяти (ассоциативная, бихевириальная, психоаналитическая, деятельностная, в гештальтпсихологии и др.). Эффекты памяти (эффект крайнего в ряду, отсутствие кодировки во сне, эффект продления запоминания информации, эффект следующего в ряду). Способы эффективного запоминания.
- Мышление и его особенности: понятие мышления, виды мышления, мыслительные операции, мышление и логика, мышление и интеллект. Мышление и речь. Эмоции и мышление. Мышление как процесс решения мыслительной задачи. Особенности творческого мышления. Развитие мышления в онто- и филогенезе.
- Воображение как психический процесс: понятие воображения и его особенности, функции воображения, классификация видов воображения. Формы (процессы) воображения. Воображение и творчество, вдохновение и интуиция.
- Речь как психический процесс и как деятельность. Речь и язык, функции языка и речи, их происхождение. Развитие речи в онтогенезе. Виды речи, их особенности и происхождение. Отношение речи и мышления. Речь и общение.
- Эмоции и чувства как особые формы переживания. Классы эмоциональных проявлений. Базальные эмоции. Свойства и функции эмоций и чувств. Виды эмоций и чувств. Внешнее проявление эмоций. Физиологические механизмы эмоций и чувств.
- Основные теории эмоций (эволюционная теория эмоций, периферические теории, биологическая теория П.К.Анохина, психоаналитическая, информационная теория П.В. Симонова, когнитивные теории эмоций и др.). Эмоции и мотивация.
- Эмоциональные состояния и их классификация. Понятия стресса, аффекта, настроения, фрустрации, условия их возникновения и специфика протекания.
- Мотивационная сфера личности. Понятие потребностей и мотивов, их функции. Место мотивов в структуре деятельности. Классификация потребностей и мотивов. Развитие мотивационной сферы.
- Проблема мотивации в психологии, основные теории мотивации (когнитивные, психоаналитические, эволюционные, теории мотивации в гештальтпсихологии, модель А. Маслоу). Связь интенсивности мотивации и эффективности деятельности (закон Йеркса – Додсона).
- Психические состояния. Классификация психических состояний. Функциональные состояния. Эмоциональные состояния. Внимание как особое состояние сознания. Измененные состояния сознания.
- Проблема воли в психологии. Функции воли. Волевое действие. Общая характеристика волевых процессов. Структура волевого акта. Основные теории воли в психологии. Волевые качества личности.
- Понятие темперамента, свойства и типы темперамента, основные теории темперамента, физиологические основы темперамента. Индивидуальный стиль деятельности и темперамент. Темперамент и профессия. Специфика проявлений темперамента у детей. Темпераменты группы риска.
- Понятие характера и его структура, основные теории характера, отношения темперамента и характера, характера и направленности. Клинические и социальные типологии характера. Условия развития характера. Отклонения в развитии характера.
- Проблема способностей. Структура и виды способностей. Задатки и способности. Специально человеческие типы как физиологическая основа способностей. Концепция способностей Б.М. Теплова. Роль деятельности в развитии способностей.
- Способности и одаренность. Виды, уровни и признаки одаренности. Интеллектуальные способности, теории и модели интеллекта (Дж. Гилфорда, Ж. Пиаже, Л. Терстоуна, М.А. Холодной и др.). Одаренные дети и их особенности.
- Понятие о сознании. Общественно-историческая природа сознания и его особенности, гипотезы о происхождении сознания. Концепции о структуре сознания, условия его развития. Составные образующие сознания по А.Н..Леонтьеву. Проблема смысла в современной психологии.
29. Отношение сознательного и бессознательного в психике человека: синергизм или антогонизм. Содержание бессознательного. Происхождение бессознательного. Психоанализ как учение о структуре и содержании бессознательного. Классический и современный психоанализ.
- Проблема самосознания, его особенности и структура (бытийное сознание, рефлекторное сознание и их взаимосвязь, компоненты самосознания по В.С Мерлину), уровни самосознания с точки зрения Бэка (отношение к себе, отношение к другим, атрибутивная проекция), нарушения самосознания. Рефлексия и уровни ее развития (В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев)
- Понятие я-концепции, ее структура и развитие в работах В. Джемса, Э. Эриксона, Р. Бернса. Эго-психология и современный психоанализ.
- Поведение как предмет исследования в психологии. Структура поведения. Понятие поступка. Виды поведения. Просоциальное поведение, асоциальное и антисоциальное поведение (аддиктивное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение). Причины появления отклонений в поведении.
- Личность как предмет психологии, общее представление о личности, свойства личности, отношение категорий индивид, индивидуальность, личность, субъект, человек. Структуры личности и индивидуальности.
- Место направленности в структуре личности и индивидуальности. Понятие направленности и ее структура. Типологии направленности личности. Возрастные изменения направленности личности, взаимосвязь направленности личности и поведения.
- Бихевиориальная концепция личности и поведения (теория оперантного обусловливания Б. Скиннера, теория социального научения Д.Б. Роттера, социально – когнитивная теория А.Бандуры).
- Виды научения. Импритинг, оперантное и викарное научение.
- Гуманистическая парадигма в понимании личности (теория А. Маслоу, теория К. Роджерса, экзистенциальная психология В. Франкла и др.). Понятие самоактуализирующейся личности.
- Когнитивные теории личности. Теория когнитивного диссонанса Л, Фестингера, личностных конструктов Дж. Келли.
- Психодинамический подход в понимании психики и личности (психоаналитическая теория Фрейда, индивидуальная теория Адлера, аналитическая теория Юнга).
- Диспозициональные теории личности (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк). Понятие черты личности. Представление о человеческой сущности. Теория пяти черт (большая пятерка).
- Гештальтпсихология. Представления о личности в гештальтпсихологии. Теория поля К. Левина. Понятие полезависимости и поленезависимости личности.
Вопросы возрастной, педагогической психологии
- Принцип развития в психологии. Понятие возрастного развития. Эволюционное и революционное развитие. Условия, факторы, движущие силы и закономерности развития. Соотношение созревания и развития.
- Основные теории развития в психологии (биогенетическая, социогенетическая, теория конвергенции двух факторов, экологическая модель развития, когнитивные теории и др.). Роль деятельности в развитии. Соотношение развития и обучения. Понятие зоны ближайшего развития.
- Понятие возраста. Основные подходы к возрастной периодизации. Концепции периодизации: Ж.Пиаже, Дж. Брунера (когнитивные теории), З. Фрейда (психоаналитические) Э. Эриксона (эпигенетическая), Р. Сирс (бихевиориальная), Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева. Детерминанты развития, основания (критерии) периодизации, характеристика этапов.
- Возрастной кризис развития: понятие и структура кризиса, специфика протекания в разные периоды жизни, место в системе развития. Специфика кризисов младенческого, раннего возраста, кризиса семи лет, подросткового и юношеского возраста, кризисов молодого, зрелого, пожилого возраста.
- Специфика подросткового возраста. Ведущая деятельность и социальная ситуация развития. Основные новообразования. Проблема кризиса подросткового возраста. Противоречия, проблемы и трудности подросткового возраста.
- Характеристика юности как возрастного периода: границы возраста, возрастной кризис, ведущая деятельность, психологические новообразования.
- Этапы развития человека в зрелые годы. Понятия: «зрелость», пожилой и старческий возраст. Границы возраста, специфика возрастных кризисов. Задачи возраста. Особенности психического развития. Проблемы личной жизни.
- Этапы развития человека в зрелые годы. Понятия: «зрелость», пожилой и старческий возраст. Границы возраста, специфика возрастных кризисов. Задачи возраста. Особенности психического развития. Проблемы личной жизни.
- Деятельность и общение как основные условия и средства воспитания и развития. Понятие о ведущей деятельности. Социальная ситуация развития. Характеристика видов ведущей деятельности в различных периодах развития. Сензитивные периоды и основные новообразования возраста.
- Личность в психологии и педагогике. Формирование личности средствами психологической практики.
11. Педагогическая психология, ее цели и задачи. Различные подходы к определению предмета педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе наук.
- Содержание психологического образования. Понятие о содержании и его структуре. Моделирование, программирование и планирование содержания преподавания.
- Принципы обучения и воспитания. Методы активизации учебной деятельности.
- Мотивы учения. Формирование мотивации учения.
- Формы и методы обучения. Методы контроля, учета и оценки учебной деятельности.
- Характер, акцентуации характера (основные теории). Учет акцентуаций характера в обучении и воспитании.
- Методы формирования самосознания личности: понятие о самосознании и его структуре. Монологические и диалогические методы. Опасности манипулирования сознанием.
- Организационные формы преподавания в вузе: лекция, семинар, самостоятельная работа. Назначение, цель и задачи, требования к студентам.
- Андрогогика как отрасль педагогической науки. Специфика обучения взрослых: учет возрастных особенностей, витагенного опыта и профессиональной принадлежности.
Вопросы социальной психологии и психологии труда
1. Психология общения.Понятие и функции общения. Общение как коммуникация, как интеракция, как социальная перцепция. Соотношение категорий общение и деятельность.
2. Функции социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия.
3. Психология группы. Понятие группы. Структурные и динамические характеристики малой группы. Статика группы: границы, состав, структура (формальная и неформальная), статус и роли в группе. Динамика группы: образование, сплочение, лидерство, принятие групповых решений, развитие. Основные этапы развития группы.
4. Влияние группы на личность: конформизм, фасилитация (ингибиция), социальная ленность, деиндивидуализация, огруппленное мышление (единодушие).
5. Трудовая мотивация. Понятие трудовой мотивации. Потребности, мотивы, стимулы и смыслы профессиональной деятельности.
6. Теории трудовой мотивации: потребностные теории трудовой мотивации, теории отношений трудовой мотивации, операциональные теории трудовой мотивации.
7. Удовлетворенность трудом. Индивидуальный стиль трудовой деятельности; структура индивидуального стиля.
8. Трудовые состояния и процессы.Психология профессиональной работоспособности. Утомление. Методы определения работоспособности. Факторы, влияющие на работоспособность.
9. Психология профессионального самоопределения; профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности.
10. Понятие «Профотбор» (цели, задачи, виды профессионального отбора).Психологические основы профотбора; концепции профотбора. Профессиография. Виды и задачи профессиографирования.
Вопросы клинической и специальной психологии.
1. Нарушения познавательных процессов. Нарушения восприятия: количественные (гиперстезии и гипостезии) и качественные (иллюзии и галлюцинации). Патология мышления: детализация, персеверация, резонёрство и инкогеренция. Качественные нарушения мышления: сверхценные идеи, бред и навязчивые явления.
2. Нарушения эмоционально-волевой сферы: депрессия, эйфория (гипертимия), дисфория, апатия, эмоциональная амбивалентность, абулия.
3. Принципы психологического консультирования: конфиденциальность, ответственность, осознание пределов компетентности, экологичность, толерантность, уважение и развитие личности. Отличия психотерапии, психокоррекции и консультирования по целям, субъекту и объекту воздействия.
4. Роль психологии в поддержке людей с ограниченными возможностями. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство: формирование гуманного отношения в социуме, содействие в саморазвитии личности, оказание помощи в социальной адаптации, оздоровление и нормализация отношений в семье, устранения дефицита общения, право на профессиональную ребилитацию и равные возможности.
Этот вопрос есть в некоторых билетах
1. Определите: объект, предмет, цель, задачи, гипотезу, практическую значимость, методику исследования в предложенной теме.